ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-5800/2021 от 16.08.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

августа 2021 года

     г. Архангельск

Дело № А05-5800/2021

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Филипьевой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной М.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Кулой" (ОГРН <***>; адрес: Россия 165100, п.Кулой Вельского района, Архангельская область, ул.Мира, дом 10)

к ответчику - администрации городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: Россия 165100, рп.Кулой Вельского района, Архангельская область, ул.Комсомольская, дом 58)

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета  спора,

- агентства по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 163061, <...>)

- управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской  области ( ОГРН <***>; адрес: 163000, <...>)

о внесении изменений в концессионное  соглашение

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Водоканал Кулой" (далее – истец, Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к  администрации городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области (далее – ответчик, Администрация) в котором просит внести изменения в концессионное  соглашение  от  18.11.2016 в части условия "Долгосрочные параметры регулирования  деятельности концессионера в соответствии с частью 2.4. статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ": изменить  уровень операционных расходов на 2021 год в размере 6939, 05 тыс. руб. за счет увеличения фонда  оплаты труда  производственного персонала по водоснабжению – с 11 109,84 тыс. руб.  до 13 891,64 тыс. руб., по водоотведению с  10 565,74 тыс. руб. до 14 722,99 тыс. руб.

Ответчик в отзыве на иск пояснил, что возражений относительно заявленных требований не имеет, требуемые изменения не могут быть внесены в концессионное соглашение по соглашению сторон.

Агентство по тарифам и ценам Архангельской области  в отзыве на иск пояснило, что отказ в согласовани изменений значений долгосрочных параметров регулирования тарифов вызван несоответствием обстоятельтств, с которыми истец связывает изменения в концессионное соглашение, законодательно установленному перечню. Возражений относительно представленного истцом расчета операционных расходов на 2021 год третьим лицом не представлено.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской  области в отзыве на иск указало, что изменения могут быть внесены в концессионное соглашение решением суда при доказанности факта существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

Лица, участвующие в деле, извещенные по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили.

Дело рассмотрено в порядке частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 18.11.2016 между муниципальным образованием «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области в лице  Администрации (концедент) и Обществом (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в Приложении № 1 к соглашению, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять деятельность по предоставлению коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Кулойское» Вельского муниципального района Архангельской области, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Срок действия соглашения определен на 10 лет со дня его подписания (пункт 9.1.).

В пункте 4 приложении № 2 "Долгосрочные параметры регулирования  деятельности концессионера в соответствии с частью 2.4. статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ" концессионного соглашения определены максимальные  уровени операционных расходов на 2016-2025 годы, в том числе на 2017 год в сумме 10 059 руб. 95 коп. по водоснабжению и 9567 руб. 27 коп. по водоотведению.

Соггласно пояснениям истца квалификационный уровень основной части его  производственного персонала находится на уровне 2 разряда. Операционные расходы на период с 2017 по 2021 годы проиндексированы Агентство по тарифам и ценам Архангельской области  на 110,4 %, соответственно, фонд оплаты труда производственного персонала в операционных расходах был также проиндексирован за аналогичный период на 110,4 %.

При этом рост МРОТ на основании изменения федерального законодательства с 2017 по 2021 годы составил 164,0 % в том числе:

- с 01.07.2016 - 7500 руб. – статья 1 ФЗ от 02.06.2016 №164-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

- с 01.07.2017 - 7800 руб. – статья 1 ФЗ от 19.12.2016 №460-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

- с 01.07.2018 - 9489 руб. – ФЗ от 28.12.2017 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения»;

- с 01.05.2018 – 11 163 руб. - ФЗ от 07.03.2018 №41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

- с 01.01.2019 – 11 280 руб. - ФЗ от 25.12.2018 №481-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

- с 01.01.2020 – 12 130 руб. - ФЗ от 27.12.2019 №463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»;

- с 01.01.2021 – 12 792 руб. - ФЗ от 27.12.2020 №473-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В результате произведенной индексации операционных расходов в тарифе на 2021 год фонд оплаты труда производственных рабочих составил 5735,46 тыс. руб. по водоснабжению и 8571,31 тыс.руб. по водоотведению. При этом по расчетам истца ФОТ на 2021 год, рассчитанный с учетом изменения законодательства о минимальном размере оплаты труда, составил по водоснабжению 8517,27 тыс.руб. и 12 728,55 тыс.руб. по водоотведению. Таким образом, уровень операционных расходов истца на 2021 год увеличился на 6939, 05 тыс.руб. за счет увеличения фонда  оплаты труда  производственного персонала.

