АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
23 августа 2012 года
г. Архангельск
Дело № А05-7455/2012
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2012 года
Решение в полном объёме изготовлено 23 августа 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чертовой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Колосок» (ОГРН <***>; место нахождения: 165651, <...>)
к отделу надзорной деятельности по городу Коряжме Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (место нахождения: 165651, <...>)
о признании незаконным и отмене предписания от 01.03.2012 № 2/4/1-4,
при участии в заседании представителей: от заявителя – ФИО1 (доверенность от 28.05.2012); от ответчика – не явился (извещен),
установил:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Колосок» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по городу Коряжме Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее – ответчик, Отдел) о признании незаконным и отмене предписания № 2/4/1-4 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 01.03.2012 (далее – предписание от 01.03.2012 № 2/4/1-4).
Ответчик в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Отдел с предъявленными требованиями не согласилась по доводам, указанным в отзыве на заявление, а также заявил ходатайство рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судебное заседание в соответствии со статьей 156 АПК РФ проведено в отсутствие представителя Отдела.
Представитель учреждения в судебном заседании на предъявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в заявлении.
Заслушав представителя заявителя, изучив документы, представленные в материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Учреждение зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
На основании распоряжения от 31.01.2012 № 2 Отдела надзорной деятельности города Коряжма Главного управления МЧС России по Архангельской области в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и принятия мер по ее результатам. Данное распоряжение было вручено юридическому лицу и получено последним 01.02.2012.
В ходе плановой выездной проверки заявителя главным государственным инспектором города Коряжмы по пожарному надзору УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области полковником внутренней службы ФИО2 были выявлены следующие нарушения:
1. не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не установлены номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, что является нарушением Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Закон № 68-ФЗ), Областного закона от 20.09.2005 № 85-5-ОЗ «О компетенции органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 85-5-ОЗ), Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Постановление № 794), Положения о Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Постановление № 1340);
2. не определен порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, что является нарушением Закона № 68-ФЗ, Закона № 85-5-ОЗ, Постановления № 794, Постановления № 1340;
3. не осуществлены необходимые меры в области защиты работников организаций от ЧС, работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты от ЧС (далее СИД от ЧС), не выполнена своевременная замена и освежение СИД от ЧС, у имеющихся в наличии СИЗ от ЧС истек срок годности, не определена номенклатура и объем СИД от ЧС, что является нарушением Закона № 68-ФЗ, Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты к приказу МЧС РФ от 21.12.2005 № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;
4. не обучены работники организации способам защиты и действиям в ЧС, не проводятся занятия и тренировки по месту работы, что является нарушением Закона № 68-ФЗ, Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 № 547, приказа МЧС России от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку».
Перечисленные нарушения зафиксированы ответчиком в акте проверки от 01.03.2012 № 2/4/1-4. Также по итогам проведенной проверки Отделом надзорной деятельности города Коряжма Главного управления МЧС России по Архангельской области вынесено предписание от 01.03.2012 № 2/4/1-4 об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно вынесенному предписанию обществу необходимо:
1. создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, установить номенклатуру и объемы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до 02.05.2013;
2. определить порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в срок до 02.05.2013;
3. осуществить необходимые меры в области защиты работников организаций от ЧС, работников организации обеспечить СИД от ЧС, выполнить своевременную замену и освежение СИД от ЧС (заменить СИЗ с истекшим сроком годности), определить номенклатуру и объем СИД от ЧС в срок до 02.05.2013;
4. обучить работников организации способам защиты и действиям в ЧС, проводить занятия, учения и тренировки по месту работы в срок до 02.05.2013;
Вынесенное предписание получено учреждением 01.03.2012
Учреждение, полагая, что предписание Отдела не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, ненормативный акт может быть признан недействительным, решение и действие (бездействие) – незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 14 Закона № 68-ФЗ определены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
С целью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций в статье 4 указанного Закона предусмотрено создание единой государственной системы, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, деятельность которой организуется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794.
Согласно пункту 10 Положения № 794 к постоянно действующим органам управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне относятся структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
В силу статьи 27 Закона № 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 712 утверждено Положение «О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – Положение о государственном надзоре).
Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 382 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Административный регламент).
Ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании Отдел не обосновал того, что заявитель является объектовым звеном Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В распоряжении ответчика о проведении проверки от 31.01.2012 № 2 в пункте 10 содержится ссылка на Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 382.
