ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-3760/13 от 05.08.2013 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Астрахань

Дело №А06-3760/2013

07 августа 2013 года

Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2013года.

Полный текст решения изготовлен 07 августа 2013года.

Арбитражный суд Астраханской области

в составе судьи: Богатыренко С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савенковой Д.В. .

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску Министерства культуры Астраханской области

(г.Астрахань, ФИО1, д.7, ИНН <***>,ОГРН <***>)

к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Администрации г. Астрахани

(<...>, ИНН<***>,ОГРН <***>)

об обязании ответчика в течение трех месяцев осуществить регистрацию права муниципальной собственности на объекты культурного наследия.

третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области

при участии:

от истца: ФИО2, представитель по доверенности от 24.04.2013г., паспорт.

от ответчика: ФИО3, представитель по доверенности от 24.12.2012г., паспорт.

от третьего лица: не явился.

Министерство культуры Астраханской области (далее по тексту: истец) в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с иском к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Администрации г. Астрахани (далее по тексту: ответчик) об обязании ответчика в течение трех месяцев осуществить регистрацию права муниципальной собственности на объекты культурного наследия.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебное заседание с учетом мнения представителей сторон и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводится в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об изменении предмета исковых требований, просит суд обязать МО «Город Астрахань» в лице администрации г. Астрахань в течение трёх месяцев внести в реестр муниципального имущества объекты культурного наследия: «Городское православное кладбище, XIX - XX вв.» в границах: ул. Софьи Перовской берег реки Кутум г. Астрахани, «Могила предков В.И. Ленина - деда ФИО4 и дяди ФИО5», городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Братская могила участников гражданской войны летчиков ФИО6, ФИО7, ФИО8, начальника Волжско-Каспийской военной флотилии ФИО9, погибших в 1919 г.» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «ФИО10 ФИО11, агролесомелиоратора, героя труда, лауреата Сталинской премии (1881 - 1955 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «ФИО12 Щугара, комиссара интернациональной бригады, погибшего за Советскую власть 2 января 1918 г.» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила художника ФИО13, героя труда (1857 - 1935 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила профессионального революционера ФИО14, создателя первых марксистских кружков в Харькове, Киеве и Астрахани (1868 -1900 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила гвардии лейтенанта, Героя Советского Союза ФИО15, погибшего в 1943 г. при защите дальних подступов к г. Астрахани (1920 - 1943 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила члена президиума Губпрофсовета, борца за рабочее дело ФИО16 (1894 - 1920 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила астраханского военного комиссара ФИО17, погибшего 15 августа 1918 г.» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила командира астраханского отряда ФИО18 (1881 - 1918 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила борца за раскрепощение трудящихся женщин ФИО19 (1876 - 1921 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила Ходоята Эмильбекле (Идаята Эминбейли), командира боевой дружины грузчиков-иранцев, азербайджанцев и татар, погибшего 12 марта 1919 г. во время контрреволюционного мятежа» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила ФИО20, члена КПСС с 1918г., участника трех революций (1885 - 1936 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Братская могила ФИО21 и 6-ти неизвестных воинов Советской Армии, погибших во время бомбардировки с воздуха вражеской авиацией 29 сентября 1942 г.» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Братская могила воинов, погибших в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Братская могила начальника следственной части Астраханского отдела революционного военного трибунала при 78 стрелковой бригаде Заволжского округа ФИО22, члена РКП(б); участника гражданской войны, члена коллегии трибунала Заволжского военного округа, члена РКП(б) ФИО23 и красноармейца ФИО24 и ФИО7 С, расстрелянных «зеленой бандой» в с. Черный рынок 2 августа 1921 г.» городское кладбище ул. Софьи Перовской, а также принять меры по государственной регистрации в установленном порядке права собственности МО «Город Астрахань» на указанные объекты.

Судом изменение предмета иска принято.

