ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-5928/18 от 03.08.2018 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело №А06-5928/2018

08 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2018 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Соколовой А. М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Джахъяевой Л.Ф.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "СТЭС" к Судебному приставу-исполнителю Советского районного отдела УФССП России по Астраханской области ФИО1, Судебному приставу-исполнителю Советского районного отдела УФССП России по Астраханской области ФИО2, Судебному приставу – исполнителю Советского районного отдела УФССП России по Астраханской области ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области о признании незаконными бездействия судебных приставов – исполнителей УФССП России по АО ФИО1, ФИО2, ФИО3, выраженные в не получении в УФМС России по Астраханской области сведений о данных (реквизитах) паспорта гражданина Республики Азербайджан выданного ФИО4, в Пограничном Управлении ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области сведений о фактах пересечения государственной границы РФ ФИО4 с указанием дат и наименования пограничных пропускных пунктов, через которые осуществлялось такое пересечение, в не привлечении должностных лиц, указанных учреждений к ответственности, предусмотренной действующим законодательством, за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений о должнике в установленный им срок и об обязании судебного пристава – исполнителя Советского районного отдела УФССП России по Астраханской области ФИО3 получить в УФМС России по Астраханской области сведения о данных (реквизитах) паспорта гражданина Республики Азербайджан выданного ФИО4, в Пограничном Управлении ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области сведения о фактах пересечения государственной границы РФ ФИО4 с указанием дат и наименования пограничных пропускных пунктов, через которые осуществлялось такое пересечение.

Заинтересованное лицо: ИП ФИО4

при участии:

от заявителя: ФИО5- паспорт.

от ответчика: Судебный пристав-исполнитель Советского районного отдела УФССП России по Астраханской области ФИО1 - удостоверение, Судебный пристав-исполнитель Советского районного отдела УФССП России по Астраханской области ФИО3 - удостоверение, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области – не явился, извещен.

от заинтересованного лица: ИП ФИО4 - паспорт, ФИО6 – представитель по доверенности.

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением Судебному приставу-исполнителю Советского районного отдела УФССП России по Астраханской области ФИО1, Судебному приставу-исполнителю Советского районного отдела УФССП России по Астраханской области ФИО2, Судебному приставу – исполнителю Советского районного отдела УФССП России по Астраханской области ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области о признании незаконными бездействия судебных приставов – исполнителей УФССП России по АО ФИО1, ФИО2, ФИО3, выраженные в не получении в УФМС России по Астраханской области сведений о данных (реквизитах) паспорта гражданина Республики Азербайджан выданного ФИО4, в Пограничном Управлении ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области сведений о фактах пересечения государственной границы РФ ФИО4 с указанием дат и наименования пограничных пропускных пунктов, через которые осуществлялось такое пересечение, в не привлечении должностных лиц, указанных учреждений к ответственности, предусмотренной действующим законодательством, за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений о должнике в установленный им срок и об обязании судебного пристава – исполнителя Советского районного отдела УФССП России по Астраханской области ФИО3 получить в УФМС России по Астраханской области сведения о данных (реквизитах) паспорта гражданина Республики Азербайджан выданного ФИО4, в Пограничном Управлении ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области сведения о фактах пересечения государственной границы РФ ФИО4 с указанием дат и наименования пограничных пропускных пунктов, через которые осуществлялось такое пересечение.

Управление Федеральной службы судебных приставов России по Астраханской области, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебное заседание проводится в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований.

ИП ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно доводов заявления, 09.02.2018г. судебным приставом-исполнителем Советского РОСП УФССП России по АО ФИО1 на основании исполнительного листа ФС №013142333 выданного 31.01.2018г. Арбитражным судом АО по делу №А06-6117/2017 о взыскании с ИИ ФИО4-о, задолженности в пользу ООО «СТЭС» в размере 553 800 руб., возбуждено исполнительное производство №4681/18/30003-ИП.

