АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-3264/2013
02 сентября 2013 года
Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2013года.
Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2013года.
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Богатыренко С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Товарищества собственников жилья "Новороссийское"
(<...>, ИНН <***>,ОГРН <***>)
к Администрации города Астрахани
(<...>, ОГРН <***>)
о взыскании платы за жилые помещения и коммунальные услуги в сумме 56 955 руб. 13 коп., об обязании ответчика заключить договор на техническое обслуживание и предоставленные коммунальные услуги и о возложении на ответчика обязанности вносить ежемесячно до 10 числа обязательные платежи.
третьи лица: Администрация Ленинского района г. Астрахани; Жилищное управление администрации г. Астрахани, Финансово-казначейское управление администрации г. Астрахани. ФИО2, ФИО3 и ФИО4
при участии:
от истца: ФИО5 – председатель правления ТСЖ, протокол от 18.02.2012 г., паспорт.
от ответчика: ФИО6, представитель по доверенности от 09.01.2013г., паспорт; ФИО7, представитель по доверенности от 10.07.2013г., паспорт.
от третьих лиц: от Жилищного управления администрации г.Астрахани: ФИО8, представитель по доверенности от 09.01.2013г., паспорт.
от Администрации Ленинского района г. Астрахани: ФИО7, представитель по доверенности от 10.07.2013г., паспорт.
Финансово-казначейского управления администрации г. Астрахани: ФИО9, представитель по доверенности от 06.08.2013г., паспорт.
от ФИО2 – ФИО10 не представила, документ, подтверждающий полномочия.
от ФИО3 и ФИО4: не явились, извещены.
Товарищество собственников жилья "Новороссийское" (далее по тексту: истец, ТСЖ "Новороссийское") в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд Астраханской области с иском к Администрации города Астрахани (далее по тексту: ответчик) о взыскании платы за жилые помещения и коммунальные услуги в сумме 56 955 руб. 13 коп., об обязании ответчика заключить договор на техническое обслуживание и предоставленные коммунальные услуги и о возложении на ответчика обязанности вносить ежемесячно до 10 числа обязательные платежи.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Ленинского района г. Астрахани; Жилищное управление администрации г. Астрахани, Финансово-казначейское управление администрации г. Астрахани. ФИО2, ФИО3 и ФИО4
Представители третьих лиц (ФИО3 и ФИО4) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ФИО2 в судебное заседание не явился, явилась ФИО10 – не представила доверенность, не допущен к участию в процессе.
Судебное заседание с учетом мнения представителей сторон и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводится в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца исковые требования поддерживает, просит иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что собственником квартир является Администрация города Астрахани. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", собственник несет бремя расходов по содержанию общего имущества дома, а также обязан оплачивать коммунальные услуги.
Представитель ответчика исковые требования не признает, просит в иске отказать. Считает, что плату за жилое помещение и коммунальные услуги должны оплачивать наниматели квартир. Пояснил, что Администрация г.Астрахани является ненадлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком являются граждане, проживающие в жилых помещениях. До момента заселения квартир ответчик коммунальными услугами не пользовался, в связи, с чем отсутствует получатель коммунальных услуг. Также возражает, против обязания ответчика заключить с ТСЖ договор на техническое обслуживание и представление коммунальных услуг. Пояснил, что наниматели должны заключать договора с ТСЖ. Кроме того, заключение договора - это волеизъявления сторон, ни нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, ни иными законами не предусмотрена обязанность ответчика заключить с истцом договор на техническое обслуживание и представление коммунальных услуг.
Представители третьих лиц поддерживают позицию ответчика.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 30 августа 2013года до 09час. 00 мин.
Информация о перерыве размещена на сайте арбитражного суда Астраханской области.
Исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, выслушав доводы представителей сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из протокола общего собрания участников долевого строительства многоквартирного жилого дома № 6 по ул. Новороссийская от 21.02.2010г. на общем собрании принято решение об избрании в качестве управления многоквартирным домом товарищество собственников жилья. Товариществу собственников жилья присвоено наименование «Новороссийское» (л.д. 101-102).
