414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-3307/2020 |
16 августа 2022 года |
Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2020 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Сафроновой Ф.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Урбан Т.Э.
рассмотрев в судебном заседании заявление ССПК "Союз животноводов" к Конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы при Правительстве Астраханской области
о признании недействительным решения по проведению отбора заявителей в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы об исключении ССПК «Союз животноводов» из реестра победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным кооперативам в 2017 году
и реестра победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2018 году, оформленное протоколом №1 от 05.02.2020 года и обязать Конкурсную комиссию устранить допущенные нарушения путем включения ССПК «Союз животноводов» в реестр победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным кооперативам в 2017 году и реестра победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2018 году и восстановления срока для использования ССПК «Союз Животноводов» гранта.
Заинтересованное лицо - Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области; Правительство Астраханской области, Управление сельского хозяйства администрации МО «Наримановский район»,
при участии:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 01.11.2020 г.;
от Конкурсной комиссии – не явились, извещены надлежащим образом,
от Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области – ФИО2, представитель по доверенности от 25.10.2021 г. № 01-11-02-3212;
от Правительства Астраханской области – ФИО2, представитель по доверенности от 07.07.2022 г. № 6;
от Управления сельского хозяйства администрации МО «Наримановский район» – не явились, извещены надлежащим образом,
В судебном заседании 03 августа 2022 года на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09 августа 2022, года.
ССПК "Союз животноводов" (далее – заявитель, Кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Конкурсной комиссии по проведению отбора заявителей в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы при Правительстве Астраханской области (далее – Конкурсная комиссия при Правительства АО) о признании недействительным решения по проведению отбора заявителей в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы об исключении ССПК «Союз животноводов» из реестра победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным кооперативам в 2017 году и реестра победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2018 году, оформленное протоколом №1 от 05.02.2020 года и обязать Конкурсную комиссию устранить допущенные нарушения путем включения ССПК «Союз животноводов» в реестр победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным кооперативам в 2017 году и реестра победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2018 году и восстановления срока для использования гранта.
Представитель Управления сельского хозяйства администрации МО «Наримановский район» и Конкурсной комиссии при Правительстве Астраханской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о движении данного дела размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области http://astrahan.arbitr.ru.
Судебное заседание, в отсутствии возражений, проведено в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к нему и пояснениях суду в судебном заседании, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель Правительства Астраханской области (далее - Правительства) не согласен с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях суду в судебном заседании, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее – Министерство) не согласен с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях суду в судебном заседании, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
05.02.2020 года на заседании Конкурсной комиссии в качестве повестки дня стало: «Рассмотрение вопроса об исключении сельскохозяйственного сбытового потребительского кооператива «Союз животноводов» Наримановского района Астраханской области из реестра победителей конкурсного отбора в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам 2017 и 2018 годов».
Согласно протокола заседания Конкурсной комиссии при Правительстве АО от 05.02.2020г. №1 (Т. 1 л.д. 11-12), было принято решение об исключении Кооператива из реестра победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным кооперативам в 2017 году и реестра победителей конкурсного отбора в целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2018 году.
Заявитель, не согласившись с данным решением, отраженным в протоколе, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Астраханской области от 10.07.2015 № 331-П «О проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы» утверждено Положение о проведении конкурсного отбора заявителей в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (далее - Положение), а также создана конкурсная комиссия.
Протоколом проведения заседания Конкурсной комиссии при Правительстве АО от 13.11.2017 № 8 утвержден бизнес-план Кооператива, включенного в реестр победителей конкурсного отбора в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2017 году, а также утвержден размер гранта - 3 500 000,0 рублей.
Согласно пунктам 5.1, 5.2 раздела 5 Положения заявители, включенные в реестр победителей конкурсного отбора, признаются участниками программы поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов - победителями конкурсного отбора. Победители конкурсного отбора имеют право на получение гранта в форме субсидии, предоставляемой в порядке, установленном правовым актом Правительства Астраханской области.
