ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-7523/09 от 21.07.2009 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Дело №А05-7523/2009

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2009 года

Решение в полном объёме изготовлено 23 июля 2009 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шадриной Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочиной Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Ненецкого автономного округа

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

о признании недействительным решения №57 от 28 мая 2009 года о привлечении заявителя к ответственности за налоговое правонарушение,

при участии в заседании представителей:

заявителя – ФИО1,

ответчика – не явились,

установил: Администрация Ненецкого автономного округа обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании недействительным решения №57 от 28 мая 2009 года о привлечении заявителя к ответственности за налоговое правонарушение.

Представитель заявителя поддержала заявленные требования, пояснила, что Администрация Ненецкого автономного округа не является субъектом правонарушения по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, учредителем Комитета по ведению регистра муниципальных нормативных актов является публичное образование – субъект Российской Федерации, администрация выступает в качестве исполнительного органа государственной власти.

Ответчик извещен судом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителей не направил. В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.

Письмом от 23.06.2009 за № 02-20/05895 ответчик представил суду отзыв, в котором с заявленными требованиями не согласился в связи с тем, что заявитель при регистрации юридического лица - Комитета по ведению регистра муниципальных нормативных актов указал, что единственным учредителем является Администрация Ненецкого автономного округа.

Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как рассмотрение споров об оспаривании ненормативных правовых актов отнесено к компетенции арбитражных судов в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, объяснения представителя заявителя, суд установил следующее:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу установлен факт непредставления Администрацией Ненецкого автономного округа сведений по участию в Комитете по ведению регистра муниципальных нормативных актов, что было зафиксировано в акте от 23.04.2009 за №57 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.

В данном акте указано, что дата начала учредительства -29.12.2008г.; предложено привлечь заявителя к ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК РФ за неправомерное не сообщение сведений об участии в российских организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

По результатам рассмотрения акта, с учетом представленных заявителем возражений, налоговый орган принял решение от 28.05.2009 №57 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в апелляционную инстанцию. Решением от 03.07.2009 за №07-10/1/09583 УФНС России по Архангельской области и НАО жалоба была оставлена без удовлетворения.

Заявитель, считая решение №57 от 28.05.2009 недействительным, обратился в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим заявлением.

Суд пришел к выводу, что предъявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Сведения должны подаваться по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 17.01.2008 за №ММ-3-09/11@, действовавшем в спорный период.

Администрацией Ненецкого автономного округа в дело представлено свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 согласно которому заявитель 25.12.1991 года зарегистрирован в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 103 830 227 23 04.

Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 12.11.2008г. №208-П создан Комитет по ведению регистра муниципальных правовых актов Ненецкого автономного округа, подано заявление (по форме Р11001) в налоговый орган о государственной регистрации данного Комитета. В данном заявлении учредителем Комитета указана Администрация Ненецкого автономного округа.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Комитет по ведению регистра муниципальных правовых актов Ненецкого автономного округа 29.12.2008г. зарегистрирован в качестве юридического лица, как бюджетное учреждение.

Статьей 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В п.2 ст.120 ГК РФ предусмотрено, что учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской федерацией, субъектом Российской федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Учитывая изложенное, суд согласен с доводами заявителя о том, что Администрация Ненецкого автономного округа осуществляла в данном случае полномочия учредителя не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации, и, соответственно, не является учредителем Комитета по ведению регистра муниципальных правовых актов Ненецкого автономного округа.

Статьей 125 ГК РФ закреплено, что от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Кроме того, в соответствии со статьями 9, 11, 19 Налогового кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации не относятся к налогоплательщикам, и, следовательно, не являются субъектами правонарушения, установленного статьей 126 НК РФ.

Тот факт, что, являясь органом, осуществляющим полномочия субъекта РФ, Администрация Ненецкого автономного округа указала себя в качестве учредителя юридического лица - Комитета по ведению регистра муниципальных правовых актов Ненецкого автономного округа, не учитывается судом, так как при заполнении форм при регистрации юридического лица, заявитель должен был руководствоваться уже разработанными формами, где в обязательном порядке необходимо указывать, кто является учредителем – физическое или юридическое лицо.

