414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-11365/2021 |
13 мая 2022 года |
Резолютивная часть решения объявлена 12 мая 2022года
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи: Богатыренко С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситекеновой Э.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области к индивидуальному предпринимателю ФИО1 КФХ ФИО2 о возврате субсидии в сумме 668 812 руб. 83 коп. и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 872 руб. 36 коп.
Третье лицо: Администрация МО «Черноярский район»
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО3, представитель по доверенности от 25.10.2021 г., ФИО4, представитель по доверенности от 25.10.2021 г.
от ответчика: не явился.
от третьего лица: не явился
Истец в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с иском к ответчику о возврате субсидии в сумме 668 812 руб. 83 коп. и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 872 руб. 36 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечена Администрация МО «Черноярский район».
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Судебное разбирательство в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводится в отсутствии представителей ответчика и третьего лица.
В адрес суда от представителя третьего лица поступили пояснения по делу.
Суд приобщает документ к материалам дела.
Представитель истца поддерживает исковые требования в полном объеме. Изложил доводы, содержащиеся в исковом заявлении.
Выслушав представителей истца, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, с соответствии с пунктом 2.21 раздела 2 Порядка предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства, утвержденном постановлением Правительства Астраханской области от 08.02.2017 № 28-П (далее - Порядок), разработанном министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее - Министерство) в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887, Законом Астраханской области от 03.07.2009 № 49/2009-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по поддержке сельскохозяйственного производства» и в целях реализации мероприятий государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области», утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 № 368-П, министерством на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений и документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях получения субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства от 18.12.2019 № 22 принято решение, содержащееся в распоряжении министерства от 19.12.2019 № 168 (копия прилагается) о предоставлении ИП ГКФХ ФИО2 субсидии на 1 кг произведенных и реализованных овощей защищенного грунта в размере 668 812 руб. 83 коп. за счет средств бюджета Астраханской области.
На основании пункта 2.32 раздела 2 Порядка 19.12.2019 г. б/№ между Министерством и ИП ГКФХ ФИО2 заключено соглашение о предоставлении из бюджета Астраханской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (далее - соглашение о предоставлении субсидии от 19.12.2019).
В соответствии с пунктом 2.35 раздела 2 Порядка и пунктом 3.2. раздела 3 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.2019 средства субсидии на 1 кг произведенных и реализованных овощей защищенного грунта в установленный законодательством срок перечислены министерством на счет ИП ГКФХ ФИО2 открытый в Астраханском отделении № 8625 ПАО Сбербанк г.Астрахань, что подтверждается платежным поручением № 472404 от 24.12.2019.
Согласно подпунктам 4.1.3, 4.1.4 пункта 4.1 раздела 4 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.2019 министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком и соглашением, в том числе в части достоверности представляемых получателем в соответствии с указанным соглашением сведений, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок на основании документов, представленных получателем по запросу министерства в соответствии с подпунктом 4.3.1 данного соглашения. В случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и указанным Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с указанным Соглашением, недостоверных сведений направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с Порядком субсидия представляется ИП ГКФХ ФИО2 при следующих условиях:
производство овощей защищенного грунта не менее 10 кг/кв. м (абзац четвертый пункта 2.7 раздела 2 Порядка);
наличие теплицы, отапливаемой газом или жидким топливом, право собственности на которую зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (далее - теплица) (абзац пятый пункта 2.7 раздела 2 Порядка);
согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Астраханской области проверок соблюдения им условий, целей и порядка их предоставления, а также обязательство сельскохозяйственного товаропроизводителя обеспечить достижение значений результатов предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства (пункт 2.1 раздела 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 4.3 раздела 4 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.2019 получатель субсидии обязуется направлять по запросу министерства документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей и условий предоставления субсидии. В случае получения от министерства требования в соответствии с подпунктом 4.1.4 указанного соглашения возвращать в бюджет Астраханской области субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании. Кроме того, получатель субсидии обязуется обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в министерство в соответствии с данным соглашением.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (раздел 5 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.2019).
