ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-4411/15 от 26.04.2017 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Астрахань

Дело №А06-4411/2015

04 мая 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2017 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе: судьи Чижовой С.Ю.

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухажиновой Л.Ш.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

Федерального агентства морского и речного транспорта к Администрации города Астрахани, Публичному акционерному обществу «Астраханский порт», Обществу с ограниченной ответственностью «Каспийская зерновая компания»

о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.02.2013 г. № 294, применении последствий недействительности сделки,

третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Астраханской области, Управление муниципального имущество Администрации г.Астрахани

при участии:

от истца: не явился, извещен

от ответчика: ПАО «Астраханский порт»: ФИО1 по доверенности от 20.04.2016 г.,ФИО2 по доверенности от 29.11.2016 г., ФИО3 – представитель по доверенности, ООО «Каспийская Зерновая Компания»-ФИО4, представитель по доверенности от 12.10.2016г., от администрации МО «Город Астрахань» - ФИО5 – представитель пол доверенности от 19.01.2017 г., ФИО6 – представитель по доверенности от 19.01.2017 г.

от третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Астраханской области, - не явились, извещены; Управления муниципальным имуществом Администрации г.Астрахани-ФИО5 – представитель пол доверенности от 21.12.2016 г.

эксперта -ФИО7

Федеральное агентство морского и речного транспорта, в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд Астраханской области с иском к Администрации города Астрахани, о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 30:12:040467:618, признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.02.2013 г. № 294, применении последствий недействительности сделки, применении последствий недействительности сделки в виде возврата земельного участка из владения арендатора в собственность Российской Федерации по акту приема-передачи в первоначальном положении.

В соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия истца, суд привлек в качестве соответчика - Публичное акционерное общество «Астраханский порт» по исковым требованиям о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.02.2013 г. № 294, применении последствий недействительности сделки.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение “Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии” по Астраханской области, Управление муниципальным имуществом Администрации г.Астрахани

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.10.2015 г. в иске отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 г., решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2016 г. решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.10.2015 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Федерального агентства морского и речного транспорта о признании недействительным договора аренды земельного участка от 28.02.2013 № 294 и применении последствий недействительности сделки - отменено, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области. В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.10.2015 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 г. оставлены без изменения.

В соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия истца, суд привлек в качестве соответчика - Общество с ограниченной ответственностью «Каспийская зерновая компания» по исковым требованиям о применении последствий недействительности сделки.

Представитель истца, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебное заседание с учетом мнения представителей ответчиков и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводится в отсутствие представителя истца, представителей третьих лиц.

Представитель ответчика Администрации г. Астрахани исковые требования не признает, просит в иске отказать.

Представитель ответчика ПАО «Астраханский порт» считает исковые требования необоснованными и просит в их удовлетворении отказать, указав, что на момент заключения договора аренды, спорный земельный участок не входил в границы морского порта.

Представитель ответчика ООО «Каспийская Зерновая Компания» считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель третьего лица Управления муниципальным имуществом администрации МО «Город Астрахань» считает иск необоснованным.

Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы, суд

Установил:

Как следует из искового заявления, в целях реализации полномочий и проведения контрольных мероприятий, Морречфлотом в адрес ФГУ «Администрация морских портов Каспийского бассейна» письмом от 11.04.2014 № КС-27/3236 был направлен запрос о предоставлении сведений о земельных участках, расположенных в границах морских портов Астрахань, Махачкала и Оля.

Письмом от 08.05.14 № 2006 ФГУ «Администрация морских портов Каспийского бассейна» направило в Росморречфлот перечень земельных участков, включенных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 № 1977-р «Об установлении границ морского порта Астрахань» в границы морского порта Астрахань.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером кадастровым номером 30:12:040467:618, площадью 20393 кв.м., расположенный в границах морского порта Астрахань по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Пушкина, 66 администрацией г.Астрахани предоставлен в аренду по договору № 294 от 28.02.2013 г. Публичному акционерному обществу «Астраханский порт» для эксплуатации причала № 5.

По договору субаренды земельного участка от 09.08.2013 г. часть земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером 30:12:040467:618, расположенного в границах морского порта Астрахань по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Пушкина, 66, площадью 15000 кв.м. ПАО «Астраханский порт» предоставлена в субаренду ООО «Каспийская зерновая компания» для дальнейшего строительства элеватора для хранения и погрузки зерна на судно или на другое транспортное средство мощностью 73000 тонн.

Указанный договор аренды и договор субаренды зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства от 23.07.2004 N 371 (далее - Положение), Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта.

Согласно пункту 5.3.11 Положения Федеральное агентство морского и речного транспорта организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и предоставлению земельных участков, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, а также работу по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.

