АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
июля 2016 года | г. Архангельск | Дело № А05-5053/2016 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Ипаева С.Г.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Прокуратуры Плесецкого района Архангельской области (место нахождения: Россия, 164260, п.Плесецк, Архангельская область, ул.Ленина, дом 22)
о привлечении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Плесецкая центральная районная больница" (ОГРН <***>; место нахождения: Россия, 164262, рп.Плесецк, Архангельская область, ул.Гагарина, дом 56)
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Прокуратура Плесецкого района Архангельской области обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Плесецкая центральная районная больница" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указанное заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощённого производства.
Лица, участвующие в деле, в соответствии со статьёй 123 АПК РФ считаются извещёнными надлежащим образом о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу в арбитражном суде.
Ответчик в представленном отзыве на заявление с заявленными требованиями не согласился.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Плесецкого района проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, надлежащего содержания противорадиационных укрытий расположенных на территории района.
Проверкой установлено, что объект гражданской обороны противорадиационное укрытие №982/30, кадастровый (или условный) номер 29:15:120402:1218, расположенный по адресу: <...> (почтовый адрес присвоен на основании постановления главы администрации МО «Плесецкое» от 26.08.2011 № 411), 164261, находится в собственности Российской Федерации.
На основании постановления муниципального образования «Плесецкий район» Плесецкий район Архангельской области «О передачи муниципального имущества» от 26.07.2011 №1109-па, указанный объект противорадиационное укрытие в составе со зданием стационара (назначение: нежилое, 3-этажный (подземных этажей - 1) - передано в оперативное управление муниципальному учреждению здравоохранения «Плесецкая центральная районная больница».
Согласно распоряжению Правительства Архангельской области от 29.11.2011 № 766-рп «О безвозмездной передаче муниципального учреждения здравоохранения «Плесецкая центральная районная больница» как имущественного комплекса, находящегося в собственности муниципального образования «Плесецкий муниципальный район», передано в государственную собственность Архангельской области.
На основании свидетельства о государственной регистрации права выданного 06.06.2012 за государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Плесецкая центральная районная больница» (далее по тексту - ГБУЗ «Плесецкая ЦРБ») закреплено право оперативного управления на объект: здание стационара на 175 коек, назначение не жилое, 3 - этажный, (подземных этажей - 1), общая площадь 4 173, 2 кв. м., в состав которого входит - противорадиационное укрытие.
Согласно пункту 5 паспорта противорадиационного укрытия-назначение противорадиационного укрытия в мирное время - технический подвал.
Данное противорадиационное укрытие (далее по тексту - Убежище) в мирное время используется ГБУЗ «Плесецкая ЦРБ» как склад, в котором хранятся лекарственные препараты, а также хозяйственны инвентарь.
Таким образом, ГБУЗ «Плесецкая ЦРБ» является организацией, на учете которой находится вышеназванное защитное сооружение и в силу этого на него возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений).
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что Убежище используется ГБУЗ «Плесецкая ЦРБ» с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила № 583), а именно:
- защитно-герметические ворота и двери находились в открытом положении, в отсутствии подставок и съемных легких экранов (щитов) п. 3.2.5. Правил № 583.
- пути движения, входы в Убежища и аварийные выходы не свободны, допускается их загромождение и захламление п. 3.2.3. Правил №583.
- при осмотре помещений Убежища установлено, что оно не достаточно герметизировано и не гидроизалировано, о чем свидетельствует грибковые образования на потолке и стенах Убежища, образовавшиеся вследствие длительного воздействия сконденсированной влаги (п. 3.2.1. Правил № 583).
- поверхности стен помещений Убежищ лечебного учреждения не затираются цементным раствором и не окрашены масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью, в отдельных помещениях в нарушение п. 3.2.9. правил №583 допущена облицовка стен керамической плиткой п. 3.2.9. Правил №583.
- в нарушении п. 3.2.10. Правил №583 элементы инженерных систем внутри Убежища не окрашены в разные цвета, ( в белый цвет не окрашены - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в красный не окрашены - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения, в черный не окрашены -трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод, в зеленый не окрашены - водопроводные трубы, баки запаса воды, в серый не окрашены - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы).
В нарушение п. 3.2.11., 3.2.14 и пункта 3.2.23 Правил №583, система вентиляции на момент проверки находилась в неисправном состоянии, работы по очистки от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства не проводятся, а также не смазывается и не окрашивается оборудование; аварийные резервуары для сбора фекалий Убежища на момент проверки были открыты, задвижки на выпусках открыты.
В нарушение пункта 3.2.24. Правил №583 в помещении санузла демонтированы унитазы и смывные бачки.
Согласно п. 10 раздела II Приказа № 575, при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗГ СО в мирное время.
В нарушение подпункта «в» п. 42 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (далее-Постановление №390), допускается эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
По результатам проверки составлен акт от 08.04.2016 и вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Прокурор Приморского района Архангельской области, руководствуясь положениями статей 25.11, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 29, 202 - 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 25 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 года № 2202-1 обратился в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении ГБУЗ Архангельской области "Плесецкая центральная районная больница" к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Часть 2 статьи 7.24 КоАП РФ устанавливает ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.
Следовательно, по смыслу части 2 статьи 7.24 КоАП РФ объективная сторона указанного административного правонарушения находится в неразрывной взаимосвязи с характеристиками федерального имущества, нарушения в эксплуатации которого влекут административную ответственность. Поэтому определяющее значение при квалификации деяния имеет идентификация видовой характеристики используемого федерального объекта, а в некоторых случая - его функциональных характеристик.