Согласно пункту 5.2 раздела 5 Порядка сельскохозяйственные товаропроизводители несут ответственность за достоверность представленных документов (информации), соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий, В случае установления министерством информации о фактах нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий предоставления субсидии, установленных Порядком, в том числе указания в документах, представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Порядком, недостоверных сведений, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных фактов направляет сельскохозяйственному товаропроизводителю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области.
В случае нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий предоставления субсидии, установленных Порядком, в том числе указания в документах, представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Порядком, недостоверных сведений (за исключением случая недостижения результатов предоставления субсидии), возврат субсидии осуществляется в полном объеме.
Возврат субсидии осуществляется сельскохозяйственным товаропроизводителем в течение 14 рабочих дней со дня получения требования об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области. В случае отказа сельскохозяйственного товаропроизводителя добровольно возвратить субсидию ее возврат в бюджет Астраханской области осуществляется министерством в судебном порядке.
В соответствии с приказом министерства от 03.03.2021 № 17 «О проведении плановой комбинированной проверки» в период с 09.03.2021 по 26.04.2021 в отношении ИП ГКФХ ФИО2 проведена плановая комбинированная проверка по вопросу соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства по направлению на 1 кг произведенных и реализованных овощей защищенного грунта за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 (далее - плановая проверка).
В ходе плановой проверки министерством выявлены следующие нарушения условий и Порядка предоставления субсидии:
- предоставления недостоверных сведений при обращении с целью получения субсидии;
- недостижение показателей результативности предоставления субсидии.
По результатам проведения проверки составлен акт плановой комбинированной проверки министерства в отношении ИП ГКФХ ФИО2 от 14.05.2021 б/н, в котором содержатся выводы о нарушениях, выявленных по результатам проведенной министерством плановой проверки.
Акт плановой комбинированной проверки министерства в отношении ИП ГКФХ ФИО2 от 14.05.2021 б/н, получен ФИО2 по доверенности.
В соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 Порядка и подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 раздела 4 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.2019 в связи с тем, что в документах, представленных ИП ГКФХ ФИО2 при обращении за получением средств субсидии, содержатся недостоверные сведения, в установленном законодательством Астраханской области порядке подготовлено требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области (письмо министерства от 18.06.2021 № 01-11-01-1998).
Указанное требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области получено ИП ГКФХ ФИО2 13.07.2021, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
Однако до настоящего времени средства субсидии по направлению на 1 кг произведенных и реализованных овощей защищенного грунта в размере 668 812 рублей ИП ГКФХ ФИО2 в бюджет Астраханской области добровольно не возвращены.
Неисполнение требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Астраханской области с настоящим исковым заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
К отношениям сторон в части возврата денежных средств, полученных в виде субсидий без выполнения условий предоставления, подлежит применению бюджетное законодательство.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера их предоставления.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 158 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
При этом в силу пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации,
В соответствии с пунктом 5.2 раздела 5 Порядка случае установления министерством или получения от органа государственного финансового контроля Астраханской области информации о фактах нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий предоставления субсидии, установленных настоящими Порядком, в том числе указания в документах, представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с настоящим Порядком, недостоверных сведений, министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанных фактов направляет сельскохозяйственному товаропроизводителю требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области.
Возврат субсидии осуществляется сельскохозяйственным товаропроизводителем в течение 14 рабочих дней со дня получения требования об обеспечении возврата субсидии в бюджет Астраханской области. В случае отказа сельскохозяйственного товаропроизводителя добровольно возвратить субсидию ее возврат в бюджет Астраханской области осуществляется министерством в судебном порядке субсидии от 19.12.2019 получатель обязуется возвращать в бюджет Астраханской области Субсидию в размере и в сроки, определенные в требовании.
