АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА |
ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
марта 2022 года | г. Нарьян-Мар | Дело № А05П-500/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена марта 2022 года
Решение в полном объёме изготовлено марта 2022 года
Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения Постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Тарасовой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брыковой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕРСО М" (ОГРН <***>; адрес: Россия, 390048, <...>; Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
к ответчику - казенному учреждению Ненецкого автономного округа "Централизованный стройзаказчик" (ОГРН <***>; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
о взыскании 37 024 492 руб. 12 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: временного управляющего ФИО1 (адрес: 111141, г. Москва, а/я 486),
при участии в заседании представителей:
от истца – ФИО2, доверенность от 03.09.2021,
от ответчика – ФИО3, по доверенности от 11.01.2022,
от третьего лица – не явился, извещено,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВЕРСО М" (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с казенного учреждения Ненецкого автономного округа "Централизованный стройзаказчик" (далее – ответчик, Учреждение) 37 024 492 руб. 12 коп. вознаграждения за выполненную работу по государственному контракту № 0184200000616000172 от 09.09.2016.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве. Третье лицо в судебное заседание не явилось, письменное мнение с изложением позиции по делу не представило, о времени и месте проведения заседания извещено надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании поддержал ранее представленное ходатайство о назначении судебной экспертизы. Представитель ответчика возражал против удовлетворения ходатайства.
Рассмотрев ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, суд не находит оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
Истец просит поставить перед экспертом следующий вопрос: соответствует ли примененный Обществом индекс изменения сметной стоимости строительства на территории НАО на 4 квартал 2019 года – 6,37 (с учетом северного индекса 1,005), указанный в письме от 05.12.2019 № 8397 Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта НАО, условиям государственного контракта № 0184200000616000172 от 09.09.2016, а также действующим нормативным документам.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
Таким образом, разрешение вопроса о необходимости проведения экспертизы согласно статье 82 АПК РФ находится в компетенции суда, рассматривающего дело. Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Если необходимость проведения экспертизы отсутствует, суд отказывает в ходатайстве о назначении экспертизы.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом доводов и возражений сторон, в данном случае не требуется разрешение вопросов, требующих специальных знаний. Имеющиеся в деле доказательства позволяют суду рассмотреть спор по существу, необходимость и основания для проведения судебной экспертизы отсутствуют с учетом предмета и основания иска, а также распределения бремени доказывания.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Между учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) был заключен государственный контракт №0184200000616000172 от 09 сентября 2016 года на строительство объекта «Школа № 3 на 700 мест по ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре» (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, на свой риск, собственными и (или) привлеченными силами и средствами работы по мероприятию строительство объекта «Школа № 3 на 700 мест по ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре» (далее по тексту - объект) в соответствии с проектной документацией, включая работы определённо не упомянутые в контракте, но необходимые для завершения работ по строительству объекта и обеспечивающие нормальную его эксплуатацию в течение гарантийного срока, установленного настоящим контрактом и передать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его.
Указанный контракт заключен в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ).
Согласно пункту 2.1 цена контракта составляет 1 844 680 835 рублей 74 копейки, в том числе налоги и сборы (в редакции дополнительного соглашения №2 от 28.08.2019).
В соответствии с пунктом 2.3 цена контракта, указанная в пункте 2.1. настоящего контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных законом № 44-ФЗ и настоящим контрактом.
В соответствии с пунктом 2.4 Контракта в цену контракта включена стоимость всех затрат подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе:
- полный объем строительно-монтажных и специальных работ, необходимых для своевременной и качественной сдачи объекта в эксплуатацию, в том числе затраты на временные здания и сооружения, зимнее удорожание, затраты на снегоуборку и затраты на непредвиденные работы, оплачиваемые подрядчику по фактически выполненным объемам согласно сводного сметного расчета;
- пуско-наладочные работы;
- полная и качественная комплектация объекта всем необходимым оборудованием (в соответствии с ведомостью монтируемого оборудования);
- затраты, связанные с получением различного рода согласований, разрешений, заключений (Роспотребнадзор, ГО и ЧС, Ростехнадзор и т.д.);
- стоимость приобретения, поставки, хранения и монтажа необходимого для завершения строительства и эксплуатации объекта оборудования, конструкций и материалов;
- затраты, связанные с обеспечением строительства рабочими, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование;
- транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых подрядчиком, стоимость перебазировки техники, необходимой для выполнения работ на объекте;
- стоимость понесенных подрядчиком затрат по организации и эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность, подъездные пути и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки объекта и оборудования до сдачи объекта в эксплуатацию;
- затраты на изготовление технических планов;
- прочие работы и затраты, связанные с исполнением контракта по своевременной и качественной сдаче объекта в эксплуатацию, в том числе работы и затраты не учтенные проектной документацией.