Протоколом заседания Конкурсной комиссии при Правительстве АО от 06.12.2018 № 9 утвержден бизнес-план Кооператива, включенного в реестр победителей конкурсного отбора в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2018 году, а также утвержден размер гранта - 4 000 000,0 рублей.
В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 Порядка предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 08.02.2017 № 30-П (далее - Порядок), субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между заявителем и министерством в соответствии с типовой формой, установленной министерством финансов Астраханской области.
Согласно пункту 1 распоряжения Министерства от 12.12.2017 № 164 в соответствии с пунктом 2.11 раздела 2 Порядка и на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 13.11.2017 № 8, министерством принято решение о предоставлении субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации и малых форм хозяйствования по направлению на развитие материально-технической базы кооперативов - на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией мероприятий бизнес-плана кооператива, утвержденного в порядке, установленном Правительством Астраханской области (далее - субсидия на развитие материально-технической базы кооперативов), Кооперативу в размере 3 500 000,0 рублей, в том числе за счет средств субсидии, полученной из федерального бюджета - 3 325 000,0 рублей, за счет средств бюджета Астраханской области - 175 000,0 рублей.
Также, согласно пункту 1 распоряжения Министерства от 14.12.2018 № 197 в соответствии с пунктом 2.11 раздела 2 Порядка и на основании протокола заседания конкурсной комиссии от 06.12.2018 № 9, министерством принято решение о предоставлении субсидии на развитие материально-технической базы кооперативов Кооператива в размере 4 000 000,0 рублей, в том числе за счет средств субсидии, полученной из федерального бюджета - 3 280 000,0 рублей, за счет средств бюджета Астраханской области - 720 000,0 рублей.
Между Министерством и Кооперативом было заключено соглашение (договор) о предоставлении из бюджета Астраханской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством: (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 13.12.2017 № 3 (далее – Соглашение № 3), а также соглашение (договор) о предоставлении из бюджета Астраханской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг от 17.12.2018 №4 (далее – Соглашение № 4).
На основании пункта 2.19 раздела 2 Порядка перечисление субсидии осуществляется министерством в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на лицевые счета сельскохозяйственных потребительских кооперативов, открытые в Управлении Федерального казначейства по Астраханской области в порядке, установленном Федеральным казначейством, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии.
Средства субсидии на развитие материально-технической базы 21.12.2017 и 24.12.2018 перечислены Министерством на лицевой счет Заявителя, что сторонами не оспаривалось.
В соответствии с п.2.1. Положения установлены условия участия в конкурсном отборе, в то числе согласно п.2.1.2. необходимым является наличие письменного обязательства в случае признания его победителем конкурсного отбора:
- осуществлять деятельность (не осуществлять реорганизацию или ликвидацию сельскохозяйственного потребительского кооператива либо иных действий (процедур), приводящих к прекращению деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива или изменению его организационно-правовой формы) в течение не менее 5 лет со дня получения гранта;
- реализовать утвержденный конкурсной комиссией бизнес-план, в том числе обеспечить финансирование за счет собственных средств мероприятий бизнес-плана в размере не менее указанного в плане расходов, предлагаемых для софинансирования за счет средств гранта (далее - план расходов);
- использовать средства гранта в течение 24 месяцев со дня их получения;
- представлять в министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее - министерство) ежегодно, в срок до первого июня года, следующего за отчетным, ревизионное заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов по результатам своей деятельности;
- включить имущество, приобретенное за счет средств гранта, в неделимый фонд;
- использовать имущество, приобретенное за счет средств гранта, в соответствии с уставными целями деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива - заявителя в течение 5 лет со дня получения указанных средств;
- не продавать, не дарить, не передавать в аренду, не обменивать, не вносить в виде пая, вклада, не отчуждать другим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущество, приобретенное за счет средств гранта, в течение 5 лет со дня получения указанных средств;
- создать постоянные рабочие места в количестве и сроки, указанные в утвержденном конкурсной комиссией бизнес-плане, но не менее одного постоянного рабочего места на один грант и не менее 1 постоянного рабочего места на каждые 3 млн. рублей средств гранта, если размер гранта превышает 3 млн. рублей, в году получения гранта;
- сохранять постоянные рабочие места, созданные в соответствии с утвержденным конкурсной комиссией бизнес-планом, в течение 5 лет со дня получения гранта;
- обеспечивать ежегодно, в течение 5 лет со дня получения гранта, приобретение не менее 50% общего объема закупаемой им для заготовки и (или) сортировки, и (или) убоя, и (или) первичной переработки, и (или) охлаждения сельскохозяйственной продукции у своих членов;
- представлять отчетность согласно требованиям, установленным правовым актом Правительства Астраханской области.
