ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-3170/11 от 25.07.2011 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело №А06-3170/2011

29 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2011года

Полный текст решения изготовлен 29 июля 2011 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Цепляевой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леонтьевой С.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Трансфер"   416500, <...>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области,

заинтересованные лица: Государственное предприятие Астраханской области «Пассажирское автотранспортное предприятие №3»,

Муниципальное предприятие «Ахтубинское автотранспортное предприятие»

о признании незаконным решения от 16.02.2011г. по делу №32-К-03-11

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 23.12.2010г. б/н

от УФАС по АО – ФИО2, начальник отдела товарных рынков и естественных монополий, доверенность от 26.01.2011г. №11

от ГП АО «ПАТП №3» - не явился, извещен

от МП «Ахтубинское АТП» - не явился, извещен.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Трансфер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16.02.2011г. по делу №32-К-03-11, которым Общество и Государственное предприятие Астраханской области «Пассажирское автотранспортное предприятие № 3» признаны нарушившими часть 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» в части заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке пассажирских перевозок на автомобильном транспорте по маршруту «Ахтубинск – Волгоград».

Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области с заявленными требованиями не согласно, считает оспариваемое решение законным и обоснованным

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований) привлечены Государственное предприятие Астраханской области «Пассажирское автотранспортное предприятие №3», Муниципальное предприятие «Ахтубинское автотранспортное предприятие».

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом. В соответствии с требованиями статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Государственное предприятие Астраханской области «Пассажирское автотранспортное предприятие №3» с решением УФАС по Астраханской области согласно, в отзыве указало, что нарушение антимонопольного законодательства прекращено путем отмены распоряжения № 52 от 12.03.2010г., которым были установлены тарифы на перевозку пассажиров. В связи с устранением нарушения производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства прекращено.

Муниципальное предприятие «Ахтубинское АТП» в отзыве указало, что ООО «Трансфер» разработалосхему маршрута, расписание движения автобусов, размер платы за проезд и провоз багажа, а ГП АО «ПАТП №3» согласилось на данные условия, т.к. разработка вышеуказанного перечня не входит в их компетенцию. Таким образом, их действия можно охарактеризовать, как соглашение. Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Содержащиеся в письмах ООО «Трансфер» от 02.10.2009г. №12 и от 05.03.2010г. б/н сведения, а также распоряжение ГП АО «ПАТП № 3» от 12.03.2010г. №52 свидетельствуют о наличии соглашения между ГП АО «ПАТП № 3» и ООО «Трансфер» об организации пассажирских перевозок по маршруту «Ахтубинск-Волгоград» с остановочными пунктами, не предусмотренными паспортом автобусного маршрута № 516, утвержденным для ООО «Трансфер». Соглашение об организации пассажирских перевозок по маршруту «Ахтубинск - Волгоград» с остановочными пунктами, не предусмотренными утвержденным в установленном порядке для ООО «Трансфер» паспортом автобусного маршрута № 516 и совпадающими с остановочными пунктами, утвержденными для МП «Ахтубинское АТП», привело к уменьшению объемов оказываемых МП «Ахтубинское АТП» услуг по пассажироперевозкам на маршруте №516 и как следствие - снижению доходности МП «Ахтубинское АТП», что в конечном итоге может привести кего уходу с данного рынка. Соглашение может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту «Ахтубинск-Волгоград», что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В Астраханское УФАС России поступило заявление Государственного предприятия Астраханской области «Пассажирское автотранспортное предприятие №3» (далее -ГП АО «ПАТП №3», заявление) о нарушении им и обществом с ограниченной ответственностью «Трансфер» Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).Данным заявлением ГП АО «ПАТП №3» указало на факт заключения соглашения между АО «ПАТП №3» и ООО «Трансфер», ограничивающего конкуренцию на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте «Ахтубинск-Волгоград» (т. 1 л.д. 72).

26.08.2009г. между ООО «Трансфер» и ГП АО «ПАТП №3» заключен договор №365/1 «На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок» (т. 1 л.д. 20).

