ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5375/14 от 07.07.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-5375/2014   

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой С.А. 

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010; место нахождения:163060, г.Архангельск, ул.Урицкого, дом 47)

о привлечении индивидуального предпринимателя Кузнецовой Юлии Валериевны (ОГРН 304292117600012; место жительства: г Архангельск) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта  (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кузнецовой Юлии Валерьевны (далее – Предприниматель, Кузнецова Ю.В.) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (протокол об административном правонарушении от 30.04.2014   № 169).

Определением суда от 06.05.2014 заявление Управления с учетом частей 1, 4 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу.

Лица, участвующие в деле, в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству, возбуждении производства по делу.

Дело рассмотрено в порядке главы 29 АПК РФ.

В установленные частью 3 статьи 228 АПК РФ сроки Предприниматель отзыв в материалы дела не представила.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Кузнецова Ю.В. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304292117600012. Министерством транспорта Российской Федерации 03.12.2009 Предпринимателю выдана лицензия серии ДА №011782 (регистрационный номер АСС-29-201016) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

15.04.2014 в адрес Управления поступило заявление гражданина РФ от 14.04.2014 (входящий №26 от 15.04.2014), в котором содержались данные, указывающие на наличие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

22.04.2014 старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления Вепревым А.И. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ для проведения административного расследования, требующего значительных временных затрат в связи с осуществлением процессуальных действий, связанных с получением дополнительных сведений нарушения законодательства. Копия определения получена Предпринимателем 25.04.2014, о чем свидетельствует ее подпись.

Определением от 25.04.2014 административный орган истребовал у Предпринимателя путевой лист автобуса от 11.04.2014, выданный на автобус MERCEDES BENZ SPRINTER 311CD, государственный регистрационный знак К443КМ/29. Копия определения получена Предпринимателем 25.04.2014, о чем свидетельствует ее подпись.

Предпринимателем был представлен путевой лист №411 от 11.04.2014.

В ходе производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования Управлением было установлено, что 11.04.2014 в 09 час. 00 мин. в районе д. 2, на пр. Дзержинского, в г. Архангельске, индивидуальный предприниматель Кузнецова Ю.В., используя автобус MERCEDES BENZ SPRINTER 311CD, государственный регистрационный знак К443КМ/29, осуществляла предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров путем заключения публичных договоров, предусмотренных частью 1 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации, по автобусному маршруту общего пользования «Архангельск-Шенкурск» с нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), так как:

1. Не выполнила требований «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 года №152, а именно:

- подпункта 4 пункта 6, так как в путевом листе №411 от 11.04.2014 отсутствовало время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки;

- пункта 13, так как в путевом листе №411 от 11.04.2014 дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки не были заверены штампом или подписью с указанием инициалов и фамилии уполномоченного лица, назначенного решением индивидуального предпринимателя.

- подпункта 3 пункта 6, так как в путевой лист №411 от 11.04.2014 не были занесены показания одометра при заезде в гараж;

- подпункта 4 пункта 6, так как в путевой лист №411 от 11.04.2014 не были занесены сведения о времени заезда транспортного средства в гараж;

- подпункта 2 пункта 7, так как в путевом листе №411 от 11.04.2014 отсутствуют сведения о дате и времени проведения послерейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства.

2. Не выполнила требований «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, а именно: пункта 43, так как билет серии MB №035139, выданный гражданину для проезда в автобусе по маршруту «г. Архангельск - с. Емецк» не содержал сведений: зона действия билета, дата отправления, время отправления, дата прибытия, время прибытия, место, сумма, дата и время продажи билета.

3. Не выполнила требований Федерального закона «О навигационной деятельности» от 14.02.2009 №22-ФЗ, а именно: статьи 4, так как транспортное средство - автобус MERCEDES BENZ SPRINTER 311CD, государственный регистрационный знак К443КМ/29, не оснащено в установленном     порядке     аппаратурой    спутниковой     навигации    ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

30.04.2014 старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления Вепревым А.И. в присутствии Предпринимателя составлен протокол №169 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно объяснениям Кузнецовой Ю.В., данным при составлении протокола, Предприниматель с выявленными нарушениям согласна.

В заявлении в арбитражный суд Управление просит привлечь Предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ данное дело подведомственно арбитражному суду.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленное требование подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, установлен статьёй 28.3 КоАП РФ.

Согласно абзацу первому части 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение о лицензировании), лицензирование перевозок пассажиров осуществляется  Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган).

Согласно части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждён приказом Ространснадзора от 30.10.2007 № ГК-938фс.

