414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-12141/2019 |
15 ноября 2019 года |
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2019 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Игнатьева Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Масальским М.С.,
рассмотрев заявление Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области (414000, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРИП <***>) к административной ответственности по части 4 статье 14.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 07.10.2019, диплом от 30.04.2010 ВСГ 3921584 (рег. №12080);
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области, административный орган) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - ИП ФИО1, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил суд привлечь ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, о месте и времени судебного разбирательства дела извещена надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о принятии заявления к производству, подготовке и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области (http://astrahan.arbitr.ru) 17.10.2019.
На основании статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенной ИП ФИО1
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ИП ФИО1 имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 03.02.2014 № ЛО-30-02-000570.
На основании приказа от 25.09.2019 №П30-205/19 должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области проведена плановая выездная проверка в отношении ИП ФИО1 по месту осуществления деятельности по адресу: 416241, <...>, литер А, А1, комнаты №5,6.
В ходе проверки административным органом было выявлено, что ИП ФИО1 осуществляет лицензируемый вид деятельности - фармацевтическую деятельность с нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "г" и "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 №1081, а именно:
- в материальной комнате, в холодильнике для хранения лекарственных препаратов, при температуре +8С осуществлялось хранение: ФИО3 Г мазь для ректального и наружного применения 20г. производства Хемофарм, Сербия, 1 уп. (температура хранения в соответствии с указаниями на упаковке от +15С до +25С); ФИО3 Г суппозитории ректальные, 10 шт., производства Хемофарм Сербия, 1 уп. (температура хранения в соответствии с указаниями на упаковке от +15С до +25С); Овипол Клио суппозитории вагинальные 15 шт., производства АО Акрихин, Россия. 1 уп. (температура хранения в соответствии с указаниями на упаковке от +15С до +25С);
- в материальной комнате, в холодильнике для хранения лекарственных препаратов при температуре +10С осуществлялось хранение: Касторового масла 30 мл., производства ОАО «Тверская фармацевтическая фабрика», 4 фл. (температура хранения в соответствии с указаниями на упаковке от +15С до +25С);
- в торговом холодильнике для хранения лекарственных препаратов, при температуре +8С осуществлялось хранение: Боботик капли для приема внутрь 30 мл., АО Медана Фарма, 1 уп. (температура хранения в соответствии с указаниями на упаковке от +15С до +25С).
- показания прибора для регистрации температуры и влажности воздуха не ежедневно регистрируются в специальном журнале (карте) учета температуры и влажности воздуха в помещении;
- в стандартных операционных процедурах ИП ФИО1 не описан порядок осуществления анализа жалоб и предложений покупателей и принятия по ним решений.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 07.10.2019 №115.
По факту выявленных нарушений 07.10.2019 заместителем руководителя - начальником отдела надзора и контроля в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий Территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области ФИО4 в отношении ИП ФИО1 составлен протокол №06-01-37/128 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании 1 к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.
Пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение), предусмотрено, что под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Положения одним из лицензионных требований при осуществления фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения.
Согласно подпункту "а" пункта 68 Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 647н, в стандартных операционных процедурах должен быть описан, в том числе порядок осуществления анализа жалоб и предложений покупателей и принятия по ним решений.
В силу подпункта "з" пункта 5 Положения лицензиат, осуществляющий хранение лекарственных средств для медицинского применения, должен соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Пунктом 42 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н, предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата.
Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке (пункт 7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н).
Факт нарушения ИП ФИО1 вышеуказанных лицензионных требований, выразившихся в хранении лекарственных препаратов для медицинского применения не в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата; в не ежедневной регистрации показаний прибора для регистрации температуры и влажности воздуха в специальном журнале (карте) учета температуры и влажности воздуха в помещении; не описании в стандартных операционных процедурах ИП ФИО1 порядка осуществления анализа жалоб и предложений покупателей и принятия по ним решений, подтверждается представленными административным органом в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 07.10.2019 №06-01-37/128.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела предпринимателем не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что ей были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Следовательно, вина ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4статьи 14.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности проверен судом, нарушений не установлено.
Протокол об административном правонарушении от 07.10.2019 №06-01-37/128 составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, Положением о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.12.2012 N 1040н, и Перечнем должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 10.10.2005 N 2220-Пр/05.
В соответствии с требованиями статей 28.2, 28.5. КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 07.10.2019 №06-01-37/128 содержит обстоятельства совершения административного правонарушения и составлен в присутствии ИП ФИО1 Копия протокола вручена предпринимателю 07.10.2019.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18, 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к выполнению своих публично-правовых обязанностей при осуществлении фармацевтической деятельности, влекущем за собой возможность реализации потребителям некачественных лекарственных средств ввиду несоблюдения правил их хранения, что само по себе представляет значительную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Каких-либо особых, исключительных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного предпринимателем правонарушения из обстоятельств дела, не усматривается.
В силу пункта 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд не усматривает оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КАП РФ.
В рассматриваемом случае наличие совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КАП РФ, не установлено.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает наказание для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде наложения административного штрафа в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного правонарушения, степень вины предпринимателя, а также привлечение ИП ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ ранее (решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.05.2019 по делу №А06-2325/2019), суд считает возможным назначить административное наказание предпринимателю в минимальном размере санкции части 4 статьи 14.1 КоАП в виде административного штрафа в сумме 4 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место регистрации: <...>, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Астраханской области (Территориальный орган Росздравнадзора по Астраханской области)
Банк ГРКЦ ГУ Банка России по Астраханской области
Лицевой счет <***>
БИК банка 041203001
Расчетный счет <***>
ИНН <***>
КПП 301501001
ОКТМО 12701000
КБК 060 116 33010 01 6000 140
Решение подлежит добровольному исполнению в шестидесятидневный срок.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.
Судья | Д.Н. Игнатьев |