ООО «Трансфер» осуществляет перевозки пассажиров по маршруту № 516 «Ахтубинск-Волгоград».Согласно утвержденному маршрутному расписанию ООО «Трансфер» на данном маршруте имеет 3 остановочных пункта: Ахтубинск, Знаменск, Волгоград. В целях увеличения количества остановочных пунктов на маршруте ООО «Трансфер» направило в адрес ГП АО «ПАТП №3» письмо с просьбой о внесении изменений в стоимость проезда пассажиров и провоза багажа на маршруте №516 «Ахтубинск-Волгоград». К письму прилагались предлагаемые тарифы и новая схема маршрута с 9 остановочными пунктами, 3 из которых утверждены в расписании движения автобусов, остальные 6 - предлагалось установить для ООО «Трансфер», присвоив им статус «остановок по требованию».

Главным бухгалтером ГП АО «ПАТП №3» было дано устное распоряжение кассирам автостанции «Ахтубинск» осуществлять продажу билетов на автотранспорт перевозчика ООО «Трансфер», следующему по маршруту №516 «Ахтубинск - Волгоград» с остановками во всех 9 остановочных пунктах. На основании повторного обращения ООО «Трансфер» начальник комплекса «Автовокзал» ГП АО «ПАТП №3» издал распоряжение №52 от 12.03.2010 об изменении стоимости проезда на маршруте «Ахтубинск-Волгоград», согласно которому с 13.03.2010г. организована продажа билетов на автотранспорт ООО «Трансфер» по установленным тарифам на все имеющиеся остановочные пункты по маршруту «Ахтубинск-Волгоград». Предполагая, что данные действия ГП АО «ПАТП №3» и ООО «Трансфер» могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, распоряжением №188 от 16.06.2010 ГП АО «ПАТП №3» отменило распоряжение №52 от 12.03.2010, прекратив тем самым реализацию билетов на остановочные пункты, не предусмотренные маршрутным расписанием ООО «Трансфер».

Рассмотрев обращение Государственного предприятия Астраханской области «Пассажирское автотранспортное предприятие №3», Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области установило, что соглашение ГП АО «ПАТП №3» и ООО «Трансфер» об организации пассажирских перевозок по маршруту «Ахтубинск – Волгоград» с остановочными пунктами, не предусмотренными утвержденным в установленном порядке для ООО «Трансфер» паспортом автобусного маршрута № 516, нарушает часть 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

16 февраля 2011года антимонопольным органом вынесено решение № 32-К-03-11, которым ООО «Трансфер» и Государственное предприятие Астраханской области «Пассажирское автотранспортное предприятие №3» признаны нарушившими часть 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» в части заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию на рынке пассажирских перевозок на автомобильном транспорте по маршруту «Ахтубинск – Волгоград». В связи с устранением нарушения дело производством прекращено, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавалось.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона) или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

29 июня 2009г. между ООО «Трансфер» и Казенным предприятием Астраханской области «Астраханьтрансавто» был заключен договор №365 «На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок». В связи с реорганизацией казенного предприятия АО «Астраханьтрансавто» путем присоединения к Государственному предприятию «ПАТП №3», 26 августа 2009г. между ГП АО «ПАТП №3» и ООО «Трансфер» был заключен договор №365/1 «На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок». ООО «Трансфер» осуществляет перевозки пассажиров по маршруту № 516 «Ахтубинск- Волгоград».Согласно утвержденному маршрутному расписанию ООО «Трансфер» на данном маршруте имеет 3 остановочных пункта: Ахтубинск (автобусная станция, начальный (конечный) пункт), Знаменск (автобусная касса, промежуточная остановка), Волгоград (автовокзал, конечный (начальный) пункт).

Антимонопольным органом установлено, что 08.10.2009г. в адрес ГП АО «ПАТП №3» поступило письмо вх.№1597 (исх. №12 от 02.10.2009) от директора ООО «Трансфер», в котором содержалась просьба о внесении изменений в стоимость проезда пассажиров и провоза багажа на маршруте №516 «Ахтубинск-Волгоград» (т. 1 л.д. 76). Свою просьбу ООО «Трансфер» обосновывало многочисленными просьбами и жалобами пассажиров. К письму прилагались предлагаемые тарифы и схема маршрута. В прилагаемой схеме было указано 9 остановочных пунктов, 3 из которых утверждены в расписании движения автобусов, остальные 6 - предлагалось установить для ООО «Трансфер», присвоив им статус «остановок по требованию».

