ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-6827/2010 от 19.07.2010 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 июля 2010 года

г. Архангельск

Дело № А05-6827/2010

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2010 года.

Решение в полном объёме изготовлено 19 июля 2010 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о привлечении открытого акционерного общества "Устьянское автотранспортное предприятие" к административной ответственности, при участии в судебном заседании представителей:

от административного органа: ФИО1 (доверенность от 01.07.2010 №58);

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился (извещен),

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Устьянское автотранспортное предприятие" (далее – ответчик, общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель управления в обоснование требований пояснил, что должностным лицом управления 13.05.2010 и 25.05.2010 было обнаружено, что в автобусе, принадлежащем ответчику, отсутствует лицензионная карточка установленного образца на автобус. Помимо этого выпуск на линию указанного автобуса был произведен лицом, который не аттестован в установленном законом порядке. Кроме этого выдаваемые пассажирам билеты не содержали обязательных реквизитов, предусмотренных действующими нормативными актами.

Заказное письмо, которым обществу была направлена копия определения суда о принятии заявления к производству и назначении дела к судебному разбирательству от 17.06.2010, содержащего извещение о месте и времени судебного разбирательства, было получено ответчиком, что подтверждается уведомлением о вручении. Указанное обстоятельство в силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ  ) позволяет суду считать ответчика извещенной о времени и месте судебного разбирательства.   В судебное заседание общество не обеспечило явку своих представителей, что в силу положений статей 123, 156, части 2 статьи 205 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела на основании доказательств, имеющихся в материалах дела.

Общество представило в материалы дела отзыв, в котором указало на нарушение административным органом срока составления протокола об административном правонарушении.

Суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Общество зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №8 по Архангельской области в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 102901534149.

Общество имеет лицензию от 10.09.2007 за государственным номером АСС-29-200670 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек. Срок действия этой лицензии, выданной управлением, установлен на период с 10.09.2007 по 10.09.2012.

Как следует из материалов дела, государственным инспектором управления ФИО2 в 12 час. 00 мин. 13.05.2010 по адресу: <...> было обнаружено, что у водителя автобуса ПАЗ-32050R (государственный номер АА 408/29) ФИО3, осуществлявшего перевозку по маршруту п.Октябрьский - с.Малодоры, отсутствует лицензионная карточка установленного образца на автобус. Помимо этого было выявлено, что выпуск на линию автобуса был произведен ФИО4, который не был аттестован в установленном законом порядке. Выявленные нарушения зафиксированы в сообщении от №5 от 13.05.2010.

14 мая 2010 года по факту обнаруженных нарушений должностным лицом заявителя было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и проведении административного расследования, требующего значительных временных затрат в связи с осуществлением процессуальных действий.

В рамках административного расследования определением от 17.05.2010 управление истребовало у общества следующие документы: копии путевых листов автобуса ПАЗ-32050R (государственный номер АА 408/29) за период с 01.05.2010 по 14.05.2010; объяснения должностного лица, допустившего выпуск на линию этого автобуса; копию свидетельства о внесении изменений в ЕГРЮЛ; выписку из устава общества о полномочиях генерального директора; выписку из приказа о назначении генерального директора общества; копии должностных инструкций генерального директора общества и механика ФИО4; копию приказа о назначении на должность ФИО4; объяснения водителя ФИО3 по факту нарушения пункта 2.1.1 Правил дорожного движения; копию свидетельства о регистрации автобуса ПАЗ-32050R (государственный номер АА 408/29).

Копии определений от 14.05.2010 и 17.05.2010 были получены лицом, привлекаемым к административной ответственности, в установленный срок общество представило истребуемые документы.

25 мая 2010 года в 09 час. 45 мин. в г.Вельске на пл.Привокзальной при проведении контрольно-надзорных мероприятий главным государственным налоговым инспектором Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округ ФИО5 совместно с государственным инспектором РЭО ОГИБДД ФИО6 и страшим специалистом 3 разряда управления ФИО7 было выявлено, что водитель автобуса ПАЗ-32050R (государственный номер АА 408/29) ФИО3 выдавал за проезд билеты неустановленного образца, на которых отсутствовали обязательные реквизиты, перечисленные в приложении №1 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. По данному факту был составлен акт №025303.

Обнаруженные 13.05.2010 и 25.05.2010 нарушения послужили поводом для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении №61 от 07.06.2010, из содержания которого следует, что выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении обществом требований Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

В связи с этим административный орган пришел к выводу, что обществом не выполняются требования подпунктов «б» и «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637 (далее – Положение о лицензировании), что подтверждает факт совершения обществом административного правонарушения, за которое частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Присутствовавший при составлении этого протокола генеральный директор общества был ознакомлен с его содержанием; административным органом при составлении протокола ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, а также вручена его копия.

