АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ |
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 420-799
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
октября 2022 года | г. Архангельск | Дело № А05-8339/2022 |
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Юринской И.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области о составлении мотивированного решения от 30.09.2022, поданное в дело
по исковому заявлению министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: 163004, <...>)
к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (ОГРН <***>; ИНН <***>; адрес: 163002, <...>)
об обязании возвратить 450 608 руб. 60 коп.,
установил:
министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (далее – ответчик, учреждение) об обязании возвратить 450 608 руб. 60 коп. средств гранта.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 03.08.2022 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Ответчик представил отзыв на заявление, в котором просил в удовлетворении заявления отказать.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.09.2022, принятым путем подписания резолютивной части, в удовлетворении заявления отказано.
Резолютивная часть решения размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 29.09.2022.
30.09.2022 поступило заявление истца о составлении мотивированного решения.
Поскольку срок подачи заявления о составлении мотивированного решения, установленный частью 2 статьи 229 АПК РФ, истцом соблюден, заявление подлежит удовлетворению.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Постановлением Правительства Архангельской области от 10.10.2019 №547-пп (в редакции Постановления Правительства Архангельской области от 15.11.2021 N 634-пп) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гранта в форме субсидии федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова" в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по реализации плана организации программных мероприятий научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования" (далее – Положение №547-пп).
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что целью предоставления гранта является финансовое обеспечение (возмещение) затрат по реализации плана организации программных мероприятий научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования».
В соответствии с пунктом 4 Положения предоставление гранта осуществляется министерством на основании соглашения с получателем гранта.
На основании пункта 13 Положения №547-пп с учетом протокола заседания комиссии по рассмотрению документов, предоставляемых для предоставления гранта в форме субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по реализации плана организации программных мероприятий научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» от 16.12.2021 №1 министерством 16.12.2021 вынесено распоряжение №63-р, в соответствии с которым ответчику предоставлена субсидия в размере 7 061 350 руб.
В соответствии с Положением №547-пп и на основании распоряжения 16.12.2021 №63-р между министерством и учреждением заключено соглашение №2 о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
В силу пункта 1.1 Соглашения его предметом является предоставление получателю из областного бюджета в 2021 году гранта в форме субсидии в целях финансового обеспечения плана организации программных мероприятий научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» (далее - НОЦ), а также возмещение затрат по указанному плану.
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения грант предоставляется на финансовое обеспечение плана организации программных мероприятий научно-образовательного центра, в соответствии с перечнем затрат согласно приложению № 2 к Соглашению.
Грант предоставляется Получателю на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения в размере 7 061 350 руб. (пункт 2.1 соглашения).
Для получения гранта учреждение в соответствии с пунктом 3.1.1 Соглашения представило в министерство заявление о предоставлении гранта по форме согласно приложению № 1 к Положению; план по форме согласно приложению № 2 к Положению; смету расходов на финансовое обеспечение плана по форме согласно приложению № 3 к Положению.
Перечнем затрат, источником финансового обеспечения которых является грант, являющимся приложением №2 к соглашению от 16.12.2021 № 2, были предусмотрены следующие направления расходов, всего в сумме 7061350 руб.:
расходы на оплату труда работников, а также лиц, привлекаемых ими к реализации проекта на условиях гражданско-правовых договоров, - 1 339 631 руб.,
отчисления (взносы) во внебюджетные фонды на выплаты по оплате труда- 404 568 руб.,
расходы на приобретение основных средств (оборудование, вычислительная, копировальная множительная техника, мебель и прочее) - 3 279 301 руб.,
расходы на приобретение комплектующих, программного обеспечения и прочих предметов (за исключением относящихся к основным средствам) - 565 900 руб.,
расходы по созданию, изменению и продвижению бренда научно-образовательного центра, созданию благоприятного имиджа научно-образовательного центра, в том числе по изготовлению брендовой продукции (расходы по брендированию) - 911 950 руб.,
расходы на оплату работ, услуг, включая расходы по ремонту помещений, используемых для реализации плана, в том числе по ремонту и установке охранно-пожарной сигнализации, средств пожаротушения, слаботочных систем и проведению электромонтажных работ - 560 000 руб.
27.06.2022 на заседании комиссии по оценке отчетов об использовании средств гранта в форме субсидий в сфере науки и инноваций рассмотрены представленные учреждением отчеты о расходах, источником финансового обеспечения которых являлся грант; достижении значений результатов предоставления гранта.