В соответствии с пунктом 6.1. Положения Победитель конкурсного отбора исключается из реестра победителей конкурсного отбора по следующим основаниям:
-выявление факта нарушения победителем конкурсного отбора условий участия в конкурсном отборе, указанных в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 настоящего Положения (в том числе указание в документах, представленных в целях участия в конкурсном отборе, недостоверных сведений);
-нарушений победителем конкурсного отбора условий соглашения о предоставления средств гранта (субсидий);
-возврат победителем конкурсного отбора субсидии в бюджет Астраханской области, в порядке, установленным правовым актом Правительства Астраханской области:
не предоставление победителю конкурсного отбора субсидии в порядке, установленным правовым актом Правительства Астраханской области, до 1 декабря текущего календарного года.
Согласно пункта 4.1.Раздела IV Соглашений № 3 и № 4 Министерство обязуется в том числе, устанавливать показатели результативности в приложении № 1 к настоящему Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения; осуществлять оценку достижения Получателем показателей результативности, установленных Министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 настоящего Соглашения на основании отчета о достижении значений показателей результативности по форме, установленной в приложении № 2 к настоящему Соглашению, являющейся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, представленного в соответствии с пунктом 4.3.5.2 настоящего Соглашения; осуществлять контроль за соблюдением Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок (подпункты 4.1.3-4.1.5).
Согласно пункта 4.3. Раздела IV Соглашений № 3 и № 4 Кооператив принял на себя обязательства обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных Министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 настоящего Соглашения (подпункт 4.3.4); устранять факт (ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления Субсидии в сроки, определенные в указанном требовании (подпункт 4.3.7.1); возвращать в бюджет Астраханской области Субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (подпункт 4.3.7.2); обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в Министерство в соответствии с настоящим Соглашением (подпункт 4.3.8).
Как следует из Протокола заседания Конкурсной комиссии при Правительстве АО от 05.02.2020 № 1 решением конкурсной комиссии Кооператив исключен из реестра победителей конкурсного отборав целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2017 годуиреестра победителей конкурсного отборав целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2018 годупо основаниям, установленным абзацами третьим и четвёртым пункта 6.1 Положения, а именно: в связи с нарушением победителем конкурсного отбора
- обязательств, указанных в подпункте 2.1.2 пункта 2.1 раздела 2 Положения, в части реализации утвержденных конкурной комиссией бизнес-планов и использования имущества, приобретенного за счет средств грантов, в соответствии с уставными целями деятельности ССПК «Союз животноводов» в течение 5 лет со дня получения указанных средств,
- условий соглашения о предоставлении средств гранта (субсидии), в части подпункта 4.3.4 пункта 4.3 раздела 4 соглашений о предоставлении средств государственной поддержки (субсидии)сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы от 13.12.2017 № 3 и от 17.12.2018 № 4, заключенных между министерством и Кооперативом.
Как следует из представленных документов извещение о проведении заседания Конкурсной комиссии при Правительстве АО от 15.01.2020 получено представителем по доверенности ФИО3 22.01.2020 (Т. 2 л.д.41-42).
Председатель Кооператива ФИО4 лично принимал участие в заседании Конкурсной комиссии при Правительстве АО 05.02.2020, копия данного протокола получена также им лично 10.02.2020 (Т. 2 л.д. 43-44)
Заявитель не согласен с выводами Конкурсной комиссии при Правительстве АО поскольку полагает, что неисполнение показателей бизнес плана за 2019 год произошло по причине не согласования изменений в бизнес-план Конкурсной комиссии при Правительстве АО в декабре 2019 года.