В соответствии с пунктом 2.5 цена контракта может быть изменена:
1) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества выполняемых работ и иных условий контракта;
2) если по предложению заказчика предусмотренный контрактом объем работ увеличивается или уменьшается не более чем на 10% (десять процентов). В данном случае стороны заключают дополнительное соглашение к контракту, в котором также могут предусмотреть изменение (с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации) цены контракта пропорционально дополнительному объему работ исходя из цены единицы работы, установленной в обосновании начальной (максимальной) цены контракта с учетом понижающего коэффициента в соответствии с пунктом 2.6 контракта, но не более чем на десять процентов цены контракта, а в случае уменьшения предусмотренного контрактом объема работ, стороны контракта обязуются уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы;
3) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и на плановый период заказчик в течение 10 дней уведомляет об этом подрядчика. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объема работ, предусмотренных контрактом;
4) в иных случаях, установленных действующим законодательством РФ.
Изменение цены контракта оформляется сторонами путем составления дополнительного соглашения.
Пунктом 2.6 контракта установлено, что стоимость единицы работы определяется на основании понижающего коэффициента по формуле: Кп = Р1/Р2, где Кп – понижающий коэффициент, Р1 – цена, предложенная участником закупки (подрядчиком), Р2 – начальная (максимальная) цена контракта. Коэффициент применяется к единице работы, указанной в обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с разделом 3 контракта подрядчик обязуется выполнить работы, являющиеся предметом настоящего контракта, в сроки, установленные графиком исполнения контракта (приложение № 1 к настоящему контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, при этом:
- начало выполнения работ - в течение 10 дней с момента заключения настоящего Контракта;
- окончание строительных работ - передача заказчику законченного строительством объекта, подтверждается подписанными сторонами актами приемки законченного строительством объекта работ по форме КС-11, и получением заказчиком заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов - не позднее сентября 2019 года;
- окончание выполнения работ - дата передачи подрядчиком и получение заказчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кадастровых паспортов на здание, помещения и сооружения - не позднее ноября 2019 года.
Согласно п. 3.8 контракта подрядчик ознакомлен с проектной документацией, с извещением и аукционной документацией, включая все приложения к ней и содержащиеся в ней примечания, условиями контракта, в полном объеме и замечаний, направленных на увеличение цены контракта, установленной п. 2.1, увеличение сроков выполнения работ по контракту, а также замечаний, направленных на изменение иных условий настоящего контракта не имеет.
В соответствии с пунктом 20.2 контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных законом № 44-ФЗ. Изменения оформляются в письменном виде путём подписания сторонами дополнительных соглашений к контракту. Дополнительные соглашения к контракту являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания сторонами.
08.12.2020 сторонами по контракту был подписан акт приемки законченного строительством объекта № 1, согласно которого стоимость строительно-монтажных работ составляет 1 807 656 343 руб. 62 коп.
Согласно подписанной сторонами окончательной справки о стоимости выполненных работ и затрат за ноябрь 2020 года и Акта формы КС-3 стоимость выполненных работ с начала их проведения составляет 1 807 656 343 руб. 62 коп.
Ссылаясь на то, что при сдаче-приемке работ в ноябре-декабре 2019 года сторонами применен индекс сметной стоимости строительства на территории Ненецкого автономного округа, равный 4,71, который не соответствует индексу сметной стоимости строительства на территории Ненецкого автономного округа в 4 квартале 2019 года (6,37), указанному в письме Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 05.12.2019 № 8397, Общество письмом № 127 от 09.07.2021 направило в адрес Учреждения измененные акты о приемке выполненных работ (по форме КС-2) №№ 339, 357 от 29.11.2019, №№ 358, 359, 360, 361, 362 от 06.12.2019, №№ 363, 364, 365, 366, 367 от 13.12.2019, №№ 368, 369, 370, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382, 383, 384, 385, 386, 387, 388, 389, 390, 391, 392, 393, 394, 395, 396, 397, 398 от 25.12.2019, №№ 399, 400, 401, 402 от 28.12.2019 и справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3) № 42 от 29.11.2019, № 43 от 06.12.2019, № 44 от 13.12.2019, № 45 от 28.12.2019, № 46 от 28.12.2019, № 57 от 27.11.2020 (в соответствии с заявлением об уточнении исковых требований от 22.03.2022).