По результатам анализа представленных учреждением документов комиссия установила, что фактически учреждением были понесены следующие расходы:
расходы на оплату труда работников, а также лиц, привлекаемых ими к реализации проекта на условиях гражданско-правовых договоров, - 1 339 631 руб.,
отчисления (взносы) во внебюджетные фонды на выплаты по оплате труда- 404 568 руб.,
расходы на приобретение основных средств (оборудование, вычислительная, копировальная множительная техника, мебель и прочее) - 3 677 088,60 руб.,
расходы на приобретение комплектующих, программного обеспечения и прочих предметов (за исключением относящихся к основным средствам) - 1 152 91,40 руб.,
расходы по созданию, изменению и продвижению бренда научно-образовательного центра, созданию благоприятного имиджа научно-образовательного центра, в том числе по изготовлению брендовой продукции (расходы по брендированию) - 964 771 руб.,
расходы на оплату работ, услуг, включая расходы по ремонту помещений, используемых для реализации плана, в том числе по ремонту и установке охранно-пожарной сигнализации, средств пожаротушения, слаботочных систем и проведению электромонтажных работ - 560 000 руб.
Таким образом, министерство установило, что учреждение допустило перерасход средств гранта в размере 450 608 руб. 60 коп., в том числе 52 821 руб. на создание, изменение и продвижение бренда НОЦ, создание благоприятного имиджа НОЦ и 397 787 руб. 60 коп. на приобретение основных средств, а средства гранта в размере 656 900 руб. 00 коп., предусмотренные на приобретение комплектующих, программного обеспечения и прочих предметов (за исключением относящихся к основным средствам), израсходованы лишь в сумме 115 291 руб. 40 коп. (остаток неизрасходованных средств составил 450 608 руб. 60 коп.).
На основании изложенного комиссия пришла к выводу (протокол заседания комиссии № 14 от 27.06.2022), что объем гранта, направленного на достижение результатов предоставления гранта, определенных соглашением, заключенным между учреждением и министерством, составляет 6610741,40 руб., объем гранта, направленного на цели, не предусмотренные приложением № 2 к соглашению, составляет 450608,60 руб.
Министерство в адрес учреждения направило требование о возврате гранта в областной бюджет в размере 450 608,60 руб.
11.07.2022 на требование министерства от 28.06.2022 № 206-06/1439 о возврате до 13.07.2022 включительно средств гранта в размере 450 608,60 рублей в бюджет Архангельской области от учреждения поступило возражение от 08.07.2022 № 01-764.
В связи с тем, что возврат денежных средств ответчиком не был произведен, министерство обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим иском.
Ответчик выразил несогласие с заявленным требованием, указал, что все средства гранта израсходованы на цели, предусмотренные соглашением, перераспределение средств гранта внутри сметы расходов (перечня затрат) без внесения соответствующих изменений в соглашение при подтвержденном факте реализации соглашения, не является безусловным основанием для возврата субсидии.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленного требования ввиду следующего.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 4 статьи 78.1 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, включая учреждения, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Постановлением Правительства Архангельской области от 10.10.2019 №547-пп (в редакции Постановления Правительства Архангельской области от 15.11.2021 N 634-пп) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гранта в форме субсидии федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова" в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат по реализации плана организации программных мероприятий научно-образовательного центра мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования" .
Пунктом 1 Положения № 547-пп установлено, что Положение разработано в соответствии со статьей 78.1 БК РФ, общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидии, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1492 (далее - Общие требования № 1492), подпрограммой N 6 "Развитие научно-технологического потенциала Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 10 октября 2019 года N 547-пп.
Основными целями и задачами подпрограммы N 6 "Развитие научно-технологического потенциала Архангельской области", являются:
1) создание возможности для выявления молодежи, проявившей одаренность, и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций в целях обеспечения развития интеллектуального потенциала;
2) создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам;
3) формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций в целях обеспечения повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям, создания условий для развития наукоемкого бизнеса;
4) повышение результативности научной деятельности через создание сети научно-образовательных центров мирового уровня, центров трансфера технологий, реализации прорывных исследовательских проектов.
В соответствии с Положением №547-пп и на основании распоряжения 16.12.2021 №63-р между министерством и учреждением заключено соглашение №2 о предоставлении из областного бюджета гранта в форме субсидии в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 БК РФ, согласно пункту 1.1. которого предметом соглашения является предоставление гранта в целях финансового обеспечения затрат по реализации плана организации программных мероприятий научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», а также возмещение затрат по указанному плану.
