ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-4480/12 от 01.09.2012 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Астрахань

Дело №А06-4480/2012

01 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 01 сентября 2012 года

Арбитражный суд Астраханской области

в составе:   Председательствующего   судьи Бочарниковой Г.Н.

Судей: Сорокина Н.А., Мирекиной Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эрднеевой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Предпринимателя ФИО1

к Администрации Муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области

о признании ненормативного акта недействующего в части

при участии:

от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 04 июля 2012 года б/н;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

от Администрации муниципального образования «Солянский сельсовет» - не явился,

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления от 26 апреля 2010 г. № 352, которым утверждены «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды», в части раздела Земельные участки из земель населенных пунктов, пункта 5.6 на земельные участки, предоставленные под автозаправочными станциями и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса с базовой ставкой арендной платы в размере 200%, как не соответствующее требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и нарушающие права, и законные интересы заявителя.

Представитель заявителя поддерживает требования с учетом уточнения, просит суд требования удовлетворить, пояснил, что оспариваемая ставка арендной платы в размере 200 % от кадастровой стоимости земельного участка экономически не обоснована.

Представитель Администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области в отзыве на заявление просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования, пояснил, что оспариваемая заявителем ставка арендной платы подтверждена представленными Администрацией расчетами, а также пояснениями специалиста, который подтвердил правомерность расчетов.   Кроме того, пояснил, что для составления расчетов была использована информация о стоимости квадратного метра земли под предприятиями автосервиса, полученная из средств массовой информации и информации, размещенной в сети Интернет. Однако данная информация не сохранилась.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

Из материалов дела следует, что на основании постановления Главы администрации МО «Наримановский район» от 05.02.2009 №46 ФИО3 был предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок с кадастровым номером 30:08:110108:813, площадью 1224 кв.м., по адресу <...>.

05.02.2009 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Наримановского района (арендодателем) и ФИО3 (арендатором) был заключен договор аренды №27 земельного участка с кадастровым номером 30:08:110108:813 сроком с 05.02.2009 по 04.02.2014, с разрешенным использованием «для строительства автомойки». Договор аренды был зарегистрирован в ЕГРП 06.03.2009 рег.запись №30-30-30/002/2009-673.

Впоследствии между ФИО3 и ФИО1 был заключен договор уступки права аренды на земельный участок от 20.08.2010, согласно которому ФИО1 принял на себя все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка №27 от 05.02.2009 на весь срок действия договора аренды. Договор уступки права аренды от 20.08.2010 был зарегистрирован в ЕГРП 19.11.2010 рег.запись №30-30-03/028/2010-702.

Постановлением Администрации МО «Наримановский район» от 26.04.2010 №352 были утверждены «Базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды».

Постановление было опубликовано в газете "Степная новь", №16 от 28.04.2010 и вступило в силу с момента опубликования.

Пунктом 5.6. раздела «Земельные участки из состава земель населенных пунктов» в отношении земельных участков, предоставленных под автозаправочными станциями и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса была установлена базовая ставка арендной платы в размере 200% от кадастровой стоимости земельного участка.

Заявитель, полагая названную базовую ставку арендной платы экономически необоснованной, оспорил постановление Администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области от 26.04.2010 г. № 352, в части утверждения названной базовой ставки арендной платы, в судебном порядке.

Суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Обжалуемые постановление адресовано неопределенному кругу лиц и рассчитано на неоднократное применение, в связи с чем, суд считает, что данное постановление является нормативным правовым актом.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно пункту 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 года № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» по существу вышеназванный закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обжалуемое заявителем постановление является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, следовательно, в силу вышеприведенных норм, а также пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение настоящего дела входит в компетенцию арбитражного суда.

Частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

В качестве документа, подтверждающего обстоятельства, послужившие основанием для издания оспариваемого акта представитель Администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области представил расчет с экономическим обоснованием базовых ставок арендной платы на земли Наримановского района на 2010 год.

В исследованном судом расчете имеется ссылка на первичные данные, послужившие основанием для расчета - информация о стоимости квадратного метра земли под объектами автосервиса, а также информация о среднерыночном размере годовой арендной платы под указанными объектами.

В ходе судебного разбирательства орган местного самоуправления не предоставил первичные документы, послужившие основанием для расчета оспариваемой по делу базовой ставки арендной платы.