Как следует из заявления об уточнении исковых требований от 22.03.2022, стоимость строительно-монтажных работ (СМР) в связи с применением индекса 6,37 составила 1 844 760 716 руб. 88 коп.; увеличение стоимости СМР составило 37 104 373 руб. 26 коп. С учетом изложенного, по счету № 1 от 09.07.2021 и счету-фактуре № 41 от 09.07.2021 Общество предъявило Учреждению к оплате 37 024 492 руб. 12 коп. в пределах твердой цены контракта.
Письмом от 29.07.2021 № 2610 указанные документы Учреждением были возвращены Обществу с указанием на то, что перечисленные в представленных актах работы и затраты учтены в актах, составленных подрядчиком ранее, которые приняты без претензий, подписаны истцом и ответчиком и оплачены заказчиком, а также между сторонами подписан акт приемки законченного строительством объекта КС-11.
Общество направило ответчику претензию исх. № 128 от 15.07.2021 об оплате 37 024 492 руб. 12 коп. выполненных по контракту работ на основании измененных актов (с применением индекса изменения СМР 6,37), неисполнение которой послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на выполнение обязательств по контракту в полном объеме, что влечет обязанность заказчика оплатить работы в размере установленной контрактом твердой цены.
Ответчик в отзыве указал, что с заявленными требованиями не согласен, ссылается на то, что в расчете начальной максимальной цены контракта применен не только индекс изменения сметной стоимости строительства 4,71, но и прогнозные индексы-дефляторы на 2017-2019 годы, разработанные Минэкономразвинтия России.
Изучив доводы истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (статья 307 ГК РФ).
Исходя из существа заявленных требований и правовой природы отношений, вытекающих из контракта, к возникшему спору подлежат применению нормы ГК РФ о договорах подряда, а также положения Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ под государственным и муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ определено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (пункт 1 статьи 711 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится согласно статье 711 данного Кодекса.
На основании пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача и приемка выполненных работ оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
В силу статьи 768 Кодекса к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Кодексом, применяется Федеральный закон N 44-ФЗ.
В части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных данной статьей.
В статье 6 Закона N 44-ФЗ установлены принципы контрактной системы в сфере закупок, к которым относятся принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из положений данного закона следует, что условия контрактов, заключенных по результатам проведения аукциона, должны являться неизменными для заказчика и лица, признанного победителем аукциона. Сохранение условий контрактов направлено на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, то есть в целом призвано реализовать принципы, закрепленные в статье 6 Закона N 44-ФЗ.
Основания для применения положений статьи 95 Закона N 44-ФЗ, устанавливающей закрытый перечень случаев, при которых допускается изменение существенных условий контракта при его исполнении.
По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 ГК РФпо договору подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Между сторонами отсутствует спор относительно объема и качества выполненных по спорным актам работ. Исходя из содержания подписанных истцом и ответчиком актов и откорректированных истцом спорных актов, от подписания которых ответчик отказался, виды и объемы работ, а также стоимость работ в базисных ценах в данных актах идентичны. Данные обстоятельства также подтвердил представитель истца в судебном заседании.
Вместе с тем, истец полагает, что в подписанных сторонами актах занижена стоимость выполненных работ, поскольку вместо индекса изменения СМР 6,78 применен индекс 4,71.
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Согласно условиям контракта стороны предусмотрели, что стоимость единицы работы определяется на основании понижающего коэффициента по формуле: Кп = Р1/Р2, где Кп – понижающий коэффициент, Р1 – цена, предложенная участником закупки (Подрядчиком), Р2 – начальная (максимальная) цена контракта. Коэффициент применяется к единице работы, указанной в обосновании начальной (максимальной) цены контракта (пункт 2.6 контракта).
