414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6а
г. Астрахань | Дело № А06-3191/2007 - |
22 июня 2007 года | |
(Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2007 года. Полный текст решения изготовлен 22 июня 2007 года) |
Арбитражный суд Астраханской области
в составе: судьи: Сериковой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Сериковой Г.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Астраханской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к Открытому акционерному обществу «АстраханьПассажирТранс»
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: ФИО1 – зам. Начальника отдела, доверенность № 30 от 11.04.2007г., удостоверение № 05346, выдано 14.07.2005г., ФИО2 - государственный инспектор, доверенность от 11.04.2007г., удостоверение № 05407, выдано 10.01.2007г.
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился
В арбитражный суд Астраханской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Астраханской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАДН по АО) с заявлением о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества «АстраханьПассажирТранс» за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при осуществлении пассажирских перевозок, согласно протоколу об административном правонарушении № 004556 от 25. 05.2007г. Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали, просят привлечь Общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебное заседание не явилось, в силу п. 1, п.п. 3 п. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ извещено надлежащим образом. В соответствии с требованиями п.п. 1, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение дела начато в его отсутствие.
Представить ОАО «АстраханьПассажирТранс» в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление. Считает, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Просит суд в удовлетворении требований заявителя отказать, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Выслушав объяснения представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Открытому акционерному обществу «АстраханьПассажирТранс» 13.10.2005г. Управлением государственного автодорожного надзора по Астраханской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдана лицензия № АСС -30-2521-00 на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом на территории РФ сроком до 12.10.2010г.(л.д.79).
Согласно информации ГИБДД УВД Астраханской области, поступившей в УГАДН по АО, 16.04.2007г. в 17 час. 55 мин. водителем ФИО3, работающим в ОАО «АстраханьПассажирТранс» на основании трудового договора, на автотранспортном средстве ЛиАЗ -5256 г/н АЕ 309/30 при осуществлении перевозки пассажиров по городскому маршруту № 17 на ул. Яблочкова 1 А был совершен наезд на пешехода ФИО4
С учетом вышеуказанных обстоятельств на основании приказа начальника УГАДН по АО № 001939 от 17.04.2007г. государственным инспектором ФИО2 проведена внеплановая проверка по соблюдению и выполнению ОАО «АстраханьПассажирТранс» лицензионных требований и условий при осуществлении пассажирских перевозок (л.д.9-10).
Проверкой установлено, что ОАО «АстраханьПассажирТранс» деятельность по перевозке пассажиров осуществляется с нарушением Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637.
Результаты проверки отражены в акте № 001939 от 25.05.2007г. (л.д.11).
По факту выявленного правонарушения 25.05.2007г. государственным инспектором УГАДН по Астраханской области ФИО2 в присутствии представителя ОАО «АстраханьПассажирТранс» ФИО5 составлен протокол № 004556 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представитель ОАО «АстраханьПассажирТранс» объяснений по факту административного правонарушения не представил, с протоколом и актом проверки ознакомился и его копию получил, что подтверждается подписью в указанных документах (л.д.4-7).
Как следует из Акта проверки ответчиком не организовано соблюдение режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей ОАО «АстраханьПассажирТранс», а, следовательно, не организована работа водителей в соответствии с требованиями обеспечения безопасности дорожного движения. Тем самым ОАО «АстраханьПассажирТранс» были нарушены п.17, 18 Приказа Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004г. «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей», п. 1.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2, п. 3.3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27.
Так, согласно табелям учета рабочего времени за 2007 г., путевым листам общее время работы водителя ФИО6 на линии за апрель 2007г. составило 190, 0 час, переработка - 23 час. Общее время работы водителя ФИО7 на линии за апрель 2007г. составило 184, 4 час, а переработка - 17, 4 час. У водителя ФИО8 общее время работы на линии за апрель 2007г. 179, 6 ч., переработка - 12, 6 час. Общее время работы водителя ФИО9. на линии за апрель 2007г. - 177,8 час, а переработка – 10,8 час. У водителя ФИО10 общее время работы на линии за апрель 2007г. – 177 час., переработка составила 10 час., у водителя ФИО11 общее время работы на линии за апрель 2007г.- 188 ч., переработка – 21 ч. Общее время работы на линии за апрель 2007г. водителя ФИО12 167 ч., переработка – 21, у водителя ФИО13 общее время работы 180, 8 ч., переработка составила – 13,8 ч. У водителя ФИО14 общее время работы на линии за апрель 2007г. составило 179 ч., переработка – 12, общее время работы ФИО15 – 177 ч., переработка – 10 ч. Общее время работы на линии за апрель 2007г. водителя ФИО16 составило 183, 6 ч., переработка 16, 6 ч., у водителя ФИО17 общее время работы составило 176, 4 ч., переработка 9,4 ч. У водителя ФИО18 общее время работы составило 176, 5 ч., переработка 9,5 ч. Общее время работы водителя ФИО19 составило 181,1 ч. переработка – 14,1 ч., у водителя ФИО20 общее время работы 180 ч., переработка 13. У водителя ФИО21 общее время работы 175 ч., время переработки 8 ч., общее время работу у водителя ФИО22 составило 183, 6 ч., переработка 16, 6 ч. Общее время работы водителя ФИО23 182, 5 ч., переработка 15,5, у водителя ФИО24 общее время работы 178,7ч., переработка 11, 7 ч. Общее время работы водителя ФИО25 – 176,7 ч., время переработки 9,7 ч., у водителя ФИО26 общее время работы составило 181,9 ч., а переработка – 14,9 ч. У водителя ФИО27 общее время работы – 186,7 ч., переработка 19,7, общее время работы у водителя ФИО28 – 178,1, время переработки 11,1 ч. Общее время работы водителя ФИО29 составило 184,5, переработка – 17,5 ч.