Исходя из требований пункта 5.4(1).7 Положения, в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации Федеральное агентство морского и речного транспорта принимает решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 388 "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта", полномочиями собственника в отношении спорных земельных участков наделено Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Согласно доводам истца в силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 2 и 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) спорный земельный участок относится к федеральной собственности и ответчик не вправе без письменного согласования с Росморречфлотом осуществлять юридические и фактические действия в отношении земельного участка, в том числе передавать в аренду и получать плату за использование земельного участка.

Истец считает, что распоряжение администрацией Муниципального образования «Город Астрахань» спорным земельным участком в виде передачи его в аренду третьему лицу – Публичному акционерному обществу «Астраханский порт» нарушают права Российской Федерации, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Оценив, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы ответчика, обстоятельства по делу и доказательства, суд считает требования истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

К указанному выводу суд приходит на основании следующего.

Пункт 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определяет, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).

Статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) устанавливает действующие с 01.07.2006 критерии разграничения государственной собственности на землю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Пункт 4 статьи 87 Земельного кодекса закрепляет, что земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Пункт 13 статьи 4 Закона N 261-ФЗ называет территорией морского порта земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки. Границами морского порта являются границы его территории и акватории (часть 1 статьи 5 данного Закона).

До установления Правительством Российской Федерации границ морского порта под указанными границами понимаются сложившиеся границы морского порта (часть 4 статьи 32 Закона N 261-ФЗ).

В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакциях, действовавших до 01.07.2006), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).

Статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу статьи 168 ГК РФ, в редакции действующей в спорный период, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая сторона обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возврата полученного в натуре возместить его стоимость в денежной сумме. При аренде полученное выражается в пользовании имуществом.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, в редакции действующей на момент заключения договора аренды, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно доводам ответчика муниципальное образование заключило договор аренды земельного участка с Публичным акционерным обществом «Астраханский порт», как орган местного самоуправления в порядке, установленным Законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку земельный участок не был разграничен.

Согласно пункту 13 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки. Границами морского порта являются границы его территории и акватории (часть 1 статьи 5 указанного Федерального закона).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта.

До установления границ морского порта Правительством Российской Федерации под указанными границами понимаются сложившиеся границы морского порта (часть 4 статьи 32 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ).

Морской порт, по смыслу норм Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является объектом федерального транспорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти в области транспорта; строительство и расширение морского порта осуществляются на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта.

Из системного анализа указанных норм следует, что территория морского порта является федеральной собственностью, за теми изъятиями, которые прямо предусмотрены законом. Расположение на территории морского порта отдельных объектов инфраструктуры, находящихся в частной собственности, не изменяет принадлежность земель морского порта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 16.12.2009 N 1977-р установлены границы морского порта Астрахань, с учетом изменений внесенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2013 г. № 69-р, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 г. № 647-р.

В обоснование своих возражений ответчик указывает, что на момент заключения договора аренды земельный участок не входил в границы морского порта.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Астрахани № 9026 от 11.10.2012 г. утверждена схема расположения земельного участка площадью 20393 кв.м., по ул. Пушкина, 66 а в Трусовском районе для эксплуатации причала № 5. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью 20393 кв.м., по ул. Пушкина, 66 а в Трусовском районе с кадастровым номером 30:12:040467:618 поставлен на кадастровый учет 11.12.2012 г. , с разрешенным использованием для эксплуатации причала № 5.

Публичному акционерному обществу «Астраханский порт» принадлежит на праве собственности объект: причал № 5 площадь. 218, м, литер L, расположенный по адресу: <...> а.

В соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Определением Арбитражного суда Астраханской области от 26.12.2016 г., по ходатайству ответчика назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено Обществу с ограниченной ответственностью «Земельный гео-информационный центр» (адрес: 414040 <...>)-эксперту ФИО8.

На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос:

- Определить, находится ли земельный участок с кадастровым номером 30:12:040467:618, площадью 20393 кв.м., расположенный по адресу г.Астрахань, Трусовский район, ул. Пушкина 66 «а», на территории морского порта Астрахань, с учетом границ установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 г. № 1977-р «Об установлении границ морского порта Астрахань» и изменений внесенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2013 г. № 69-р, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 г. № 647-р.

В суд поступило заключение судебной экспертизы от 14.03.2017 г., выполненное ООО «Земельный геоинформационный центр», из которого следует, что согласно приложению к распоряжению Правительства РФ от 16.12.2009 №. 1977-р с изменениями на 21.04.2014: территория морского порта Астрахань состоит из 28 (двадцати восьми) отдельных участков, ограниченных береговой линией и прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами, выраженными в градусах, минутах и сотых долей секунды северной широты и восточной долготы.