Как следует из обоснования начальной (максимальной) цены контракта, она составлена по состоянию на 29.06.2016 в ценах 2 квартала 2016 года, исходя из общей сметной стоимости с применением индекса изменения стоимости СМР на 2 квартал 2016 года к ТЕР-2001 НАО, школы: 4,71 (письмо ДС и ЖКХ НАО от 10.06.2016 № 3998); индекса изменения стоимости оборудования, образование: 3,41 (письмо Минстроя России от 30.06.2016 № 17269-ХМ/09, прил.5), индекса изменения стоимости изыскательских работ: 3,93 (письмо Минстроя России от 03.06.2016 № 17269-ХМ/09, прил.3) – СМР=4,71; ОБ=3,41; ПР=3,93.
Кроме того, начальная (максимальная) цена контракта определена с учетом прогнозных индексов-дефляторов на 2017, 2018 и 2019 годы по виду экономической деятельности «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)».
При этом пунктом 2.4 контракта установлено, что в цену контракта включена стоимость всех затрат подрядчика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе полный объем строительно-монтажных и специальных работ, необходимых для своевременной и качественной сдачи объекта в эксплуатацию, в том числе затраты на временные здания и сооружения, зимнее удорожание, затраты на снегоуборку и затраты на непредвиденные работы, оплачиваемые подрядчику по фактически выполненным объемам согласно сводного сметного расчета.
Следовательно, исходя из буквального содержания условий контракта (пункты 2.4, 2.6), при формировании актов сдачи-приемки выполненных работ КС-2, справки о стоимости выполненных работ КС-3 и при расчетах за выполненные работы должен применяться порядок определения стоимости работ, в том числе индексы изменения стоимости СМР, предусмотренный в обосновании начальной (максимальной) цены контракта; оплата должна производится по фактически выполненным объемам. В данном случае индекс изменения стоимости СМР является не переменной величиной, вопреки доводам ответчика об обратном, а согласованным сторонами условием контракта.
Возможность изменения стоимости единицы работы в случае изменения индексов перерасчета на отдельные виды работ условиями контракта не предусмотрена. Заказчик увеличение индекса изменения стоимости СМР до 6,37 с подрядчиком не согласовывал. В письме Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 05.12.2019 № 8397 указано на его применение при расчетах формировании начальной (максимальной) цены контракта, при расчетах с подрядчиками, при этом указано на его рекомендательный характер. Указанное письмо нормативно-правовым актом не является. При этом, в данном случае применение индекса изменения стоимости СМР в ином размере, нежели это предусмотрено в обоснование начальной максимальной цены контракта, отразится на общей цене тех видов работ, которые отражены в спорных актах (в рассматриваемом споре - в сторону увеличения).
В соответствии с п. 3.4 контракта заказчик производит оплату выполненных и принятых (без претензий) работ после подписания актов о приёмке выполненных работ по форме № КС-2 (далее - акт КС-2).
Согласно п. 13.1 методических рекомендаций, утверждённых распоряжением Администрации Ненецкого автономного округа от 12.05.2015 № 30-р, при осуществлении закупки на строительство начальная максимальная цена контракта определяется на основании сметной стоимости, прошедшей проверку на предмет достоверности, путём применения к базовому уровню цен индексов изменения сметной стоимости, действовавших на момент заявления торгов. В случае продолжительности строительства свыше года, для учёта влияния инфляционного фактора необходимо использовать индексы-дефляторы, рекомендованные Минэкономразвития России (распоряжение Администрации Ненецкого автономного округа от 01.10.2015 № 112-р).
Начальная максимальная цена контракта определена на основании сметной документации, получившей положительное заключение о достоверности сметной стоимости, с применением индексов изменения сметной стоимости на 2 квартал 2016 года, рекомендованных Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа от 10.06.2016 № 3998, и индексов-дефляторов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, рекомендованных Минэкономразвития России.
Согласно ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии со сметой, определяющей цену работ.
В силу п. 3.8 контракта подрядчик ознакомился с проектной и аукционной документацией, включая все приложения к ней, в полном объёме и замечаний, направленных на изменение условий Контракта, не имеет. Сведения о проектной документации содержатся в пункте 5 технического задания (приложение № 1 к контракту).
Подписанные сторонами акты КС-2 составлены Обществом на основании локальных расчётов, принятых в начальной максимальной цене контракта, с применением индекса изменения сметной стоимости на 2 квартал 2016 года (4,69*1,005=4,71) и индексов-дефляторов, учитывающих инфляцию за 2017-2019 годы (1,05*1,045*1,042), также принятых в начальной максимальной цене контракта.
