ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-4892/18 от 14.08.2018 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело №А06-4892/2018

16 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 14.08.2018 года.

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Соколовой А.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джахьяевой Л.Ф.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Стар Групп" к Астраханская таможня о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10311000-257/2018 от 24.04.2018г.

Заинтересованное лицо – ООО «Шахин»

при участии:

от заявителя – не явился, извещен.

от заинтересованных лиц – от Астраханской таможни - ФИО1 – представитель по доверенности, ФИО2- представитель по доверенности, от ООО «Шахин» - не явился, извещен.

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10311000-257/2018 от 24.04.2018г.

Заявитель и ООО «Шахин», в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

До судебного заседания от общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с нахождением в служебной командировке представителя.

Согласно ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.

На основании ч. 3 указанной статьи в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

Отложение рассмотрения дела на основании ч. 3 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является не обязанностью, а правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. При этом положенные в обоснование заявленного стороной ходатайства об отложении рассмотрения дела доводы оцениваются судом с точки зрения необходимости и уважительности.

Нахождение представителя общества в командировке не является препятствием к реализации стороной по делу ее процессуальных прав. Названное ответчиком обстоятельство не лишает его возможности обеспечить свое представительство в судебном заседании. Ответчик вправе воспользоваться услугами иного представителя, а также имел возможность направить в арбитражный суд необходимые пояснения, ходатайства и иные документы.

В силу ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе непринятия мер по обеспечению явки представителя в судебное заседание либо по направлению в арбитражный суд ходатайств, заявлений, возражений и т.п.

Суд, с учетом мнения представителей Астраханской таможни, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представители Астраханской таможни возражали против удовлетворения заявленных требований, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Из материалов дела следует, что 19.01.2017 на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни ООО «Стар Групп», являющимся таможенным представителем и действующим на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 08.11.2016 №0358/05-28, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Шахин», в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления была подана декларация на товар - «томатная паста «PAYA», дата изготовления 2016г., массовая доля сухих веществ 27,0-29,0%, расфасованная в ж/банки, ср. вес 1 банки: чистое нетто 0,700 кг., нетто с банкой 0,765 кг., в упаковках (в термоусадочной пленке) по 12 шт. на паллете, общее количество: 26760 банок в 2230 упаковках, не содержит ГМО, изготовитель: «SANAYE VA FARAVARDEHAYE GHAZAEI MAZ MAZ», товарный знак: «PAYA»; марка: «PAYA»; модель: нет, артикул: нет», страна происхождения Исламская Республика Иран, классификационный код в соответствии с единой Товарной номенклатурой Евразийского экономического союза 2002 90 390 0.

Поданная декларация на товары была зарегистрирована Астраханским таможенным постом за №10311020/190117/0000147.

В отношении декларируемого товара применяются меры технического характера и при его таможенном декларировании необходимо подтверждение соответствия данного товара требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880, Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №881, и Технического регламента Таможенного союза TP ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.07.2012 №58.

В подтверждении соответствия декларируемого товара требованиям вышеуказанных технических регламентов, ООО «Стар Групп» была представлена декларация о соответствии от 29.06.2016 ТС №RU Д-IR.АБ52.В.00735, зарегистрированная органом по сертификации ООО «НПО ФорКаб» по заявлению ООО «Шахин».

Из содержания декларации о соответствии от 29.06.2016 ТС № RU Д- IR.АБ52.В.00735 следует, что данная декларация о соответствии принята на основании протокола испытания от 28.06.2016 №05СТ-180-06-16, выданного испытательной лабораторией общества с ограниченной ответственностью «Стратег», аттестат аккредитации от 15.06.2015 №МОСТ RU.04ИАЕ0.ИЛ00002 без срока действия, и что она подтверждает соответствие товара - «консервы овощные с маркировкой «PAYA»: томатная паста с массовой долей сухих веществ от 27% до 29%, упакованная в жестяные банки массой 700 грамм+-20 грамм, изготовитель: «SANAYE VA FARAVARDEHAYE GHAZAEI MAZ MAZ», место нахождения и фактический адрес: Иран, Занджан, IRAN ZANJAN», требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», и Технического регламента Таможенного союза TP ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».