Согласно протоколу годового общего собрания членов ТСЖ «Новороссийское» от 11.07.2011года размер платежа за содержание и ремонт общего имущества в доме установлен в сумме 9 руб. 55 коп. за один квадратный метр общей площади помещения (л.д. 48-50).
Согласно протоколу годового общего собрания членов ТСЖ «Новороссийское» от 18.02.2012года размер обязательного платежа за содержание и ремонт общего имущества в доме составляет 9 руб. 55 коп. за один квадратный метр общей площади помещения (л.д. 61-63).
Согласно протоколу годового общего собрания членов ТСЖ «Новороссийское» от 27.01.2013года с 1 января 2013года установлены следующие размеры обязательных платежей: на содержание и ремонт общего имущества в доме в сумме 10 рублей за один квадратный метр общей площади; за вызов твердых бытовых отходов в сумме 60 рублей с каждого гражданина, проживающего в соответствующей квартире дома № 6 по ул.Новороссийская, и с каждого собственника помещения, в случае, если он не использует свое помещение в доме (л.д. 67-69).
Истец 01 октября 2012года заключил с ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» договор энергоснабжения № 26-600-06433 для предоставления коммунальных услуг потребителя.
Из материалов дела следует, что квартиры № 12,30 и 52 по адресу: <...> на основании распоряжения Правительства Астраханской области от 05.07.2010г. № 271-Пр переданы из государственной собственности Астраханской области в муниципальную собственность муниципального образования «Город Астрахань (л.д. 35-37).
Распоряжением установлено, что право муниципальной собственности на указанные квартиры возникает со дня подписания передаточного акта.
Передаточный акт подписан 16.07.2010 г.
Квартиры 12, 30 и 52 предоставлены семьям по договорам социального найма жилого помещения.
Квартира № 12 передана ФИО2 по договору социального найма № 449-Л и акту приема-передачи квартиры от 22.08.2011г., квартира № 52 передана ФИО3 по договору социального найма № 03-39-300 и акту приема-передачи квартиры от 05.03.2013г., квартира № 30 передана ФИО4 по договору социального найма № 331-Л и акту приема-передачи от 22.08.2012 г.
Согласно договору передачи от 17.01.2013 г. квартира № 30 передана безвозмездно в собственность ФИО4, ФИО11, ФИО12 в порядке приватизации.
Истец 04 февраля 2013года направил мэру г. Астрахани письмо с просьбой заключить с ТСЖ договор, позволяющий оплачивать расходы по содержанию общего имущества в доме и осуществлять плату за предоставленные коммунальные услуги (л.д. 28).
Администрация Ленинского района г. Астрахани письмом от 22.02.2013г. сообщило, что квартиры являются муниципальной собственностью. С нанимателями данных квартир заключены договоры социального найма жилого помещения. По вопросу взыскания задолженности за коммунальные услуги, оплату за содержание и ремонт жилых помещений, законодательство предоставляет право как наймодателю, так и обслуживающей организации, самостоятельно требовать исполнения обязательств должников, включая обращение в суд (л.д. 29).
Истец 19.03.2013г. направил письмо мэру г. Астрахани с просьбой погасить задолженность до 30 апреля 2013г. и подписать два экземпляра договора на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг, заключаемого с собственником помещения, который не является членом Товарищества (л.д. 30-32).
Жилищное управление администрации г. Астрахани 11.04.2013г. направило письмо истцу, в котором сообщило, что законодательство предоставляет право как наймодателю, так и обслуживающей организации, самостоятельно требовать исполнения обязательств должников, включая обращение в суд. Оснований для подписания договора на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг, не имеется (л.д. 33-34).
Согласно доводам истца ответчик не производили оплату за содержание, текущий ремонт общего имущества и коммунальные услуги за квартиры № 12, 30 и 52 в доме № 6 по ул. Новороссийская.
Истец просит взыскать задолженность по квартире 12 за период с июля 2011г. по апрель 2013 в сумме 36 344 руб. 72 коп, из них за содержание общего имущества 14 896 руб. 66 коп., за вывоз ТБО 6944 руб. 20 коп. и за электроснабжение 14 503 руб. 86 коп.
Задолженность по квартире 30 по расчетам истца 7 144 руб. 95 коп. за период с июля 2011г. по 21 августа 2012г. за содержание общего имущества.
