ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5756/2011 от 12.07.2011 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 июля 2011 года

г. Архангельск

Дело № А05-5756/2011

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Полуяновой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Керниченко Т.Л.

рассмотрев в судебном заседании 06 июля 2011 года дело по заявлению Прокурора Ломоносовского района г.Архангельска

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СтройКомплект» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

с участием третьего лица - Отдела милиции № 1 (по обслуживанию округов Варавино-Фактория и Майская горка г. Архангельска) УВД по г. Архангельску

В заседании суда приняли участие:

от административного органа – ФИО1

от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – не явился (извещен)

от третьего лица – ФИО2

Суд установил следующее:

Прокурор Ломоносовского района г. Архангельска обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СтройКомплект» (далее - Общество, ООО «СтройКомплект») к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии).

Представитель административного органа в ходе судебного заседания заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель третьего лица поддержала позицию административного органа.

Поскольку определение суда о принятии заявления к производству и назначении дела к судебному разбирательству от 09.06.2011, направленное ответчику по адресу, указанному в заявлении и в документах, представленных в материалы дела, возвращено органом связи с отметкой «истек срок хранения», в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик считается надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, рассмотрев представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Ломоносовского района г. Архангельска по заданию прокуратуры области об организации проверки по фактам проведения азартных игр в г. Архангельске, проведена проверка исполнения законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр в помещении, расположенном по адресу: <...>, принадлежащем ООО «СтройКомплект».

23.04.2011 по требованию прокуратуры района, а также в связи с поступлением сообщения о функционировании игорного заведения сотрудниками отдела милиции №1 УВД по г. Архангельску в присутствии двух понятых ФИО3 и ФИО4 проведен осмотр развлекательного интернет-клуба, расположенного по адресу: <...>, с составлением протокола осмотра. В протоколе осмотра отражено, что в помещении расположено 15 единиц компьютерного оборудования, из них 14 находятся в рабочем состоянии, у компьютерного оборудования имеется монитор, клавиатура, мышь управления, системный блок. На мониторе открыто активное окно с заставкой рабочего стола и 10 ярлыками, в том числе «Интернет», также компьютерное оборудование имеется у администратора (монитор, системный блок, клавиатура, мышь), в системный блок установлена флеш-карта «Transcend» 2GB.

При осмотре на основании протокола от 23.04.2011 изъяты игровое оборудование с мониторами в количестве 15 штук с номерами 950300000027, 950300000031, 950300000032, 950300000039, 950300000040, 950300000041, 950300000044, 950300000045, 950300000046, 950300000047, 950300000053, 950300000082, 950300000083, 950300000085, 950300000086, а также системный блок серого цвета со вставленной в него флеш-картой «Transcend» 2GB, 15 технических паспортов, копии свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, приказа № 3 от 04.05.2010, приказа № 4 от 04.05.2010, решения № 3 от 26.04.2010, устава, договора аренды помещения, договора на оказание охранных услуг.

Осмотр и изъятие произведены в присутствии руководителя обособленного подразделения Общества ФИО5

Сотрудником милиции 23.04.2011 опрошены ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО10, письменные объяснения представлены в материалы дела.

В объяснениях ФИО6 отражено, что он пришел в игровой клуб по адресу: <...> с целью выиграть деньги, передал девушке администратору деньги в сумме 200 руб., после чего присел на компьютер, на котором была включена игра (такая же как на игровых автоматах), игра устанавливалась с компьютера, находившего в подсобном помещении. ФИО6 начал игру нажимая на виртуальные клавиши при помощи компьютерной мыши, в процессе игры выигрыша достигнуто не было, в связи с чем неоднократно в кассу заведения вносились денежные средства, всего было проиграно 2000 руб., какие-либо платежные документы не выдавались.

Опрошенная ФИО7 подтвердила изложенные ФИО6 факты.

Из пояснений ФИО11 и ФИО9 следует, что они являются администраторами клуба, принимают у посетителей денежные средства, эквивалент которых устанавливается впоследствии на выбранном компьютере (терминале) посредством центрального компьютера, чем занимаются посетители не контролируют.