Согласно пункту 4 Административного регламента объектами надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются: федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, имеющие потенциально опасные объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, объекты экономики, обеспечивающие жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения), а также объекты, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Учреждение не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного caмоуправления; не относится к потенциально опасным объектам, объектам экономики, обеспечивающим жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения); не является объектом, к которым установлены требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пункт 4 Положения № 712 предусматривает, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Суд считает, что оспариваемым предписанием на заявителя возложено исполнение обязанностей, которые могут быть отнесены только на специально уполномоченные в области защиты населения и территорий чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны организации, входящие в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При этом ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании ответчиком не указаны положения нормативного или ненормативного акта, в силу которого учреждение является организацией, в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.
Пунктами 1 и 2 оспариваемого предписания ответчиком установлено, что учреждением не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не установлена номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не определен порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту «ж» статьи 14 Закона № 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «г» пункта 5 Административного регламента определено, что входит в предмет проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в том числе для организаций, попадающих в зоны возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера и катастрофического затопления.
Пунктом 45 приказа № 105 установлено, что к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относятся в том числе создание объектовых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Между тем пунктом 3 данного Приказа определено, что его требования предназначаются для применения: федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в соответствии с положениями о функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС); органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями о территориальных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, всех уровней РСЧС; организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
Заявитель не может быть отнесен ни к одной из перечисленных групп органов и организаций.
В связи с этим следует признать, что требования указанных нормативных правовых актов на рассматриваемые правоотношения не распространяются.
Следовательно, исполнение требований, на которые имеются ссылки в пунктах 1 и 2 предписания, на учреждение не может быть возложено.
Пунктом 2 Постановления № 1340 предусмотрено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Из пункта 3 названного Постановления следует, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются: федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти; резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления; объектовые резервы материальных ресурсов решением администраций предприятий, учреждений и организаций.
При этом в пункте 8 указанного постановления предусмотрено, что МЧС России осуществляет методическое руководство созданием, хранением, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно Методическим рекомендациям по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями» утвержденным Минэкономразвития России от 17.03.2011 и МЧС РФ от 31.01.2011, организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляется МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами МЧС России. В оспариваемом предписании не содержится конкретных указаний, касающихся создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к учреждению. В связи с этим предписание в рассматриваемой части не может быть признано соответствующим закону и по указанному основанию.
Пунктом 3 предписания установлено, что заявителем не осуществлены необходимые меры в области защиты работников организации от чрезвычайных ситуаций, работники организации не обеспечены СИЗ от чрезвычайных ситуаций; не выполнена своевременная замена и освежение СИЗ от ЧС, у имеющихся в наличии СИЗ от ЧС истек срок годности; не определена номенклатура и объемы СИЗ от ЧС.
Пунктом 4 Приказа № 993 определено, что обеспечение населения СИЗ осуществляется: федеральными органами исполнительной власти – работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; органами местного самоуправления – работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; организациями – работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Согласно пункту 7 данного Приказа обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Таким образом, из положений данного Приказа (пункт 4) следует, что обеспечение СИЗ в данном случае возложено на органы местного самоуправления.
С учетом изложенного требования, установленные для заявителя в пункте 3 предписания, не являются обоснованными.
Пунктом 4 предписания ответчиком установлено, что руководитель организации, а также лицо, уполномоченное на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций, не прошли подготовку (повышение квалификации) в области защиты от чрезвычайных ситуаций; не проводятся занятия с работниками организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «б» пункта 4 Постановления № 547 определено, что подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников – повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Из пункта 5 данного Постановления следует, что для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной.
В подпункте «б» пункта 6 названного постановления определено, что повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций – в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления № 547 предусмотрено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются – чрезвычайные ситуации) организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях).
Между тем пункты указанного Постановления, на которые имеется ссылка в рассматриваемой части предписания, касаются подготовки председателей комиссии по чрезвычайным ситуациям, повышения квалификации руководителей и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Заявитель не является уполномоченной организацией, входящей в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, следовательно, на учреждение не может быть возложена обязанность по созданию КЧС и организации ее деятельности. Отделом доказательств обратного не представлено.
Кроме того, в нормативных правовых актах, на которые ссылается ответчик, не содержится конкретных требований к порядку проведения занятий с работниками.
В материалы дела представлены планы занятий и журнал учет занятий по вопросам ГО и ЧС, что свидетельствует о соблюдении требований подпункта «а» пункта 2 Постановления № 547.
С учетом указанных обстоятельств в совокупности предписание административного органа подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным предписание № 2/4/1-4 по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 01.03.2012, выданное Отделом надзорной деятельности по городу Коряжме Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Колосок».
Обязать Отдел надзорной деятельности по городу Коряжме Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Колосок».
Взыскать с Отдела надзорной деятельности по городу Коряжме Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области в пользу муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №8 «Колосок» 2000 рублей расходов по государственной пошлине.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Л.В. Шишова