Кроме этого, в ОАО «АстраханьПассажирТранс» отсутствует должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, что является нарушением п. 1 ст. 20 Федерального закона от 15.11.95г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.п. «г» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637, пп.2 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», Приказ Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятия».
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Статьей 2 названного Закона определено, что под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; под лицензионными требованиями и условиями - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, и определены лицензионные требования и условия, которые должны соблюдаться лицензиатами при осуществлении указанного вида деятельности.
В соответствии с п. 1 статьи 20 Федерального закона от 15.11.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Согласно п. 3.3.2 Положения «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса № 27 от 09.03.1995г. режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Требования соблюдения режима труда и отдыха водителей содержатся и в других ведомственных актах: Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2 (п. 2.2), Приказе Министерстве транспорта РФ от 30.03.94г. № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» (п. 2.3.6).
Так, в п. 9.1. представленных трудовых договоров между ОАО «АстраханьПассажирТранс» и работниками ФИО6, ФИО7, ФИО8 ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 М.М, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 указано, что в соответствии со ст. 102, 104 Трудового Кодекса РФ для водителей установлен гибкий режим рабочего времени с суммированным учетом рабочего времени.
В соответствии с п.1 ст. 104 Трудового кодекса Российской Федерации когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.
Согласно п. 8 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
В соответствии с п. 11, 18 вышеуказанного Положения при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников. Суммированный учет времени управления автомобилем может быть введен при суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах.
Для упрощения процедуры подсчета рабочего времени и его правильного учета в настоящее время ежегодно публикуются производственные календари на соответствующий период. В производственных календарях в соответствии с действующим порядком определяется норма рабочего времени на определенный учетный период времени, исчисляемый по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными, либо исходя из следующей продолжительности ежедневной работы: - при 40 часовой рабочей недели – 8 часов, накануне нерабочих праздничных дней производится сокращение рабочего времени на один час. исчисленная в указанном порядке норма рабочего времени распространяется на работников независимо от их режима рабочего времени. Так, за апрель 2007 г. норма рабочего времени составляет 167 часов.
Согласно путевым листам и табелям учета рабочего времени за 2007 г., общее время работы водителей ОАО «АстраханьПассажирТранс» ФИО6, ФИО7, ФИО8 ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 за апрель 2007г. превысило установленную законом максимальную продолжительность рабочего времени водителей. Фактически суммарное время работы названных водителей превышает 167 часов в месяц. Таким образом, ОАО «АстраханьПассажирТранс» не соблюдается режим труда и отдыха водителей.
В соответствии с п. 2.2 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994г. № 15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий:
- назначают на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности движения, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей в установленном порядке.
- разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением;
05.06.2007г. в судебном заседании представитель ответчика указал, что лицом, ответственным за безопасные перевозки пассажиров в ОАО «АстраханьПассажирТранс» является начальник отдела эксплуатации ФИО30, которая прошла обучение по безопасности дорожного движения, и имеет соответствующее удостоверение. В связи с этим считает недоказанным довод ответчика об отсутствии в ОАО «АстраханьПассажирТранс» лица, ответственного за безопасность дорожного движения.
Суд отклоняет указанный довод ответчика как несостоятельный.
Из смысла п.1. ст. 20 Федерального закона от 15.11.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что одним из основных требований по организации безопасности дорожного движения можно назвать закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения на конкретных должностных лиц и работников организации.
В ходе проведения внеплановой проверки ОАО «АстраханьПассажирТранс» контролирующему органу не были представлены сведения о наличии в организации лица, занимающего должность, связанную с обеспечением безопасности движения, а также соответствующих документов, подтверждающих прохождение указанным лицом обучения и аттестации в установленном законом порядке, что является нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. «г» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637, согласно которому лицензиат обязан обеспечить наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что в нарушение лицензионных требований автотранспортные средства марки ЛиАЗ-5256, на которых ОАО «АстраханьПассажирТранс» осуществляет перевозку пассажиров по городским маршрутам, выпускаются на линию с неисправным спидометром
Указанные действия ОАО «АстраханьПассажирТранс» являются нарушением п. 2.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. № 15, п. 2.1,.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27, п.3.1 Положения об обеспечении перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2.
Указанные факты подтверждаются имеющимися в материалах дела документами: копией листка учета ТО-2, объяснениями механиков ОТК ФИО31, ФИО32, и.о. инженера по ТС и БД ФИО33, выписками из журнала АТС на линию.
Исходя из изложенного, суд считает, что в действиях ОАО «АстраханьПассажирТранс» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что подтверждается материалами административного производства, и он подлежит привлечению к административной ответственности.
Руководствуясь ст. ст. ст. 167- 170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь Открытое акционерное общество «АстраханьПассажирТранс», находящееся по адресу <...>., ОГРН <***>, ИНН <***> к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в установленный законом срок.
Судья | Г.В. Серикова |