Схема земельных участков, расположенных в границах морского порта Астрахань, согласована 31.07.2013 Управлением Федеральной службы государст­венной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области. На схеме земельный участок с кадастровым номером 30:12:040467:618 значится под номером 41 и относится к участку № 7 территории морского порта Астрахань (л.д. 54). Участок № 7 территории морского порта Астрахань ограничен береговой линией и прямыми линиями, соединяющими по порядку 57 (пятьдесят семь) точек с координатами северной широты и восточной долготы. Схема границ участка № 7 на территории морского порта Астрахань по координатам точек, указанным в приложении к распоряжению Правительства РФ от 16 декабря 2009 года № 1977-р с изменениями на 21 апреля 2014 года.

Для определения местоположения земельного участка с кадастровым номером 30:12:040467:618 площадью 20393 кв. м по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, ул. Пушкина 66 «а», на территории морского порта Астрахань, с учетом границ, установленных распоряжением Правительства Российской федерации № 1977-р от 16.12.2009 «Об установлении границ морского порта Астрахань» и изменений, внесенных Распоряжениями Правительства РФ от 28.01.2013 № 69-р и от 21.04.2014 № 647-р, координаты характерных точек границы земельного участка по сведениям ЕГРН из системы МСК-30 переведены в географические координаты территории морского порта Астрахань. Перевод координат из одной системы в другую осуществлен с использованием программного обеспечения Maplnfo Professional, версия 7.0.

В заключении судебной экспертизы от 14.03.2017 г. эксперт пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 30:12:040467:618, площадью 20393 кв.м., расположенный по адресу г.Астрахань, Трусовский район, ул. Пушкина 66 «а», с учетом границ установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 г. № 1977-р «Об установлении границ морского порта Астрахань» и изменений внесенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2013 г. № 69-р, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 г. № 647-р, находится на территории морского порта Астрахань.

Учитывая доводы ответчика о том, что на момент заключения договора аренды земельного участка от 28.02.2013 г. границы морского порта не были определены в части расположения земельного участка с кадастровым номером 30:12:040467:618, судом назначена дополнительная судебная экспертиза, перед экспертом поставлен вопрос:

- Определить, находится ли земельный участок с кадастровым номером 30:12:040467:618, площадью 20393 кв.м., расположенный по адресу г.Астрахань, Трусовский район, ул. Пушкина 66 «а», на территории морского порта Астрахань, исходя из границ установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 г. № 1977-р «Об установлении границ морского порта Астрахань», без учета изменений внесенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2013 г. № 69-р, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 г. № 647-р.

Из заключения дополнительной судебной экспертизы от 14.04.2017 г., выполненной ООО «Земельный гео-информационный центр» следует, что границы морского порта Астрахань (Астраханская область) изначально установлены Распоряжением Правительства Российской федерации от 16.12.2009г. № 1977-р «Об установлении границ морского порта Астрахань». Согласно приложению к распоряжению Правительства РФ от 16.12.2009 № 1977-р: территория морского порта Астрахань состоит из 28 (двадцати восьми) отдельных участков, ограниченных береговой линией и прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами, выраженными в градусах, минутах и сотых долей секунды северной широты и восточной долготы.

Участок № 7 (индекс ж) территории морского порта Астрахань ограничен береговой линией и прямыми линиями, соединяющими по порядку 57 (пятьдесят семь) точек с координатами северной широты и восточной долготы (лист 12 настоящего заключения). В территорию участка № 7 не входят: участок, ограниченный береговой линией и прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами от № 58 до № 72 и участок, ограниченный прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами от № 73 ... № 93 до № 73 (лист 13 настоящего заключения). Схема границ участка № 7 на территории морского порта Астрахань по координатам точек, указанным в приложении к распоряжению Правительства РФ от 16 декабря 2009 года № 1977-р представлена на рисунке 1.

Согласно заключению дополнительной судебной экспертизы от 14.04.2017 г. , исходя из границ установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 г. № 1977-р «Об установлении границ морского порта Астрахань», без учета изменений внесенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2013 г. № 69-р, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 г. № 647-р, земельный участок с кадастровым номером 30:12:040467:618, площадью 20393 кв.м., расположенный по адресу г.Астрахань, Трусовский район, ул. Пушкина 66 «а», не находится на территории морского порта Астрахань.

В судебном заседании эксперт ФИО7 пояснила, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 г. внесены изменения в пункт 1 приложения к распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 г. № 1977-р «Об установлении границ морского порта Астрахань», после чего земельный участок с кадастровым номером 30:12:040467:618 находится на территории морского порта.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку на момент заключения договора аренды земельного участка 28.02.2013 г., границы морского порта не были сформированы в части земельного участка, предоставленного ответчику для эксплуатации причала, то государственная собственность на спорный земельный участок не была разграничена, следовательно распоряжение земельным участком осуществлялось органом и местного самоуправления.

Учитывая изложенное, ответчик, как орган местного самоуправления в порядке, установленным Законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", правомочен был на заключение с ПАО «Астраханский порт» договора аренды земельного участка и оснований для признания договора недействительным и применении последствий недействительности сделки отсутствуют.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

С.Ю. Чижова