В ходе проведения плановой проверки министерством установлено следующие нарушения:
1. Предоставление недостоверных сведений в частности выразилось в следующем:
На момент подачи документов в целях получения субсидии в представленной статистической отчетности № 2-фермер за 2019 год форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 04.01.2001 № 1 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минсельхозом России статистического наблюдения за состоянием сельскохозяйственного производства» (далее - статистическая отчетность № 2-фермер) в разделе 2 «Производство продукции растениеводства в закрытом грунте», в графах «Теплицы, зимние» по строке «защищенный грунт, общая используемая площадь, м2» указано значение 1 274 м2 , по строке «Овощи закрытого грунта (собрано со всех оборотов), ц -всего» указано значение 2300 ц, из них: огурцы - 1600 ц, помидоры - 700 ц, то есть, исходя из приведенных данных статистической отчетности № 2-фермер за 2019 год, форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 04.01.2001 № 1 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минсельхозом России статистического наблюдения за состоянием сельскохозяйственного производства» (копия прилагается) заявленный к субсидированию объем реализованной и произведенной продукции составил 2300 ц = 230 0000 кг, то есть уровень производства овощей составил 2300 ц/ 1274 = 230 000 кг / 1274 м и равен 180,53 кг/ м2.
В отчете о финансово-экономическом состоянии крестьянского
(фермерского) хозяйства за 2019 год, форма которого утверждена приказом
Минсельхоза России от 03.12.2019 № 669 «Об утверждении форм отчета о
финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2019 год и срока его представления» (далее -отчет 1-КФХ за 2019 год, копия прилагается), содержащемся в автоматизированной информационной системе «Субсидии АПК» комплексе в разделе 23-5. «Сведения о производстве и реализации продукции растениеводства» по строке «Овощи защищенного грунта (площади - в м2, выход продукции-ц, урожайность - кг/м2)» посевная площадь = 1 274 м2, произведено за 2019 год 445,9 ц (44590 кг), то есть исходя из данных, представленных в отчете 1 - КФХ за 2019 год, уровень производства овощей составил 35 кг/ м2.
Таким образом, при проверке условий предоставления субсидии, в том числе сравнении данных, представленных в статистической отчетности М 2-фермер за 2019 год и отчета М 1- КФХ за 2019 год, содержащемся в содержащимся в автоматизированной информационной системе «Субсидии АПК» министерства, установлены расхождения значений показателя «Произведено (овощи закрытого грунта)».
Данный показатель напрямую влияет на сумму субсидии, так как согласно пункту 2.28 раздела 2 Порядка, субсидия предоставляется по ставке 3 рубля на 1 кг произведенных и реализованных овощей защищенного грунта.
Сумма субсидии, согласно содержащейся в пакете документов справке -расчет, рассчитана на 230 000 кг реализованной и произведенной продукции, в том числе огурцы в количестве 160000 кг, помидоры в количестве 70000 кг в размере 690000,00 руб. (230000 х 3,00 руб. = 690 000,00 руб.), то есть при расчете учтены показатели статистической отчетности № 2-фермер за 2019 год, при этом заявителем в отчете № 1-КФХ за 2019 год, указан объем реализованной и произведенной продукции в 2019 году - 44590 кг, соответственно, с учетом данного показателя сумма причитавшейся заявителю субсидии составила бы 133 770,00 руб.
В связи с возникшими сомнениями в достоверности сведений, представленных ИП ГКФХ ФИО2 в целях получения субсидии министерством направлен запрос в управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и республике Калмыкия о предоставлении информации об урожайности овощей защищенного грунта (огурцы, томат), собранных с 1 квадратного метра используемой площади в килограммах за 2019 год, в том числе, выращенных в зимних теплицах, по Астраханской области и Российской Федерации.
