ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-1266/15 от 29.08.2016 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Астрахань

Дело №А06-1266/2015

05 сентября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2016 года.

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Чижовой С.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухажиновой Л.Ш.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети» к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Администрации города Астрахани о взыскании убытков в сумме 9 830 866 руб. 06 коп.,

при участии третьих лиц - Управления муниципального имущества администрации города Астрахани, Финансово-казначейского управления Администрации г. Астрахани, Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани, Службы по тарифам Астраханской области, Общества с ограниченной ответственностью «Аквастрой»,

при участии в судебном заседании:

от истца – 22.08.2016 г. Зырянова Н.С.– по доверенности № 5 от 01.07.2016, 29.08.2016 г. Зырянова Н.С. – по доверенности от 01.07.2016 г.

от ответчика – 22.08.2016 г.-Зуев С.Н. – представитель по доверенности от 03.02.2016, 29.08.2016 г. – не явился, извещен,

от третьих лиц:

- от Управления муниципального имущества администрации города Астрахани – 22.08.2016 г. не явились, извещены, 29.08.2016 г.-Радченко Н.В.-представитель по доверенности,

- от Финансово-казначейского управления Администрации г. Астрахани – 22.08.2016 г.-Абрамян Р.Т. – по доверенности от 11.01.2016, 29.08.2016 г. – не явился, извещен,

- от Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани – 22.08.2016 г.-Иванова Ю.В. – представитель по доверенности, 29.08.2016 г. – не явились, извещены.

- от Службы по тарифам Астраханской области – не явились, извещены,

- от ООО «Аквастрой» - не явились, извещены.

Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Администрации города Астрахани о взыскании убытков в сумме 7 758 862, 77 руб., в связи с необходимостью проведения ремонтных работ бесхозяйных тепловых сетей. В обоснование исковых требований истец представил локальный сетный расчет ремонта бесхозяйных тепловых сетей, требующих замены темповой изоляции.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, уменьшил исковые требования до 7 457600 руб. , указав, что работы по ремонту тепловых сетей фактически выполнены подрядной организацией и стоимость данных работ составляет 7 457 600 руб.

Впоследствии истец увеличивал исковые требования, с учетом дополнительных работ по выявленным бесхозяйным сетям и окончательно определил сумму к взысканию в размере 9 830 866 руб. 06 коп.

В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ увеличение исковых требований принято, иск считать заявленным на сумму 9 830 866 руб. 06 коп.

Согласно статье 123 АПК РФ, не явившиеся в судебное заседание третьи лица, извещены надлежащим образом.

От Службы по тарифам Астраханской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Службы.

С учетом мнения лиц участвующих в деле, в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд рассматривает дело в отсутствии неявившихся представителей третьих лиц.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 22.08.2016 года объявлялся перерыв до 29.08.2016 года по ходатайству истца для рассмотрения вопроса о необходимости проведения дополнительной экспертизы.

После перерыва представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились. В соответствии с пунктом 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебное заседание продолжено в отсутствии неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.

В соответствии с определением суда произведена замена истца Общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Теплотранспортная компания» на Общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети».

Представитель истца в судебном заседании отказался от ходатайства о проведении дополнительной судебной экспертизы, поддержал исковые требования от взыскании с ответчика убытков в сумме 9 830 866 руб. 06 коп., указав, что убытки сложились из-за проведенных ремонтно-восстановительных работ на бесхозяйных тепловых сетях. Истец заявлял в Службу по тарифам Астраханкой области на возмещение затрат по ремонтно-восстановительным работам, однако во включение в тариф указанных затрат было отказано. Истец не получал прибыли (дохода) от эксплуатации и пользования бесхозяйного имущества и понесенные истцом убытки в виде восстановления поврежденных теплосетей составляют 9 830 866 руб. 06 коп.

Представитель третьего лица Управления муниципального имущества Администрации г.Астрахани считает исковые требования необоснованными.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материала дела, 21.02.2011 года Администрацией города Астрахани принято постановление № 1432 (в редакции Постановления Администрации города Астрахани от 19.07.2011 года № 6360) «Об определении ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» в качестве теплосетевой организации».