Данное письмо поступило на исполнение к главному бухгалтеру ГП АО «ПАТП №3», так как в соответствии с п.3.9. должностной инструкции главного бухгалтера в его обязанности входит утверждение тарифов, смет, расценок, калькуляций на предоставляемые услуги (т. 1 л.д. 73-75).

Учитывая, что кассиры автостанций и автокассе находятся в прямом подчинении главного бухгалтера предприятия, главным бухгалтером было дано устное распоряжение кассирам автостанции «Ахтубинск» осуществлять продажу билетов на автотранспорт перевозчика ООО «Трансфер» по маршруту №516 «Ахтубинск - Волгоград» на все остановочные пункты, согласно схеме, прилагаемой к письму ООО «Трансфер» от 02.10.2009 №12.

На основании повторного, аналогичного обращения ООО «Трансфер» от 05.03.2010 б/н, начальник комплекса «Автовокзал» ГП АО «ПАТП №3» издал распоряжение №52 от 12.03.2010г. об изменении стоимости проезда на маршруте «Ахтубинск-Волгоград», согласно которому с 13.03.2010г. организована продажа билетов на автотранспорт ООО «Трансфер» по установленным тарифам на все имеющиеся остановочные пункты по маршруту «Ахтубинск-Волгоград»: «Ахтубинск», «Покровка», «Пологое Займище», «Капустин Яр», «Знаменск», «Ленинск», «Средняя Ахтуба», «Волжский», «Волгоград» (т. 1 л.д. 80-81).

Предполагая, что данные действия ГП АО «ПАТП №3» и ООО «Трансфер» могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства, распоряжением №188 от 16.06.2010 ГП АО «ПАТП №3» отменило распоряжение №52 от 12.03.2010, прекратив тем самым реализацию билетов на остановочные пункты, не предусмотренные маршрутным расписанием ООО «Трансфер» (т. 1 л.д. 82).

На маршруте «Ахтубинск-Волгоград» кроме ООО «Трансфер» осуществляют перевозочную деятельность следующие хозяйствующие субъекты: МП «Ахтубинское АТП», ГУП «Волгоградское областное пассажирское автотранспортное предприятие №2», МУП «Волжская автомобильная колонна №1732», индивидуальный предприниматель ФИО3 По сведениям Администрации муниципального образования «Город Ахтубинск», за период с июля 2009 г. по июнь 2010г., то есть за время появления на данном маршруте дополнительного перевозчика ООО «Трансфер», маршрут №516 «Ахтубинск-Волгоград», который ранее был прибыльным для Муниципального предприятия «Ахтубинское АТП» и на протяжении значительного периода времени обеспечивал его устойчивыми финансовыми поступлениями, начал приносить предприятию убытки.

В соответствии с пунктом 6 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утверждённого приказом Минтранса России от 14 августа 2003 г. № 178 (далее - Порядок) для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает:

- схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.);

- расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;

- размер платы за проезд и провоз багажа;

- график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.

На основании пунктов 3, 9, 10 Порядка паспорт маршрута, форма которого является приложением к Порядку, согласовывается с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России (№03-01/05-1698ис от 24.08.2010), перевозчик ООО «Трансфер» обслуживает маршрут, внесенный в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации от 18 июня 2009г. № 3016516, на основании паспорта, согласованного органами исполнительной власти Волгоградской и Астраханской областей.

Согласно листу 8 паспорта и расписанию по данному маршруту имеются 3 остановки, по которым рассчитана стоимость перевозки пассажиров и багажа: «Ахтубинск АС», «Знаменск АС», «Волгоград АВ». В расписании есть запись, что помимо указанных, все промежуточные остановки являются техническими - для кратковременного отдыха и приема пищи. Таким образом, остановок; «По требованию» по маршруту № 516 «Ахтубинск-Волгоград», обслуживаемому перевозчиком ООО «Трансфер», не имеется (т. 1 л.д. 135 -152).