В связи с уходом в очередной отпуск судебного пpиcтaвa-иcпoлнителя Советского POCП УФССП России по АО ФИО1 исполнительное производство №4681/18/30003-ИП было временно передано на исполнение судебному приставу-исполнителю ФИО2

В ходе исполнения судебным пpиcтaвoм-иcпoлнителем ФИО2 удовлетворено ходатайства взыскателя и направлены запросы: в УФМС России по Астраханской области о предоставлении данных (реквизитах) паспорта гражданина Республики Азербайджан выданного ФИО4-о, в Пограничном Управление ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области (<...>) о предоставлении информации о фактах пересечения государственной границы РФ ФИО4 с указанием дат и наименования пограничных пропускных пунктов, через которые осуществлялось такое пересечение.

Выше указанные запросы нарочно доставлены представителем взыскателя в указанные учреждения, о чем свидетельствуют отметки на запросах дотированные 21.03.2018г.

Запрошенные сведения о должнике в УФМС России по Астраханской области, Пограничном Управлении ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области судебным приставом-исполнителем не получены. Должностные лица указанных учреждений за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении запрашиваемых сведений в установленный им срок, к ответственности не привлечены.

Бездействие судебных приставов-исполнителей Советского РОСП УФССП России по АО ФИО1, ФИО2, ФИО3, выражены в ненадлежащем исполнении должностными лицами своих обязанностей за время нахождения у них на исполнении исполнительного производства, а именно:

- в не получение в УФМС России по АО, Пограничном Управлении ФСБ России по республике Калмыкия и Астраханской области сведений в отношении должника (наличие паспорта гражданина Азербайджан), необходимых для полного, правильного и своевременного исполнения решения суда.

- в не привлечении должностных лиц, указанных учреждений к ответственности, предусмотренной действующим законодательством, за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений о должнике в установленный срок.

До настоящего времени исполнительный документ о взыскании денежных средств не исполнен. Бездействие, выше указанных должностных лиц, нарушают права взыскателя предусмотренные ст. 2,4,36 ФЗ «Об исполнительном производстве»

Указанные выше обстоятельств послужили основанием обращения ООО "СТЭС" с настоящим заявлением в суд.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении требования заявителя об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в непринятии ответчиком мер по исполнению требований исполнительного документа, необходимо установить, какие меры (действия) были приняты судебным приставом-исполнителем.

Как следует из заявленных требований, общество просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа в части обращения взыскания на денежные средства в установленный двухмесячный срок.

Порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве установлен в статье 64.1 Закона N 229-ФЗ.

В соответствии с частью 3 названной статьи заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5 статьи 64.1 Закона N 229-ФЗ).

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона N 229-ФЗ сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

В соответствии со статьями 64, 68 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя и избирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.

Однако истечение срока, установленного частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", само по себе не свидетельствует о том, что далее судебный пристав не вправе производить исполнение требований исполнительного документа, указанный двухмесячный срок не является пресекательным, судебный пристав-исполнитель по неоконченному (не прекращенному) исполнительному производству должен продолжать осуществлять действия, направленные на исполнение решения суда до окончания (прекращения) исполнительного производства. Из изложенного так же следует, что истечение данного срока не означает, что судебный пристав исполнитель далее вправе не совершать исполнительных действий, и что его обязанности в отношении исполнительного производства на этом исчерпаны.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Бездействие трактуется как не совершение действий и "является противоправным лишь в случае, когда выполнение определенных действий входило в обязанность (служащего) и последний не только был должен, но и мог совершить эти действия. В правовом смысле бездействие - это неисполнение в установленные сроки и в установленном порядке обязанностей, возложенных на соответствующий орган, должностных лиц. Обязанность совершать те или иные позитивные действия, так же как и обязанность не совершать незаконных действий, предписаны законами, подзаконными актами, должностными регламентами, инструкциями".

Таким образом, бездействие - это не совершение судебным приставом-исполнителем действий, обязательность совершений которых возложена на него законом. В этой ситуации суд так же считает, что неисполнение требований исполнительного документа в двухмесячный срок в данном случае не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя, которым принимались меры по исполнению требований исполнительного документа.

Суд установил, что ФИО4 является гражданином РФ.