Представитель истца исковые требования поддерживает, просит иск удовлетворить. Изложил доводы искового заявления. Пояснил, что к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Согласно статьи 3 ФЗ от 25.06.2002г. № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» одним из видов объектов культурного наследия являются памятники, представляющие собой, в том числе и захоронения. Таким образом, положения данной статьи указывают на принадлежность захоронений, имеющих статус объектов культурного наследия к объектам недвижимости. В связи с чем, объекты культурного наследия – могилы должны быть внесены в реестр муниципального имущества. Объекты культурного наследия, указанные в исковом заявлении, находятся в неудовлетворительном состоянии. Поскольку указанные объекты не внесены в реестр муниципального имущества и в государственный реестр прав на недвижимо имущество, министерство культуры не может осуществлять комплекс мер по сохранению указанных культурного наследия.

Представитель ответчика исковые требования не признает, просит в иске отказать. Пояснил, что из текста указанных истцом норм права не усматривается обязанность ответчика принять в собственность данные объекты. Статья 3 ФЗ от 25.06.2002г. № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не является основанием для внесения в реестр муниципального имущества объектов культурного наследия. Кроме того, истец не представил доказательств того, что объекты культурного наследия являются недвижимым имуществом.

Исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, выслушав доводы представителей истца и ответчика, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов, на основании решения исполнительного комитета Астраханского Совета Народных депутатов № 204 от 01.04.1959 г. на государственной охране состоят объекты культурного наследия регионального значения: «Могила предков В.И. Ленина - деда ФИО4 и дяди ФИО5», городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Братская могила участников гражданской войны летчиков ФИО6, ФИО7, ФИО8, начальника Волжско-Каспийской военной флотилии ФИО9, погибших в 1919 г.» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «ФИО10 ФИО11, агролесомелиоратора, героя труда, лауреата Сталинской премии (1881 - 1955 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «ФИО12 Щугара, комиссара интернациональной бригады, погибшего за Советскую власть 2 января 1918 г.» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила художника ФИО13, героя труда (1857 - 1935 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила профессионального революционера ФИО14, создателя первых марксистских кружков в Харькове, Киеве и Астрахани (1868 -1900 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила гвардии лейтенанта, Героя Советского Союза ФИО15, погибшего в 1943 г. при защите дальних подступов к г. Астрахани (1920 - 1943 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила члена президиума Губпрофсовета, борца за рабочее дело ФИО16 (1894 - 1920 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила астраханского военного комиссара ФИО17, погибшего 15 августа 1918 г.» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила командира астраханского отряда ФИО18 (1881 - 1918 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила борца за раскрепощение трудящихся женщин ФИО19 (1876 - 1921 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила Ходоята Эмильбекле (Идаята Эминбейли), командира боевой дружины грузчиков-иранцев, азербайджанцев и татар, погибшего 12 марта 1919 г. во время контрреволюционного мятежа» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Могила ФИО20, члена КПСС с 1918г., участника трех революций (1885 - 1936 гг.)» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Братская могила ФИО21 и 6-ти неизвестных воинов Советской Армии, погибших во время бомбардировки с воздуха вражеской авиацией 29 сентября 1942 г.» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Братская могила воинов, погибших в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» городское кладбище ул. Софьи Перовской; «Братская могила начальника следственной части Астраханского отдела революционного военного трибунала при 78 стрелковой бригаде Заволжского округа ФИО22, члена РКП(б); участника гражданской войны, члена коллегии трибунала Заволжского военного округа, члена РКП(б) ФИО23 и красноармейца ФИО24 и ФИО7 С, расстрелянных «зеленой бандой» в с. Черный рынок 2 августа 1921 г.» городское кладбище ул. Софьи Перовской (л.д. 28-47).

В соответствии с постановлением Главы администрации Астраханской области № 230 от 27.12.1993г. на государственной охране состоит объект культурного наследия регионального значения историко-архитектурный комплекс «Городское православное кладбище, XIX - XX вв.» в границах: ул. Софьи Перовской берег реки Кутум г. Астрахани.

