ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-14173/19 от 26.12.2019 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-14173/2019

27 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2019 года

Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2019 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Прокофьевой Ю.В.,

рассмотрев заявление Министерства образования и науки Астраханской области к  Индивидуальному  предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)  о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ:

при участии:

от заявителя: ФИО2, доверенность от 27.08.2019

от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен

после перерыва:

от заявителя: не явился, извещен

от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО1, паспорт

Министерство образования и науки Астраханской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Индивидуальному  предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

ИП ФИО1 до перерыва в  судебное заседание не явилась,  о месте и времени  судебного разбирательства дела извещена надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о движении данного дела размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.

Суд, с учетом мнения представителей заявителя, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв в судебном заседании 24.12.2019 до 26.12.2019 на 11 час. 15 мин. После перерыва судебное заседание продолжено 26.12.2019 в присутствии  Предпринимателя.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, считает вину  доказанной материалами дела. Вопрос о замене штрафа на предупреждение оставил на усмотрение суда. 

ИП ФИО1 заявленные требования признал, просил суд назначить наказание в виде предупреждения.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные документы, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, в адрес министерства образования и науки Астраханской области поступила информация, направленная прокуратурой Советского района по итогам проведённой прокурорской проверки для принятия мер реагирования.

Прокуратурой Советского района города Астрахани была проведена проверка Деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - ИП ФИО1) (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) при организации детского сада «Непоседы» по адресу: г. Астрахань, сул. 3-я Земляничная, д. 10.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой с привлечением специалистами министерства образования и науки Астраханской области, установлено, что деятельность ИП ФИО1 по адресу <...> имеет признаки образовательной.

На основании результатов проверки 25.11.2019 Министерством образования и науки Астраханской области в отношении ИП ФИО1 и в его присутствии составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренным частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Заявление и материалы дела, в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, были направлены Министерством образования и науки Астраханской области в Арбитражный суд Астраханской области для решения вопроса о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Судом установлено, что заявитель действовал в рамках полномочий, установленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно подпункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии со статьей 2 Закона №99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно статьи 4 Закона №99-ФЗ основными принципами осуществления лицензирования являются: 1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; 2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; 3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации; 4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; 5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия включена образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее - Постановление Правительства №966 от 28.10.2013г.) утверждено «Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее по тексту - Положение).

Пунктом 3 данного Положения определено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

Перечнем работ (услуг), составляющих образовательную деятельность, являющимся приложением к указанному Положению, предусмотрена реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Таким образом, если индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность с привлечением сторонних лиц, в этом случае он обязан получить лицензию на образовательную деятельность.

Согласно пояснениям ИП ФИО1 в детском саду «Непоседы», расположенном по адресу: <...>, осуществляется деятельность только по присмотру и уходу за детьми, образовательная деятельность не осуществляется.

В соответствии с пунктом 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗприсмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

К реализации данных мероприятий привлекаются работники, не являющиеся педагогическими: «няня» (приказ Минтруда России от 05.12.2018 № 769н «Об утверждении профессионального стандарта «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)», «младший воспитатель», «помощник воспитателя» (раздел IV Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и слу­жащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников обра­зования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761, далее - приказ № 761н).

В свою очередь, согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучаю­щихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобрете­нию опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ. Для реализации образовательной деятельности в первую очередь привлекаются педагогические работники, а не учебно-вспомогательный персонал.

Согласно пункту 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, а также согласно приказу № 761н, должность «Воспитатель» относится к педагогическим должностям работников образования.

Согласно пункту 1.2 договоров оказания услуг, заключенных между ИП ФИО1 и потребителями услуг (ФИО3, ФИО4) услуга по уходу и присмотру за ребенком в детском саду «Непоседы» включает в себя, в том числе, организацию интеллектуального и личностного развития ребенка; создание условий для организации развивающих занятий с ребенком, что противоречит понятию «уход и присмотр».

В свою очередь, согласно статье 2 Федерального закона № 273-ФЗ образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся обще­ственно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, цен­ностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ. Для реализации образовательной деятельности в первую очередь привлекаются педагогические работники, а не учебно-вспомогательный персонал.

Так, согласно представленным трудовым договорам, помимо учебно-вспомогательного персонала по должности «Младший воспитатель» ИП ФИО1 для осуществления деятельности привлекаются работники по должности «Воспитатель». На основании личных заявлений ИП ФИО1 приняты на должность «Воспитатель» ФИО5 (приказ от 21.10.2019 № 2, заключен трудовой договор от 21.10.2019); ФИО6 (приказ от 21.03.2017, трудовой договор от 01.03.2017); по должности «Младший воспитатель» ФИО7 (приказ от 14.10.2019, трудовой договор от 14.10.2019).

