414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-5857/2020 |
17 декабря 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2020 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокофьевой Ю.В.,рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления ФНС России по Астраханской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании недействительными и отмене решения от 08.06.2020 №030/06/69-586/2020, предписания от 08.06.2020 №030/06/69-586/2020
третьи лица:
ООО "Дельта-Проф";
ИП ФИО1;
АНО ДПО ВЕА Восточно-Европейская Академия;
АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления";
ООО "УПЦ "Цесна";
АНО ДПО "Учебный центр "Информзащита";
ООО "УНЦИБ";
АНО ДПО «АКАДЕМИЯ АЙТИ»
при участии:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 13.01.2020 (диплом); ФИО3, представитель по доверенности от 15.01.2020 (диплом);
от УФАС по АО: ФИО4, представитель по доверенности от 04.08.2020 (диплом);
от третьих лиц: не явились, извещены
Управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской области (далее УФНС России по АО, налоговый орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее УФАС по АО, антимонопольный орган) о признании недействительными и отмене решения от 08.06.2020 №030/06/69-586/2020, предписания от 08.06.2020 №030/06/69-586/2020.
В судебное заседание представители от третьих лиц не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.Информация о движении данного дела размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http: //astrahan.arbitr.ru.
Суд, с учетом мнения представителей сторон, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требованияпо основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях суду в судебном заседании.
Представитель УФАС по АО не согласен с заявленными требованиями, считает решение обоснованным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 03.12.2020 до 10.12.2020 на 12 час. 00 мин. Судебное заседание после перерыва продолжено 10.12.2020.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В Астраханское УФАС России 01.06.2020 поступила жалоба ООО «Дельта-Проф» на действия единой комиссии государственного заказчика УФНС России по АО ( далее единая комиссия Заказчика) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание образовательных услуг по программе профессиональной переподготовке по направлению «Информационная безопасность» для нужд территориальных налоговых органов Астраханской области (номер извещения: 0325100012420000014).
По мнению ООО «Дельта-Проф», единая комиссия Заказчика незаконно признала вторую часть заявки ИП ФИО1 несоответствующей требованиям аукционной документации, поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, не подлежит лицензированию.
Так, согласно протоколу подведения итогов от 26.05.2020 единая комиссия Заказчика приняла решение о признании второй части аукционной заявки ИП ФИО1 не соответствующей аукционной документации по основаниям: «участник аукциона во второй части своей заявки не представил копии документов, требование о представлении которых установлено пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и подпунктом 2 пункта 6.3.4 аукционной документации - копию лицензии на осуществление образовательной деятельности».
Представители Заказчика на заседании комиссии пояснили, что в составе заявки ИП ФИО1 отсутствовали лицензия на осуществление образовательной деятельности или какие-либо документы (справка, декларация), свидетельствующие о том, что предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно, то есть без привлечения педагогических работников.
Комиссией установлено, что вторая часть заявки ИП ФИО1 действительно не содержит копию лицензии на осуществление образовательной деятельности. Однако, в выписке из ЕГРИП, представленной ИП ФИО1 во второй части аукционной заявки, указаны сведения о дополнительных видах деятельности по коду ОКПД 2 - услуги по дополнительному профессиональному образованию.
Решением УФАС по АО от 08.06.2020 №030/06/69-586/2020 жалоба ООО «Дельта-Проф» была признана обоснованной частично, УФНС России по АО признано нарушившим п.1 ч.1 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Конкурсной комиссии было выдано предписание от 08.06.2020 №030/06/69-586/2020.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС по АО, заявитель обратился в арбитражный суд настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Как следует из материалов дела, основанием для оспаривания решения послужил вывод антимонопольного органа о наличии в действиях заказчика нарушений пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившихся в не установлении в аукционной документации требования о наличии у участника лицензии на осуществление образовательной деятельности, за исключением случая, установленного ч.2 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании), а также в не указании конкретного перечня документов, которые должны входить в состав второй части заявки на участие в аукционе.
