АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-4942/2012
04 октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 04 октября 2012 года
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Мирекиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ефремовой Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования "Приволжский район"
к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области
о признании недействительным предписания от 03.07.2012 года № 38,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Индивидуального предпринимателя ФИО1
при участии:
от заявителя – ФИО2 – представителя по доверенности от 02.07.2012 г.,
от заинтересованного лица – ФИО3 – представителя по доверенности от 04.06.2012 г.,
от третьего лица – не явился, извещен.
Администрация муниципального образования "Приволжский район" обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области о признании недействительным предписания от 03.07.2012 года № 38.
Основанием для удовлетворения заявленных требований заявитель указывает на те обстоятельства, что исполнение предписания от 03.07.2012 года № 38 противоречит действующему законодательству в связи с тем что в проектной документации указан несуществующий населенный пункт, в котором осуществляется строительство газопровода, предписание не соответствует требованиям установленным постановлением Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от 01.03.2011 г. № 2, в предписании отсутствует орган местного самоуправления МО «Приволжский район» которому необходимо устранить выявленные нарушения.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признает, пояснил, что предписание от 03.07.2012 года № 38 вынесено Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в пределах его компетенции и в отношении надлежащего лица. Основанием для выдачи предписания явилось нарушение требований Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 г. № 120 – наименование объекта капитального строительства не соответствует проектной документации.
Представитель третьего лица в судебное разбирательство не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке требований части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил:
Как следует из материалов дела, 26.03.2012 года гражданин ФИО1 обратился в Администрацию муниципального образования "Приволжский район" с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Распределительные сети газоснабжения по ул. Солнечная в поселке Осыпной бугор Приволжского района Астраханской области». (л.д.24)
В проектной документации приложенной к заявлению наименование объекта капитального строительства указывается как «Распределительные сети газоснабжения по ул. Солнечная в поселке Осыпной бугор Приволжского района Астраханской области».
Отделом по архитектуре и градостроительству администрации МО «Приволжский район» гражданину ФИО1 было выдано разрешение № RU 30509000-117 от 09.04.2012 г. на строительство объекта «Газораспределительные сети низкого давления, расположенные по адресу: <...>.
Основанием для выдачи разрешения с наименованием объекта «Газораспределительные сети низкого давления, расположенные по адресу ул. Солнечная, с. Осыпной Бугор, Приволжского района Астраханской области» послужили следующие установленные администрацией обстоятельства:
11.11.2011 г. между администрацией муниципального образования «Приволжский район» - Арендодатель и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № 485, расположенного по адресу <...> для строительства газораспределительных сетей низкого давления.
Постановлением администрации муниципального образования «Приволжский район» от 24.01.2011 г. № 84 был утвержден акт выбора земельного участка декларированной площадью 2482 кв.м. намечаемого к предоставлению для строительства газораспределительных сетей низкого давления, из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <...>.
В соответствии с предметом указанного договора объектом строительства является -газораспределительные сети низкого давления по адресу <...>.
Администрацией МО «Приволжский район» был сделан вывод о том, что из проектной документации следует, что объектом строительства является - распределительные сети газоснабжения осуществляется по ул. Солнечная, в пос. Осыпной Бугор, Приволжского района, Астраханской области, что не соответствует названию объекта строительства и адресу, указанному в договоре аренды земель несельскохозяйственного назначения № 485 от 11.11.2011 г., и выдано разрешение на строительство с указанием наименования объекта строительства согласно договору аренды.
На обращение гражданина ФИО1 указать объект строительства в соответствии с проектной документацией, администрация муниципального образования «Приволжский район» в письме от 25.06.2012 г., указало, что на территории Приволжского района нет поселка с названием Осыпной Бугор, а существует село Осыпной Бугор, в связи с чем, необходимо внести изменения в проектно-сметную документацию, выполненную с отступлением от землеотводных документов, что является нарушением градостроительного законодательства и в дальнейшем может повлиять на регистрацию права собственности на возведенный объект строительства.
Поскольку с выданным разрешением на строительство реализация проекта по теплоснабжению домов жителей села до начала отопительного сезона не представляется возможным, поскольку разрешение выдано с нарушением законодательства в области градостроительства, 14.06.2012 года ФИО1 обратился в Министерство строительного и дорожного хозяйства с заявлением о принятии мер реагирования.
На основании указанного заявления, Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области 03.07.2012 года проведена внеплановая проверка соблюдения в муниципальном образовании «Приволжский район» требований законодательства о градостроительной деятельности.
По итогам проверки 03.07.2012 г. должностным лицом Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области составлен акт № 89.
Проверкой установлено, что разрешение на строительство № RU 30509000-117 от 09.04.2012 г. выдано с нарушением требований Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.10.2006 г. № 120, а именно: наименование объекта капитального строительства не соответствует проектной документации.
По основаниям, изложенным в акте от 03.07.2012 г. № 89 Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в адрес МО «Приволжский район» в лице Главы МО «Приволжский район» вынесено предписание от 03.07.2012 г. № 38 об устранении выявленных нарушений; привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием, администрация муниципального образования «Приволжский район» обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Порядок заполнения формы разрешения на строительство регулируется Инструкцией Министерства регионального развития Российской Федерации утвержденной приказом № 120 от 19.10.2006 года и зарегистрированной в Минюсте РФ 08.11.2006 г. № 8451.
