ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-1230/20 от 19.03.2020 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело №А06-1230/2020

26 марта 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2020 года

Полный текст решения изготовлен 26 марта 2020 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Игнатьева Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пальцевой Е.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ" (414040, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) к Астраханской таможне (414018, <...>) об изменении постановления от 23.01.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10311000-1313/2019 в части назначения административного наказания, заменив назначенный административный штраф на предупреждение,

при участии в судебном заседании до перерыва:

от общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ": ФИО1, представитель по доверенности от 05.04.2019, диплом №БВС 0903984 от 15.06.2000, рег.№22106;

от Астраханской таможни: ФИО2, представитель по доверенности от 27.01.2020 №07-20/01376, диплом №ВСГ 0127592 от 30.06.2017, рег.№42199; ФИО3, представитель по доверенности от 09.01.2020 №29-17/00063;

при участии в судебном заседании после перерыва:

от общества с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ": ФИО1, представитель по доверенности от 05.04.2019, диплом №БВС 0903984 от 15.06.2000, рег.№22106;

от Астраханской таможни: ФИО2, представитель по доверенности от 27.01.2020 №07-20/01376, диплом №ВСГ 0127592 от 30.06.2017, рег.№42199;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "КАПИТАЛ" (далее - ООО "КАПИТАЛ", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне об изменении постановления от 23.01.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10311000-1313/2019 в части назначения административного наказания, заменив назначенный административный штраф на предупреждение.

В судебном заседании был поставлен вопрос о переходе из стадии предварительного судебного заседания в стадию судебного разбирательства.

Суд, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, руководствуясь пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), завершил предварительное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

В судебном заседании 12.03.2020 в порядке статье 163 АПК РФ судом объявлен перерыв до 19.03.2020 до 09 час. 00 мин.

Информация об объявлении перерыва в судебном заседании размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области (http://astrahan.arbitr.ru) 13.03.2020.

В судебном заседании представитель ООО "КАПИТАЛ" факт правонарушения не оспаривал, просил суд, с учетом наличия всей совокупности условий для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, изменить постановление административного органа в части назначения наказания, заменив административный штраф на предупреждение.

Представитель Астраханской таможни поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав представителей административного органа и общества, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 04.12.2019 от имени декларанта ООО "КАПИТАЛ" в центр электронного декларирования (далее - ЦЭД) Астраханского таможенного поста в соответствии с договором на оказание услуг таможенного представителя № АФ 30/2/12/21 от 16.08.2012 таможенным представителем - АО "НЭК" была подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10311010/041219/0052704 в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления на товары: "финики сушеные марка 777" код ТН ВЭД ЕАЭС 0804100000, вес нетто/брутто 640000,000/69171,000 кг 12800 мест, таможенной стоимостью 3489221,44 рублей, страна происхождения/отправления Иран в рамках внешнеэкономического контракта № 643/00044 от 14.10.2016.

В отношении указанного товара в ходе осуществления проверки ДТ был выявлен профиль риска, в соответствии с мерой по минимизации которого был назначен таможенный досмотр.

В ходе таможенного досмотра (были выявлены, что часть товара имеет этикетки с маркой товара часть товара с маркой "Боостан" (16 коробок) и часть товара без маркировки (6598 коробок).

10.12.2019 в ЦЭД Астраханского таможенного поста была подана новая ДТ № 10311010/101219/0053744, товар по которой в количестве 6176 мест с маркировкой "777" был выпущен под заявленную таможенную процедуру 11.12.2019.

Согласно информации, представленной отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Астраханской таможни, от 12.12.2019 №18-46/1614 под процедуру "выпуск для внутреннего потребления" помещен товар - "Финики сушеные расфасованы в картонные короба: 12800 коробов по 5.00 кг (марк. "777"), производства ХОРМАЕ ДЖОНУБ (Иран), код 0804100000 ТН ВЭД ЕАЭС, задекларированного по ДТ № 10311010/041219/0052704. Указанный товар в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС - 0804100000 при декларировании попадает под действие требований Технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС): Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012). Таким образом, к товару "Финики сушеные" задекларированным по ДТ № 10311010/041219/0052704 применяются ограничения, относящиеся к мерам технического регулирования. Однако в ходе таможенного досмотра установлено, что часть товара имеет этикетку с маркой товара "Боостан",отличной от марки товара, заявленной в ДТ и декларации о соответствии, что указывает на то, что безопасность товаров, ввезенных по вышеуказанной ДТ в сопровождении представленной декларации о соответствии на момент декларирования товара, не подтверждена.