В соответствии с пунктом 1 постановления Администрацией города Астрахани на переходный период до утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, Правил организации теплоснабжения, филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» в г. Астрахани определен в качестве теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями.

Пунктом 3.1 Постановления Администрацией города Астрахани на филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» в г. Астрахани была возложена обязанность - принять в эксплуатацию бесхозяйные тепловые сети, которые непосредственно соединены с тепловыми сетями филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» в г. Астрахани, расположенные в левобережной части города, согласно приложению к Постановлению.

Пунктом 3.2 Постановления на филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» в г. Астрахани возложена обязанность осуществлять надлежащее содержание и обслуживание бесхозяйственных тепловых сетей до признания права муниципальной собственности на указанные сети.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010 года, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети, которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Во исполнение Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления администрации города Астрахани от 21.02.2011 года № 1432, для обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей, ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» с 21.02.2011 года приступило к эксплуатации и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей в количестве 392 единиц, участвующие в технологической схеме по транспортировке и передаче тепловой энергии от теплоснабжающей организации ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» до потребителей.

В связи с тем, что указанные сети длительное время не имели собственника, истец непрерывно проводил ремонтные работы, для их содержания в состоянии, пригодном для теплоснабжения потребителей.

ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" обращалось в службу по тарифам Астраханской области для установления тарифа на тепловую энергию, однако Служба по тарифам Астраханской области отказывала истцу во включении в состав необходимой валовой выручки организации расходов на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей и не включала указанные затраты в соответствующие тарифы.

ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", полагая, что отказом Службы по тарифам Астраханской области во включении затрат на эксплуатацию в тариф на тепловую энергию истцу причинены убытки в виде затрат на ремонт и обслуживание указанных тепловых сетей, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу, имеющиеся доказательства, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Гражданско-правовая ответственность органа местного самоуправления, предусмотренная данными нормами, должна наступать при установлении судом наличия состава правонарушения, включающего в себя установление факта причинения вреда, причинно-следственной связи между понесенными убытками и противоправным (виновным) поведением лица, причинившего вред, документального подтверждения размера убытков.

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 указанного Закона в случае выявления бесхозных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующих организаций) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные тепловые сети в течение 30 дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят такие тепловые сети и которая осуществляет их содержание и обслуживание. Орган регулирования должен включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190-ФЗ от 27.07.2010, в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в постановлении от 22.10.2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Постановление № 1075), которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).

В пункте 91 Постановления № 1075 установлено, что в случае, если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующий за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание, и в последующие расчетные периоды регулирования, в которых регулируемая организация осуществляет эксплуатацию таких сетей.

Если тепловые сети являются бесхозяйными, используется для доставки ресурса потребителю, то обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию такого участка сети несет ресурсоснабжающая организация, которая не должна быть лишена права на возмещение понесенных затрат по средствам обращения в регулирующий орган с документами, подтверждающими соответствующие расходы с целью их учета и компенсации.

Одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункт 5 статьи 3 Закон № 190-ФЗ).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона № 190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Согласно пунктам 12, 13 Правил регулирования цен (тарифов), установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе, по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктами 15, 16 настоящими Правилами.

На основании пунктов 26, 28 Правил регулирования цен (тарифов) выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), экспертное заключение приобщается к тарифному делу.

В соответствие с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности.

При этом необходимой валовой выручкой является экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

Исходя из положений пунктов 32, 33 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 настоящего документа.

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ.

Судом установлено, что на территории города Астрахани в сентябре - октябре 2010 года были выявлены бесхозяйные тепловые сети, перечень которых определен постановлением администрации города Астрахани № 1432 от 21.02.2011 "Об определении ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в качестве теплосетевой организации".

В соответствии с пунктом 1 постановления Администрацией города Астрахани на переходный период до утверждения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, Правил организации теплоснабжения, филиал ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахани определен в качестве теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями.

Пунктом 3.1 Постановления Администрацией города Астрахани на филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» в г. Астрахани была возложена обязанность - принять в эксплуатацию бесхозяйные тепловые сети, которые непосредственно соединены с тепловыми сетями филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» в г. Астрахани, расположенные в левобережной части города, согласно приложению к Постановлению.