Основным принципом контрактной системы в сфере закупок является сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о закупке и в документации о закупке и исполнение контракта на указанных условиях. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Федерального закона 44-ФЗ.
В соответствии с положением ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу.
Таким образом, государственный контракт, заключенный в соответствии с установленным законом и иными нормативно-правовыми актами, действующими в момент его заключения, должен исполняться на таких условиях до окончания действия контракта.
Изложенное в полной мере относится и к порядку определения цены за выполненные по контракту работы.
Ссылки истца на то, что выполненные работы должны быть оплачены в размере согласованной твердой цены контракта подлежат отклонению, поскольку твердая цена контракта определяется применительно к согласованному в нем объему работ, в том числе и по отдельным видам работ.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 года N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В силу пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно пункту 1 статьи 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Как следует из пояснений сторон, в ходе выполнения работ изменялись виды и объемы работ, менялись материалы, согласовывались проектные изменения без конструктивных изменений, на эти изменения составлялась смета. Изложенное также следует из измененных локальных сметных расчетов, копии которых представлены ответчиком в материалы дела. При этом измененные локальные сметные расчеты подписаны сторонами; на основании данных, содержащихся в локальных сметных расчетах, подрядчиком составлены Акты КС-2, подписанные и оплаченные заказчиком. В качестве доказательства изменения видов и объемов работ ответчиком также представлена копия ходатайства, представленного Обществом в материалы дела № А05П-155/2021, где указано на изменение площади здания объекта № 1: по проекту 9569,25 кв.м, по факту 7960,7 кв.м; объекта № 2: по проекту 11 802,35, по факту 10 155,1 кв.м. Аналогичные сведения о площади зданий содержатся в акте приемки законченного строительством объекта № 1, согласно которому имеет место уменьшение площади и иных объектов.
Следует отметить, что объемы фактически выполненных работ согласованы сторонами в подписанных в ходе исполнения контракта актах и по существу истцом не оспариваются.
Сторонами подписаны акты КС-2 №№ 339, 357 от 29.11.2019, №№ 358, 359, 360, 361, 362 от 06.12.2019, №№ 363, 364, 365, 366, 367 от 13.12.2019, №№ 368, 369, 370, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382, 383, 384, 385, 386, 387, 388, 389, 390, 391, 392, 393, 394, 395, 396, 397, 398 от 25.12.2019, №№ 399, 400, 401, 402 от 28.12.2019 и справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3) № 42 от 29.11.2019, № 43 от 06.12.20109, № 44 от 13.12.2019, № 45 от 28.12.2019, № 46 от 28.12.2019, № 57 от 27.11.2020, в которых согласованы объем и стоимость выполненных работ в размере 1 807 656 343 руб. 62 коп.
Кроме того, сторонами подписан акт приемки законченного строительством объекта № 1, согласно которому стоимость строительно-монтажных работ составила 1 807 656 343 руб. 62 коп. Выполненные работы оплачены истцу в указанном размере, что сторонами не оспаривается. Как следует из пояснений сторон, стоимость выполненных работ определена в том же порядке, что и стоимость работ при формировании начальной (максимальной) цены контракта. То есть, отношения по порядку определению стоимости фактически выполненных работ являются как согласованным, так и установленными между сторонами.
Основания для изменения стоимости выполненных работ, определенной в соответствии с условиями контракта и согласованной сторонами, а также установленной в подписанных актах, на основании которых произведена оплата работ, отсутствуют.
Расчеты за выполненные подрядчиком работы осуществляется исходя из их фактических объемов, но не выше предусмотренных контрактом и дополнительным соглашением к нему. Расчет с подрядчиком по контракту должен производится с применением согласованного сторонами порядка определения цены за единицу работ. В данном случае оплата заказчиком полной твердой договорной цены с учетом индекса увеличения стоимости СМР 6,71, применение которого сторонами не было согласовано, противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров, повлечет фактически изменение конкурсных условий по контракту, приведет к нарушению баланса прав и интересов сторон, и нарушит публичные интересы при оплате работ на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.