Согласно ответу от 12.04.2021г.:
Собрано овощей с 1 кв. м используемой площади, кг | ||||||
Теплицы | Парники утепленный | |||||
зимние | весенние | грунт и посевы под пленкой | ||||
РФ | Астраханская область | РФ | Астраханская область | РФ | Астраханская область | |
Сельскохозяйс таенные организации | 43,3 | 9,2 | 9,3 | 5,7 | ||
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивиду альн ые предпринимат ели | ||||||
25,5 | 28,0 | 7,5 | 3,6 | 3,0 | 2,7 |
Таким образом, из представленной информации следует, что показатель урожайности, исходя из сведений, представленных ИП ГКФХ ФИО2 в целях получения субсидии, более чем в 4 раза превьппает общероссийские показатели сельскохозяйственных организаций, и более чем в 7 раз соответствующие показатели, достигнутые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Также, по информации, имеющейся в распоряжении министерства, ИП ГКФХ ФИО2 в 2017 году являлся получателем средств субсидии на поддержку начинающих фермеров в порядке, установленном постановлением Правительства Астраханской области от 11.05.2016 № 112-П «О Порядке предоставления субсидий на поддержку малых форм хозяйствования на территории Астраханской области», в рамках освоения которых ИП ГКФХ ФИО2 был представлен отчет о реализации бизнес - плана по состоянию на 01.01.2020 (за 2019 отчетный год). Согласно сведениям, содержащимся в отчете о реализации бизнес-плана, в разделе 5 «Растениеводство» по строке «Овощные культуры», «Валовый сбор в центнерах» указано значение 270 ц.
То есть, указанное значение произведенных овощей не находит подтверждения ни в одной из форм отчетности, представляемых ИП ГКФХ ФИО2 в целях получения субсидии.
Из вышеуказанного следует, что в целях получения субсидии ИП ГКФХ ФИО2 представлены недостоверные сведения.
2. Недостижение показателей результативности предоставления субсидии выразилось в нижеследующем.
В приложении № 1 соглашения о предоставлении субсидии от 19.12.2019 установлены показатели результативности использования субсидии, а именно:
- объем производства овощей защищенного грунта, грибов (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые начали хозяйственную деятельность в году предоставления субсидии) не ниже объема производства овощей защищенного грунта, грибов по отношению к уровню года предшествующего году предоставления субсидии.
- размер среднемесячной начисленной заработной платы - для сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, не имеющих наемных работников не ниже среднемесячной начисленной заработной платы, сложившейся в Астраханской области по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия за год, предшествующий году предоставления субсидии.
- размер годового фонда начисленной заработной платы работников - для сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, не имеющих наемных работников не ниже среднемесячной начисленной заработной платы, сложившейся в Астраханской области по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия за год, предшествующий году предоставления субсидии, умноженной на среднесписочную численность работников за год предоставления субсидии и на 12.
-годовой доход за вычетом расходов - для индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, не имеющих наемных работников не ниже увеличенной на 20 процентов среднемесячной начисленной заработной платы, сложившейся в Астраханской области по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия за год, предшествующий году предоставления субсидии, и умноженной на 12.
В соответствии с разделом 4 Порядка сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны не позднее 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, представить в министерство отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства по форме согласно приложению № 12 к Порядку.
Для установления факта достижения показателя результативности № 1, анализировались данные статистической отчетности № 2 - фермер за 2018 год, форма которой утверждена Приказом Росстата от 24.08.2017 № 545 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» в разделе 2 «Производство продукции растениеводства в закрытом грунте» по строке «Овощи закрытого грунта (собрано со всех оборотов, ц - всего), из них: огурцы, помидоры» указано значение огурцы = 800 ц, помидоры = 200 ц,и информации о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских), форма которой утверждена приказом Минсельхоза России от 10.01.2019 № 4 «Об утверждении форм отчетности за 2018 год» в разделе 23-5. «Сведения о производстве и реализации продукции растениеводства» по строке «Овощи защищенного грунта (площадь в м2, выход продукции - ц, урожайность - кг/ м2)», в графе «Произведено за 2018 год, ц» = 1000 ц,при этом в отчете о достижении значений показателей результативности ИП ГКФХ ФИО2 указано плановое значение = 100 ц,то есть, исходя из данных проанализированных источников плановое значение ИП ГКФХ ФИО2 указано неверно и расходится с данными, указанными в статистической отчетности № 2 — фермер за 2018 год и в отчете № 1-КФХ за 2018 год.