В своих объяснениях, данных при составлении протокола, законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, не согласился с выявленными нарушениями.

Материалы проверки были направлены административным органом в арбитражный суд в порядке подведомственности вместе с рассматриваемым заявлением.

С учетом указанных обстоятельств, подтвержденных доказательствами, имеющимися в деле, суд пришел к выводу о том, что обществом допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Названной нормой предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей.

Таким образом, диспозиция названной статьи отсылает к нормативным правовым актам, устанавливающим условия осуществления лицензируемого вида деятельности.

Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию. Лицензионные требования и условия при осуществлении этой деятельности определены Положением о лицензировании.

Подпунктоми «б», «з» пункта 4 Положения о лицензировании к числу лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

В пункте «з» Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров предусмотрено обязательное наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации. Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе путевой лист и лицензионную карточку. Пунктом 4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 №27 определено, что организации обязаны использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.

В нарушение названных положений общество не представило ни суду, ни административному органу в ходе проверки лицензионную карточку на транспортное средство, в связи с чем суд считает установленным выявленное нарушение.

Пунктом «б» Положения о лицензировании предусмотрено обязательное соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Приказ Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11.03.1994 №13/11, принятый в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств, утвердил Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов. Пунктом 2 названного положения закреплено, что в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.

В ходе проверки административным органом был выявлен факт выпуска на линию автобуса ПАЗ-32050R (государственный номер АА 408/29) заместителем директора по охране труда и эксплуатации техники ФИО4, который не был аттестован в установленном этим положением порядке. Данное обстоятельство подтверждается и тем, что в списке специалистов, прошедших аттестацию в региональной комиссии по проверке знаний, лиц, занимающих должности исполнительных руководителей, специалистов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте, это лицо не значилось. Факт отсутствия у ФИО4 соответствующего удостоверения ответчиком не оспаривается, доказательств обратного не представлено, в связи с чем суд признает данное нарушение установленным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112 были утверждены в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Пункт 43 названных Правил закрепил, что билет, выдаваемый перевозчиком пассажирам, должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении № 1 к этим Правилам.

В ходе судебного заседания было установлено, что пассажирам автобуса, принадлежащего обществу и осуществлявшего движение 13.05.2010 по маршруту п.Октябрьский - с.Малодоры, были проданы билеты, которые не содержали обязательных реквизитов, указанных в приложении №1 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Данный факт общество не оспаривает, доказательств, опровергающих это обстоятельство, ответчиком представлено не было.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у административного органа имелись основания для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, по выявленным фактам нарушений.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Как установлено пунктом 2 Положения о лицензировании, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Во исполнение части 4 статьи 28.3 КоАП РФ приказом Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19.05.2008 №23-П утвержден перечень должностных лиц управления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Из этого документа следует, что государственный инспектор управления ФИО8 уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Довод общества о том, что должностными лицами административного органа нарушен трехдневный срок составления протокола об административном правонарушении, суд отклоняет в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что сообщением от 13.05.2010 были выявлены установленные в ходе судебного заседания и перечисленные выше нарушения Положения о лицензирования. В порядке части 1 статьи 28.7 КоАП РФ управление вынесло определение о проведении административного расследования, в ходе которого были истребованы у общества доказательства, подтверждающие факты выявленных нарушений. По итогам расследования административный орган в течение одного месяца, установленного пунктом 5 статьи 28.7 КоАП РФ, с момента вынесения определения 07.06.2010 составил протокол об административном правонарушении.

Таким образом, суд считает, что в рассматриваемом случае управлением не было допущено процессуальных нарушений норм составления протокола об административном правонарушении.

Суд не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Суд считает, что в данном случае присутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, поскольку невыполнение требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления обществом перевозочной деятельности, ставит под угрозу жизнь и здоровье пассажиров.

При назначении административного наказания в соответствии с правилами статьи 4.1 КоАП РФ суд учёл характер совершенного обществом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

На основании изложенного с учетом характера совершенного правонарушения суд пришел к выводу о том, что ответчик подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения минимального размера административного штрафа 30 000 рублей.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1¹ статьи 29.10, статьёй 32.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

РЕШИЛ:

привлечь открытое акционерное общество "Устьянское автотранспортное предприятие", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022901534149, находящееся по адресу: 165230, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Открытому акционерному обществу "Устьянское автотранспортное предприятие" внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа на счёт получателя штрафа по следующим реквизитам:

получатель штрафа - Управление федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа - УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ИНН <***>, КПП 290101001, КБК 10611690040040000140, ОКАТО 11401000000.

Открытому акционерному обществу "Устьянское автотранспортное предприятие"не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина