ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-210/09 от 16.04.2009 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Астрахань

Дело №А06-210/2009

16 апреля 2009 года

Арбитражный суд Астраханской области

в составе:

судьи: Блажнова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мисостишховой Д.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Камызяктеплогаз»

к Отделению по Камызякскому району Управления Федерального казначейства по Астраханской области,

третьи лица:   Администрация Муниципального образования «Камызякский район», Финансовый отдел Администрации Муниципального образования «Камызякский район», ЗАО «Астраханьрегионгаз», ООО «Астраханьрегионгаз»

о признании незаконными действия Отделения по Камызякскому району Управления Федерального казначейства по Астраханской области, выразившиеся в возврате исполнительного листа № 007137-06 от 12.09.2006 г. по делу А06-97/1-12/06 в Арбитражный суд Астраханской области, с отметкой о его исполнении.

При участии:

от заявителя:   Варжин А.Д. – представитель по доверенности от 11.01.2009г.; Панфилов Ю.И. – конкурсный управляющий (паспорт).

от ответчика:   Коташова Г.Р. – представитель по доверенности № 1 от 16.01.2009г.

от третьих лиц:   Администрации Муниципального образования «Камызякский район» - Емелина А.А. – представитель по доверенности от 11.01.2009г.; Финансового отдела Администрации Муниципального образования «Камызякский район» - Петрова Т.Ю. – начальник отдела, приказ №587 от 04.10.2006г.;

от   ЗАО «Астраханьрегионгаз» - не явился;

от   ООО «Астраханьрегионгаз» - не явился.

  Общество с ограниченной ответственностью «Камызяктеплогаз» обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконными действия Отделения по Камызякскому району Управления Федерального казначейства по Астраханской области, выразившиеся в возврате исполнительного листа № 007137-06 от 12.09.2006 г. по делу А06-97/1-12/06 в Арбитражный суд Астраханской области, с отметкой о его исполнении (с учетом уточнений л.д. 58, 84).

Определениями арбитражного суда по данному делу от 21.01.2009 г., от 12.02.2009г., от 19.02.2009 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Администрация Муниципального образования «Камызякский район»; Финансовый отдел Администрации Муниципального образования «Камызякский район»; ЗАО «Астраханьрегионгаз»; ООО «Астраханьрегионгаз» (л.д. 1, 18, 93, 59).

Представители заявителя просят удовлетворить заявленные требования с учетом последних уточнений. Пояснили,  что только 25 декабря 2008г., при вынесении Арбитражным судом Астраханской области судебного акта по делу А06-97/1-12/06, обществу стало известно о возврате исполнительного листа № 007137-06 от 12.09.2006г. по делу А06-97/1-12/06 в Арбитражный суд Астраханской области, с отметкой о его исполнении. Однако никаких денежных средств, причитающихся обществу по вышеуказанному исполнительному документу, не получали. Ссылки Отделения казначейства на исполнение судебного акта, не подтверждаются никакими надлежащими документами. Кроме того, отметили, что в случае удовлетворения судом заявленного требования общество обратиться в арбитражный суд с заявлением по делу А06-97/1-12/06 об изменении порядка и способа исполнения судебного акта. Исполнительный лист № 007137-06 от 12.09.2006 г. в настоящее время невозможно принять к исполнению, поскольку на нем имеется отметка об исполнении.

Представитель ответчика пояснил,   что  считает доводы заявителя необоснованными, исполнительный лист, выданный 12 сентября 2006 года,  на основании определения Арбитражного суда Астраханской области от 13 марта 2006 года об утверждении мирового
 соглашения и о признании долга в размере 5 000 000 рублей за Администрацией МО
 «Камызякский район» в пользу ООО «Камызяктеплогаз», был возвращен в Арбитражный суд Астраханской области в соответствии с п. 10 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ, п.7 Порядка ведения учета и осуществления хранения документов органами Федерального казначейства по
 исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства
 федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений в
 связи с его фактическим исполнениемв апреле 2008 года. Отделение по Камызякскому району УФК по Астраханской области в своем письме за исходящим №03-18/222 от 16.05.2008 года, адресованном ООО «Камызяктеплогаз» сообщало о том, что исполнительный лист возвращен в Арбитражный суд Астраханской области в связи с его исполнением. Данное письмо было направлено по указанному заявителем адресу и было им получено в мае 2008 года. А значит заявление о признании действий Отделения по Камызякскому району УФК по Астраханской области подано заявителем с нарушением требований ч. 4 ст. 198 АПК Российской Федерации, а именно по истечении трех месяцев с того момента, когда он узнал о возвращении исполнительного документа. Договоры цессии, заключенные между ООО «Камызяктеплогаз» и ЗАО «Астраханьрегионгаз» были признаны ничтожной сделкой в июле 2008 года, но на момент перечисления денежных средств Администрацией МО «Камызякский район» в период с ноября 2006 по апрель 2008 года у Отделения не было законных оснований для отказа в санкционировании оплаты платежных поручений, представленных Администрацией МО «Камызякский район». На основании вышеизложенного, просят в удовлетворении заявления ООО «Камызяктеплогаз» отказать.

Представитель Финансового отдела Администрации Муниципального образования «Камызякский район» пояснил, что  погашение задолженности по исполнительному листу по определению Арбитражного суда Астраханской области от 13 марта 2006 года об утвержде­нии мирового соглашения и о признании долга в размере 5 000 000 рублей за Администрацией МО «Камызякский район» в пользу ООО «Камызяктепло­газ», началось с ноября 2006 года.  Получателем денежных средств являлся ЗАО «Астраханьрегионгаз», так как ранее, 26 октября 2006 года, между ООО «Камы­зяктеплогаз» и ЗАО «Астраханьрегионгаз» были заключены договоры уступки права требования, согласно которым ООО «Камызяктеплогаз» в счет погашения своей задолженности перед ЗАО «Астраханьрегионгаз» по договору поставки га­за уступил ЗАО «Астраханьрегионгаз» право требования задолженности с Адми­нистрации муниципального образования «Камызякский район». Администрация МО «Камызякский район» в период с 13.11.2006 г. по 18.04.2008 г. произвела погашение задолженности в пользу ЗАО «Астрахань­регионгаз» на сумму 5 031505,31 рублей. Таким образом, задолженность Администрации МО «Камызякский район» пе­ред заявителем погашена полностью путем перенаправления средств ЗАО «Астраханьрегионгаз».Договоры уступки права требования от 26 октября 2006 года были призна­ны Арбитражным судом Астраханской области недействительными в июле 2008 года, тогда как Администрация МО «Камызякский район» полностью исполнила все свои обязательства по вышеуказанным договорам перед ЗАО «Астраханьрегионгаз». На основании изложенного просит в удовлетворении заявления ООО «Камызяктеплогаз» отказать.

  Представитель Администрации Муниципального образования «Камызякский район»просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, т.к. определение арбитражного суда Астраханской области от 13.03.2006г. об утверждении мирового соглашения, заключенного между ООО «Камызяктеплогаз» и Администрацией МО «Камызякский район» по делу №А06-97/1-12/06 исполнено. Факт исполнения определения арбитражного суда Астраханской области от 13.03.2006г. «Об утверждении мирового соглашения, заключенного между ООО «Камызяктеплогаз» и администрацией МО «Камызякский район» по делу А06-97/1-12/06 подтвержден и определением суда от 25.12.2008г. по делу А06-97/1-12/06. Кроме того, следует учесть положение статьи 198 Арбитражного процессу­ального Кодекса РФ по срокам обжалования решений и действий ответчика, которую заявитель нарушил.

Представители ООО «Астраханьрегионгаз» и ЗАО «Астраханьрегионгаз» в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, что в отношении ООО «Астраханьрегионгаз» подтверждается почтовым уведомлением от 30.03.2009 г., а в отношении ЗАО «Астраханьрегионгаз» росписью представителя в уведомлении об отложении судебного разбирательства (л.д. 90).

Кроме того, ЗАО «Астраханьрегионгаз» направило в адрес арбитражного суда ходатайство б/н от 16.04.2009г. о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд, с согласия лиц участвующих в деле, считает возможным рассмотреть спор в отсутствие ООО «Астраханьрегионгаз» и ЗАО «Астраханьрегионгаз».

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,

У С Т А Н О В И Л :

Определением арбитражного суда от 15.03.2006 г. по делу № А06-97/1-12/06, возбужденному по иску Общества с ограниченной ответственностью «Камызяктеплогаз» к Муниципальному образованию «Камызякский район» о взыскании 7 669 769, 5 рублей, было утверждено мировое соглашение, заключенное между истцом и ответчиком.