23.01.2017 Астраханским таможенным постом был осуществлен выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой по ДТ №10311020/190117/0000147.

В ходе проведения административного расследования по делу об АП установлено, что согласно фотографий товара, предоставленных на Астраханский таможенный пост при таможенном декларировании по ДТ №10311020/190117/0000147, маркировка, непосредственно размещенная на банках с томатной пастой, содержит следующие сведения о производителе - «продукция консервного предприятия «Пая», Иран, Занджан, 18-й километр дороги Занжан, Тегеран, перекресток Таром», которые не соответствует сведениям о производителе томатной пасты, указанным в декларации о соответствии от 29.06.2016 ТС № RU Д-IR.АБ52.В.00735.

Также установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержатся сведения о ряде организаций с наименованием ООО «Стратег», из которых только одна организация осуществляет деятельность в области сертификации продукции, а именно экспертная организация «Стратег» (сайт - www.strateg.su, электронная почта: mfo@strateg.ru).

В ответ на запросы Астраханской таможни о предоставлении документов, на основании которых были проведены испытания декларируемого товара и составлен протокол испытания от 28.06.2016 №05СТ-180-06-16, о предоставлении протокола испытания от 28.06.2016 №05СТ-180-06-16 и аттестата аккредитации от 15.06.2015 №МОСТ RU.04ИAE0.ИЛ00002, направленные в адрес данной организации на электронную почту: mfo@strateg.ru, получены электронное письмо о начальника отдела по работе с клиентами экспертной организации «Стратег» ФИО3, из которого следует, что на базе ООО «Стратег» никогда не создавалась испытательная лаборатория, которая бы проводила испытания продукции с последующим оформлением протоколов испытаний, и письмо генерального директора ООО «Стратег» ФИО4 б/д б/н на бланке ООО «Коммерческое партнерство «Стратег», в котором сообщалось о том, что ООО «Коммерческое партнерство «Стратег» зарегистрирована в качестве юридического лица в декабре 2015г., вследствие чего, общество не может быть держателем аттестата аккредитации от 15.06.2015 № МОСТ RU.04HAE0.ИJI00002.

Также в ходе проведения административного расследования по делу об АП получено письмо Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации от 20.03.2018 №6822/04-АС, из которого следует, что в реестре аккредитованных лиц отсутствуют сведения об аттестате аккредитации от 15.06.2015 №МОСТ RU.04ИАЕ0.ИJI00002, выданном испытательной лаборатории ООО «Стратег», соответственно данная организация не аккредитована в национальной системе аккредитации. При этом отмечается, что реестр аккредитованных лиц размещен на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://fsa.gov.ru/ в разделе «Реестры». Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. Также в данном письме указано, что протокол испытания от 28.06.2016 №05СТ-180-06-16 в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 30.05.2014 №329 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации»,в Федеральную службу аккредитации не представлялся.

Таким образом, в ходе проведения административного расследования по делу об АП установлено несоответствие сведений о производителе товара, указанных в декларации о соответствии от 29.06.2016 ТС RU Д-IR.АБ52.В.00735, сведениям о производителе товара, непосредственно указанных на маркировке товара, что не позволяет соотнести данную декларацию о соответствии с декларируемым товаром и распространить её действие на данный товар, и то, что декларация о соответствии от 29.06.2016 ТС № RU Д-IRАБ52.В.00735 принята на основании протокола испытания от 28.06.2016 №05СТ-180-06-16, не выдававшегося в установленном порядке уполномоченными лицами.

В ходе проведения административного расследования установлено, что при таможенном декларировании товара по ДТ №10311020/190117/0000147 ООО «Стар Групп» в качестве документа, подтверждающего соблюдение установленных запретов и ограничений, была представлена декларация о соответствии от 29.06.2016'ТС № RU Д-IR.АБ52.В.00735, действие которой не распространяется на декларируемый товар в связи с несоответствием сведений об его производителе, и не имеющая юридической силы в связи с тем, что она принята на основании протокола испытания от 28.06.2016 №05СТ-180-06-16, не выдававшегося в установленном порядке уполномоченными лицами.