Согласно подпункту 9 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. Если в пути следования можно было бы производить посадку-высадку пассажиров на каждой остановке, расположенной по трассе движения, теряется смысл определять конкретные остановочные пункты и устанавливать маршрут.

На основании пункта 3 статьи 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных оста­новочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном пра­вилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Согласно разъяснениям Минтранса России, второй вид перевозок без расчета тарифов по каждому остановочному пункту применим в случае, если установлена единая фиксированная стоимость поездки независимо от расстояния. Как правило, это городское сообщение.

По маршруту № 516 «Ахтубинск-Волгоград», обслуживаемому перевозчиком МП «Ахтубинское АТП», 9 тарифных остановок, по которым произведен расчет стоимости проезда (т. 1 л.д. 119 - 133), а по данному маршруту, обслуживаемому ООО «Трансфер», таких остановок 3.

Между ГП АО «ПАТП №3» и ООО «Трансфер» заключен договор №365/1 «На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок». Указанное в заявлении ГП АО «ПАТП №3» соглашение заключено между хозсубъектами, находящимися в договорных отношениях, на рынке услуг автовокзалов (пассажирских автостанций).

Услуги автовокзалов (автостанций) включают в себя кассовое, бытовое, информационное обслуживание, связанное с междугородными и пригородными автобусными перевозками. На территории Астраханской области реализацию билетов (кассовое обслуживание), а также оказание других услуг автовокзала осуществляет единственное предприятие - ГП АО «ПАТП №3». Имущество, являющееся собственностью Астраханской области, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГП АО «ПАТП №3». Предприятием обслуживаются пригородные, междугородные, межобластные и международные маршруты. За сутки перевозится до 10 тысяч человек. Протяжённость маршрутных линий около 28 тыс. км. Заключено около 190 договоров с перевозчиками о взаимодействии при осуществлении пассажирских перевозок. Деятельность предприятия, оказывающего услуги автовокзалов (автостанций), находится под управлением Правительства Астраханской области, в связи с необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения, решения социальных нужд региона, государственного управления автомобильными пассажирскими перевозками и организации контроля за деятельностью предприятий автомобильного транспорта. Единственное в Астраханской области предприятие, оказывающее услуги автовокзалов, является государственным. От имени собственника - Астраханской области учредителем ГП АО «ПАТП №3» выступает министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области. ГП АО «ПАТП №3», имея долю на рынке 100%, занимает доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов (автостанций).

ГП АО «ПАТП №3» с 06.10.2010г. состоит в Реестре хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного то­вара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания до­минирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр) по товарной группе «услуги автовокзалов (пассажирских автостанций)» в границах Астраханской области с долей более 50%.

Как следует из заявления ГП АО «ПАТП №3» о нарушении антимонопольного законодательства, соглашение об организации пассажирских перевозок по маршруту «Ахтубинск-Волгоград» с остановочными пунктами, не предусмотренными утверждённым в установленном порядке для ООО «Трансфер» паспортом автобусного маршрута №516, оказало влияние на конкуренцию на рынке услуг междугородных пассажироперевозок автомобильным транспортом по маршруту «Ахтубинск-Волгоград».

j

Услуги междугородных внутриобластных и пригородных пассажироперевозок автомобильным транспортом по ОКВЭД относятся к коду 60.2 «Деятельность прочего сухопутного транспорта», из которого, в свою очередь, выделяется код 60.21 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию». Данная группировка включает в себя деятельность, обеспечивающую внутригородские, пригородные и междугородные перевозки (кроме железнодорожных) пассажиров (в том числе - автобусами) по установленным маршрутам, подчиняющиеся расписанию, посадку и высадку пассажиров на указанных в расписании остановках. Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, сгруппирована под кодом 60.21.1 и конкретизируется по видам перевозок в соответствии с кодами: 60.21.11 -внутригородские 60.21.12 - пригородные, 60.21.13 - междугородные, 60.21.14 -международные.

Автобусные перевозки характеризуются следующими основными признаками:

1) регулярность осуществления:

- регулярные (перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках);

- разовые (единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком: юридическим или физическим лицом);

2) территориальному:

- городские;

- пригородные;

- междугородные;

- международные;

3) назначению:

- общего пользования;

- туристско-экскурсионные;

- специальные (школьные, вахтовые, доставка работников на производственные объекты, удаленные от общих линий городского пассажирского транспорта, в отда­ленных районах сельской местности и т.п.).