Пояснил суду, что поскольку руководство Кооператива пришло к выводу о необходимости приобретения дополнительной морозильной камеры и невозможности выполнения показателей бизнес-плана за 2019 год без нее, Кооперативом были подготовлены изменения в бизнес-план, в утверждении которого Кооперативу было отказано. Считает, что Кооперативом предпринимались все необходимые меры для выполнения взятых на себя обязательств по выполнению бизнес-плана, а отсутствие продукции на момент проверки не может служить доказательством не осуществления деятельности Кооперативом.
Представитель Правительства АО и Министерства пояснила суду, что во второй половине 2019 года конкурсной комиссией проведен ряд заседаний (18.10.2019, 06.11.2019), на которых в соответствии с поступившей информацией муниципального образования «Наримановский район» о нарушениях, допущенных в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности в рамках реализации бизнес - планов Кооперативом, а также после осуществления комиссионного выезда в Кооператив рассматривались вопросы о ненадлежащем использовании им холодильного оборудования, приобретенного на средства субсидии на развитие материально-технической базы кооперативов и невыполнении показателей реализации бизнес - планов, а также показателей результативности использования субсидии.
У конкурсной комиссии при Правительстве АО на основании вышеуказанных сведений возникли сомнения, что приобретенное на средства субсидии на развитие материально-технической базы кооперативов холодильное оборудование используется в соответствии с уставными целями Кооператива.
Также в соответствии с представленными отчетами Кооператива о достижении значений показателей результативности использования субсидии и о ходе реализации бизнес-планов по состоянию на 1 июля 2019 года была выявлена отрицательная динамика достижения отдельных показателей хода реализации бизнес - плана, а именно: численности работников, среднемесячной заработной платы, расходов на оплату труда, налоговых отчислений, выручки от реализации продукции.
Из представленных документов судом установлено, что 18.10.2019 Конкурсной комиссией при Правительстве АО при участии председателя Кооператива ФИО4 рассматривался вопрос о финансово-хозяйственной деятельности Кооператива и было принято решение о проведении 01.11.2019 заседания конкурсной комиссии о рассмотрении вопроса об исключении Кооператива из реестров победителей конкурсных отборов (Т. 2 л.д. 13-17), кроме того, принято решение об осуществлении комиссионного выезда в Кооператив для проведения проверки выполнения показателей бизнес плана.
26.10.2019 был составлен Акт обследования (Т 2 л.д.23-27) в котором отражено, что к визуальному осмотру было представлено оборудование в количестве 5 единиц – МКП-3-1/1хК9-1, МКП-3-1/1хК9-1, МКП-6-1/1хQ7-1, МКП-3-1/1хТ9-2, МКП-44-1/2хW9А-2, морозильные – холодильные камеры КХН-131 и КХН. Со слов председателя Кооператива холодильная камера МКП-44-1/2хW9А-2 находится на складе у поставщиков в г. Астрахани. На момент проверки продукция отсутствует, камеры пустые.
29.10.2019 был составлен Акт обследования (Т. 2 л.д.28-30) в котором отражено, что оборудование МКП-44-1/2х W9А-2 установлено и смонтировано в помещении, расположенном по адрес: <...>, которое предоставлено СПК «Родина» в безвозмездное временное пользование Кооперативу согласно договора от 30.05.2019 № 4. На момент проведения проверки холодильная камера с установленным оборудованием не загружена, однако, имеются следы ее использования (лед).
Письмом Министерства от 31.10.2019 Кооператив был уведомлен о переносе даты проведения заседания Конкурсной комиссии при Правительстве АО на 06.11.2020, данное уведомление получено лично Председателем Кооператива ФИО4 - 31.10.2019 (Т. 2 л.д.33).