Задолженность по квартире 52 по расчетам истца составляет 13 465 руб. 46 коп за период с июля 2011года по 4 марта 2013г. за содержание общего имущества.
При этом задолженность по квартирам 30 и 52 истец просит взыскать за период до заселения нанимателями этих квартир.
Поскольку в добровольном порядке ответчик не производят оплату, истец обратился с настоящим иском в суд.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, обстоятельства по делу и доказательства, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
К указанному выводу суд приходит на основании следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии пунктами 1,2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» регулирование отношений собственников помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено статьями 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр).
Квартиры № 12,30 и 52 по адресу: <...> на основании распоряжения Правительства Астраханской области от 05.07.2010г. № 271-Пр переданы из государственной собственности Астраханской области в муниципальную собственность муниципального образования «Город Астрахань 16.07.2010 г. (л.д. 35-37).
Участие каждого дольщика в расходах по содержанию имущества в соответствии с долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом.
При этом несение расходов за пользование общим имуществом не связано с наличием каких-либо дополнительных условий (заключение договора о порядке несения таких расходов.
Обязанность несения расходов по содержанию общего имущества возникает в силу закона , а не только договора.
В силу специальных требований пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации только собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу положений части 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2. плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 этого Кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Статьей 65 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение;
2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;
3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;
4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 собственник жилого помещения, выступающий наймодателем, ссудодателем или арендодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям, ссудополучателям, арендаторам коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положение о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 28 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 указано, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций внося плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу указанных норм права именно наймодатель должен требовать от нанимателя плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из содержания статей 210, 294 ГК РФ и статей 30, 153 ЖК РФ следует, что исполнение собственником жилых помещений в многоквартирном доме обязанности по своевременному внесению платы за эти помещения и коммунальные услуги закон не ставит в зависимость от исполнения обязанности по перечислению такой платы третьими лицами (нанимателями жилых помещений).
Соответственно, неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает ответчика (собственника) от обязанности содержания данных помещений и не может служить препятствием для реализации права ТСЖ на получение соответствующих платежей.
Наниматель по договору социального найма по отношению к истцу, который обслуживает занимаемые нанимателем помещения, является третьим лицом, на которое должником возложена обязанность по оплате жилого помещения и услуг в пределах установленных тарифов.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения нанимателем жилого помещения своей обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ответственность перед ТСЖ (управляющей организацией) несет собственник жилого помещения, а следовательно, задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг подлежит взысканию с собственника указанного помещения, который в свою очередь вправе взыскать эту задолженность с нанимателя жилого помещения на основании договора найма, заключенного с нанимателем.
Таким образом, собственник квартир несет бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также обязанность по оплате коммунальных услуг перед организацией, осуществляющей управление домом, в рассматриваемомо случае, перед ТСЖ.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные главой 13 этого Кодекса и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год ТСЖ размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В соответствии с пп. 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов Товарищества.
Материалами дела подтверждается, что собственники жилых помещений многоквартирного дома - члены ТСЖ «Новороссийское» приняли решение 11.07.2011года об установлении размера платежа за содержание и ремонт общего имущества в доме в сумме 9 руб. 55 коп. за один квадратный метр; 18.02.2012года - в размере 9 руб. 55 коп. за один квадратный метр общей площади помещения и 27.01.2013года установлены с 1 января 2013года следующие размеры обязательных платежей: на содержание и ремонт общего имущества в доме в сумме 10 рублей за один квадратный метр общей площади; за вызов твердых бытовых отходов в сумме 60 рублей с каждого гражданина, проживающего в соответствующей квартире дома № 6 по ул.Новороссийская, и с каждого собственника помещения, в случае, если он не использует свое помещение в доме.
В силу пункта 5 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и пп. 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, путем внесения платы за жилое помещение.
В силу пункта 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
Согласно пункту 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
В соответствии со статьей 8 гражданские права возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Таким образом, обязанность по внесению платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги возникает у собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме на основании Жилищного кодекса.
Муниципальное образование «Город Астрахань», являясь собственником квартир, расположенном в жилом многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан был вносить товариществу собственников жилья плату за содержание общего имущества пропорционально своей доле в праве общей собственности на это имущество, а также коммунальные услуги.