Согласно условиям данного мирового соглашения истец изменяет сумму иска до 5 000 000 рублей, ответчик признает за собой долг перед истцом в указанной сумме и обязуется его оплатить. Ответчик производит оплату долга в течении 6 лет, начиная с мая месяца 2006 г., ежемесячно, равными долями, последний срок оплаты, апрель месяц 2012г.

12.09.2006 г. арбитражным судом был выдан исполнительный лист № 007137-06 для принудительного исполнения данного мирового соглашения (л.д. 6).

26.10.2006 г. Общество с ограниченной ответственностью «Камызяктеплогаз» и Закрытое акционерное общество «Астраханьрегионгаз» заключили договоры уступки права требования: № 2; № 3. Кроме того, 26.10.2006 г. заявитель также заключил договор уступки права требования № 4 с ООО «Астраханьрегионгаз». По данным договорам ООО «Камызяктеплогаз» являлось цедентом, а ЗАО «Астраханьрегионгаз» и ООО «Астраханьрегионгаз» цессионариями (л.д. 22-27).

Согласно пунктам 1 данных договоров цедент в счет погашения задолженности по договорам поставки газа уступает цессионарию право требования задолженности муниципальных учреждений МО «Камызякский район» Астраханской области на сумму: 3 400 000 рублей; 1 310 362,42 рублей; 926 449,57 рублей.

Согласно вышеназванным договорам уступок права требования, платежными поручениям от 15.03.2007 г. № 98, от 13.02.2007 г. № 53, от 30.01.2007 г. № 28, № 417 от 13.11.2006 г. Финансовый отдел Администрации Камызякского района Астраханской области перечислил ЗАО «Астраханьрегионгаз» денежные средства всего на сумму 4 710 362 рубля (л.д. 37-39, 81). Платежными поручениями от 18.04.2008 г.: № 436; № 424, согласно договора уступки права требования № 4 от 26.10.2006 г. Финансовый отдел перечислил ООО «Астраханьрегионгаз» 610 781,51 рубля (л.д. 40, 41).

В связи с вышеприведенными обстоятельствами, придя к выводу о погашении задолженности по исполнительному листу арбитражного суда от 12.09.2006 г. № 007137-06, Отделение УФК по Камызякскому району Астраханской области проставило отметку об исполнении листа 18.04.2008 г. и возвратило его в арбитражный суд (л.д. 33).

Между тем, вступившими в законную силу решениями арбитражного суда от 30.07.2008 г.: по делу № А06-2497/2008-12; А06-2498/2008-12; 2496/2008-12 вышеназванные договоры уступок права требования были признаны судом ничтожными сделками, как нарушающими положения статей 63, 64, 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и противоречащими статье 388 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 75-80).

В связи с указанными обстоятельствами заявитель, посчитав, что исполнительный лист № 007137, выданный арбитражным судом по делу № А06-97/1-12/06 12.09.2006 г., не исполнен, обратился в суд с настоящим требованием. Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со статьей 168 Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу пункта 1 статьи 167 Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что ничтожная сделка, в отличие от оспоримой, является недействительной с момента ее совершения и не влечет юридических последствий независимо от признания ее недействительной судом.

Из изложенного следует, что в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса РФ вышеуказанные договоры уступок права требования являются недействительными сделками с момента их совершения и не порождают юридических последствий, ради которых договоры были заключены.

В связи с чем, перечисление денежных средств со стороны Финансового отдела Администрации Камызякского района Астраханской области в пользу ЗАО «Астраханьрегионгаз» и ООО «Астраханьрегионгаз» со ссылкой на данный договоры уступок права требования не может являться основанием для возвращения исполнительного листа от 12.09.2006 г. № А06-97/1-12/06 в арбитражный суд с отметкой о его исполнении перед заявителем.

Суд отмечает, что договор уступки права требования от 26.10.2006 г. № 4, заключен заявителем с ООО «Астраханьрегионгаз», а в решении арбитражного суда от 23.07.2008 г. по делу № А06-2497/2008-12 указано на признание недействительным договора уступки права требования № 4 от 26.10.2006 г., заключенного между заявителем и ЗАО «Астраханьрегионгаз», а не ООО (л.д. 26,27, 75, 76).