На заседании Конкурсной комиссией при Правительстве АО от 06.11.2019 Протокол № 6 (Т, 2 л.д.34-36) после получения пояснений Кооператива Конкурсной комиссией при Правительстве АО было принято решение об отсутствии оснований для исключения заявителя из реестров победителей конкурсных отборов, в том числе ввиду невозможности сопоставления фактических значений показателей результативности использования субсидии и реализации бизнес - планов Кооператива за 2019 год с установленными за указанный период.
Суд отмечает, что лишь 25.12.2019 Кооператив обратился к Конкурсной комиссии при Правительстве АО с заявлением о внесении изменений в бизнес-план, утвержденный протоколом заседания конкурсной комиссии от 06.12.2018 № 9 в части замены приобретения грузового автотранспорта на приобретение низкотемпературного холодильного оборудования и при наличии у конкурсной комиссии сомнений в эффективности использования ранее приобретенного холодильного оборудования и в достижении значений показателей результативности использования субсидии и показателей реализации бизнес - планов Кооператива за 2019 год.
26.12.2019 в рамках рассмотрения указанного вопроса на заседании Конкурсной комиссии Кооперативу было отказано в утверждении бизнес-плана с учетом изменений и принято решение о проведении 05.02.2020 заседания конкурсной комиссии в целях рассмотрения вопроса об исключении заявителя из реестров победителей конкурсного отбора после получения отчетов Кооператива о достижении значений показателей результативности использования субсидии и о ходе реализации бизнес-планов за 2019 год (Протокол № 10, Т. 2 л.д.37-40).
Доводы заявителя о том, что бизнес-план ранее Кооперативом направлялся в Администрацию МО Наримановский район, суд оценивает критически, поскольку в полномочия Администрации МО Наримановский район не входит согласование бизнес-плана. Кроме того, соглашение (договор) о предоставлении из бюджета Астраханской области субсидии был заключен Кооперативом с Министерством, о чем руководитель Кооператива не мог не знать.
Также, суд учитывает, что Кооператив обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Правительства Астраханской области в лице конкурсной комиссии по проведению отбора заявлений в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, оформленного протоколом № 10 от 26.12.2019, в части отказа Кооперативу в утверждении бизнес-плана с учетом внесенных изменений.
Решением Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-1585/2021 от 09.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 и Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30.05.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судом в рамках рассмотрения дела А06-1585/2021 было установлено, что представитель Кооператива ФИО5 (по доверенности б/н от 09.01.2019) присутствовал на заседании Конкурсной комиссии 26.12.2019, на котором рассматривалось обращение Кооператива о внесении изменений в бизнес - план, утвержденный протоколом заседания конкурсной комиссии от 06.12.2018 № 9 в части замены приобретения грузового автотранспорта на приобретение низкотемпературного холодильного оборудования, в том числе давал пояснения о причинах внесения соответствующих изменений в бизнес -
план.
В судебном заседании представитель ФИО5 пояснил суду, что его ни о чем не спрашивали, фактически он не понял, чем закончилось заседание Конкурсной комиссии от 26.12.2019, результаты ему не объявляли.
Вместе с тем, обжалуемый Протокол от 26.12.2019 № 10 содержит информацию, что по второму вопросу повестки дня Заместитель начальника отдела мониторинга и развития малых форм хозяйствования, кооперации и маркетинга Министерства ФИО6 собщил суть поданного Кооперативом заявления, далее конкурсная комиссия заслушала ФИО3, который давал пояснения по причинам, повлекшим внесение изменений в бизнес-план, далее член комиссии ФИО7 выразил сомнение в эффективности использования приобретенного Кооперативом оборудования.
После голосования Конкурсной комиссией принято решение – отказать Кооперативу в утверждении бизнес-плана с учетом внесенных изменений, что также нашло свое отражение в оспариваемом протоколе.
22.01.2020 представитель Кооператива ФИО5 получил письменное уведомление о проведении 05.02.2020 заседания конкурсной комиссии в целях рассмотрения вопроса об исключении Кооператива из реестров победителей конкурсного отбора.