Истцом 12.03.2012г. составлен акт осмотра объектов культурного наследия расположенных в границах кладбища по ул. С.Перовской г.Астрахань, согласно которому территория кладбища находится в неудовлетворительном техническом состоянии, часть надгробий повреждены вандалами, территория кладбища в период паводка подтапливается грунтовыми водами, территория захоронений и кладбища не благоустроена (л.д. 9-10).

Истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Астраханской области с просьбой предоставить сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Астраханской области отказало в выдаче запрашиваемой информации, поскольку не указана информация для точной идентификации объекта (л.д. 11-27).

Истец считает, что объекты культурного наследия расположенные в границах кладбища по ул. С. Перовской, а также историко-архитектурный комплекс согласно статьям 14 и 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должны находиться в собственности Муниципального образования «Город Астрахани».

Истец обратился в суд с настоящим иском, поскольку полагает, что в связи с отсутствием сведений о внесении в реестр муниципального имущества об указанных объектах культурного наследия и внесении сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество министерство не имеет возможности принять меры к обязанию собственника провести ремонтно-реставрационные работы и включить данные объекты в программу реставрации.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, обстоятельства и доказательства по делу, суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

К указанному выводу суд приходит на основании следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, гарантировал их сохранность в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 7) и с этой целью закрепил особенности возникновения, осуществления и прекращения вещных прав на объект культурного наследия.

Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно указанной норме права отдельные захоронения относятся к объектам культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В подпункте 23 пункта 1 статьи 16 упомянутого закона указано, что к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу пункта 5 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 года N 424 утвержден порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2011 г. за №22684).

В соответствии с пунктом 2 порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества объектами учета в реестрах являются: находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости

Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан:

- обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра;

- обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны;

- осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

Реестр состоит из 3 разделов.

В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:

- наименование недвижимого имущества;

- адрес (местоположение) недвижимого имущества;

- кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;

- площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;

- сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);

- сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;

- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

- реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

- сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;

- сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

Срок , в течение которого должна быть внесена запись об объекте недвижимости в реестр муниципального имущества указанным Приказом не установлен.

В соответствии со статьей 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое иму­щество подлежит государственной регистрации и возникает именно с момента го­сударственной регистрации.

Статьей 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Из материалов дела не следует, что правоустанавливающие документы на объекты культурного наследия – могилы, указанные в исковом заявлении, оформлены после введения в действие указанного закона (после 1998 г.)

Следовательно, право муниципальной собственности на спорное имущество не подлежит обязательной государственной регистрации.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, водные объекты), отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспариваемых прав осуществляется в суде способами, предусмотренными указанной статьей.

Понуждение к внесению записи об объекте недвижимости в реестр муниципального имущества и государственной регистрации права собственности в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество действующим законодательством не предусмотрено.

Основанием для предъявления настоящего иска истец указывает на то, ответчик, являясь собственником объектов культурного наследия, не содержит их в надлежащем состоянии, в результате чего могилы, указанные в иске, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, часть надгробий повреждены вандалами, территория кладбища в период паводка подтапливается грунтовыми водами, территория захоронений и кладбища не благоустроена. В связи с бесхозностью данных объектов, истец не имеет возможности принять меры к обязанию собственника провести ремонтно-реставрационные работы, а также включить данные объекты в программу по реставрации.

Между тем, в статье 54 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указаны последствия несовершения собственником объекта культурного наследия действий по сохранности объекта.

В случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются:

в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральный орган охраны объектов культурного наследия;

в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;

в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - орган местного самоуправления муниципального образования.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для обязания ответчика внести в реестр муниципального имущества объекты культурного наследия, указанные в иске, и принятии мер по государственной регистрации права собственности Муниципального образования «Город Астрахань» на объекты культурного наследия.

Истец в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске Министерства культуры Астраханской области к Муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Администрации г. Астрахани об обязании ответчика в течение трех месяцев внести в реестр муниципального имущества объекты культурного наследия и принятии мер по государственной регистрации в установленном порядке права собственности Муниципального образования «Город Астрахань» на указанные объекты отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

С.В. Богатыренко