Документы, относящиеся к другим товарам, и документы, не имеющие юридической силы, являются недействительными.

Согласно части 3 статьи 16.2 Кодекса заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

К административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ подлежит привлечению лицо, осуществляющее деятельность, связанную с незаконным ввозом товаров в Российскую Федерацию, вступающее в правоотношения с таможенными органами. Таким лицом является либо декларант, либо его таможенный представитель (специализированная организация, с которой предпринимателем заключен договор для таможенного оформления товара) (Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 г. N 1572-О).

В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" разъяснено, что в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 Кодекса предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные, сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.

На основании пункта 1 статьи 152 ТК Таможенного союза, действовавшего до 1 января 2018 года, то есть и в период возникновения спорных правоотношений, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено этим Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Под запретами и ограничениями ТК Таможенного союза понимает комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 ТК Таможенного союза).

Пунктом 1 статьи 183 ТК Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

В соответствии с подпунктом в) пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза продукции (товаров), в отношении которых устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 (далее - Положение N 294), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Из пункта 3 Положения N 294 следует, что к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся:

а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза;

б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включенную в Единый перечень;

в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры;

г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.

Везенная продукция подпадает под действие ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011 и TP ТС 029/2012.

В силу статьи 23 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза подлежит декларированию соответствия.

Согласно части 2 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона.

Пунктом 5 статьи 24 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе, наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция.

Следовательно, представляемая в целях подтверждения соблюдения установленных запретов и ограничений декларация о соответствии должна идентифицироваться с представленным к таможенному декларированию товаром.

Согласно пункту 2 статьи 188 ТК Таможенного союза на декларанта возложена обязанность при таможенном декларировании товаров представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

На основании статьи 189 ТК Таможенного союза декларант несет ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 данного Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.

В рассматриваемом случае при таможенном декларировании таможенным представителем был представлен недействительный документ - декларация о соответствии на томатную пасту, то есть на товар, подлежащий обязательной оценке соответствия в рамках Таможенного союза, что повлекло за собой несоблюдение запретов и ограничений, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Положение о формировании и ведении единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии утверждено Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 (далее - Положение N 319), которое применяется в отношении сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, выданных или зарегистрированных до даты вступления в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 N 127, в части, касающейся хранения, доступа и предоставления заинтересованным лицам сведений из национальных частей единого реестра, формирование и ведение которого осуществляются в соответствии с Положением, а также в части актуализации сведений о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении действия таких сертификатов и деклараций.

В соответствии с пунктом 3 Положения N 319 Единый реестр состоит из национальных частей Единого реестра, формирование и ведение которых обеспечивают уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - уполномоченные органы).

Единый реестр формируется в электронном виде на базе программно-аппаратных средств уполномоченных органов с обеспечением возможности доступа к национальным частям Единого реестра с официальных сайтов уполномоченных органов и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет.

В национальную часть Единого реестра включаются сведения о выданных органами по сертификации государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 620, а также сертификатах соответствия и декларациях о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Пунктом 4 Положения N 319 предусмотрено, что формирование и ведение национальных частей Единого реестра включают в себя сбор и внесение в национальные части Единого реестра сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, хранение, систематизацию, актуализацию и изменение этих сведений, обеспечение возможности доступа к национальным частям Единого реестра с официальных сайтов уполномоченных органов и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет, а также защиту от несанкционированного доступа к содержащейся в национальных частях Единого реестра информации.

Национальные части Единого реестра состоят из следующих разделов:

сертификаты соответствия и декларации о соответствии на продукцию, включенную в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов;

сертификаты соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Сведения о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии вносятся уполномоченными органами в национальные части Единого реестра на основании решения о выдаче сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия (пункт 5 Положения N 319).