Согласно пункту 11 приложения к Приказу Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 №760-э (Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

Истец обращался к  Агентству по тарифам и ценам Архангельской области за согласованием изменения долгосрочных параметров регулирования, согласованных  в Приложении № 2 к концессионному соглашению в части изменения уровня операционных расходов.

На указанное обращение Агентство ответило истцу отказом.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) определены существенные условия концессионного соглашения, к которым отнесены обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции (пункт 1); обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной   концессионным   соглашением   (пункт   2);   срок   действия  соглашения (пункт 3); описание, в том числе технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения (пункт 4); цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (пункт 6).

В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон.

Основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения (включая долгосрочные параметры регулирования), определяются Правительством Российской Федерации (часть 3.9 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее - Правила № 368), определяющие основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, включая основания, по которым может быть продлен срок действия концессионного соглашения, и порядок согласования4 антимонопольным органом таких изменений, в том числе для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

При этом согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии оснований, указанных в пункте 2 Правил № 368.

Таким образом, закон ограничивает усмотрение сторон концессионного соглашения по изменению его существенных условий.

В силу подпункта «з» пункта 5 Правил № 368 для согласования изменений условий концессионного соглашения заявитель (концедент или концессионер) предоставляет в антимонопольный орган предварительное согласие органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), полученное в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, - в случае, если согласие испрашивается на изменение значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения).

В соответствии с пунктом 75 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила № 406) орган регулирования тарифов дает предварительное согласие на изменение долгосрочных параметров регулирования тарифов только в определенных случаях, которые предусмотрены указанным пунктом. Данный перечень оснований является закрытым.

В случаях, не отвечающих положениям пункта 75 Правил № 406, орган регулирования тарифов принимает решение об отказе в согласовании изменения значений долгосрочных параметров регулирования тарифов (пункт 76 Правил № 406).

Принимая во внимание, что указанные истцом обстоятельства не являются основаниями, предусмотренными пунктом 75 Правил № 406, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области в данной ситуации не имеет возможности дать согласие на изменение долгосрочных параметров регулирования.

Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение по требованию стороны концессионного соглашения может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 14.3 концессионного соглашения от 18.11.2016 предусмотрено, что соглашение может быть изменено по требованию одной из сторон по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

По мнению суда, в связи с изменением федерального законодательства о минимальном размере оплаты труда, положение концессионера по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения ухудшилось.

Данный факт не оспаривается ответчиком и третьим лицом.

В результате обязательного изменения минимального размера оплаты труда концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения. Убыток истца в результате увеличения  операционных расходов в части затрат на оплату труда производственных рабочих на 2021 год составляет 6939,05  тыс.руб.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для внесения изменений в пункт 4 приложения № 2  "Долгосрочные параметры регулирования  деятельности концессионера в соответствии с частью 2.4. статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ"  концессионного  соглашения  от  18.11.2016.

Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.

Уплаченная истцом в бюджет государственная пошлина является понесенными им судебными расходами и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в порядке распределения понесенных истцом судебных расходов (в порядке статьи 110 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

иск общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Кулой" удовлетворить.

Внести изменения в пункт 4 приложения № 2  "Долгосрочные параметры регулирования  деятельности концессионера в соответствии с частью 2.4. статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ"  концессионного  соглашения  от  18.11.2016 в отношении системы коммунальной инфраструктуры, заключенного между  обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал Кулой" и администрации городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области:

изменить  уровень операционных расходов на 2021 год в размере 6939, 05 тыс. руб. за счет увеличения фонда  оплаты труда  производственного персонала по водоснабжению – с 11 109,84 тыс. руб.  до 13 891,64 тыс. руб., по водоотведению с  10 565,74 тыс. руб. до 14 722,99 тыс. руб.

Взыскать с администрации городского поселения "Кулойское" Вельского муниципального района Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал Кулой" 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.Б. Филипьева