Большое значение в транспортной инфраструктуре Астраханской области име­ют автомобильные трассы: Астрахань-Москва, Астрахань-Элиста-Ставрополь, Астра­хань-Махачкала и Астрахань-Атырау (Казахстан). По сведениям официального Ин­тернет-сайта Администрации Астраханской области, сеть автомобильных дорог Аст­раханской области по основным параметрам развитости занимает одно из ведущих мест в России и Центральной Азии. Практически все населённые пункты, включая отдалённые, имеют дороги с твёрдым покрытием. Через Астраханскую область про­ходит международная трасса Е-40, автомобильные дороги федерального значения М-6,М-8.

При проведении анализа рынка необходимо учитывать транспортную специфику. Маршруты, как правило, не параллельны и часто - не имеют совпадающих участков, то есть пассажир может добраться до нужного места по единственному маршруту. И вопрос конкуренции сводится к вопросу, имеет ли пассажир возможность выбора других перевозчиков на данном конкретном маршруте.

Учитывая, что каждый маршрут закреплен за конкретными перевозчиками, пассажир не имеет возможности выбрать других перевозчиков, так как они работают на других маршрутах. То есть рынок пассажирских перевозок оказывается разделенным по территориальному принципу на ряд локальных рынков-маршрутов.

Таким образом, специфика транспортной инфраструктуры, заключающаяся в том, что конкуренция реально происходит на конкретных маршрутах или параллельных участках нескольких маршрутов, диктует первый вывод, что географическими границами рынка пассажирских перевозок является - маршрут,который представляет собой локальный рынок.

Большой популярностью (особенно в пригородном сообщении) пользуются микроавтобусы. Данный вид транспорта является наиболее часто используемым видом общественного транспорта. Люди пожилого возраста чаще предпочитают крупногабаритный традиционный общественный транспорт.

Однако, несмотря на сформировавшиеся потребительские предпочтения у различных категорий пассажиров, потребители могут заменить (а чаще всего -вынуждены заменить) предпочитаемый вид транспорта на другой (например, поменять микроавтобус на крупногабаритный автобус, принадлежащий другому перевозчику), первый подошедший к автобусной станции, или на автобус, на который заранее приобретён билет.

Таким образом, услуги, оказываемые различными перевозчиками на различных видах автобусов, можно считать взаимозаменяемыми услугами и включить их в товарные границы рынка.

Необходимость согласования паспорта обслуживаемого перевозчиком маршрута (в том числе - расписания движения автобусов) с органами исполнительной власти Волгоградской и Астраханской областей, а также внесение маршрута в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации является административным барьером входа на рынок услуг междугородных пассажироперевозок автомобильным транспортом по маршруту «Ахтубинск-Волгоград».

Доводы ООО «Трансфер» о вынужденных перевозках пассажиров по не утверждённому расписанию движения автобусов не являются обоснованными, так как для оказания услуг междугородных пассажироперевозок автомобильным транспортом необходимо согласовать паспорт маршрута (в том числе - расписание движения автобусов) с органами исполнительной власти Волгоградской и Астраханской областей, а не с предприятием, оказывающем услуги автовокзалов (пассажирских автостанций). Как следует из пояснений ООО «Трансфер», Общество не согласовало с органами исполнительной власти новое расписание движения автобусов, изменения в паспорт маршрута в установленном порядке не внесены.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите Конкуренции соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Содержащиеся в письмах ООО «Трансфер» от от 02.10.2009г. № 12 и от 05.03.2010 б/н сведения, а также распоряжение ГП АО «ПАТП №3» от 12.03.2010 №52 свидетельствуют о наличии соглашениямежду ГП АО «ПАТП №3» и ООО «Трансфер» об организации пассажирских перевозок по маршруту «Ахтубинск-Волгоград» с остановочными пунктами, не предусмотренными паспортом автобусного маршрута №516, утверждённым для ООО «Трансфер» (т. 1 л.д. 76-81).