Кроме того, суд кассационной инстанции в постановлении от 30.05.2022 по делу А06-1585/2021 указал, что Заявителем указано, что в целях реализации указанного права на внесение изменений в утвержденный бизнес-план Кооператив 17.09.2019 и 22.10.2019, он обращался в орган местного самоуправления муниципального образования «Наримановский район», однако ответа на свои обращения не получил, изменения в бизнес-план не были рассмотрены.
Вместе с тем, судами установлено, что доказательств направления данных документов в указанный период в адрес конкурсной комиссии заявителем не представлено, в связи с чем, обоснованно отклонены доводы кооператива о нарушении Конкурсной комиссией порядка и сроков рассмотрения данных обращений.
Как следует из представленных документов, впервые в 2019 году кооператив обратился в Конкурсную комиссию в целях внесения изменений в утвержденный бизнес-план 28.10.2019, где сообщил Конкурсной комиссии о направлении в адрес главы администрации муниципального образования «Наримановский район» ФИО8 трех экземпляров бизнес-плана с пояснительными записками, а также просил перенести объемы закупа продукции на 2020 год. При этом обращение Кооператива от 28.10.2019 не содержало необходимых для рассмотрения, предусмотренных пунктом 7.2 раздела 7 Положения сведений, необходимых для принятия решения об утверждении бизнес-плана с учетом изменений или об отказе в его утверждении, в связи с чем, не рассмотрено конкурсной комиссией в установленном порядке.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение его стабильности и общеобязательности, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения в установленном законом порядке, принимаются судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела.
При этом, несогласие участника спора с обстоятельствами, ранее установленными вступившим в законную силу судебным актом при разрешении другого дела, не дает оснований суду, рассматривающему иной спор, констатировать по собственной инициативе иные обстоятельства.
Заявитель также в дополнении к заявлению указывает, что обжалуемый протокол подлежит отмене, поскольку вынесен с нарушением процессуальных норм, а именно в нарушение пункта 7.5 Положения в нем отсутствуют основанияпринятия такого решения.
Данный довод заявителя судом отклонен, исходя из следующего.
Основанием для принятия конкурсной комиссией при Правительстве АО решения об исключении Кооператива из реестра победителей 2017 года и реестра победителей 2018 года послужили:
- документы и сведения, имеющиеся в распоряжении конкурсной комиссии в момент принятия указанного решения и свидетельствующие о наличии со стороны Кооператива нарушений обязательств победителя конкурсных отборов заявителей в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (далее - конкурсный отбор) 2017 и 2018 годов в части реализации утвержденных конкурной комиссией бизнес-планов и использования имущества, приобретенного за счет средств грантов, в соответствии с уставными целями деятельности ССПК «Союз животноводов» в течение 5 лет со дня получения указанных средств (Т. 1 л.д.91-112),
- нарушение условий соглашений о предоставлении средств гранта (субсидии) в части обеспечения достижения показателей результативности использования гранта (субсидии) в том числе письмо службы ветеринарии Астраханской области от 05.02.2020 № 01-06-148 (Т. 1 л.д.88), аналитическая информация о реализации бизнес-планов Кооперативом с выявленными нарушениями (л.д.89-90), отчеты о достижении значений показателей результативности и о ходе реализации бизнес-планов, подписанные Кооперативом, в том числе по состоянию на 01.01.2020, письмо администрации МО «Наримановский район» от 31.01.2020 № 38 о выявленных нарушениях( Т. 1 л.д.100-101), а также ранее выявленные обстоятельства, которые были предметом рассмотрения предшествующих заседаний Конкурсной комиссии при Правительстве АО.
Согласно пункта 6.4 раздела 6 Положения предусмотрено, что не позднее чем за 3 рабочих дня до дня заседания конкурсной комиссии победитель конкурсного отбора вправе представить в конкурсную комиссию документы, свидетельствующие об отсутствии оснований исключения его из реестра победителей конкурсного отбора,либо иную информацию и документы, которые, по мнению победителя конкурсного отбора, могут повлиять на принятие решения конкурсной комиссией.