По мнению заявителя, положениями Закона о контрактной системе не регламентировано прямое указание по установлению требования для участников закупки о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности. УФНС России по АО считает, что установление данного требования может привести к ограничению принятия потенциальных участников в открытом конкурсе, нарушив тем самым Закон о защите конкуренции.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966, установлен порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
Согласно части 1 статьи 32 Закона об образовании индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
Частью 3 статьи 32 Закона об образовании установлено, что индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 91 Закона об образовании соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 26.09.2017 N МОН-П-4472 не лицензируется образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими без привлечения педагогических работников.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом Заказчик должен в аукционной документации указать конкретные требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, которым должен соответствовать участник закупки, что обеспечивает соблюдение установленных ст. 6 Закона о контрактной системе принципов контрактной системы, в том числе принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции.
Учитывая, что предметом закупки является оказание образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки по направлению "Информационная безопасность" для нужд территориальных налоговых органов Астраханской области, исполнитель должен иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 91 Закона об образовании.
В соответствии с п. 14.1 аукционной документации при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с
законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара,
выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадёжными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчётности за последний отчётный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) обладание участником закупки исключительными правами на результаты
интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик
приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов
на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование
проката или показа национального фильма;
8) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под
которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по
осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный
управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися
выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного
общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими),
членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества,
руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного
предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с
физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального
предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками
(родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми,
дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца
или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновлёнными указанных
физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются
физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через
несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций
хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном
капитале хозяйственного общества;
9) участник закупки не является офшорной компанией (Участник аукциона -
юридическое лицо не должен быть зарегистрирован в государстве или на территории,
включенных в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284
Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий,
предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не
предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении
финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц);
10) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Заказчик в п. 14.1 аукционной документации, устанавливающей требования к участникам закупки, прямо не установил требование о наличии у участника лицензии на осуществление образовательной деятельности, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 91 Закона об образовании.
В Приложении № 1 к документации об аукционе в электронной форме «Техническое задание (Описание объекта закупки)» в качестве требования к исполнителю указано наличие у исполнителя лицензии на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, на основании Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в течение всего срока исполнения обязательств по государственному контракту.
Однако Заказчик, устанавливая в техническом задании такое требование к исполнителю, не указал исключение, предусмотренное ч. 2 ст. 91 Закона об образовании (непосредственное осуществление образовательной деятельности индивидуальными предпринимателями).
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
То есть, документация об электронном аукционе должна содержать указание на документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, которые должны входить в состав второй части заявки на участие аукционе.
При этом Заказчик должен не просто процитировать указанную норму в аукционной документации, а указать конкретный перечень таких документов, что обеспечивает соблюдение установленных ст. 6 Закона о контрактной системе принципов контрактной системы, в том числе принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции.
Однако, Заказчик в пункте 6.3.4 аукционной документации установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона
требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-
ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона
требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-9 части 1 статьи 31 Федерального закона
№ 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-
аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено настоящей документацией об аукционе. При этом представление указанных документов не требуется, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для Участника аукциона заключаемый Контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения Контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
УФНС по АО не смотря на установление законодательством РФ требования о лицензировании образовательной деятельности, за исключением образовательной деятельности, осуществляемой непосредственно индивидуальным предпринимателем, не указал в аукционной документации перечень документов, подтверждающих соответствие аукциона требованиям. Установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, или копии этих документов которые должны представить участник в составе второй части заявки на участие в аукционе.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.05.20202г. по делу № 24-7865/2019
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 данного Федерального закона,
несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным
документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной
информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок
на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31
данного Федерального закона.
При этом, частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 данной статьи, не допускается.
Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 данной Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 данной Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 данного Федерального закона.
Учитывая, что Заказчиком, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в аукционной документации не установлено требование о наличии у участника лицензии на осуществление образовательной деятельности, за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 91 Закона об образовании, и что Заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 6.3.4 аукционной документации не установлен перечень документов или их копий, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, которые участник закупки должен предоставить в составе второй части заявки на участие в аукционе, непредставление участником закупки в составе второй части аукционной заявки копии лицензии на осуществление образовательной деятельности или документов, подтверждающих непосредственное осуществление индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности, не является непредставлением документов, предусмотренных ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, и подтверждением несоответствия участника аукциона требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, УФНС по АО заявка ИП ФИО1 была отклонена необоснованно.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение и предписание УФАС по АО является законными и обоснованными.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств наличия одновременно двух условий для признания незаконным оспариваемого ненормативного правового акта, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ.
На основании изложенного, требования заявителя по делу подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать УФНС по АО в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Судья | Т.А. Ковальчук |