Однако в любом случае платежными поручениями от 18.04.2008 г. № 436 и № 424 Финансовый отдел перечислил ООО «Астрахантрегионгаз» 610 781,51 рублей, а не 5 000 000 рублей, что также не свидетельствует о погашении задолженности Администрации МО «Камызяский район» перед заявителем по исполнительному листу от 12.09.2006 г. № 007137-06 (л.д. 40, 41).

Согласно пункту 10 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые действия ответчика не соответствуют пункту 10 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ, поскольку исполнительный лист арбитражного суда Астраханской области от 12.09.2006 г. № 007137-06 по вышеуказанным основаниям не может считаться исполненным, следовательно, оснований для его возвращения в суд с отметкой об исполнении не имелось.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемые решение, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, исходя из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ действия государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, подлежат признанию незаконными при наличии двух условий: 1) несоответствие действий (бездействия) закону либо иному нормативному правовому акту; 2) нарушение действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Закон не требует каких либо дополнительных условий для признания вышеназванных действий незаконными и то обстоятельство, что на момент возвращения исполнительного листа в арбитражный суд еще не были приняты решения о признании договоров цессии недействительными (ничтожными сделками) не может свидетельствовать о законности оспариваемых действий.

Данные действия нарушают материальные права заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку приводят к невозможности получения заявителем денежных средств от Администрации МО «Камызякский район» по вышеназванному исполнительному листу.

В судебном заседании представитель ответчика и Администрации МО «Камызякский район» заявили, что ООО «Камызяктеплогаз» обратилось в суд с нарушением трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пояснили, что 16.05.2008 г. ответчик направлял заявителю письмо № 03-18/222, в котором заявитель уведомлялся, что исполнительный лист № 007137-06 от 12.09.2006 г. по делу № А06-97/1-12/06 21.04.2008г. был возвращен в арбитражный суд Астраханской области в связи с его исполнением.

Также в этом письме шла речь о том, что в процессе исполнительного производства должником ответчику были представлены договоры уступки права требования от 26.10.2006 г., согласно которым заявитель уступил право требования задолженности по определению арбитражного суда Астраханской области от 13.03.2006г. ЗАО «Астраханьрегионгаз» (л.д. 52,53).

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании действий ответчика по возвращению исполнительного листа может быть подано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительный причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Суд считает, что вышеназванное письмо не является безусловным доказательством тому обстоятельству, что заявитель узнал о нарушении своих прав с момента его получения, поскольку сам исполнительный лист (его копия) заявителю не направлялся, а из письма определенно не следует исходя из чего ответчик пришел к выводу об исполнении исполнительного документа в полном объеме. В письме идет речь лишь о представлении договоров уступок права требования, но не об оплате денежных средств со стороны должника в пользу ЗАО «Астраханьрегионгаз» в соответствии с данными договорами.

Исходя из анализа материалов дела суд приходит к выводу, что о нарушении прав заявителя оспариваемыми действиями ему стало известно в судебном заседании по делу № А06-97/1-12/06, состоявшемся 25.12.2008 г. (л.д. 73,74). В рамках названного дела заявитель обратился в суд с заявлением об изменении порядка исполнения судебного акта- определения от 15.03.2006 г. об утверждении мирового соглашения, заключенного между заявителем и Администрацией МО «Камызякский район».

Определением суда от 25.12.2008 г. по делу № А06-97/1-12/06 заявителю было отказано в удовлетворении названного заявления, поскольку исполнительный лист № 007137 от 12.09.2006 г. возвращен в суд с отметкой об исполнении, из протокола судебного заседания по рассмотрению заявления следует, что заявитель на вопрос суда пояснил, что не знал о возвращении данного исполнительного листа с отметкой об исполнении в арбитражный суд.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что заявителю стало известно о нарушении своего права 25.12.2008 г., после чего он в пределах трех месячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с настоящим требованием (л.д. 4).

На основании изложенного, уточненные требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 104, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

.

Признать незаконными действия Отделения по Камызякскому району Управления Федерального казначейства по Астраханской области, выразившиеся в возврате исполнительного листа № 007137-06, выданного арбитражным судом Астраханской области по делу А06-97/1-12/06 12.09.2006 г., в арбитражный суд Астраханской области, с отметкой о его исполнении.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Камызяктеплогаз» из федерального бюджета госпошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную его арбитражным управляющим Панфиловым Юрием Игоревичем по платежному поручению от 13.01.2009г. № 1.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца с о дня его принятия.

Судья

Д.Н. Блажнов