Согласно пункту 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678, а также согласно приказу № 761н, должность «Воспитатель» относится к педагогическим должностям работников образования.

Согласно должностной инструкции по должности «Воспитатель», утвержденной ИП ФИО1, воспитатель относится к категории педагогических работников, в своей деятельности воспитатель в своей деятельности руководствуется в том числе Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (далее - Стандарт). Следует отметить, что предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникшие при реализации программы дошкольного образова­ния (п. 1.1. Стандарта). Также согласно пункту 2.1 должностной инструкции по должности «Воспитатель» (далее — инструкция) целью работника, занимающего должность «Воспитатель», является воспитание детей в интересах личности, обще­ства, государства и достижение воспитанниками определенных государством требо­ваний образования и их направленности в соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования: Стандартом. Согласно пунктам 3.4, 3.7 инструкции воспитатель должен знать содержание учебных программ, методику и организацию педагогической работы; современные педагогические технологии продуктивного развивающего обучения. Согласно пунктам 4.1.1, 4.1.10, 4.1.11, 4.1.15, 4.1.31 инструкции воспитатель обязан осуществлять воспитательную работу в соответствии со Стандартом; изучать индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанников, планировать и осуществлять воспитательную деятельность в соответствии с программой; готовить воспитанников совместно с другими педагогами к праздникам; выполнять решение педсоветов. Согласно пункту 5.2 инструкции воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей в учебно-воспитательное время.

Таким образом, требования, предъявляемые к воспитателям, связаны с осуществлением образовательной деятельности. Следует также отметить, что инструкция разработана на основании приказа № 761н (раздел III, должность «воспитатель») и Стандарта.

На фактическое осуществление образовательной деятельности указывает и оборудование помещений. Так , в ходе осмотра помещений сотрудником прокуратуры совместно с представителем министерства образования и науки Астраханской области на стенах обнаружены наглядные пособия для развивающих занятий «Растения», «Ягоды. Фрукты. Овощи», «Домашние животные и их детеныши», «Английский алфавит», «Времена года», «Алфавит», «Счет от 1 до 10». Кроме того, в детском саду «Непоседы» для развития детей используется учебно-методическая литература по учебным предметам «Математика», «Русский язык», «Английский язык», организованы и проводятся занятия по формированию почерка, а также логопедические занятия, что подтверждается наличием рабочих тетрадей «Развиваем связную речь», «Развиваем графические навыки малыша», «Проверяем знания дошкольника», «Делим слова на слоги», «Прописи для малышей», «Развиваем внимание и логическое мышление». Данные факты подтверждаются информацией и видеороликами занятий по математике, говорению и иным учебным предметам, размещенными в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (социальная сеть «Instagram» аккаунт «neposeda_detsad»).

Вышеуказанные факты свидетельствуют об осуществлении ИП ФИО1 образовательной деятельности с привлечением педагогических работников по адресу: <...>.

Таким образом, указанные факты свидетельствуют о нарушении ФИО1 статьи 91,части 5 статьи 32 Федерального закона № 273-ФЗ, что в свою очередь указывает на наличие в действиях (бездействии) ИП ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, совершенного по адресу: <...>.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. 

Объектом правонарушения в настоящем случае являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии).

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является осуществление предпринимательской образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии).

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной, критерии которой определены статьями 2.1, 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ИП ФИО2 не представлено суду доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в связи с чем суд полагает, что у предпринимателя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, Министерством образования и науки Астраханской области доказано наличие оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Поскольку индивидуальный предприниматель допустил нарушение законодательства в сфере предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, данные действия образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения заявления в суде не истек.

С учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, суд не находит оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения предпринимателя от ответственности.

Обстоятельств, свидетельствующих об исключительности совершенного предпринимателем правонарушения и возможности освобождения его от административной ответственности, судом при производстве по делу не установлено.

Между тем,  суд при выборе санкции исходит из следующего.

Согласно ст.3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Каких-либо отягчающих обстоятельств в ходе производства по делу ни административным органом, ни судом не установлено.

Доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинение имущественного ущерба по рассматриваемому эпизоду в материалы дела не представлено.

С отсутствием информации о повторности совершения административного правонарушения, суд пришел к выводу о возможности назначения ИП ФИО1 административного наказания  в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 167-170,176,206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь ИП ФИО1 (ИНН  <***>, ОГРН <***>)  к административной ответственности, предусмотренной  частью   2 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить  административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней  со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.А. Ковальчук