Согласно названному Перечню протоколы об административных правонарушениях вправе составлять, в том числе, старший государственный инспектор отдела Управления государственного автомобильного и дорожного надзора.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен полномочным лицом – старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Вепревым А.И.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей согласно статьей 2.4 КоАП РФ) - от 3000 до 4000 рублей.

Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, возникающие при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

Согласно частям 1 и 3 статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Системный анализ положений частей 1 и 3 статьи 23 и подпункта 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что право индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ).

Статьёй 3 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено, что  деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Порядок лицензировании деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) определён в Положении о лицензировании.

Объективной стороной вменяемого Предпринимателю правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Пунктом 4 Положения о лицензировании определены лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, к числу которых относится, в том числе: соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (пункт «и»).

Согласно статье 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 6 и 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152, обязательными реквизитами путевых листов являются, в том числе сведения: показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо) (подпункт 3 пункта 6); дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (подпункт 4 пункта 6); дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (подпункт 2 пункта 7).

В соответствии с пунктом 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152, даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Материалами дела подтверждается, что в путевом листе от 11.04.2014 №411 отсутствуют сведения, предусмотренные подпунктами 3, 4 пункта 6, подпунктом 2 пункта 7, пунктом 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152. Данный факт Предпринимателем не оспаривается.

Таким образом, не организовав должным образом выполнение требований по заполнению путевого листа от 11.04.2014 №411 и внесению в него обязательных реквизитов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152, Кузнецова Ю.В. не обеспечила выполнение требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила № 112), устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении №1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов (пункт 43 Правил №112).

Согласно приложению №1 Правил №112 допускается использование, в том числе, билеты по форме №1 - разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления.

Билет по форме №1 должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: а) наименование, серия и номер билета; б) наименование организации, выдавшей билет; в) вид транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажира; г) зона действия билета; д) дата отправления; е) время отправления; ж) дата прибытия; з) время прибытия; и) место; к) сумма; л) дата продажи билета; м) время продажи билета.

Материалами дела подтверждается нарушение Предпринимателем пункта 43 Правил №112, так как билет серии MB №035139, выданный гражданину для проезда в автобусе по маршруту «г. Архангельск - с. Емецк» не содержал сведений: зона действия билета, дата отправления, время отправления, дата прибытия, время прибытия, место, сумма, дата и время продажи билета.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным органом в ходе проведенной проверки доказано нарушение Предпринимателем подпункта «и» пункта 4 Положения о лицензировании.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 30.04.2014 №169 Предпринимателю вменяется в вину также нарушение подпункта «ж» пункта 4 Положения о лицензировании.

Пунктом 4 Положения о лицензировании определены лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, к числу которых относится, в том числе: использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (пункт «ж»).

В соответствии с требованиями пункта 1.6. «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, одной из основных задач индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами является организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» от 25.08.2008 № 641, в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, а также совершенствования геодезических и кадастровых работ оснащению подлежат автомобильные транспортные средства, используемые для перевозок пассажиров.

Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее – Порядок), был утвержден приказом Минтранса РФ от 26.01.2012 № 20, зарегистрированным в Минюсте РФ 21.02.2012 № 23281, вступившим в силу в отношении транспортных средств категории N для перевозки опасных грузов и транспортных средств категорий М 2, М 3 - с 1 января 2013 года.

В силу пункта 3 Порядка в ходе оснащения транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS осуществляется:

установка на транспортное средство аппаратно-программного устройства для определения текущего местоположения и параметров движения транспортного средства, взаимодействия с автоматизированным центром контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - абонентский телематический терминал);

тестирование абонентского телематического терминала для последующего подключения его к автоматизированному центру контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - АЦКН Ространснадзора);

оформление и выдача владельцу транспортного средства документа, подтверждающего оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, с включением информации об абонентском телематическом терминале в базу данных АЦКН Ространснадзора.

В соответствии с пунктом 4 Порядка установка на транспортное средство абонентского телематического терминала и подключение абонентского телематического терминала к диспетчерскому центру или диспетчерскому пункту и к АЦКН Ространснадзора обеспечивается владельцем транспортного средства. Абонентский телематический терминал устанавливается на транспортном средстве в соответствии с требованиями завода-изготовителя абонентского телематического терминала. Место расположения абонентского телематического терминала на транспортном средстве определяется исходя из технических характеристик абонентского телематического терминала и конструктивных особенностей транспортного средства.