В судебном заседании представитель Администрации пояснил, что соответствующих документов у Администрации не сохранилось.

Также из представленного Администрацией расчета и пояснений к расчету следует, что при расчете была учтена премия за риск, рассчитанная по таблице исходя из анализа рынка применительно к конкретному виду объекта. Причем в таблице указано 10 категорий риска, в данном случае премия за риск рассчитывалась исходя из категории № 8, что следует из пояснений к расчету, объяснений представителя Администрации.

Из указанных объяснений следует, что категория риска была определена в восьмой группе исходя из соответствующих статистических сведений и доклада губернатора Астраханской области, однако данные документы также не были представлены в материалы дела, несмотря на запросы суда.

Кроме того, в судебном заседании от 01.10.2012 суд предложил сторонам заявить ходатайство либо выразить согласие на назначение экономической экспертизы с целью определения обоснованности оспариваемой базовой ставки арендной платы, однако представители сторон возражали против назначения судебной экспертизы по делу (л.д. 150, 151).

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Таким образом, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.

Произвольное установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю без соответствующего экономического обоснования, подтвержденного объективными данными, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципам федерального законодательства.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 г. № 209-О экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога трактуется как анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

С учетом данной правовой позиции в отношении установления уполномоченными органами ставок платы за использование земли при отсутствии единых правил дифференциацию базовых ставок арендной платы органы местного самоуправления должны осуществлять не произвольно, а с учетом анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны выявлять, проводились ли при его принятии анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в связи с аналогичным (публичным) порядком установления ставок как земельного налога, так и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, подлежит применению и при рассмотрении споров, связанных с установлением арендной платы за землю.

Таким образом, Администрация муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области не доказала соответствия оспариваемого положения нормативного правового акта действующему законодательству, и как следствие не доказала его экономическую обоснованность.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582 определены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата

устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом

категории земель и их разрешенного использования;

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с

которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов

местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 г. N 13-П указано, что нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Статьей 3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, специальными федеральными законами.

Согласно статье 65 ЗК РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения,

ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что оспариваемое по делу положение нормативного правового акта противоречит вышеприведенной норме Закона «О защите конкуренции», поскольку материалами дело не подтверждено, что оспариваемая базовая ставка арендной платы установлена обосновано (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июля 2011 г. N ВАС-7708/11).

При принятии решения суд учитывает, что пунктом 2 постановления Администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области от 28.12.2010 г. № 1057 обжалуемое по делу постановление признано утратившим силу.

Однако данное обстоятельство не является основанием для прекращения производства по настоящему делу по следующим причинам.

Так в соответствии с правовой позицией, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 г. N 182-О, суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу, либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами.

Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, противоречащим закону может быть признан и такой нормативный акт, который к моменту рассмотрения судом дела о его оспаривании уже утратил свою силу (Постановление от 19.01.2010 г. № 12939/09).

То есть во всех таких случаях речь идет о нарушении нормативным актом прав, имевшим место до признания судом этого акта, противоречащим закону.

Как было указано выше, основания для взыскания с заявителя арендной платы в размере, рассчитанном на основании оспариваемой по делу базовой ставки арендной платы, уже возникли к моменту установления такой ставки, следовательно, оспариваемый по делу нормативный акт нарушил права заявителя.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое по делу положение нормативного правового акта подлежит признанию недействующим, как несоответствующее Закону «О защите конкуренции».

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области в пользу ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей, поскольку в силу пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации требование заявителя, как физического лица, подлежат оплате госпошлиной в указанном размере.

Заявитель оплатил госпошлину за рассмотрение настоящего дела в размере 2 000 рублей, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю подлежит возвращению из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина в размере 1 800 рублей.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать Постановление Администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области от 26.04.2010 № 352, в части утверждения пункта 5.6 раздела «Земельные участки из состава земель населенных пунктов» «Базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе за земельные участки, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды», недействующим, как несоответствующее Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Взыскать с Администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджет излишне уплаченную госпошлину в размере 1 800 рублей.

Решение вступает в законную силу немедленно после принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течении месяца со дня его принятия.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.

Председательствующий судья Г.Н. Бочарникова

Судья Н.А. Сорокин

Судья Е.И. Мирекина