Конкурсной комиссией при Правительстве АО было исследовано письмо от Кооператива от 30.01.2020 № 1 с приложением на 12 листах, включающих в себя: реестр членов Кооператива, копии договоров купли-продажи и пояснительную записку (Т. 2 л.д.88-99).
В пояснительной записке от 30.01.2020 № 2 Кооператив сообщал, что ведёт свою деятельность в строгом соответствии с подписанными соглашениями № 3 и № 4, и не имеет нарушений, указанных в уведомлении, мясная продукция закупается у членов кооператива и у третьих лиц согласно приложенным договорам купли-продажи.
Вместе с тем, конкурсной комиссией при Правительстве АО было установлено, что документов, подтверждающих закуп мясной продукции у членов кооператива, а также факта её реализации (накладные, счета-фактуры и иные документы) не представлены.
Согласно пунктов 6.7 и 6.8 раздела 6 Положения решение об исключении победителя конкурсного отбора из реестра победителей конкурсного отбора принимается конкурсной комиссией, если в результате рассмотрения документов и иных материалов, поступивших в конкурсную комиссию, будет установлено наличие хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 6.1 раздела 6 Положения,
Решение, принятое конкурсной комиссией по результатам рассмотрения вопроса об исключении победителя конкурсного отбора из реестра победителей конкурсного отбора, оформляется протоколом,который в случае принятия решения об исключении победителя конкурсного отбора из реестра победителей конкурсного отбора, должен содержать указание оснований принятия такого решения.
Суд отмечает, что Кооператив, своевременно и надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте заседания конкурсной комиссии при Правительстве АО, а также об основаниях рассмотрения вопроса об исключении его из реестра победителей 2017 года и реестра победителей 2018 года, в установленный законодательством срок не представил в конкурсную комиссию документы и (или) информацию, свидетельствующие об отсутствии оснований исключения его из реестра начинающих фермеров Астраханской области, в том числе не представлены доказательства надлежащего исполнения обязательств в части реализации утвержденных конкурной комиссией бизнес-планов и использования имущества, приобретенного за счет средств грантов, в соответствии с уставными целями деятельности заявителя.
На заседании конкурсной комиссии при Правительстве АО 05.02.2020 представителем администрации МО «Наримановский район» (ФИО9) сообщено, что согласно сведениям, предоставленным бухгалтером Кооператива, производственные показатели за 2019 год не выполнены, что подтверждаетсяписьмом администрации МО «Наримановский район» от 31.01.2020 № 38 о выявленных нарушениях, при регистрации данного кооператива им выделен участок для осуществления деятельности, но данный участок Кооператив для ведения производственной деятельности не используется
Кроме этого, на заседании конкурсной комиссии 05.02.2020 представителем службы ветеринарии Астраханской области (ФИО10) также сообщено, что согласно данным Федеральной государственной информационной системы «Меркурий» ввоз и вывоз сельскохозяйственной продукции в ССПК «Союз животноводов» за период 2017-2020 годов не прослеживается. Таким образом, информация о закупке и реализации мясной продукции ССПК «Союз животноводов» не подтверждается(письмо службы ветеринарии Астраханской области от 05.02.2020 № 01-06-148).
Помимо прочего, члены конкурсной комиссии выразили сомнение в достоверности представленной Кооперативом информации о хозяйственной деятельности, а также в использовании по назначению в соответствии с уставными целями деятельности данного кооператива оборудования, приобретённого заявителем, в рамках полученных в 2017 и 2018 годах грантов на поддержку сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы.
Таким образом, в связи с выявленными нарушениями, допущенными в ходе финансово-хозяйственной деятельности Кооператива,в части реализации утвержденных конкурной комиссией бизнес-планов и использования имущества, приобретенного за счет средств грантов, в соответствии с уставными целями деятельности Кооператива в течение 5 лет со дня получения указанных средств, а также нарушением победителем конкурсного отбора условий соглашений о предоставлении средств гранта (субсидии), а именно: подпункта 4.3.4 пункта 4.3 раздела 4 соглашений о предоставлении средств государственной поддержки (субсидии)сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы, решением конкурсной комиссии заявитель исключен из реестра победителей конкурсного отборав целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2017 годуи реестра победителей конкурсного отборав целях предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2018 году.