Достигнутое значение показателя № 1 в 2019 году ИП ГКФХ ФИО2 указано 230 ц,при этом в статистической отчетности № 2-фермер за 2019 год, в разделе 2 «Производство продукции растениеводства в закрытом грунте» по строке «Овощи закрытого грунта (собрано со всех оборотов, ц - всего), из них: огурцы, помидоры» указано значение = 2300 ц,в отчете № 1-КФХ за 2019 год в разделе 23-5. «Сведения о производстве и реализации продукции растениеводства» по строке «Овощи защищенного грунта (площадь в м2, выход продукции - ц, урожайность - кг/ м2)», в графе «Произведено за 2019 год, ц» = 445,9 ц, то есть достигнутое значение показателя по состоянию на отчетную дату (01.04.2020) указано неверно.
Таким образом, плановые и достигнутые показатели результативности при предоставлении отчета о достижении значений показателей результативности указаны ИП ГКФХ ФИО2 неверно, данные показатели не подтверждаются сведениями, содержащимися в статистических отчетностях за 2018,2019 г.г, отчетах № 1-КФХ за 2018, 2019 год, имеющиеся в распоряжении министерства.
Указанное свидетельствует о предоставлении ИП ГКФХ ФИО2 недостоверных сведений о достижении показателей результативности.
По показателю результативности № 2 указано плановое значение - 17454 рубля, достигнутое значение показателя по состоянию на отчетную дату, процент выполнения плана указаны ИП ГКФХ ФИО2, - 16920 рублей; 97 % соответственно. При этом в отчете № 1-КФХ за 2019 год,в разделе 23-1. «Сведения о доходах и расходах» в графе «За 2019 год» по строке «Численность постоянных работников по состоянию на 31 декабря, чел.».указано значение = 4, из них члены КФХ (включая главу КФХ), чел = 1,по строке «Расходы на оплату труда» указано 125 тыс. руб.
Для расчета среднемесячной заработной платы, выплачиваемой работникам ИП ГКФХ ФИО2 необходимо годовой расход на оплату труда разделить на количество месяцев в году и на количество постоянных работников = 125000:3:12 = 3472,22 руб. (согласно отчету №1 -КФХ за 2019 год).
При этом в отчете о финансово-экономическом состоянии за 2020 год, форма которого утверждена приказом Минсельхоза России от 10 марта 2020 года № 19 «Об утверждении формы отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2020 год и сроков его представления» (далее - отчет № 1- КФХ за 2020 год, копия прилагается) в графе «За 2019 год» по строке «Численность постоянных работников по состоянию на 31 декабря, чел.» указано значение = 2, из них члены КФХ (включая главу КФХ), чел = 1, по строке «Расходы на оплату труда» указано 271 тыс. руб.
Согласно отчету № 1 ~ КФХ за 2020 годсреднемесячная заработная плата в 2019 году составила: 11 291,66 руб.
Начисленная средняя заработная плата, сложившаяся в Астраханской области по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» за год, предшествующий году предоставления субсидии по данным Астраханьстат (2018 год) составила 17454,6 рублей, то естьсогласно сведениям, полученным из отчета № 1-КФХ за 2019 год,фактическая среднемесячная заработная плата, выплачиваемая работникам ИП ГКФХ ФИО2, меньше, чем ее обязательный размер, то есть плановое значение показателя не достигнуто ИП ГКФХ ФИО2, достигнутое значение указано неверно.
По показателю результативности №. 3указано плановое значение - 418 910 рубля, достигнутое значение показателя по состоянию на отчетную дату, процент выполнения плана указаны ИП ГКФХ ФИО2 - 270 720 рублей; 65 % соответственно. При этом в отчете № 1-КФХ за 2019 в разделе 23-1. «Сведения о доходах и расходах», в графе «За 2019 год» по строке «Расходы на оплату труда» указано 125 тыс. руб.
В разделе 23-1. «Сведения о доходах и расходах» в информации № 1-КФХ за 2020 в графе «За 2019 год» по строке «Расходы на оплату труда» указано 271 тыс. рублей.
Для расчета планового значения размера фонда оплаты труда ИП ГКФХ ФИО2, необходимо вычислить произведение: 17454,6 *3*12 = 628 365,6 рублей.