Астраханским УФАС России 20.09.2010 принято решение по делу №11-К-05-10 о нарушении антимонопольного законодательства, возбуждённому по заявлению од­ного из перевозчиков маршрута №516 - МП «Ахтубинское АТП», в соответствии с которым ООО «ТРАНСФЕР» признано нарушившим ч.1 ст. 14 Закона о защите кон­куренции в части недобросовестной конкуренции на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршруту №516 «Ахтубинск-Волгоград». Комиссией Астраханского УФАС России по делу №11-К-05-10 установлено, что в результате недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Трансфер» Муниципальному предприятию «Ахтубинское АТП» нанесен ущерб.

Соглашение об организации пассажирских перевозок по маршруту «Ахтубинск-Волгоград» с остановочными пунктами, не предусмотренными утверждённым в установленном порядке для ООО «Трансфер» паспортом автобусного маршрута №516 и совпадающими с остановочными пунктами, утверждёнными для МП «Ахтубинское АТП», привело к уменьшению объёмов оказываемых МП «Ахтубинское АТП» услуг по пассажироперевозкам на маршруте №516 и как следствие - снижению доходности МП «Ахтубинское АТП», что в конечном итоге может привести к его уходу с данного рынка. Следовательно, данное соглашение может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту «Ахтубинск-Волгоград», что согласно п. 17 ст.4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

В соответствии с ч.2 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно п. 19 ст.4 Закона о защите конкуренции "вертикальное" соглашение - это соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.

В соответствии с заключенным между ООО «Трансфер» и ГП «ПАТП №3» договором от 26.08.2009 №365/1 «На использование объектов транспортной инфраструктуры и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров и регулированию процесса перевозок», ГП «ПАТП №3» (продавец) оказывает ООО «Трансфер» (приобретателю) услуги автовокзалов. Действия продавца и приобретателя по заключению соглашения об организации пассажирских перевозок по маршруту «Ахтубинск-Волгоград» с остановочными пунктами, не предусмотренными паспортом автобусного маршрута №516, утверждённым для ООО «Трансфер», совершены в рамках заключенного между ними договора. Следовательно, данные действия являются «вертикальным» соглашением.

Статьёй 12 Закона о защите конкуренции установлены случаи допустимости «вертикальных» соглашений: 1) соглашения в письменной форме, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии; 2) соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов.

Соглашение об организации пассажирских перевозок по маршруту «Ахтубинск-Волгоград» с остановочными пунктами, не предусмотренными паспортом автобусного маршрута №516, утверждённым для ООО «Трансфер», не является договором коммерческой концессии. ГП «ПАТП №3» занимает долю на рынке автовокзалов (пассажирских автостанций) 100%, то есть превышает двадцать процентов. Следовательно, «вертикальное» соглашение между ГП «ПАТП №3» и ООО «Трансфер» не является допустимым.

Согласно пункту 2.1 Договора № 365/1 ГП АО «ПАТП №3» берет на себя обязанность разработать и утвердить в министерстве расписание движения автобусов перевозчика (т. 1 л.д. 20). Однако, ООО «Трансфер» обратилось в ГП АО «ПАТП №3» не с просьбой о согласовании последним изменений маршрута в министерстве, а о внесении изменений непосредственно ГП АО «ПАТП №3». В договоре отсутствует обязанность ООО «Трансфер» обращаться за согласованием расписания движения автобусов в ГП АО «ПАТП №3», что не препятствует Обществу самостоятельно согласовать изменение расписания маршрута в соответствующих уполномоченных органах.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что соглашение ГП АО «ПАТП №3» и ООО «Трансфер» об организации пассажирских перевозок по маршруту «Ахтубинск-Волгоград» с остановочными пунктами, не предусмотренными утверждённым в установленном порядке для ООО «Трансфер» паспортом автобусного маршрута №516, нарушает часть 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Распоряжением №188 от 16.06.2010 ГП АО «ПАТП № 3» отменило распоряжение №52 от 12.03.2010, прекратив тем самым реализацию билетов на остановочные пункты, не предусмотренные маршрутным расписанием ООО «Трансфер», устранив тем самым нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Трансфер» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16.02.2011г. № 32-К-03-11 отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Л.Н. Цепляева