В соответствии с пунктом 6 Порядка тестирование абонентского телематического терминала осуществляется на основании представленных владельцем транспортного средства в адрес соответствующего территориального органа Ространснадзора сведений:

о владельце транспортного средства (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, адрес, телефон, факс, E-mail);

о транспортном средстве (государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN)), марка, модель, категория транспортного средства, год изготовления, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства, характеристики транспортного средства по видам перевозок);

об абонентском телематическом терминале (марка, модель, фирма-изготовитель, версия программного обеспечения, рабочие частоты радиостанции, прочие технические характеристики, а также, при наличии, серийный номер, универсальный идентификационный номер (UIN), IP-адрес в системе диспетчерского управления и мониторинга, другие идентификационные данные).

Как следует из материалов дела Предприниматель использует для коммерческих перевозок пассажиров транспортное средство - автобус MERCEDES BENZ SPRINTER 311CD, государственный регистрационный знак К443КМ/29, которое имеет разрешенную массу 3,500 тонны и таким образом относится к категории М 2, и поэтому подлежит оснащению в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Как указано в протоколе об административно правонарушении от 30.04.2014 №169, вышеуказанные сведения, перечисленные в пункте 6 Порядка, индивидуальным предпринимателем Кузнецовой Ю.В. в УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для тестирования были представлены, однако в ходе тестирования аппаратуры установленной на транспортном средстве было установлено, что аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленная на транспортном средстве MERCEDES BENZ SPRINTER 311CD, государственный регистрационный знак К443КМ/29, не соответствует требованиям предъявляемым приказом Минтранса России от 31.07.2012 №285 «Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов», и поэтому Кузнецовой Ю.В. документ, подтверждающий оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, с включением информации об абонентском телематическом терминале в базу данных АЦКН Ространснадзора не оформлялся и не выдавался.

Решением Верховного Суда РФ от 08.04.2014 № АКПИ14-40 признан недействующим Приказ Минтранса РФ от 26.01.2012 № 20, устанавливающий порядок оснащения транспортных средств навигаторами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, признан недействующим пункт 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720, который предоставлял Минтрансу России право издать соответствующий приказ.

В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Как разъяснено в постановлениях Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2012 №34 и №37, устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена. В целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

Поскольку на дату рассмотрения настоящего дела Приказ Минтранса РФ от 26.01.2012 №20, устанавливающий порядок оснащения транспортных средств навигаторами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, пункт 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 №720, который предоставлял Минтрансу России право издать соответствующий приказ, отменены, Предприниматель не может быть привлечен к административной ответственности за нарушение указанных норм.

Вместе с тем, как указывалось судом выше, административным органом в ходе проведенной проверки доказано нарушение Предпринимателем подпункта «и» пункта 4 Положения о лицензировании.

Вина Предпринимателя в данном случае выражается в том, что, занимаясь лицензируемым видом предпринимательской деятельности, он нарушил лицензионные требования, установленные нормативными правовыми актами и обязательные для исполнения лицензиатом, несмотря на то, что он мог и должен был соблюдать соответствующие правила и нормы, но не сделал этого.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что в действиях Предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Административный орган правильно квалифицировал выявленное правонарушение. Наличие в действиях Предпринимателя признаков состава названного административного правонарушения доказано.

Срок  давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на дату вынесения настоящего решения не истек.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Совершенное Предпринимателем правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере лицензирования и безопасности пассажирских перевозок. Следовательно, Предприниматель не может быть освобождено от ответственности, поскольку в данном случае признаки малозначительности правонарушения отсутствуют.

Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц (в том числе и индивидуальных предпринимателей согласно статье 2.4 КоАП РФ) от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено. В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершённое правонарушение, судом учитывается частичное признание фактов правонарушений и своей вины в их совершении, что отражено в объяснениях от 30.04.2014.

Суд приходит к выводу, что основания для назначения Предпринимателю административного наказания в виде предупреждения отсутствуют.

Как указано в частях 1, 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Лицензионные требования, нарушенные Предпринимателем в данном случае, направлены, в первую очередь, на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества, в связи с чем нарушение этих требований создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.

Количество совершенных Предпринимателем нарушений, характер и степень их общественной опасности в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ исключают возможность применения к нему административного наказания в виде предупреждения.

На основании изложенного, с учетом характера административного правонарушения, суд пришел к выводу о том, что Предприниматель подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в  размере 3000 рублей.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Получателем штрафа является Управление федерального казначейства Минфина России по Архангельской области (УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта). Расчетный счет 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ОКТМО 11701000, ИНН 2901043148, КПП 290101001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Руководствуясь статьями 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя Кузнецову Юлию Валериевну, 14 декабря 1976 года рождения, уроженку поселка Уемский Приморского района Архангельской области, зарегистрированную в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304292117600012, проживающую по адресу: 163046, г Архангельск, пр-кт Советских Космонавтов, дом 120, кв. 31, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 3000 рублей.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

С.А. Максимова