В соответствии пунктом 1.1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано осуществление полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Астраханской области утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 5 марта 2005 г. N 11-П, Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики, нормативное правовое регулирование и координацию деятельности в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, дорожного хозяйства и жилищной политики на территории Астраханской области.
Согласно пункту 2.1.16 Положения Министерство осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
Сроки и последовательность административных процедур при исполнении государственной функции в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены Административным регламентом министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области по исполнению государственной функции "Контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности".
В соответствии с Положением об отделе градостроительного контроля главного управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области утвержденным 20.06.2007 г. Министром строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Отдел градостроительного контроля является структурным подразделением главного управления архитектуры и градостроительства министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и осуществляет контроль за исполнением градостроительного законодательства на территории Астраханской области, в том числе и контроль за органами местного самоуправления (их структурных подразделений с правами юридических лиц) законодательства о градостроительной деятельности, принимает меры к урегулированию спорных вопросов в области градостроительства между органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами в соответствии с действующим законодательством.
Согласно должностному регламенту, главный специалист отдела градостроительного контроля осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, составляет и подписывает акты проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности и составляет и подписывает предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
Как следует из материалов дела, 13.06.2012 года инициативная группа жителей села Осыпной Бугор Приволжского района Астраханской области обратилась с жалобой в Министерство строительства и дорожного хозяйства о нарушении органом местного самоуправления законодательства в области градостроительства. (л.д.57)
25.06.2012 года, главному специалисту отдела градостроительного контроля было выдано поручение № 27 о проведении внепланового мероприятия по контролю в отношении МО «Приволжский район».
25.06.2012 года в адрес главы муниципального образования было направлено уведомление о проведении проверки 03.07.2012 года соблюдения действующего законодательства о градостроительной деятельности.
Проверкой установлен факт выдачи уполномоченным структурным подразделением органа местного самоуправления МО «Приволжский район» разрешения на строительство объекта в нарушение требований Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 года № 120, а именно: наименование объекта капитального строительства не соответствует проектной документации.
По результатам проверки выдано предписание об устранении нарушения законодательства о градостроительной деятельности.
Полномочия по вынесению предписаний об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, определение сроков устранения выявленных нарушений возложены на главного специалиста Отдела градостроительного контроля управления архитектуры и градостроительства в соответствии с его должностным регламентом, утвержденным 26.04.2012 г. Министром строительства и дорожного хозяйства.
Предписание от 03.07.2012 года № 38 выдано главным специалистом управления архитектуры и градостроительства Минстроя Астраханской области ФИО4 в отношении МО «Приволжский район» - Главе МО «Приволжский район».
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
В соответствии со статьей 3 Устава МО «Приволжский район» утвержденного Утвержден Решением Приволжского районного Представительного Собрания от 16 сентября 1996 г. N 57 Муниципальное образование "Приволжский район" (далее по тексту "муниципальное образование") - 12 сельсоветов, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 14 Устава структуру органов местного самоуправления входят: Глава района – высшее должностное лицо, Районное Представительное Собрание - представительный орган власти; Администрация района, включающая в себя 12 территориальных структурных подразделений - администраций сельсоветов, - исполнительный орган власти.
Глава района является высшим должностным лицом и возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 26 Устава).
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем предписание вынесено уполномоченным органом и в отношении надлежащего лица.
Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 16 ст. 51 Кодекса).
Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. N 698.
Инструкция о порядке заполнения формы разрешения на строительство утверждена приказом Министерства регионального развития РФ от 19.10.2006 года № 120.
В соответствии с разделом 1 «Порядок заполнения формы разрешения на строительство» в строке «объект капительного строительства (наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, краткие проектные характеристики» указывается в числе прочих данных - наименование объекта капитального строительства в соответствии с утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документацией.
Из материалов дела следует, что наименование объекта капительного строительства в проектной документации указано как «Распределительные сети газоснабжения по ул. Солнечная в поселке Осыпной бугор Приволжского района Астраханской области, что не соответствует наименованию объекта капитального строительства в разрешении на строительство № RU 30509000-117 от 09.04.2012 г.
Таким образом, разрешение на строительство не соответствует установленной законодательством форме.
Разрешение на строительство, согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Выявление факта не соответствия между правоустанавливающими документами на земельный участок и проектной документацией объекта капитального строительства, является основанием для отказа в выдаче разрешения.
Следовательно, действующее законодательство в области градостроительства не наделяет орган местного самоуправления правом самостоятельного изменения проектной документации и выдачи разрешения на строительство на самостоятельно измененный объект строительства.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Заявителем не представлено доказательств несоответствия оспариваемого предписания нормам действующего законодательства, а также не представлено доказательств того, что предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Администрации Муниципального образования «Приволжский район» о признании недействительным предписания от 03.07.2012 года № 38 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности - отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья
Е.И. Мирекина