АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
09 июня 2021 года
г. Архангельск
Дело № А05-4868/2021
Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2021 года
Полный текст решения изготовлен 09 июня 2021 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Острых А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Аквамир» (ОГРН <***>; адрес: 163069, <...>, каб.28)
к Архангельской области в лице министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 163004, <...>)
о взыскании 100 396 руб. 70 коп. убытков,
при участии в заседании представителя истца ФИО1 (доверенность от 19.04.2021),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Аквамир» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Архангельской области в лице министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее – ответчик, министерство) о взыскании 100 396 руб. 70 коп. в возмещение убытков, возникших в период июль – сентябрь 2018 года в связи с государственным регулированием тарифов на холодную воду.
Представитель истца в судебном заседании предъявленное требование поддержал.
Ответчик представителя в суд не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Министерство представило в материалы дела отзыв на заявление, в котором с предъявленным иском не согласилось, ссылаясь на злоупотребление ответчиком своим правом, просит отнести на него расходы по уплате государственной пошлины.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено и дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19.10.2017 № 50-в/1 «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО «АКВАМИР» на территории деревни Рикасиха муниципального образования «Приморский муниципальный район» (в редакции постановления от 12.12.2017 № 72-в/33 «О внесении изменений в постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 октября 2017 года № 50-в/1») обществу на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 установлены тарифы на питьевую воду в следующих размерах:
- для прочих потребителей – 86,84 руб./куб.м.,
- для потребителей, приравненных к населению – 30,06 руб./куб.м.,
- для населения – 30,06 руб./куб.м.
В примечании к постановлению указано, что общество не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Таким образом, межтарифная разница в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 составляла по холодной воде 56,78 руб./куб.м (86,84 руб./куб.м. – 30,06 руб./куб.м.).
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 – 2024 годы)» (далее – Порядок) министерство и общество заключили договор от 23.01.2018 № 40-В о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (далее – договор).
В соответствии пунктом 4.3 Порядка целью предоставления субсидии является возмещение организациям водопроводно-канализационного хозяйства недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 14 Порядка, пунктам 3.2.1, 3.2.3 договора для расчета размера субсидии используются следующие базовые величины:
а) установленные постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области для получателя субсидии:
льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения;
экономически обоснованные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения;
б) объемы питьевой воды, технической воды, горячей воды и (или) услуг водоотведения, реализованные получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, определенные на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - на основании нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Объемы питьевой воды, технической воды, горячей воды и (или) услуг водоотведения, реализованные получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, подтверждаются данными бухгалтерского учета за отчетный период.
Размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается по формуле:
СВ = Спв + Ств + Сгв + Ск, где:
СВ - размер субсидии для получателя субсидии, рублей;
а) в случае установления агентством по тарифам и ценам Архангельской области для получателя субсидии льготных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ниже уровня экономически обоснованных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) размер субсидии рассчитывается по формуле:
Спв = (Тпвпр - Тпвн) x Vпвн, где:
Спв - размер субсидии (в части питьевой воды), рублей;
Тпвпр - экономически обоснованный тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (без НДС), рублей/куб. м;
Тпвн - льготный тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (без НДС), рублей/куб. м;
Vпвн - объем питьевой воды, реализованный получателем субсидии населению и потребителям, приравненным к населению, куб.м
Как следует из материалов дела, истец являлся гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории деревни Рикасиха муниципального образования «Приморский муниципальный район» и в период июль – сентябрь 2018 года осуществлял поставку холодной воды в многоквартирные дома, находившиеся в управлении ООО «УК «Поморье», в целях оказания услуг холодного водоснабжения населению, поживающему в жилом фонде.
Из представленных в материалы дела УПД и счетов на оплату от 26.10.2020 №№ 243, 244, 245 в период с июля по сентябрь 2018 года на нужды ОДН была поставлена холодная вода в объеме 1768,170 куб.м.
В расчетах за поставленную ООО «УК «Поморье» воду общество применило льготный тариф (30,06 руб./куб.м.).
Согласно расчету общества, в результате применения льготных тарифов у него возникли недополученные доходы (убытки) в размере 100 396,70 руб. (1768,170 куб.м. х 56,78 руб./куб.м.), в целях возмещения которых истец направил ответчику претензию.
Министерство в письме от 23.04.2021 № 203/06-09/3056 отказало обществу в предоставлении средств субсидии, указав, что обязательства по возмещению недополученных обществом доходов за 2018 год исполнены в полном объеме.
Отказ в возмещении убытков послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
На основании статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что внедоговорной вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 ГК РФ).
В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16 и 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.
По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
Из анализа указанных норм права следует, что для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов, составляющих убытки. При этом отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Истцом в рамках настоящего дела предъявлено требование о взыскании с ответчика 100 396,70 руб. убытков, возникших в период июль – сентябрь 2018 года в связи с поставкой в МКД, находящиеся в управлении ООО «УК Поморье», холодной воды на нужды ОДН в объеме 1768,170 куб.м. по льготному тарифу.
