АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: arhangelsk.info@arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
10 сентября 2012 года
г. Архангельск
Дело № А05-8302/2012
Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 сентября 2012 года
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чертовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН <***>; место нахождения:163000, <...>)
к ответчику – федеральному государственному унитарному предприятию «Архангельское» Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН <***>; место нахождения:163050, <...>)
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральной службы исполнения наказаний (119991, г. Москва, ГСП-1, ул. Житная, 14)
о возложении обязанности провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за 2011 год,
при участии в заседании представителей: от истца – ФИО1 (доверенность от 23.08.2011), от ответчика – ФИО2 (доверенность от 27.08.2012),
установил:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее – истец, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию «Архангельское» Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ответчик, предприятие, ФГУП «Архангельское» ФСИН России) о возложении обязанности провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за 2011 год.
Определением суда от 26.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России, трете лицо).
Истец, руководствуясь положениями части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), уточнил заявленные требования и просит суд возложить на ответчика обязанность провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за 2011 год путем заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и утверждения аудиторской организации соответствующим распоряжением Территориального управления Росимущества в Архангельской области.
Уточнение предмета заявленных требований принято судом.
Представитель Территориального управления в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержал, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика заявленные требования не признала по доводам, указанным в отзыве на заявление.
ФСИН России в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечила, представила отзыв на заявление, в котором с предъявленными требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.
Дело в соответствии с положениями части 3 статьи 156 и части 3 статьи 200 АПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав представителей истца и ответчика, изучив документы, представленные в материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
ФГУП «Архангельское» ФСИН России зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
В соответствии с распоряжением Территориального управления от 27.12.2011 № 519-р предприятие включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых за 2011 год подлежит обязательному ежегодному аудиту.
Истец направил в адрес ответчика письмо от 24.02.2012 № 1674, в котором указал, что в срок до 10.04.2012 предприятию надлежит представить в адрес Территориального управления в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год аудиторское заключение, подтверждающее достоверность данной отчетности, или представить обоснование неисполнения указанных требований с приложением соответствующих нормативных документов (или надлежащим образом заверенных их копий).
Ответчик направил ответ (письмо от 01.03.2012 № 113-3/142), в котором указал на отсутствие у Территориального управления полномочий по принятию решения о проведении аудиторской проверки предприятия. Аудиторская бухгалтерской отчетности за 2011 год предприятием проведена не была.
Расценив указанное письмо как отказ от проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности за 2011 год, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Изучив материалы дела, доводы заявителя, возражения ответчика, мнение третьего лица, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит помимо случаев, указанных в пунктах 1-4 указанной статьи, проводится также в случаях, установленных федеральными законами.
В части 4 указанной статьи Закона установлено, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закона № 161-ФЗ) бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
Согласно пунктами 1.1, 1.4, 4.5 Устава ФГУП «Архангельское» ФСИН России основано на праве хозяйственного ведения, находится в ведомственном подчинении ФСИН России; полномочия собственника имущества предприятия осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Предприятие обязано проводить аудиторские проверки в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 20 Закона № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 161-ФЗ от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации.
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации (пункт «г» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, пункт 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»). Правительство Российской Федерации может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий: заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений; утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений.
По смыслу названных норм, Правительство Российской Федерации, действуя от имени собственника федерального имущества, самостоятельно определяет условия, при соблюдении которых имуществом, передаваемым государственным унитарным предприятиям, могут управлять и распоряжаться федеральные органы исполнительной власти.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия определены Постановлением Правительства от 03.12.2004 № 739 (далее Постановление № 739).
В указанном постановлении отдельно определены полномочия федеральных органов исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также полномочия федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 3.1 Постановления № 739 в рамках осуществления контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом имеет право проводить в пределах своей компетенции проверки использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении предприятий, назначать и проводить документальные и иные проверки, в том числе организовывать проведение ревизий и принимать решения о проведении аудиторских проверок предприятий, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества.
Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, предусмотрено, что Росимущество (осуществляющее свои полномочия непосредственно и через территориальные органы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества; осуществляет в установленном порядке в отношении федеральных государственных унитарных предприятий утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг.
В силу пункта 4.18 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 № 63, Территориальное управление осуществляет в установленном порядке в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором Территориальное управление осуществляет свою деятельность, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг.
Таким образом, Росимущество и его территориальные органы при осуществлении полномочий собственника в соответствии с Постановлением № 739, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Положением о Территориальном управлении, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 № 67, правомочны принимать решение о проведении аудиторских проверок предприятий, в том числе находящихся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 3.1 Приказа Росимущества от 22.02.2011 № 48 «Об организации работы структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов по обеспечению проведения обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, в уставных капиталах которых доля федеральной собственности составляет не менее 25 процентов» территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с требованиями пункта 3 настоящего Приказа формируются перечни ФГУП, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых за текущий (отчетный) финансовый год подлежит обязательному ежегодному аудиту, из числа ФГУП, зарегистрированных и осуществляющих основную уставную деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением ФГУП, перечисленных в Приложении № 2 к настоящему Приказу. При этом обязательному включению в указанные перечни подлежат ФГУП, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший текущему (отчетному) год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего текущему (отчетному) года превышает 60 миллионов рублей.
Согласно представленному в материалы дела бухгалтерскому балансу ФГУП «Архангельское» ФСИН России сумма активов на конец 2010 года составила 95 035 000 руб. Таким образом, ответчик подлежит обязательному аудиту за 2011 год.
Распоряжением Территориального управления от 27.12.2011 № 519-р в утвержденный распоряжением от 03.06.2011 № 178-р перечень федеральных государственных унитарных предприятий, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых за 2011 год подлежит обязательному аудиту, включен ответчик.
Принимая во внимание изложенное заявителем правомерно было направлено в адрес ответчика требование о проведении аудиторской проверки бухгалтерской документации за 2011 год. Основания для отказа в проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2011 год ответчиком не представлено, судом таких оснований не установлено.
Поскольку ответчик отказывается от проведения обязательной аудиторской проверки своей бухгалтерской отчетности за 2011 год, требование истца о возложении обязанности по проведению аудиторской проверки является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Заявленный истцом порядок заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ответчика по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», соответствует положениям части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Требование об утверждении аудиторской организации распоряжением Территориального управления основано на Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, и Положении о Территориальном управлении, утвержденном Приказом Росимущества от 05.03.2009 № 67.
С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении предъявленных Территориальным управление требований.
При решении вопросов, связанных с исчислением и уплатой государственной пошлины, суд руководствуется как положениями главы 25.3 НК РФ, так и главы 9 АПК РФ.
С учетом применения общего порядка распределения судебных расходов, предусмотренного главой 9 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Возложить на федеральное государственное унитарное предприятие «Архангельское» Федеральной службы исполнения наказаний обязанность провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за 2011 год путем заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и утверждения аудиторской организации соответствующим распоряжением Территориального управления Росимущества в Архангельской области.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «Архангельское» Федеральной службы исполнения наказаний в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья
Л.В. Шишова