Пунктом 3.2 Постановления на филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» в г. Астрахани возложена обязанность осуществлять надлежащее содержание и обслуживание бесхозяйственных тепловых сетей до признания права муниципальной собственности на указанные сети.

В рамках дела А06-5918/2013 рассматривались требования Общества о признании незаконным бездействия Администрации по не постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей, перечень которых определен постановлением администрации города Астрахани № 1432 от 21.02.2011 года.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2014 года по делу А06-5918/2013, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанцией, бездействие администрации города Астрахани, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей, перечень которых определен постановлением администрации № 1432 от 21.02.2011 года, признано незаконным.

Во исполнение Федерального закона № 190-ФЗ, Постановления № 1432, для обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" с 21.02.2011 года приступило к эксплуатации и обслуживанию бесхозяйных тепловых сетей в количестве 392 единиц, участвующие в технологической схеме по транспортировке и передаче тепловой энергии от теплоснабжающей организации ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" до потребителей.

Сторонами подписан акт приема-передачи бесхозяйных сетей. Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ТТК" выполнило ремонтно-восстановительные и изоляционные работы на бесхозяйных тепловых сетях в количестве 37 штук по следующим адресам:

1. ул. Бэра 55

2. ул. Звездная, 11,к.1

3. ул.3вездная,23

4. ул. Звездная,3 ,к.4

5 ул .Звездная,41, к. 3

6 .ул.3вездная,41,к.1

7.ул.3вездная,5,к.4

8. ул. Звездная, 43, к.2

9. пл.Дж.Рида,7,к.1

10. ул. Б.Хмельницкого, 16,к.1

11.ул. Б.Хмельницкого 13,к.2

12.ул. Б.Хмельницкого 9, к.3

13.ул. Б.Хмельницкого 35, к.1

14. ул. Б.Хмельницкого 2, к. 3,

15.ул. Б.Хмельницкого, 29
 16.ул.6-я Котельная,7/1,7/2,7/3

17.ул. Кубанская, 1 «б»

18.ул. Кубанская 68, к.1

19 ул. Кубанская, 70 к.1

20. ул. Кубанская, 23 к.1.

21.ул. Адм.Нахимова,95

22.ул.Адм.Нахимова,30

23. ул. Адм.Нахимова, 42

24. пр. Н.Островского, 14

25.Ул.Н. Островского, 152

26 ул. Н.Островского, 119

27. ул. 1-я Литейная, 12

28.ул.Дубровинского 54 «а»

29.ул.Дубровинского 54

30. ул .Моздокская,62

31.ул.Пороховая,10

32.ул.Моздокская,54

33. ул. Ширяева, 14

34.ул. Ширяева 3 «а»

35.ул. 3-я Рыбацкая,7

36.ул. Василькова,21,к.1

37 ул. Дубровинского, 64.

Общие затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей согласованы в момент передачи сетей на техническую эксплуатацию согласно постановлению № 1432 «Об определении ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» в качестве теплосетевой организацией».

В ценах 2011 года смета затрат составили сумму в размере 9 041 930 руб., в ценах 2012 года смета затрат составила сумму в размере 16 574 890 руб. Указанные сметы согласованы с администрацией города Астрахани и были включены в тарифную заявку (сметы затрат имеются в материалах дела).

Общие затраты на бесхозяйные тепловые сети в тарифной заявке на 2014 год составили 16 368,59 руб., на 2015 год 18 107 560 руб. (смета затрат на 2014 год и на 2015 год) и также истцом были включены в тарифную заявку при обращении в Службу по тарифам Астраханской области.

Письмом за № 03-01/25 от 15.01.2015 года истец обращался в адрес администрации МО «Город Астрахань» с просьбой о выделении денежных средств на ремонт бесхозяйных тепловых сетей, письмом № 03-01/374 от 26.02.2015 года с просьбой об оплате выполненных работ на бесхозяйных тепловых сетях.

Обращения администрацией МО «Город Астрахань» оставлены без удовлетворения.