Спорный объем ресурса, как следует из заявления общества, не был включен в расчет субсидии за 2018 год. Министерство тот факт, что указанный объем субсидии не был учтен при расчете субсидии за 2018 год, не оспаривает. При этом ответчик в отзыве на заявление указывает, что свои обязательства перед истцом по перечислению субсидии за 2018 год в рамках заключенного договора были выполнены министерством в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона Архангельской области от 26.09.2014 № 168-10-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» (далее – Закон № 168-10-ОЗ) право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению.
Согласно подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 3 Закона № 168-10-ОЗ население – физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, владеющие (пользующиеся) жилыми помещениями на законных основаниях, приобретающие питьевую и (или) техническую воду и услуги по водоотведению для собственных коммунально-бытовых нужд, питьевую и (или) техническую воду для общедомовых коммунально-бытовых нужд.
Потребители, приравненные к населению, - лица, приобретающие: горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, питьевую воду, техническую воду и услуги по водоотведению в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению населению; питьевую воду и (или) техническую воду для производства горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования), в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению; питьевую воду и (или) техническую воду для производства горячей воды с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению населению.
Согласно статье 5 Закона № 168-10-ОЗ основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 этого закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как указано в подпункте 5 пункта 1 статьи 3, статье 6 Закона № 168-10-ОЗ, компенсация выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, возникающих в результате установления льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, производится указанным организациям путем предоставления субсидий из областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, заключенных между данным органом и организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
На основании изложенного, поскольку общество в рассматриваемый период осуществляло поставку питьевой воды населению и обоснованно применяло в расчетах с потребителями тарифы ниже экономически обоснованных, то оно вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов за этот период.
Компенсация возникших в ходе осуществления регулируемой деятельности потерь направлена исключительно на их восполнение, без получения дополнительных выгод. В случае отказа в таком возмещении истец безосновательно лишается гарантированного права на получение полной стоимости отпускаемого им товара в рамках регулируемой деятельности.
Иного способа получения денежных средств, связанных с осуществлением регулируемой предпринимательской деятельности, кроме как возмещение затрат за счет лица, обязанного в силу закона их возмещать, у истца не имеется.
Заявленная ко взысканию сумма понесенных убытков определена истцом расчетным путем исходя из объема, поставленного в спорный период на нужды ОДН ресурса. Каких-либо возражений и доводов, опровергающих примененные в расчетах показатели, в том числе тарифы и объемы поставленных истцом ресурсов, ответчиком не приведено. В отзыве на заявление ответчик указал, что заявленный истцом объем коммунального ресурса (1768,170 куб.м.) подтвержден платежными документами (квитанциями) и данными бухгалтерского учета общества.
Представленный истцом расчет убытков проверен судом и признается арифметически верным.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» и согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
На основании изложенного, причиненные истцом убытки в размере 100 396,70 руб. подлежат возмещению за счет казны Архангельской области, т.к. регулирование тарифов осуществляется органами государственной власти Архангельской области.
При этом уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере топливно-энергетического комплекса, и главным распорядителем бюджетных средств по этой статье расходов, является министерство.
В соответствии с положениями статьи 1071, пункта 3 статьи 125 ГК РФ, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации именно министерство в рассматриваемом случае выступает в суде от имени Архангельской области.
В связи с этим суд взыскивает убытки с Архангельской области в лице министерства за счет казны Архангельской области в размере 100 396,70 руб.
Ответчиком заявлено об отнесении на истца судебных расходов по делу ввиду злоупотребления им своими правами. По мнению ответчика, истец необоснованно дробит исковые требования по одному факту возникновения недополученных доходов, что приводит к затягиванию спора и получению истцом преимуществ при реализации прав и обязанностей. Ответчик обращает внимание суда на то обстоятельство, что ранее были рассмотрены аналогичные требования общества за период с января по март 2018 года (дело № А05-13042/2020) и за период с апреля по июнь 2018 года (дело № А05-1683/2021).
В силу пунктов 3, 4 статьи 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Частью 2 статьи 41 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом неблагоприятные последствия.
В силу части 2 статьи 111 АПК РФ арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.
Злоупотребления процессуальными правами, которое повлекло бы срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, со стороны истца при рассмотрении настоящего дела не установлено. Нарушения истцом определенного АПК РФ порядка представления доказательств не допущено, иное из материалов дела не следует.
Таким образом, оснований для отнесения на истца государственной пошлины судом не установлено.
В соответствии со статьи 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Взыскать с Архангельской области в лице министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>) за счет средств казны Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Аквамир» (ОГРН <***>) 100 396 руб. 70 коп. убытков, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Л.В. Шишова