Пунктом 7 Положения N 319 предусмотрено, что сведения о декларациях о соответствии вносятся уполномоченными органами в национальные части Единого реестра в виде электронной записи, содержащей, в том числе:

- регистрационный номер и дату регистрации декларации о соответствии;

- информацию о продукции, в отношении которой принята декларация о соответствии, позволяющую идентифицировать эту продукцию;

- информацию о технических регламентах Таможенного союза или нормативных документах, соответствие требованиям которых подтверждается;

- сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате соответствия системы менеджмента (при необходимости), а также других документах, являющихся доказательными материалами при принятии декларации о соответствии;

- срок действия декларации о соответствии;

- наименование, место нахождения, в том числе фактический адрес органа по сертификации, зарегистрировавшего декларацию о соответствии;

- дату приостановления, возобновления или прекращения действия декларации о соответствии, а также срок приостановления действия декларации о соответствии.

На основании пункта 8 Положения N 319 уполномоченные органы размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет не позднее 3 рабочих дней с даты выдачи сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, указанные соответственно в пункте 6 или пункте 7 настоящего Положения. Для предотвращения утраты указанных сведений уполномоченными органами формируется резервная копия национальных частей Единого реестра.

Согласно пункту 6 статьи 24 Закона о техническом регулировании оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия. Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Пунктами 5.1.2.3, 5.1.2.5 и 5.1.4 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, Росаккредитация осуществляет формирование и ведение:

- единого реестра деклараций о соответствии;

- реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия;

- национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, а также оперативное размещение ее на официальном сайте Службы в сети Интернет с обеспечением доступа к указанному сайту.

Порядок формирования и ведения единого реестра, зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений утвержден приказом Минэкономразвития России от 21.02.2012 N 76 (далее - Порядок N 76).

В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка N 76 Единый реестр формируется и ведется в электронном виде на основе единых методологических и программно-технологических принципов, определяемых Федеральной службой по аккредитации.

Формирование и ведение единого реестра включает сбор сведений о принятых и зарегистрированных декларациях о соответствии, приостановлении, возобновлении или прекращении их действия, а также внесение в единый реестр сведений о декларациях о соответствии, их хранение, систематизацию, актуализацию и защиту.

Пунктом 6 Порядка N 76 предусмотрено, что сведения о декларациях о соответствии вносятся в единый реестр в виде электронной записи, содержащей, в частности:

- информацию об объекте декларирования соответствия продукции требованиям технического регламента, позволяющую идентифицировать этот объект;

- сведения о технических регламентах, соответствие продукции требованиям которых подтверждается;

- сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества (при наличии), а также других документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

- срок действия декларации о соответствии.

Органы по сертификации передают в Федеральную службу по аккредитации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о декларациях, о соответствии в течение трех рабочих дней с даты регистрации декларации о соответствии (пункт 7 Порядка N 76).

На основании пунктов 10 и 11 Порядка N 76 сведения, содержащиеся в едином реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются следующие сведения из единого реестра, в том числе:

- наименование и местонахождение заявителя;

- наименование и местонахождение изготовителя продукции;

- информация об объекте декларирования соответствия продукции требованиям технического регламента, позволяющая идентифицировать этот объект;

- информация о технических регламентах, соответствие продукции требованиям которых подтверждается;

- срок действия декларации о соответствии;

- регистрационный номер декларации о соответствии.

Сведения из единого реестра, указанные в пункте 10 настоящего Порядка, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного рабочего дня со дня их внесения в единый реестр.

В декларации о соответствии от 29.06.2016 ТС № RU Д-IR.AB52.B.00735 следует, что она принята на основании протокола испытания от 28.06.2016 №05СТ--180-06-16, выданного испытательной лабораторией общества с ограниченной ответственностью «Стратег», аттестат аккредитации от 15.06.2015 № МОСТ RU.04PИAE0. ИJI00002 без срока действия, и что она подтверждает соответствие товара -1«консервы овощные с маркировкой «PAYA»: томатная паста с массовой долей сухих веществ от 27% до 29%, упакованная в жестяные банки массой 700 грамм+-20 грамм, изготовитель: «SANAYEVAFARAVARDEHAYEGITAZAEIMAZMAZ», место нахождения и фактический адрес: Иран, Занджан, IRANZANJAN», требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», и Технического регламента Таможенного союза TP ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов: и технологических вспомогательных средств».