ФИО5 пояснила, что в ее обязанности входит руководство подразделением, деятельность клуба заключается в следующем: когда заходит посетитель ему разъясняется какие услуги оказывает клуб, далее посетитель вносит денежную сумму, которая посредством центрального компьютера устанавливается на выбранный им терминал, чем занимается посетитель не контролируется, посетителю выдается платежная квитанция, время нахождения в зале за компьютером не ограничивается.

03 мая 2011 года директору ООО «СтройКомплект» направлено уведомление о дате и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении № 8-02-2011.

07 июня 2011 года и.о. прокурора Ломоносовского района г. Архангельска в отношении ООО «СтройКомплект» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту совершения Обществом правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

В постановлении от 07.06.2011 отражено, что в нарушение ст.13 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ ООО «СтройКомплект» осуществляло деятельность по организации и проведению азартных игр.

Деятельность ООО «СтройКомлект» содержит признаки азартной игры: в качестве соглашения о выигрыше выступает приобретение посетителем права игры на развлекательном аппарате (интернет-терминале) путем передачи в кассу денежных средств, на электронном аппарате количество баллов устанавливается в размере, равном сумме средств, полученных от посетителя клуба, исходя из расчета 1балл = 1руб., риск состоит в том, что в зависимости от полученных для игры баллов игрок может лишится значительной суммы денежных средств, для получения (определения) выигрыша (суммы бонусных баллов) посетитель использует электронное оборудование, перед началом проведения игры на любом аппарате посетитель клуба ООО «СтройКомплект» никакого товара у оператора-кассира не приобретает, размер выигрыша определяется случайным образом электронным оборудованием, выигрыш выплачивается из кассы организации, период пользования компьютерным оборудованием по времени не ограничивается.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицами, рассматривают судьи арбитражных судов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» указанным Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (далее – Закон № 244-ФЗ).

Статьей 3 Закона №244-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

Согласно части 2 статьи 9 Закона № 244-ФЗ игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области.

В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.

Исходя из системного толкования норм Закона № 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным законом.

В силу подпункта 77 пункта 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), подлежит лицензированию.

Согласно ч.2 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Аналогичная правовая позиция сформулирована постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2010 № 5889/10.

Из положений ст.4 Закона №244-ФЗ следует, что:

-азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

-деятельность по проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;

- разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с указанным Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в данной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;

- игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование) используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр и его работников.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона № 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Согласно пункту 16 статьи 4 Закона 244-ФЗ любые устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр, признаются игровым оборудованием. Поэтому само по себе неиспользование при осуществлении такой деятельности специально предназначенного для этого оборудования (в том числе именно игровых аппаратов), а использование другого оборудования (например, развлекательного, аттракционного), не будет свидетельствовать о том, что обществом не осуществляется организация азартных игр.

В арендуемом Обществом помещении, расположенном по адресу <...> были установлены и функционировали 14 электронно-технических устройств (интернет-терминалы), подключённые к сети Интернет, на которых проводились азартные игры посредством управления игроком электронно-техническим устройством - интернет-терминалом.

Электронное оборудование подключено к глобальной сети Интернет. Каждый интернет-терминал состоит из следующих функциональных частей: монитор, клавиатура, мышь управления, системный блок.

Показаниями свидетелей подтверждается, что активировав выбранный посетителем (игроком) интернет-терминал, администратор при помощи установленного у него компьютера вводит в программное обеспечение терминала сумму, которую внёс посетитель. Денежная сумма вводится администратором в виде баллов и отображается на мониторе интернет-терминала, при этом 1 балл соответствует 1 рублю, внесённому посетителем администратору.

Процесс игры осуществляется посетителем при помощи нажатия на кнопки, установленные на интернет-терминале, с помощью которых происходит управление программой и соответствующей установленной азартной игрой. Риск состоит в том, что игрок может лишиться значительной суммы денежных средств либо увеличить вложенное.