Порядок и требования по технической эксплуатации водяных тепловых сетей всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго Российской федерации от 24.03.2003 № 115.

В пункте 6.2.25 Правил установлена обязанность энергоснабжающей организации при текущей эксплуатации тепловых сетей, поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт, в том числе выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие.

Затраты на обслуживание, содержание и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей были исключены из состава необходимой валовой выручки поставки тепловой энергии, в связи с отсутствием документов, подтверждающих присвоение данным тепловым сетям правового статуса «бесхозяйности» (протокол службы по тарифам Астраханской области № 283 от 13.12.2013 года, № 373 от 16.12.2014 года, экспертное заключение службы по тарифам от 02.12.2013 года, 01.12.2014 года, письмо службы по тарифам № ст/03-13-0562 от 26.02.2015 года).

Учитывая, что при передаче бесхозяйных сетей согласно Постановлению администрацией города Астрахани № 1432, принимались только сети, а не потребители, доходов общество не получало, то затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию данных сетей, не учтенные в тарифе, складываются для Общества в дополнительные убытки.

В обоснование исковых требований по расчету убытков на сумму 9 830 866 руб. 06 коп., истец ссылается на выполнение ремонтных работ на сумму 7 457600 руб. силами подрядной организации ООО «Аквастрой» и на сумму 2046911 руб. 79 коп. силами ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания».

В материалы дела истцом представлен договор подряда № 11 от 26.05.2015 г., заключенный между ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» (заказчик) и ООО «Аквастрой» (подрядчик) на выполнение работ «ремонт тепловой изоляции с частичной заменой трубопроводов участков бесхозяйных тепловых сетей по решению судебных органов в г.Астрахань».

Техническим заданием определен перечень работ подлежащих выполнению с указанием адресов бесхозяйных тепловых сетей. Цена договора определена сметой (приложение 2.1,2.2) и составила сумму в размере 7 457 600 руб.

По актам о приемки выполненных работ за июль 2015 г. истцом приняты работы по договору подряда № 11 от 26.05.2015 г. В соответствии с платежными поручениями № 2366 от 18.09.2015 г., № 2382 от 25.09.2015 г., № 2383 от 25.09.2015 г., № 2394 от 30.09.2015 г., ; 2204 от 01.10.2015 г., и в соответствии с письмом от 18.08.2015 о зачете задолженности , истцом оплачено за выполненные подрядной организацией работы 7 457 600 руб.

В подтверждение затрат на ремонтные работы на сумму 2046911 руб. 79 коп. силами ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания», истцом представлены локальные сметные расчеты по расчеты убытков на 2014 год по ремонту участков тепловых сетей, акты дефекации, акты проверки несоответствия участков бесхозяйных тепловых сетей, , наряды , приказы об увеличении объема работ, товарные накладные, договоры поставки, счета на оплату, платежные поручения.

Истцом и ответчиком составлялся совместный акт осмотра по факту определения объема выполненных работ на спорных тепловых сетях.

Представитель ответчика, не согласившись с размером убытков, заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы.

Определением от 06.06.2016 года, по делу назначена экспертиза, производство которой было поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебных экспертиз Астраханской области» эксперту Жуковину Александру Сергеевичу.

На разрешение эксперта были поставлены вопросы:

Соответствует ли объем и стоимость ремонтных работ указанных в локальных сметных расчетах, актах о приемке работ ООО «Лукойл-ТТК», в том числе по договору подряда № 11 от 26.05.2015 г., фактическим выполненным ремонтным работам вышеуказанных тепловых сетей,

Какова стоимость фактически выполненных ремонтных работ тепловых сетей указанных в вопросе 1.

04.08.2016 года в адрес суда поступило экспертное заключение выполненное экспертом Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебных экспертиз Астраханской области» Жуковиным А.С.

Согласно выводам эксперта, номенклатура (перечень) и объемы (количественные характеристики) работ, указанных в приемо-сдаточной документации (локальных сметных расчетах и актах о приемке выполненных работ), предоставленной истцом (ООО «Лукойл-ТТК»), в том числе по договору подряда № 11 от 26.05.2015 года, не соответствуют фактически выполненным ремонтным работам объектов исследования (подробно указаны в исследовании по первому вопросу) в части исключения работ, фактически не выполнявшихся.