В предоставленных на Астраханский таможенный пост таможни при таможенном .декларировании по ДТ № 10311020/190117/0000147 фотографиях товара маркировка, непосредственно размещенная на банках с томатной пастой, содержит следующие сведения о производителе - «продукция консервного предприятия «Пая», Иран, ; Занджан, 18-й километр дороги Занжан, Тегеран, перекресток Таром», которые не соответствует сведениям о производителе томатной пасты, указанным в декларации о соответствии от 29.06.2016 ТС № RU Д-IR..АБ52.В.00735.

Кроме того, выявлено, что представленные декларации соответствия являются недействительными, поскольку получены на основании протоколов испытаний, оформленных с нарушением требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 004/2011 испытательным центром, не включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (далее - Единый реестр) и не аккредитованным в сфере обязательного подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 004/2011.

Юридическое лицо (испытательная лаборатория), не аккредитованное в национальной системе аккредитации не имеет права выдавать документы о подтверждении соответствия со ссылкой на аккредитацию в национальной системе в случае отсутствия таковой.

Согласно статье 3, 7 ТР ТС 004/2011, подпункту 22.1.1 пункта 22 Решения КТС от 07.04.2011 N 621 "О положении, о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза" обязательным условием подтверждения соответствия и выпуска продукции в обращение на рынке является проведение испытаний образцов продукции аккредитованной испытательной лабораторией.

В этой связи задекларированные товары не соответствуют требованиям ТР ТС 004/2011, а сертификаты соответствия, оформленные на основании протоколов испытаний, выданных неаккредитованным лицом, является документом, не имеющим юридической силы.

Учитывая изложенное, довод Общества о том, что испытательная лаборатория обладала полномочиями на проведение испытаний и выдачу соответствующих сертификатов противоречит материалам дела и установленным в ходе производства по делам об АП фактам.

Довод Общества об отсутствии в его действиях субъективной стороны правонарушения в связи с принятием необходимых мер по соблюдению требований законодательства, является несостоятельным.

Как установлено, заявитель является профессиональным субъектом правоотношений и осуществляющим внешнеторговую деятельность, соответственно Общество должно было знать и исполнять возложенные таможенным законодательством обязанности, в том числе по представлению действительных документов подтверждающих соблюдение установленных ограничений.

Таким образом, у Общества имелась возможность соблюсти требования таможенного законодательства, порядка таможенного декларирования товаров, за нарушение которых действующим законодательством установлена административная ответственность, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу пункта 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Сведения о таких документах указываются в декларации на товары (подпункт 11 пункта 2 статьи 181, подпункт 5 пункта 1 статьи 183, пункт 2 статьи 188 ТК ТС).

За неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза (статья 189 ТК ТС).

Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, образует противоправное деяние, выражающееся в представлении декларантом при таможенном декларировании товаров недействительных документов, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения ограничений, установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями ЕЭК.

В соответствии с примечанием к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы; документы, полученные незаконным путем; содержащие недостоверные сведения; относящиеся к другим товарам; иные документы, не имеющие юридической силы.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является лицо, на которое возлагается обязанность по декларированию товара, подлежащего таможенному декларированию.

Объект правонарушения - установленный порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Объективную сторону состава данного правонарушения образует противоправное действие лица, заключающееся в заявлении недостоверных сведений о товарах либо представлении недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Субъективная сторона данного правонарушения выражается в виновном действии лица, повлекшем несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Таким образом, административным органом доказано наличие события вмененного правонарушения.

Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положения ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требования, за нарушение которого ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела, процедура привлечения общества в соответствии с процессуальными требованиями и условиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, таможенным органом не нарушена, обстоятельств, исключающих в отношении общества производства по делам об административных правонарушениях судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

А.М. Соколова