Проанализировав в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд пришёл к выводу, что ответчиком осуществлялась предпринимательская деятельность вне игорной зоны по организации и проведению азартных игр без специального разрешения; при отсутствии соответствующего разрешения (при существующем на то запрете) фактически осуществлялась организация и проведение азартных игр с использованием интернет-терминала.

Таким образом, судом установлено, что фактически под видом предоставления посетителям интернет-терминалов Общество принимает от посетителей наличные денежные средства и вносит их в виде баллов для осуществления игр на аппаратах, осуществляемая Обществом деятельность организована по принципу азартной игры. Посетитель клуба заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями ФИО6, ФИО7, протоколом осмотра принадлежащих обществу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 23.04.2011 и другими материалами дела.

Специального разрешения (лицензии) ООО «СтройКомплект» на организацию азартных игр на момент проверки не имело. Организация и проведение азартных игр осуществлялась в г.Архангельске Архангельской области, которая не входит в установленный законом перечень игорных зон.

С учетом изложенных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств суд усматривает в действиях Общества событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Правонарушение правильно квалифицировано административным органом по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Вина Общества в совершении правонарушения подтверждается материалами дела.

Суд не установил нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ.

Отсутствуют в материалах дела и данные, которые позволили бы суду квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

В силу ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом характера административного правонарушения, суд пришел к выводу о том, что Общество подлежит привлечению к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40000 рублей.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: счёт получателя штрафа 401 018 105 000 000 100 03 УФК по Архангельской области (Прокуратура Архангельской области), КПП 290101001, ИНН <***>, КБК 415 116 900 100 100 001 40, код ОКАТО 11410000000, банк получателя платежа: ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, г. Архангельск.

При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Предусмотренная для юридических лиц санкция ч.2 ст.14.1 КоАП РФ устанавливает дополнительное административное наказание в виде конфискации изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

Часть 1 ст.3.7 КоАП РФ предусматривает, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, назначаемое судьей. При этом, согласно ч.3 ст.3.3 КоАП РФ конфискация является дополнительным наказанием и может быть назначена одновременно с основным наказанием.

В случае совершения правонарушения конфискация применяется к имуществу, использование которого носит противоправный характер и нарушает публичные интересы. В этом смысле конфискация как способ защиты публичных интересов выступает в качестве санкции за противоправное деяние, субъектами которого являются не только собственники имущества, но и иные лица.

С учётом изложенного предметы нарушения: игровое оборудование с мониторами – терминалы в количестве 15 штук с серийными номерами 950300000027, 950300000031, 950300000032, 950300000039, 950300000040, 950300000041, 950300000044, 950300000045, 950300000046, 950300000047, 950300000053, 950300000082, 950300000083, 950300000085, 950300000086, изъятые по протоколу изъятия от 23.04.2011 подлежат конфискации.

Изъятые по указанному протоколу системный блок серого цвета со вставленной в него флеш-картой «Transcend» 2GB, не расцениваются судом как орудия производства при совершении правонарушения, в связи с чем подлежат возврату Обществу.

Изъятые по протоколу изъятия копии документов представлены заявителем в материалы дела в качестве доказательств и возврату не подлежат.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «СтройКомплект», зарегистрированное в качестве юридического лица 04 мая 2010 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящееся по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Конфисковать у общества с ограниченной ответственностью «СтройКомплект», зарегистрированного в качестве юридического лица 04 мая 2010 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: <...>, изъятые по протоколу изъятия от 23 апреля 2011 года игровое оборудование с мониторами – терминалы в количестве 15 штук с серийными номерами 950300000027, 950300000031, 950300000032, 950300000039, 950300000040, 950300000041, 950300000044, 950300000045, 950300000046, 950300000047, 950300000053, 950300000082, 950300000083, 950300000085, 950300000086, находящиеся на хранении по адресу: <...>.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «СтройКомплект» системный блок серого цвета со вставленной в него флеш-картой «Transcend» 2GB, изъятые по протоколу изъятия от 23 апреля 2011 года, и находящиеся на хранении по адресу: <...>.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Н.М. Полуянова