Конституционной обязанностью государства является обеспечение безопасности личности, общества и государства, охрана окружающей среды и экологическая безопасность; при этом оборона, в том числе гражданская оборона, находится в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "м"; статья 72, пункт "д" части 1, Конституции Российской Федерации).
В развитие приведенных конституционных положений был принят Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 №28-ФЗ, который определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны (преамбула). В соответствии с данным Федеральным законом гражданская оборона представляет собой систему мероприятий, направленных в том числе на защиту населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (статья 1).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ), правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона о гражданской обороне порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяется Правительством Российской Федерации.
Статус защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Правил №583 учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища или противорадиационного укрытия заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
На основании пунктов 1.7, 1.8 названных Правил готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают начальники гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся.
Таким образом, обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находятся эти сооружения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права выданного 06.06.2012 за государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Плесецкая центральная районная больница» (далее по тексту - ГБУЗ «Плесецкая ЦРБ») закреплено право оперативного управления на объект: здание стационара на 175 коек, назначение не жилое, 3 - этажный, (подземных этажей - 1), общая площадь 4 173, 2 кв. м., в состав которого входит - противорадиационное укрытие.
Согласно пункту 5 паспорта противорадиационного укрытия -назначение противорадиационного укрытия в мирное время - технический подвал.
Данное противорадиационное укрытие в мирное время используется ГБУЗ «Плесецкая ЦРБ» как склад, в котором хранятся лекарственные препараты, а также хозяйственны инвентарь.
Таким образом, ГБУЗ «Плесецкая ЦРБ» является организацией, на учете которой находится вышеназванное защитное сооружение и в силу этого на него возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений).
Согласно статье 1 Закона № 28-ФЗ), гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со статьей 9 Закона № 28-ФЗ, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны.
Пунктом 4 статьи 18 Закона № 28-ФЗ предусмотрено, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Согласно пункту 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок), в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
В соответствии с пунктом 10 Порядка, организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Указанные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденном приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 (далее -Приказ № 575), и Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила № 583).
На основании п. 3.2.1 Правил №583 при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Пунктом 3.2.3 Правил №583 установлено, что пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается загромождение.
Во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находится в открытом положении на подставках и прикрываться умными легкими экранами или щитами, внутренняя отделка помещений ГО производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона, облицовка стен керамической плиткой не допускается, элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции, в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции, в красный - трубы электропроводки и канализационные трубы, в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды, в коричневый - трубы системы отопления, в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п. 3.2.5, 3.2.8 - 3.2.11).
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают НТО организаций, на учете которых они находятся.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что Убежище используется ГБУЗ «Плесецкая ЦРБ» с нарушением установленных норм и правил эксплуатации содержания.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что на момент проверки защитно-герметические ворота и двери находились в открытом положении, в отсутствии подставок и съемных легких экранов (щитов) п. 3.2.5. Правил № 583), пути движения, входы в Убежища и аварийные выходы не свободны, допускается их загромождение и захламление (п. 3.2.3. Правил №583), помещение убежища не достаточно герметизировано и не гидроизалировано, о чем свидетельствует грибковые образования на потолке и стенах Убежища, образовавшиеся вследствие длительного воздействия сконденсированной влаги (п. 3.2.1. Правил № 583); поверхности стен помещений Убежищ лечебного учреждения не затираются цементным раствором и не окрашены масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью, в отдельных помещениях допущена облицовка стен керамической плиткой (п. 3.2.9. правил №583); в белый цвет не окрашены - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в красный не окрашены - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения, в черный не окрашены -трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод, в зеленый не окрашены - водопроводные трубы, баки запаса воды, в серый не окрашены - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы (п. 3.2.10. Правил №583); система вентиляции на момент проверки находилась в неисправном состоянии, работы по очистки от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства не проводятся, а также не смазывается и не окрашивается оборудование (п. 3.2.11. и 3.2.14. Правил №583); аварийные резервуары для сбора фекалий Убежища на момент проверки были открыты, задвижки на выпусках открыты (п. 3.2.23. Правил № 583); в помещениях санузлов демонтированы унитазы и сливные бачки (п.3.2.24. Правил №583).
Суд, установив обстоятельства дела, оценив в порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями закона о гражданской обороне, Правил, Порядка пришел к выводу о том, что находящееся на балансе учреждения защитное сооружение используется им с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания, что влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 7.24 Кодекса.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что учреждение не приняло все зависящие от него меры по использованию объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности с соблюдением норм и правил эксплуатации и содержания таких объектов.
Доказательств обратного обществом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым привлечь государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Плесецкая центральная районная больница" к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ с назначением наказания в минимальном размере 20000 руб.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: получатель: УФК по Архангельской области (Прокуратура Архангельской области, <...>), ИНН <***>; КПП290101001; ОКТМО 11650000; Банк получателя: отделение Архангельск, расчетный счет: <***>; БИК 041117001; КБК41511690050056000140; назначение платежа: административный штраф.
При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Руководствуясь статьями 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Привлечь и государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Плесецкая центральная районная больница" зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1112920000380, находящееся по адресу: Россия 164262, рп.Плесецк, Архангельская область, ул.Гагарина, дом 56 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 00 рублей.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Судья | С.Г. Ипаев |