АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Архангельск
Дело № А05-789/2011
11 марта 2011 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе
председательствующего Полуяновой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой В.Е.,
рассмотрев в судебном заседании 04 марта 2011 года дело по заявлению управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Север Авто» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
при участии в судебном заседании представителей:
от административного органа – ФИО1
от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - не явился (извещен)
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Север Авто» по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по автобусному маршруту с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель административного органа заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Определение суда о принятии заявления к производству и назначении судебного заседания, направленное ООО «Север Авто» по адресу: <...>, указанному в заявлении, вернулось с отметкой органа связи «истек срок хранения».
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Дело рассмотрено судом в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, рассмотрев представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО «Север Авто» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Архангельску 26.02.2010 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***> и на основании лицензии, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, регистрационный номер АСС-29-201078, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек. Лицензия выдана на период с 12.04.2010 по 12.04.2015.
На основании приказа от 13 января 2011 года № 9-АТ 03 февраля 2011 года старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 проведена внеплановая проверка ООО «Север Авто» о чем составлен Акт проверки № 30/128 от 03.02.2011.
Основанием для проведения внеплановой документарной проверки послужило поступление информации о фактах причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате дорожно-транспортного происшествия 23.12.2010 с участием автобуса ПАЗ-32051R, государственный регистрационный номер АС676/29.
В ходе проверки было установлено, что предпринимателем не выполняются требования следующих нормативно-правовых актов:
а) приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», а именно: пунктов 6, 7, 13, так как в путевых листах водителя ФИО2 № 0079,0084,0089 за 19, 20, 21 января 2011 г. неверно указана модель транспортного средства; в путевом листе водителя ФИО2 № 0084 от 20 января 2011г. неверно указан регистрационный знак автобуса; во всех путевых листах отсутствует расшифровка инициалов водителя; дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку не заверены штампами или подписями с указанием инициалов и фамилии должностными лицами, уполномоченными решением руководителя предприятия;
б) Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.1995 №27, а именно:
- пункта 3.1.2, так как личные дела водителей заполнены не в полном объёме (отсутствует данные о нарушениях ПДД и совершенных ДТП);
- пункта 3.2.1, так как отсутствуют стажировочные листы на всех водителей,
в) Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2, зарегистрированного в Минюсте РФ 14.05.1997 № 1302
- пункта 2.3.2, так как не организован послерейсовый медосмотр водителей
- пункт 5.2.1, так как отсутствует паспорт и схема маршрута 1 «У» регулярных пассажирских перевозок,
г) Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утверждены приказом Минтранса России от 22.06.1998 №75, так как не пройдено повышение квалификации по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации инженером по безопасности дорожного движения ФИО3, механиком ФИО4,
д) пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, а именно:
- пункта 25, так как продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей, составила менее 12 часов (путевые листы водителя ФИО5 № 0082, 0087 с 20 на 21января 2011г., № 0100, 0104 с 26 на 27 января 2011 г. водителя ФИО2, № 0079, 0084 с 19 на 20 января 2011 г., № 0084.0089 с 20 на 21 января 2011 г. водителя ФИО6, № 0101,0105 с 26 на 27 января 2011 г.; № 0105, 0108 с 27 на 28 сентября 2010 г.; водителя ФИО7 № 0107, 0111 с 27 на 28 января 2011 г.
- пункта 4, так как график работы (сменности) водителей составлен не в соответствии с Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей №15.
03 февраля 2011 года по результатам проверки государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и НАО ФИО1 на основании части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Север Авто» в присутсвии директора ФИО8 составлен протокол № 64 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе отражены выявленные в ходе проверки нарушения.
При составлении протокола об административном правонарушении директору общества разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чём сделана запись в протоколе и имеется подпись директора общества ФИО8
В объяснениях, данных при составлении протокола директор ООО «Север Авто» ФИО8 факт совершения нарушения не оспаривал.
Протоколом установлено, что ООО «Север Авто» нарушило подпункт «б», «в» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.
Копия указанного протокола была вручена директору Общества ФИО8
В соответствии с частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Подведомственность арбитражному суду рассматриваемого заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, определена частью 3 статьи 23.1 указанного кодекса.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 2 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения определены в Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 (далее - Положение об обеспечении безопасности дорожного движения).
Пунктами 3.1.2, 3.2.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения установлено следующее.
Организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
Организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3.
Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что у общества отсутствуют стажировочные листы на водителей, личные дела водителей заполнены не в полном объеме.
Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» определены обязательные реквизиты, которые должен содержать путевой лист. Согласно требованиям пунктам 6, 7, 13 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов путевой лист должен содержать сведения о транспортном средстве, которые включают: тип транспортного средства и модель транспортного средства, государственный регистрационный знак легкового автомобиля, автобуса, показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
Сведения о водителе включают:
1) фамилию, имя, отчество водителя;
2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
В материалах дела имеются копии путевых листов, в которых неверно указана модель транспортного средства, регистрационный знак автобуса, отсутствуют расшифровка инициалов водителя, показания одометра не заверены штампами или подписями с указанием фамилии и инициалов и фамилии должностных лиц, уполномоченных решением руководителя предприятия.
Согласно абзацу 2 раздела 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.06.1998 № 75, профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным в этом разделе специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».
Актом зафиксировано и обществом не оспаривается, что инженером по безопасности дорожного движения ФИО3, механиком ФИО4, не пройдено повышение квалификации по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах российской Федерации. Документы, подтверждающие повышение квалификации данными работниками обществом не представлены.
Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 года № 2 (далее - Положение), которое является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих (к последним относятся автовокзалы, пассажирские автостанции) (пункт 1.3 Положения по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами).
Согласно пунктам 3.2.1, 5.2.1 Положения по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности <*>, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой.
Владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации, установлены «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В соответствии с пунктом 25 Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учёте рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Актом проверки, реестром путевых листов и копиями путевых листов подтверждается нарушение Обществом режима труда и отдыха водителя ФИО5, ФИО2, ФИО6, ФИО7, несоответствие графика работы (сменности) водителей пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, отсутствие организации послерейсового осмотра, паспорта и схемы маршрута 1 «У».
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушения требований законодательства при проведении проверки в отношении Общества, а также при возбуждении дела об административном правонарушении и составлении соответствующего протокола судом не установлены. Общество на наличие таких нарушений не ссылалось.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд не усматривает оснований для освобождения общества от административной ответственности, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным ввиду того, что посягает на правоотношения, регулирующие безопасность перевозки пассажиров. Использование транспортных средств связано с повышенной опасностью для окружающих, поэтому нормы Федерального закона № 196-ФЗ от 10.10.1995 «О безопасности дорожного движения» исходят из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за соблюдение безопасности дорожного движения.
При назначении административного наказания в соответствии с правилами статьи 4.1 КоАП РФ суд учёл характер совершенного ответчиком административного правонарушения, проверил наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установив последних.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что ООО «Север Авто» подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Север Авто», зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***> 26 февраля 2010 года, находящееся по адресу: 163002, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30000 рублей.
Обществу с ограниченной ответственностью «Север Авто» внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа: Управление федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа - УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчетный счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ИНН <***>, КПП 290101001, КБК 10611690040040000140, ОКАТО 11401000000.
Обществу с ограниченной ответственностью «Север Авто», не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия
Председательствующий
Н.М. Полуянова