Согласно сведениям, полученным из отчета № 1-КФХ за 2019 и 2020 год, фактические расходы на оплату труда ИП ГКФХ ФИО2 меньше, чем необходимо для достижения показателя результативности.
То есть, плановое значение показателя результативности указано неверно и не достигнуто ИП ГКФХ ФИО2
В своем отзыве на исковое заявление министерства ИП ФИО1 КФХ ФИО2 указывает на недостоверность данных, представленных управлением Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и республике Калмыкия по овощам закрытого грунта за 2019 год по Астраханской области и Российской Федерации.
Однако министерство использует официальную статистическую информацию от уполномоченного органа - управление Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и республике Калмыкия (далее - Астраханьстат), направленную, в ответ на запрос министерства.
Также в отзыве ИП ГКФХ ФИО2 ставятся под сомнение данные министерства об отчетности по форме 1- КФХ, представленные ей самой и сам факт представления данной отчетности.
Вместе с тем отчетность о финансово-экономическом состоянии по форме 1-КФХ (далее - отчет 1-КФХ) представляется сельскохозяйственными товаропроизводителями ежегодно, в соответствии с нормативным правовым актом министерств.
В частности, в 2020 году указанная отчетность предоставлялась по форме в соответствии с постановлением министерства от 14.02.2020 № 4 «О представлении отчетов о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Астраханской области за 2019 год» (далее - постановление № 4).
В соответствии с постановлением № 4, сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные и (или) осуществляющие свою деятельность на территории муниципальных районов Астраханской области, представляют в орган местного самоуправления соответствующего муниципального района Астраханской области отчет о финансово-экономическом состоянии за 2019 год по формам отчетности, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 03.12.2019 № 669 «Об утверждении форм отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2019 год и срока его представления», до 28.02.2020, при этом органам местного самоуправления муниципальных районов Астраханской области обеспечивают представление сводной отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса соответствующих муниципальных районов Астраханской области за 2019 год по формам отчетности, утвержденным приказом об утверждении форм отчета, в министерство до 10.03.2020.
Все сведения, содержащиеся в указанном отчете, были внесены в автоматизированную информационную систему «Субсидии АПК». Каких-либо других отчетов 1-КФХ, содержащих иные сведения, в управлении нет.
Третье лицо в письменных пояснения указало, что сведения для формирования ответа по форме 1-КФХ за 2019 г. за ИП ФИО2 были предоставлены ФИО2, действующем по доверенности, при личном визите в управление сельского хозяйства АМО «Черноярский район». Указанные сведения содержали донные о производстве овощей защищенного грунта за 2019 г. в объеме 44590 кг. и были внесены управлением сельского хозяйства в автоматизированную систему «Субсидии АПК». Каких-либо других отчетов 1-КФХ, содержащих иные сведения, в управлении сельского хозяйства, не имеется.
В пояснения также указано, что на момент обследования теплицы (17.12.2019 г.) установить фактический объем произведенных овощей на истекший период 2019 г. не представлялось возможным. Первичные документы, подтверждающие заявленный объем произведенных овощей на момент рассмотрения заявления и комиссионного обследования теплицы ФИО2 не предоставлялись.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования в части взыскания средства субсидии в размере 668 812 руб. 83 коп., являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, истец просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 12 872 руб. 36 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку ответчиком задолженностьнеоплачена, истцомначисленыпроцентызапользованиечужимиденежнымисредствамивразмере12 872 руб. 36 коп.
Суд, проверив указанный расчет истца, признает его верным.
В отзыве ответчик просил вызвать в суд работников управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Черноярский район», которые вносили в информационную систему «Субсидии АПК» ложную информацию.
С учетом представления судом ответчику возможности представления достоверных сведений и направления сведений в соответствующие органы, а также имеющихся в материалах дела доказательств, пояснений третьего лица суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (ИНН <***>, ОГНИП 317302500015510) в пользу Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) средства субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства по направлению на 1 кг произведенных и реализованных овощей защищенного грунта в размере 668 812 руб. 83 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 395 руб. 94 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 16 624 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья | С.В. Богатыренко |