Данная обязанность установлена Пунктом 4.10 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 № САЭ -3-09/16@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2004 года № 6220) - при представлении заявления о государственной регистрации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющих статус юридических лиц, следует учитывать, что указанные органы создаются в распорядительном порядке и считаются созданными с момента принятия соответствующего акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в сведениях об учредителях указываются наименование, номер и дата соответствующего акта и наименование принявшего его органа.

Из указанных положений Методических разъяснений следует, что в листе А «Сведения об учредителях юридического лица - юридических лицах» заявления, в случае, если таковым юридическим лицом является орган государственной власти, указывается не учредитель, а наименование органа государственной власти, принявшего соответствующий акт о создании данного органа государственной власти.

Таким образом, Методические разъяснения, разработанные и принятые Федеральной налоговой службой во исполнение требования, установленного пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, подтверждают доводы заявителя о том, что Администрация Ненецкого автономного округа, указанная в листе А «Сведения об учредителях юридического лица - юридических лицах» Заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании, является не учредителем, а органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим постановление о создании Комитета по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа.

Суд согласен с доводами заявителя о том, что предусмотренный листом А раздел 3 «Доля в уставном капитале (в рублях)» не заполнен, поскольку никакой доли высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Администрации Ненецкого автономного округа в уставном капитале органа исполнительной государственной власти - Комитета по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа нет и быть не может, равно как нет и не может быть уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов) у Комитета.

Суд также согласен с доводами заявителя о том, что в силу пункта 1 статьи 125, статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Администрация округа создает иные органы исполнительной государственной власти Ненецкого автономного округа от имени субъекта Российской Федерации - Ненецкого автономного округа, то есть осуществляет полномочия представителя субъекта Российской Федерации -Ненецкого автономного округа, и при этом права и обязанности учредителя возникают у самого субъекта Российской Федерации (представляемого) через действия органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Администрации Ненецкого автономного округа, а не у представителя -Администрации округа.

Суд считает, что согласно пункту 2 статьи 120, пункту 1 статьи 125, статьи 182 ГК РФ Администрация округа, осуществляя полномочия учредителя Комитета, действовала от имени и в интересах Ненецкого автономного округа, а не от собственного имени (то есть, выступала представителем Ненецкого автономного округа при создании органа государственной власти).

Изложенное подтверждается нормативными правовыми актами Ненецкого автономного округа, определяющими правовой статус (в том числе компетенцию в сфере управления имуществом) Администрации Ненецкого автономного округа.

Так, статьей 53 Устава Ненецкого автономного округа установлено, что от имени округа права собственника осуществляют органы государственной власти округа в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами округа.

В силу части 1 статьи 4 закона Ненецкого автономного округа от 29.12.2005 № 659-оз «Об управлении государственным имуществом Ненецкого автономного округа» субъектами, приобретающими и осуществляющими от имени Ненецкого автономного округа имущественные права и обязанности, являются органы государственной власти - Собрание депутатов и Администрация Ненецкого автономного округа.

Таким образом, через Администрацию округа права и обязанности учредителя Комитета возникли непосредственно у Ненецкого автономного округа.

Суд считает, что несмотря на то, что администрация имеет статус налогоплательщика, в данном случае Администрация Ненецкого автономного округа необоснованно оспариваемым решением привлечена к налоговой ответственности за несообщение налоговому органу об участии ее в органе государственной власти - Комитете по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, поскольку она не является ни участником, ни учредителем указанного органа.

Суд считает, что администрация НАО не относится к субъектам, на которые возложена обязанность согласно п.2 ст.23 НК РФ по представлению в налоговый орган сведений об участии в Комитете по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на ответчика.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительным, принятым в нарушение Налогового кодекса Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение № 57 от 28.05.2009 года (исх.№02-02/05104 от 29.05.2009).

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Е.Н. Шадрина