В соответствие с пунктом 1.2 Соглашения грант предоставляется на финансовое обеспечение плана организации программных мероприятий НОЦ, в соответствии с перечнем затрат согласно приложению № 2 к Соглашению.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения грант предоставляется получателю на цели, указанные в разделе I Соглашения (пункты 1.1 и 1.2) в размере 7 061 350 рублей 00 копеек.
Перечнем затрат, источником финансового обеспечения которых является грант, являющимся приложением №2 к соглашению от 16.12.2021 № 2, были предусмотрены направления расходов, всего в сумме 7 061350, в том числе:
расходы на оплату труда работников, а также лиц, привлекаемых ими к реализации проекта на условиях гражданско-правовых договоров, в т.ч. -1339631 руб.,
отчисления (взносы) во внебюджетные фонды на выплаты по оплате труда- 404568 руб.,
расходы на приобретение основных средств (оборудование, вычислительная, копировальная множительная техника, мебель и прочее) - 3279301 руб.,
расходы на приобретение комплектующих, программного обеспечения и прочих предметов (за исключением относящихся к основным' средствам) -565 900 руб.,
расходы по созданию, изменению и продвижению бренда НОЦ, созданию благоприятного имиджа НОЦ, в том числе по изготовлению брендовой продукции (расходы по брендированию) - 911950 руб.,
расходы на оплату работ, услуг, включая расходы по ремонту помещений, используемых для реализации плана, в том числе по ремонту и установке охранно-пожарной сигнализации, средств пожаротушения, слаботочных систем и проведению электромонтажных работ - 560000 руб.
В соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения министерство обязуется устанавливать значения результатов предоставления гранта и сроки их достижения.
Согласно пунктам 4.1.5 и 4.1.6 Соглашения министерство обязуется осуществлять оценку достижения получателем установленных результатов предоставления гранта и осуществлять контроль за соблюдением получателем гранта порядка, целей и условий предоставления гранта, а также мониторинг достижения результата предоставления гранта путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок.
Пунктом 7 Общих требований № 1492 установлены требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают:
а) требование о проверке главным распорядителем как получателем бюджетных средств соблюдения получателем субсидии порядка и условий предоставления субсидий, в том числе в части достижения результатов предоставления субсидии, а также о проверке органами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
а(1)) требование о проведении мониторинга достижения результатов предоставления субсидии исходя из достижения значений результатов предоставления субсидии, определенных соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации;
б) следующие меры ответственности за нарушение условий и порядка предоставления субсидий:
возврат средств субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого предоставлены субсидии, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в том числе по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля, а также в случае недостижения значений результатов и показателей, указанных в подпункте "мм пункта 5 настоящего документа (при установлении таких показателей);
штрафные санкции (при необходимости);
иные меры ответственности, определенные правовым актом (при необходимости).
В соответствии с абзацем 1 пункта 25 Положения № 547-пп, в случае выявления министерством и (или) органами государственного финансового контроля Архангельской области нарушения получателем гранта условий, целей и порядка их предоставления, а также недостижения значений результатов предоставления гранта и условий соглашения средства гранта подлежат возврату в областной бюджет в течение 15 календарных дней со дня предъявления министерством и (или) органами государственного финансового контроля Архангельской области соответствующего требования.
По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (статьи 69, 78 БК РФ).
Принцип безвозвратности гранта не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении (получении) гранта.
Из буквального толкования положений бюджетного законодательства следует, что законодатель различает понятия «условия предоставления субсидии» и «условия использования субсидии» как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.
Нарушение получателем субсидии условий ее использования: недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований, непосредственно связанных с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств, не является нарушением условий предоставления субсидии.
Таким образом, бюджетным законодательством установлена ответственность в виде возврата средств субсидии, только в случае нарушения получателями условий, установленных при их предоставлении и недостижения значений результатов и показателей.
Согласно пункту 5.2.3 Соглашения, в случае выявления министерством и (или) органами государственного финансового контроля, а также недостижения значений результатов предоставления гранта и условий соглашения средства гранта подлежат возврату в областной бюджет в течение 15 календарных дней со дня предъявления министерством и (или) органами государственного финансового контроля соответствующего требования.