При проведении исследования по второму вопросу экспертом установлено, что суммарная стоимость компенсации затрат за фактически выполненные работы составляет 5 887 475 рублей 43 копейки, в том числе суммарная стоимость компенсации затрат (при условии работы Общества с НДС 18%) на возмещение НДС (МАТ+(ЭММ-ЗПМ)+НРх0,1712+СПх0,15)х0,18) оставляют 631 719, 43 рублей.

Суммарная стоимость компенсации затрат за вероятно выполненные работы составляет 4 309 568, 02 рублей, в том числе суммарная стоимость компенсации затрат (при условии работы Общества с НДС 18%) на возмещение НДС (МАТ+(ЭММ-ЗПМ)+НРх0,1712+СПх0,15)х0,18) составляет 511 454, 02 рублей, в том числе суммарная стоимость компенсации затрат за вероятно выполненные работы по реконструкции объекта исследования «Теплотрасса, расположенная у здания, находящегося по адресу: г. Астрахань, ул. Ширяева, 3а составляет 650 293, 03 рублей, в том числе суммарная стоимость компенсации затрат (при условии работы Общества с НДС 18%) на возмещение НДС (МАТ+(ЭММ-ЗПМ)+НРх0,1712+СПх0,15)х0,18) составляет 76 569, 03 рублей.

В судебном заседании эксперт Жуковин А.С. пояснил, что при проведении судебной экспертизы, вероятно выполненные работы на сумму 4 309 568, 02 рублей определены по представленной в материалы дела приемо-сдаточной документации (КС-2,ЛСР), поскольку данные работы являются скрытыми, для определения факта их выполнения требуется производить разрез тепловых сетей, что приведет к перерыву теплоснабжения, необходимости проведения восстановительных работ и увеличению стоимости экспертизы.

В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является всего лишь одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу. Таким образом, процессуальный статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеется заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке арбитражным судом наравне с другими представленными доказательствами.

Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу, что в силу статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации означает исследование доказательств с соблюдением принципа непосредственности.

В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе арбитражного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание.

Эксперт после оглашения его заключения вправе дать по нему необходимые пояснения, а также обязан ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда. Ответы эксперта на дополнительные вопросы заносятся в протокол судебного заседания.

В судебное заседание был приглашен эксперт Жуковин А.С., который дал пояснения по возникшим по экспертизе вопросам.

Суд отмечает, что проведенная экспертиза соответствует требованиям статей 82, 83 и 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в ее заключении отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, основания для признания выводов указанной экспертизы ненадлежащим доказательством по делу отсутствуют.

Доказательств того, что указанное заключение противоречит иным материалам дела, не имеется.

Таким образом, материалами подтверждается факт выполнения истцом работ по ремонту бесхозяйных тепловых сетей на заявленную сумму.

Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Таким образом, решение вопросов теплоснабжения населения муниципального образования в силу прямого указания Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к ведению органов местного самоуправления, а не хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

В пункте 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, в качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.

Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Вместе с тем действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.

Не обращение ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 ГК РФ, и пункта 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580.

При этом если смежный участок тепловой сети отвечает признакам бесхозяйного имущества, то в силу части 4 статьи 8, части 5, 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 2 Правил N 808 (определения понятий "граница балансовой принадлежности" и "точка поставки") точка поставки устанавливается в месте физического соединения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителя с бесхозяйными тепловыми сетями. При этом бремя содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети лежит на организации, оказывающей услуги по передаче энергоресурса (Определение Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 г. N 305-ЭС15-513).

В пункте 6.2.25 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, установлена обязанность энергоснабжающей организации при текущей эксплуатации тепловых сетей поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт, в том числе выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие.

Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения населения к перечню вопросов местного значения городских округов направлено на то, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П, от 29.03.2011 N 2-П).

В спорный период тепловые сети не принадлежали на праве собственности или ином законном владении, следовательно, относились к бесхозяйному имуществу. Отсутствие владельца сетей подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав.