Из письма ООО "КАПИТАЛ" № 474 от 13.12.2019 (вх. Волжского т/п № 3024 от 13.12.2019) следует, что Общество не знало о том, что в его адрес по коносаменту № 98-219 от 04.11.2019 следует товар - финики сушенные с маркировкой "Боостан" в количестве 16 коробок. Данная информация стала известна в ходе таможенного досмотра товаров 06.12.2019. Отличие фиников сушеных с маркировкой "Боостан" и "777" отсутствует. Товары с данными маркировками являются одного качества и поставляются по одной цене. Поставку товара с маркировкой "Боостан" Общество не заказывало. Указанный товар был направлен по ошибке, из - за невнимательности работника отправителя. Маркировка осуществлялась поставщиком в Иране до отправки товара.

По результатам проверки таможенный орган пришел к выводу о нарушении ООО "КАПИТАЛ" пунктов 1, 2 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, выразившиеся в представлении при таможенном декларировании товара по ДТ № 10311010/41219/0052704 таможенному представителю АО "НЭК" недействительной декларации о соответствии ТР ТС ЕАЭС № RUД-IR.ПД58.В.00558/19 от 24.04.2019 в целях подтверждения соответствия декларируемого товара требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".

По факту выявленных нарушений 23.12.2019 Астраханской таможней в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №10311000-1313/2019.

Постановлением Астраханской таможни от 23.01.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10311000-1313/2019 ООО "КАПИТАЛ" привлечено к административной ответственности по статье 16.7 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением в части назначения административного наказания, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Статьей 16.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

Для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В силу пунктов 1, 2 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза от 01.01.2018 (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов;

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений.

Пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС предусмотрено, что Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (статья 111 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 25.12.2012 № 294, к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся: а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союз; б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союз, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень; в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства- члена, на территории которого продукция (товары)помещаются под таможенные процедуры; г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.

Частью 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции;4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); 8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; 10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО) 11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

Согласно пункту 2 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном (ых) языке (ах) государства члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве (ах) государства (в) - члена (ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8

Статьей 6 Протокола Приложения №9 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 предусмотрено: "Продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза. Изображение единого знака обращения продукции на рынке Союза и порядок его применения утверждаются Комиссией. При обращении продукции на территории Союза маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств - членов на государственном (государственных) языке (языках) государства члена, на территории которого реализуется продукция" Порядок и правила применения единого знака обращения утверждены Решением Комисии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 "О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения".

Согласно пункту 5.4 "Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711 "О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения" не допускается нанесение маркировки, знаков и надписей, способных ввести в заблуждение потребителей и заинтересованных лиц относительно значения и изображения единого знака обращения.

В случае если на продукцию наносятся иные знаки соответствия, в том числе, знаки соответствия добровольных систем сертификации продукции, то они не должны ухудшать видимость, четкость и читаемость единого знака обращения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на часть немаркированного товара по ДТ № 10311010/41219/0052704 в количестве 6598 коробок действие декларации о соответствии ЕАЭС № RUД-IR.ПД58.В.00558/19 от 24.04.2019 не распространяется, следовательно, запреты и ограничения в отношении немаркированной части декларируемых товаров не соблюдены.

Факт нарушения ООО "КАПИТАЛ" вышеизложенных правовых норм, выразившегося в представлении при таможенном декларировании товара по ДТ № 10311010/41219/0052704 таможенному представителю АО "НЭК" недействительной декларации о соответствии ТР ТС ЕАЭС № RUД-IR.ПД58.В.00558/19 от 24.04.2019 в целях подтверждения соответствия декларируемого товара требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 029/2012 подтверждается представленными административным органом в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 23.12.2019 № 10311000-1313/2019, и представителем обществом не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.

Следовательно, вина ООО "КАПИТАЛ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО "КАПИТАЛ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 КоАП РФ.

Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судом, нарушений не установлено.

Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания, обществу назначен административный штраф в минимальном размере санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено.

Вместе с тем заявитель просит применить часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а именно, заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Судом установлено, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "КАПИТАЛ" относится к субъектам малого предпринимательства.

Также из материалов дела не усматривается, что ранее общество привлекалось к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 16.7 КоАП РФ, доказательств причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба в материалы дела не представлено.

Оценив характер совершенного обществом правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела в том числе, что общество привлекается к ответственности за совершенное административное правонарушение впервые, отсутствуют последствия, указанные в пункте 2 статьи 3.4 КоАП РФ, суд считает, что в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ назначенный обществу административный штраф в рассматриваемом подлежит замене на предупреждение.

Руководствуясь статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями, статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

изменить постановление Астраханской таможни от 23.01.2020 №10311000-1313/2019 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «КАПИТАЛ» к административной ответственности по статье 16.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания, заменив назначенный административный штраф в размере 50 000 руб. на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Судья

Д.Н. Игнатьев