Однако, ответчики обязанность, возложенную на них Жилищным кодексом, не исполняли.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ" и пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" по искам, предъявленным в порядке статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы. При удовлетворении указанных исков не допускается ограничение источников взыскания только средствами бюджета и действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Таким образом, задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги 56 955 руб. 13 коп. подлежат взысканию с муниципального образования «Город Астрахань» в лице администрации города Астрахани за счет казны Муниципального образования города Астрахани.
Отсутствие денежных средств у ответчика не является основанием для освобождения собственника квартир от обязанности по оплате расходов по содержанию жилых помещений, являющихся собственностью муниципального образования «Город Астрахань».
Кроме того, истец заявил требование об обязании ответчика заключить договор на техническое обслуживание и предоставленные коммунальные услуги и о возложении на ответчика обязанности вносить ежемесячно до 10 числа обязательные платежи.
Положения пункта 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации об обязанности товарищества заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества, не предусматривают обязанность собственника на заключение договора, предметом которого является содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, сбор и начисление платежей за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья обязано заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Положения указанных правовых норм относительно обязанности сторон заключить договор применимы не только к отношениям, возникшим из публичных договоров (статья 426 ГК РФ), но и к другим случаям, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Исходя из смысла пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, с иском о понуждении заключить рассматриваемый договор вправе обратиться в суд только контрагент лица, для которого заключение договора обязательно, при этом лицу, для которого заключение договора обязательно, такое право (на обращение в суд) по отношению к контрагенту не предоставлено.
Стороной, у которой имеется право на предъявление подобного рода иска в суд, согласно статьям 421 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации применительно к спорным правоотношениям, является ответчик.
Поскольку в настоящем споре с иском обратилось товарищество, то есть лицо, обязанное заключить договор, суд приходит к выводу о том, что предъявление требования о понуждении заключить договор к лицу, заключение договора для которого не является обязательным, недопустимо в силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд считает также необоснованными требования истца об обязании ответчика вносить ежемесячно до 10 числа обязательные платежи на квартиры №№ 12, 30 и 52, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества дома, а также с оплатой коммунальных услуг.
Обязанность по внесению собственником помещений указанных платежей предусмотрена Жилищным кодексом.
В силу статей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспоренного права.
Таким образом, судебной защите подлежат реально нарушенные права.
Защита права, которое может быть нарушено в будущем, законодательством не предусмотрено.
Кроме того, из материалов дела следует, что квартира № 30 передана в собственность ФИО4 и ее детям в порядке приватизации 17 января 2013 г.
Таким образом, в связи с переходом права собственности на квартиру к другому лицу у Муниципального образования отпадает обязанность по внесению платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги.
Истец просит также взыскать судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде и получением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в состав судебных расходов входят государственная пошлина и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, статьёй 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесены к судебным издержкам, перечень которых не является закрытым, а потому к судебным издержкам относятся любые расходы при условии, если они связаны с рассмотрением дела в суде.
Доказательства, подтверждающие фактические затраты должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункты 20 и 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82).
Истцом оплачена государственная пошлина в сумме 200 руб. за предоставление выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика. В материалы дела истцом представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 1812 от 16.05.2013г. в отношении ответчика.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 12 от 17.02.2011 г. «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. № 228-ФЗ» указано, что расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в связи с получением им выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, относятся к судебным издержкам (статья 106 АПК РФ) и подлежат распределению в составе судебных расходов (статьи 101 и 110 АПК РФ).
Принимая во внимание положения вышеназванных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и рекомендации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, связанные с получением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц на ответчика в сумме 200 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Муниципального образования «Город Астрахань» в лице Администрации города Астрахани за счет средств казны муниципального образовании «Город Астрахань» в пользу Товарищества собственников жилья "Новороссийское" задолженность по оплате за содержание общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги в сумме 56 955 руб. 13 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 278 руб. 20 коп. за рассмотрение дела в Арбитражном суде и 200 руб. за получение выписки из Единого государственного юридических лиц в отношении Администрации г.Астрахани.
В остальной части иска отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья
С.В. Богатыренко