Таким образом, исходя из буквального толкования данного пункта Соглашения средства гранта подлежат возврату также в двух случаях:
1) нарушения получателем гранта условий, целей и порядка их предоставления,
2) недостижения значений результатов предоставления гранта и условий соглашения.
Согласно отчету ответчиком были полностью достигнуты значения результатов предоставления гранта и выполнены обязательства, принятые в целях их достижения в соответствии с направлениями расходов, предусмотренными приложением №2 к Соглашению от 16.12.2021 №2.
В рамках затрат на приобретение основных средств были приобретены многофункциональное устройство (договор от 21.12.2021 № Д-1715.2021), стенды, доски, карты, мишени готовности к проекту, таблицы прорывных технологий (договор от 27.12.2021 № Д-1741.2021) на общую сумму 3 677 088,60 руб.
В рамках затрат на приобретение комплектующих, программного обеспечения и прочих предметов (за исключением относящихся к основным средствам) приобретены кабель, сетевой фильтр, клавиатура и мышь беспроводная, кронштейн-стойка для ТВ (договор от 23.12.2021 № Д-1717.2021), товарно-материальные ценности (договор от 27.12.2021 № Д-1741.2021) на общую сумму 115 291,40 руб.
В рамках затрат по созданию, изменению и продвижению бренда НОЦ, созданию благоприятного имиджа НОЦ, в том числе по изготовлению брендовой продукции были приобретены канцелярские товары, флешки, внешние аккумуляторы с символикой НОЦ (договор от 27.12.2021 № Д-1747.2021), сувениры, канцелярский товары, продукты питания с символикой НОЦ (договор от 14.03.2022 № Д-221.2022), футболки, канцелярские товары с символикой НОЦ (договор от 27.12.2021 № Д-1741.2021) на общую сумму 964771 руб.
Из представленных учреждением первичных документов усматривается, что предоставленные в виде гранта денежные средства израсходованы им по назначению, в том числе на приобретение основных средств и по созданию, изменению и продвижению бренда НОЦ, созданию благоприятного имиджа НОЦ, в том числе по изготовлению брендовой продукции.
На основании изложенного довод министерства о том, что объем гранта в размере 450608,60 руб. направлен на цели, не предусмотренные приложением № 2 к соглашению, является необоснованным.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается
в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Согласно сформированной практике Конституционного Суда Российской Федерации право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным, а рассмотрение судами дел не может быть признано объективным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (Постановления от 06.06.1995№ 7-П, от 13.06.1996 № 14-П, от 28.10.1999 № 14-П, от 22.11.2000 № 14-П и от 14.07.2003 № 12-П, Определение от 05.03.2004 № 82-О).
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта, установленная Положением, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.
При ином подходе, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
По результатам анализа документов, представленных ответчиком, Комиссией по оценке отчетов об использовании средств гранта в форме субсидий в сфере науки и инноваций сделан вывод о достижении получателем гранта результатов предоставления гранта, определенных соглашением, заключенным между истцом и ответчиком.
Таким образом, в рассматриваемом случае грантополучателем средства гранта были использованы с целью, установленной при выделении этих средств, в соответствии с условиями соглашения и с направлениями расходования.
То обстоятельство, что грантополучатель перераспределил средства в пределах выделенной суммы между направлениями расходов (перечнем затрат) без внесения соответствующих изменений в приложение № 2 к Соглашению, при подтвержденном факте реализации Соглашения, не является безусловным основанием для возврата субсидии. Иное нарушает принцип правовой определенности лица, добросовестно реализовавшего Соглашение.
Положение не предусматривает ответственность грантополучателя за неисполнение обязанности по согласованию с Министерством изменений, вносимых в перечень затрат (приложение № 2 к Соглашению).
Как следует из пояснений ответчика, перераспределение объемов финансирования отдельных затрат в рамках определённых Соглашением направлений расходования (перечня затрат) и суммы гранта обусловлено более эффективным расходованием средств гранта, итогами закупочных процедур и содержательными показателями осуществлённых мероприятий проекта, не повлекло изменение целевого значения предоставленного гранта и осуществлено в соответствии с условиями Соглашения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком доказан как факт целевого использования субсидии, так и достижение результатов предоставления гранта, в силу чего оснований для возврата суммы субсидии (гранта) не имеется.
При изложенных обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Архангельской области, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать министерству экономического развития, промышленности и науки Архангельской области в удовлетворении заявленных требований.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья | И.С. Юринская |