Сохранение условий государственных контрактов, в том числе о порядке определения стоимости фактически выполненного объема работ, в том виде, в котором они изложены в извещении и в документации о закупке, и исполнение контракта на этих условиях направлено на обеспечение эффективного использования средств бюджетов, на предотвращение злоупотреблений в сфере государственных закупок.
Ссылки истца на заключение ЗАО «Сибирский центр ценообразования в строительстве, промышленности и энергетике» подлежат отклонению, поскольку указанные в заключение обстоятельства о том, что индекс удорожания к СМР – 4,71 не может быть экономичным в 2019, сами по себе не являются основанием для изменения порядка определения стоимости единицы работы (то есть порядка определения стоимости фактически выполненных работ), согласованного сторонами. Сделанные в данном заключении выводы относительно обязанности заказчика произвести оплату работ с применением при составлении актов КС-2 и справок КС-3 индекса 6,37 в пределах твердой цены контракта обоснованы ссылками на положения ст. 710, 763 ГК РФ, а также на положения пп. 2.3, 4.3.4 контракта и толкование условий контракта составившим заключение специалистом, т.е. относятся к вопросам права, вопросам толкования договора, а не к вопросам, требующим специальных познаний.
Доводы истца о том, что работы по контракту выполнены в убыток, поскольку применение прогнозных индексов-дефляторов не покрывают уровень инфляции, не принимаются судом. Инфляционные риски относятся к коммерческим рискам подрядчика, которые он должен предусмотреть при участии в закупочной процедуре. Истец, вступая в договорные отношения, должен были прогнозировать экономическую ситуацию, в связи с чем не мог исключать вероятность роста цен в период исполнения сделки.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2014 № 19371/13 выработан общий правовой подход, согласно которому оплата по договору осуществляется за фактически выполненные работы; иной подход противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров, нарушает баланс прав и интересов сторон и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.
С учетом изложенного, ошибочной является позиция истца о том, что цена контракта является твердой и подлежит оплате в изначально согласованном размере независимо от объема выполненных работ, поскольку цена контракта определяется применительно к согласованному в нем объему. В связи с этим изменение видов и объема выполненных по государственному контракту работ влечет соразмерное уменьшение цены контракта. Иной подход противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного выполнения работ, нарушая баланс прав и интересов сторон, и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.
Неподписание сторонами дополнительного соглашения к договору об уменьшении цены контракта с уточнением стоимости фактически выполненных работ не может являться основанием для оплаты работ в большем размере, чем фактически выполнено. Акты по форме КС-2, справки по форме КС-3, акт приемки законченного строительством объекта № 1 подписаны истцом без возражений, что свидетельствует о том, что стороны достигли соглашение о стоимости, содержании и объемах выполненных работ.
Ссылки ответчика на положения п. 6 статьи 709 ГК РФ, согласно которым подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов, подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 710 ГК РФ в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ.
Между тем, экономия подрядчика подразумевает выгоду, получаемую им в результате применения оптимальных и наиболее эффективных способов выполнения тех объемов работ и проектных решений, которые предусмотрены проектной документацией, а не вызваны сокращением проектных объемов работ, невыполнением работ или изменением проектных решений.
Таким образом, экономия подрядчика должна быть связана с усилиями последнего по использованию более эффективных методов выполнения работы, либо с изменениями на рынке цен на те материалы и оборудование, которые учитывались при определении цены (в смете), но не может быть результатом замены одного материала на другой, имеющий более низкую стоимость, либо уменьшения объемов работ, изменения проектных решений.
Как указано в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2019)" (пункт 24), по смыслу статьи 710 ГК РФ не может рассматриваться как экономия подрядчика арифметическая разница между ценой договора и стоимостью фактически выполненных работ, образовавшаяся за счет уменьшения объемов работ по сравнению с объемом, предусмотренным договором, использования меньшего, чем предусмотрено договором подряда, количества материалов, использования не предусмотренных договором материалов, замены материалов и оборудования на более дешевые модели.
Доказательства, свидетельствующие о том, что возникновение разницы между твердой ценой контракта и стоимостью работ, принятых и оплаченных заказчиком, связано с усилиями Общества по использованию более эффективных методов выполнения работы либо снижением цен на предусмотренные проектом материалы, истцом не представлены.
Поскольку в ходе рассмотрения дела основания для пересмотра стоимости работ, согласованной путем подписания актов сторонами спора, не установлены, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | А.С. Тарасова |