Отсутствие собственника тепловых сетей влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности тепловых сетей, и обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайной ситуации.

Из материалов дела следует, что администрации города Астрахани было известно о существовании бесхозяйных тепловых сетей на территории муниципального образования с 2010 года, однако не с момента выявления бесхозяйных сетей (2010 год), не с момента передачи сетей на обслуживание в ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (2011 год) ответчик не предпринимал никаких мер для определения правового статуса бесхозяйным сетям (принятия мер по постановке бесхозяйного имущества на учет), установления их собственника, то есть неправомерно бездействовал и, тем самым причинял убытки истцу. Исполняя социально значимые функции по организации нормального функционирования теплоснабжения населения, муниципальные органы должны были полностью установить всю тепловую систему города и определить теплосетевые организации для их обслуживания.

С 01.01.2015 действует Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701, который существенно не изменил ранее действующее Положение в части принятия на учет бесхозяйного имущества.

Так, согласно пункту 15 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что независимо от того, принимался или нет спорный участок сетей в муниципальную собственность, собственником сетей, расположенных в населенном пункте, является муниципальное образование в силу закона (иной собственник, законный владелец в данном случае отсутствует).

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.12.2015 по делу N А06-10514/2014.

Расходы энергоснабжающей организации, объективно необходимые для выработки теплоэнергии, учитываются и в установленном порядке утверждаются в составе тарифа как условно-постоянные расходы.

Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э, закреплены положения о том, что тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7). Необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому виду деятельности (пункт 11).

Данные положения согласуются и с пунктом 13 Основ ценообразования, в котором закреплено право регулируемой организации на включение экономически обоснованных расходов в состав необходимой валовой выручки.

Из вышеизложенного следует, что учет экономически обоснованных расходов является обязательным элементом тарифного регулирования, направленным на реализацию таких принципов регулирования, как обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения (пункты 2 и 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 190-ФЗ).

Вместе с тем, законодателем для теплосетевой организации не предоставляется возможность выбора и не устанавливаются какие-либо условия, позволяющие теплосетевой организации соглашаться или отказываться принять на содержание и обслуживание, тепловые сети.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Таким образом, с учетом пояснений эксперта в судебном заседании, суд считает, что истец представил допустимые и относимые доказательства, подтверждающие факт причинения ему вреда бездействием Администрации, причинно-следственную связь между понесенными убытками и виновным поведением ответчика, а также подтвердил размер убытков.

Ответственным лицом за возникшие убытки, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации является МО «Город Астрахань». Администрация города Астрахани в соответствии со статьей 2 Устава Муниципального образования "город Астрахань" входит в структуру органов местного самоуправления и согласно утвержденного Решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 29.06.2006 года N 100 Положения об администрации города Астрахани является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Астрахани.

Администрация города Астрахани, являясь органом исполнительной власти городского самоуправления, осуществляет управление хозяйством города, обеспечивает решение всех вопросов местного значения через свои структурные подразделения.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 62 270 руб. 95 коп. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии с платежным поручением № 2572 от 27.05.2016 г. ответчиком перечислены на депозит арбитражного суда денежные средства в сумме 450000 руб. в счет оплаты стоимости судебной экспертизы.

ООО «Научно-исследовательский центр судебных экспертиз Астраханской области» выставлен счет № 128 от 28.07.2016 г. на сумму 450000 руб. за составление экспертного заключения.

Таким образом денежные средства в сумме 450000 руб., поступившие по платежному поручению № 2572 от 27.05.2016 г. подлежат перечислению с депозитного счета Арбитражного суда Астраханской области на счет Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебных экспертиз Астраханской области» .

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Муниципального образования «Город Астрахань» в лице Администрации города Астрахани за счет казны Муниципального образования «Город Астрахань» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» 9 830 866 руб. 06 коп. – сумму убытков, 62 270 руб. 95 коп. - судебные расходы.

Перечислить с депозитного счета Арбитражного суда Астраханской области на счет Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебных экспертиз Астраханской области» денежные средства в сумме 450 000 руб., перечисленные по платежному поручению № 2572 от 27.05.2016 г.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru».

Судья

С.Ю. Чижова