В ходе рассмотрения настоящего спора Кооперативом в суд представлены ревизионные заключения, которые, по мнению заявителя, содержат сведения, свидетельствующие об отсутствии оснований исключения Кооператива из реестра победителей 2017 года и реестра победителей 2018 года.
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов (далее - ревизионный союз) осуществляет ревизию деятельности сельскохозяйственного кооператива (далее - кооператив), союза кооперативов на предмет оценки достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, соблюдения ими законодательства Российской Федерации и положений устава кооператива, устава союза кооперативов, соблюдения принципов создания и деятельности кооперативов, на предмет выявления нарушений, ведущих к ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности или несостоятельности (банкротству) кооператива, союза кооперативов, фактов ущемления интересов членов кооператива, союза кооперативов, а также выдает предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков и осуществляет контроль за их исполнением.
Ревизионный союз по результатам ревизии составляет в письменной форме ревизионное заключение, которое является официальным документом, предназначенным для членов кооператива, членов союза кооперативов и иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности кооператива, союза кооперативов и содержащим выраженное в установленной форме мнение ревизионного союза о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кооператива, союза кооперативов, соответствии порядка ведения кооперативом, союзом кооперативов бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации, соблюдении органами управления кооперативом, органами управления союзом кооперативов положений своих уставов и законодательства Российской Федерации, а также данные о выявленных нарушениях, которые могут повлечь за собой ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности кооператива, союза кооперативов или их несостоятельность (банкротство).
Таким образом, законодательство не содержит предписаний о необходимости проверки ревизионным союзом требований по исполнению обязательств победителей конкурсных отборов, в том числе исполнения их бизнес - планов, и ревизионное заключение не содержит каких - либо сведений о проверке кооператива на предмет соблюдения указанных требований.
Суд отмечает, что фактически ревизионные заключения Кооператива содержат выводы о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заявителя, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации и об отсутствии в действиях органов его управления нарушений положений устава и законодательства Российской Федерации, которые могут повлечь за собой ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности кооператива или его несостоятельность (банкротство).
При этом в них не дается оценка соблюдения (не соблюдения) Кооперативом обязательств победителя конкурсных отборов 2017 и 2018 годов в части реализации утвержденных конкурной комиссией бизнес-планов и использования имущества, приобретенного за счет средств грантов, а также условий соглашений о предоставлении средств гранта (субсидии) в части обеспечения достижения показателей результативности использования гранта (субсидии).
Кроме того, представители Правительства АО и Министерства пояснили, что финансовая (бухгалтерская) отчетность Кооператива, которая рассматривалась в рамках проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно и прилагается к ревизионному заключению за 2019 год, противоречат сведениям, содержащимся в отчете Кооператива о ходе реализации бизнес - плана по состоянию на 01 января 2020 года:
- по отчету о финансовых результатах за 2019 год выручка составила - 2588 тыс. рублей, прибыль (убыток) до налогообложения составила - 108 тыс. руб,
- согласно отчету о ходе реализации бизнес - плана по состоянию на 01 января 2020 года выручка составила 69159 тыс. рублей, прибыль (убыток) до налогообложения составила - 2458 тыс. руб.),
что также свидетельствует о наличии со стороны Кооператива нарушений обязательств победителей конкурсных отборов заявителей в целях предоставления грантовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам для развития материально-технической базы (далее - конкурсный отбор) 2017 и 2018 годов в части реализации утвержденных конкурной комиссией бизнес-планов.
Согласно пункта 6.9 раздела 6 Положения победитель конкурсного отбора, исключенный из реестра победителей конкурсного отбора решением конкурсной комиссии, обязан вернуть средства субсидии в бюджет Астраханской областив порядке, установленном правовым актом Правительства Астраханской области и (или) соглашением о предоставлении средств гранта (субсидии).
При указанных обстоятельствах не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать ССПК "Союз животноводов" в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Судья | Ф.В. Сафронова |