АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-4298/2012
24 октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 24 октября 2012 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе: судьи Соколовой А.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Истрати В.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Войсковой части 74325(<...>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (Астраханская область, г.Знаменск, ул.Островского.4 ИНН <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство обороны Российской Федерации и Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области
о взыскании задолженности в сумме 150 209 руб.91 коп., расторжении договора аренды № 1246 от 29.04.2003г.
при участии:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
от третьих лиц:
-Министерство обороны Российской Федерации- ФИО2- представитель по доверенности № 207/599 д от 08.08.2012 г.
-Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области – не явился, извещен.
Войсковая часть 74325 обратилась в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании задолженности в сумме 150 209 руб.91 коп., расторжении договора аренды № 1246 от 29.04.2003г.
В арбитражный суд от истца посредством факсимильной связи поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, с учетом мнения представителя Министерства обороны Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом.
Представитель ответчика, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился.
Суд в соответствии с положениями пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом мнения представителя третьего лица рассматривает дело по существу в отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом.
Представитель третьего лица исковые требования поддерживает в полном объеме, просит заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
29 апреля 2003 года между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Астраханской области и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (арендатор по договору) заключен договор № 1246 на сдачу в аренду нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, литер А для использования под закусочную, общей площадью 105, 05 кв.м. являющегося федеральной собственностью.
Дополнительным соглашением от 21 марта 2008 года к договору №1246 от 29 апреля 2003 года установлена сумма ежемесячной арендной платы в размере 5 563 руб. 33 коп, включая НДС в размере 1001 руб. 40 коп.
Срок аренды стороны определили в пункте 1.2 указанного договора с 15 апреля 2003 года по 01 апреля 2008 года.
Дополнительное соглашение прошло регистрацию
Дополнительным соглашением № 141/3/АИД-873 от 15.06.2010 г к договору №1246 от 29.04.2003г. изменена преамбула договора аренды, по тексту договора заменено слово "балансодержатель" на "учреждение" (в/ ч 74325), а в соответствии с п. 2 дополнительного соглашения « Арендодатель»- «Территориальное управление» заменено на слово «Министерство» (министерство обороны РФ)
Данное дополнительное соглашение не прошло регистрацию.
Согласно пункту 1.1 данного договора территориальное управление сдает, а арендатор принимает в аренду согласно акту приема-передачи нежилое помещение расположенного по адресу: <...>, литер. А
П.п.3.3. договора №№1246 от 29.04.2003г. ежемесячные платежи за пользование федеральным имуществом подлежит оплате в рублях не позднее 10-го числа отчетного месяца. Ответчик с 01.02.2010 г. по 01.05.2012г. свои обязательства по своевременному внесению арендной платы исполнял не надлежащим образом, в связи, с чем образовалась задолженность в сумме 150 209 руб. 91 коп.
На основании пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 (в редакции постановлений Правительства РФ от 23.03.2006 N 156, от 21.08.2010 N 643) "О порядке закрепления и использования, находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляет в отношении находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений закрепление их на праве оперативного управления или передачу в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным казенным предприятиям; закрепление их на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями; передачу в аренду иным организациям по договору.
Согласно пунктам 5.21, 5.22 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества, закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Таким образом, анализ Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом и Постановления Правительства Российской Федерации N 3 от 05.01.1998 N 3 позволяет сделать вывод о том, что Территориальное управление является органом, который уполномочен законом на распоряжение федеральным имуществом.
Согласно части 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации и ее субъектов могут осуществлять органы и лица, указанные в статье 125 настоящего кодекса в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации (пункт 2 статьи 13 Федерального закона N 61-ФЗ).
Согласно пункту 5 и подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны последнее осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Министерство обороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
При этом в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно положениям ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. В соответствии с пунктом 24 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество является основанием для изменения договора аренды в части сведений об арендодателе.
В указанных нормах права и толковании речь идет о "переходе праве", с позиции доктринального толкования термин "переход права" может быть применен как к правопреемству, так и конститутивному правоприобретению.
Поскольку переход прав и обязанностей осуществляется на основании закона (ст. 387 Гражданского кодекса Российской Федерации), передача прав арендодателя по договору аренды соглашения с прежним арендодателем не требуется.
Следовательно, независимо от наличия или отсутствия государственной регистрации дополнительного соглашения № 141/3/АНД-873 правомочия по распоряжению спорным имуществом в силу закона осуществляет Министерство обороны РФ.
Однако правомочие войсковой части 74325 на предъявление рассматриваемого иска не подтверждено ни в силу закона, ни в силу условий дополнительного соглашения от 15.06.2010.
Принимая в буквальное толкование условий изменений договора арендодателем является Министерство обороны (п.1.1 договора, п.2 дополнительного соглашения).
Следовательно, как арендодатель по договору, как уполномоченное лицо по закону, именно министерство обороны имеет право как на взыскание арендных платежей, так и на расторжение договора.
Войсковая часть, в силу ст. 312 ГК РФ, является правомочным лицом на получение арендных платежей, в силу указания собственника, но не наделена иными правами собственника.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец является собственником имущества или владельцем на вещном ограниченном праве (право оперативного управления), сданного в аренду, а также доказательства того, что собственник уполномочил истца на предъявление заявленных требований.
Из текста дополнительного соглашения от 15.06.2010 истец принял на себя все обязательства балансодержателя, что подтверждается внесенными изменениями, зафиксированными в п. 2
Таким образом, у истца отсутствует право на предъявление настоящего иска.
В настоящем иске истец также заявил требование о расторжении договора № 1246 на сдачу в аренду имущества, являющегося федеральной собственностью от 29.04.2003 г.
В обоснование своих доводов о расторжении договора истец ссылается на факт существенного нарушения арендатором условий договора № 1246 от 29.04.2003г.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
Согласно пункту 5.2 договора № 1246 от 29.04.2003 г. договор подлежит досрочному расторжению, а арендатор выселению, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
В силу части 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Однако в материалах дела отсутствует документ, подтверждающий факт обращения истца к ответчику с требованием о расторжении договора № 1246 на сдачу в аренду имущества, являющегося федеральной собственностью от 29.04.2003 г. в связи с существенным нарушением арендатором условий данного договора.
Ссылку истца на письмо исх. № 1090/ю от 06.06.2011 г. (л.д. 11) суд считает необоснованной, поскольку данное письмо не содержит прямого волеизъявления о расторжении договора №1246 от 29.04.2003г., как того требует п.2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, истец не исполнил обязанность по соблюдению досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, что в силу пункта 2 статьи 148 АПК РФ влечет за собой оставление иска без рассмотрения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия его к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Таким образом, требование истца о расторжении договора № 1246 на сдачу в аренду имущества, являющегося федеральной собственностью от 29.04.2003 г. подлежит оставлению без рассмотрения.
При подачи искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 7.506,30 руб., тогда как следовало бы уплатить 9506, 30 руб.- 5506,30 имущественное требование, 4000 руб.- неимущественное требование.
Таким образом, в связи с тем, что неимущественное требование суд оставил без рассмотрения истцу их федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в сумме 2.000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167,171- 176,148, 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Оставить без рассмотрения требование о расторжении договора аренды № 1246 от 29.04.2003г.
В остальной части иска отказать.
Возвратить войсковой части 74325 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2.000 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Судья
А.М.Соколова