У Российской Федерации соглашение о двойном гражданстве подписаны с двумя среднеазиатскими государствами Туркменией и Таджикистаном.
Согласно статье 1 ЗАКОНА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ГРАЖДАНСТВЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, лицо, родившееся на территории Азербайджанской Республики или родившееся от граждан Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, одним из родителей которого является гражданин Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики. Согласно части первой статьи 53 Конституции Азербайджанской Республики, гражданин Азербайджанской Республики ни при каких обстоятельствах не может быть лишен гражданства Азербайджанской Республики.

В целях реализации обязанности по уведомлению гражданами Российской Федерации о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государствест. 6, Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О гражданстве Российской Федерации" содержит основные положения, определяющие порядок настоящего уведомления.

Согласно ч. 5 указанной статьи уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве подаются письменно в территориальные органы ФМС России по месту жительства заявителя в пределах Российской Федерации. В случае отсутствия места жительства уведомление подается в территориальный орган ФМС России по месту его пребывания, а в случае отсутствия места жительства или места пребывания в территориальный орган ФМС России по месту его фактического нахождения. Подача уведомления осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации.

Согласно ч. ч. 6 - 8 уведомление подается по форме, установленной ФМС России, которая должна содержать информацию о заявителе, о приобретении им гражданства иностранного государства или сведения о документе, удостоверяющем наличие гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание на территории иностранного государства. К уведомлению заявителем прилагаются копии паспорта гражданина Российской Федерации, паспорта гражданина иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

В соответствии с Законом Азербайджанской Республики о выезде из стран, въезде в страну и паспортах каждый гражданин Азербайджанской Республики (далее — гражданин) обладает в установленном Законом порядке правом на свободный выезд из страны и въезд в страну через специально отведенные пункты контроля. Гражданин не может быть лишен права на выезд из страны и въезд в страну. Это право временно ограничено, а в случаях, предусмотренных пунктом 4, одновременно может быть приостановлено только в случаях:
1) если в силе обязательство гражданина по сведениям, содержащим государственную или военную тайну, — до утраты силы этого обязательства в установленном законодательством Азербайджанской Республики порядке;
2) если в отношении гражданина возбуждено уголовное дело или он осужден — соответственно до окончания производства по делу или отбытия наказания, либо до освобождения от наказания;
3) при призыве гражданина в установленном порядке на действительную срочную воинскую службу — до прохождения действительной срочной воинской службы или освобождения от нее в соответствии с законом;
4) до проведения профилактических прививок во время въезда в страны, где в соответствии с международными медицинскими санитарными правилами или межгосударственными договорами, поддерживаемыми Азербайджанской Республикой, и выезда из них требуются профилактические прививки.
При возникновении в какой-либо стране чрезвычайной ситуации или опасности для жизни, здоровья и свободы человека, Министерство иностранных дел Азербайджанской Республики, незамедлительно оповестив об этом население Азербайджанской Республики, может рекомендовать гражданам временно воздержаться от поездки в эту страну. ( ст. 1)

Однако,несмотря на то, что Конституция РФ в своей 62 статье регламентирует возможность наличия у россиянина другого гражданства, Азербайджан не поддерживает политику двойного гражданства. Поэтому, чтобы получить российский паспорт, азербайджанец должен обязательно пройти через отказ от паспорта своей страны.

Законодательство АР не предусматривает ни двойного, ни второго гражданства.

Обязанность доказать, что оспариваемое бездействие должностных лиц нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагается на лицо, обратившееся за судебной защитой нарушенных прав.

В соответствии со ст.198 АПК РФ для признания незаконными действия (бездействия) органов и должностных лиц и признания недействительными вынесенных ими постановлений должно соблюдаться два условия: первое – оспариваемый акт либо действия не соответствуют закону либо другому нормативному правовому акту и второе – указанный акт либо действия (бездействия) нарушают права и свободы заявителя.

Между тем, при рассмотрении настоящего дела судом такая совокупность условий не установлена, исполнительное производство не окончено, следовательно, возможность исполнения требований к должнику, установленных исполнительным листом не утрачена.

При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 1676-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

А.М. Соколова