ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-5986/13 от 09.12.2013 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Астрахань

Дело №А06-5986/2013

11 декабря 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2013 года

Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2013 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Цепляевой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алыковой Э.В.

рассмотрев дело по иску Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Астраханская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»   (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по астраханской области» (ИНН <***> ОГРН <***>)

об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:041132:74,

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора- Администрация г.Астрахани и Правительство Астраханской области

при участии:

от истца – ФИО1- представитель по доверенности от 15.08.2013г.;

от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом;

от третьих лиц- не явились, извещены надлежащим образом.

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Астраханская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области» (далее- ответчик) об изменении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 8575 кв.м. с кадастровым номером 30:12:041132:74, расположенного по адресу: <...> в размере 10 850 462 руб. на его рыночную стоимость в размере 6 363 000 руб., удельный показатель стоимости земельного участка с размера 1 265,36 руб./кв.м на 742,04 руб./кв.м., и обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области осуществить государственный кадастровый учет изменений сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:041132:74, расположенного по адресу: <...> в размере с 10 850 462 руб. на его рыночную стоимость в размере 6 363 000 руб., об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с размера 1 265,36 руб./кв.м на 742,04 руб./кв.м.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Администрация г.Астрахани и Правительство Астраханской области.

Ответчик и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца заявил устное ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об уточнении исковых требований, просил изменить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 8575 кв.м. с кадастровым номером 30:12:041132:74, расположенного по адресу: <...> в размере 10 850 462 руб. на его рыночную стоимость в размере 6 363 000 руб., удельный показатель стоимости земельного участка с размера 1 265,36 руб./кв.м на 742,04 руб./кв.м., и обязать ФГУБ «ФКП Росреестра» осуществить государственный кадастровый учет изменений сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Судом ходатайство представителя истца об уточнении исковых требований принято.

ФГБУ «ФКП Росреестра» представило отзыв на заявление, в котором указало, что кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена постановлением Правительства Астраханской области №25-П от 31.01.2008г. Постановление не отменено и не признано незаконным, в связи с чем просило отказать в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования в полном объеме, просила суд иск удовлетворить.

Суд, учитывая мнение представителя истца, считает возможным в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие извещенных и не явившихся сторон.

У С Т А Н О В И Л :

Как следует из материалов дела, Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Астраханская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» на основании постановления Администрации г. Астрахани от 17.09.2010г. был заключен договор аренды земельного участка № 801 от 05.05.2011г. о передаче истцу в аренду земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:12:041132:74, расположенный по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, у. 5-я Керченская, д.12.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 07.10.2009г. № 3012/202/09-14632 кадастровая стоимость земельного участка составляет 10 854 462 руб.

Считая указанную кадастровую стоимость земельного участка значительно завышенной, Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Астраханская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» в целях определения рыночной стоимости земельного участка обратилось в оценочную организацию – Независимая оценка «Альянс».

Согласно отчету об оценке № 108-04-13 от 21.10.2013г., составленному оценщиком Независимая оценка «Альянс», рыночная стоимость земельного участка площадью 8 575 кв.м с кадастровым номером 30:12:041132:74, расположенного по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, у. 5-я Керченская,д.12. по состоянию на дату кадастровой оценки земельного участка, т.е. на 01.01.2007 года, составляет 6 363 000 рублей (л.д. 119-157).

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Астраханская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» полагая, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права, поскольку арендная плата поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земельных участков, обратилось в арбитражный суд с иском об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка и обязании ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Астраханской области заменить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:041132:74, расположенного по адресу:, г. Астрахань, Трусовский район, у. 5-я Керченская, д.12 на рыночную стоимость земельного участка, определенную в размере 6 363 000 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости с 1 265 руб. 36 коп. за квадратный метр на показатель в размере 742 руб. 02 коп. за квадратный метр.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы представителя истца, доказательства и обстоятельства по делу, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

При этом права Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Астраханская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики – организации, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных нормами Земельного кодекса РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного Кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в период проведения кадастровой оценки) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 (ред. от 30.06.2010г.) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 Правил).

Согласно пункту 4, 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999г. №945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" постановлением Правительства Астраханской области от 31.01.2008 № 25-П (с изменениями от 31.12.2008 № 708-П) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области.

Поскольку истец не оспаривает результаты осуществленной ранее государственной кадастровой оценки земель, поэтому права Правительства Астраханской области, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель, либо действия Управления Росреестра, которое не является лицом, имеющим полномочия и возможность проверки и корректировки сведений об утвержденной кадастровой оценке земельных участков, ни права администрации поселений, данным иском не затрагиваются.

Полномочиями органа кадастрового учета в отношении земель в г. Астрахани на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 было наделено ФГУ «Земельная кадастровая палата по Астраханской области.

В настоящее время полномочия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости переданы правопреемнику – Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области.

Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Астраханская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», осуществив действия, направленные на оценку рыночной стоимости принадлежащего ему на правах аренды земельного участка, имея в распоряжении отчет оценочной организации с определенной экспертом рыночной стоимостью, поставил орган кадастрового учета в известность об определении рыночной стоимости земельного участка с учетом требований статьи 66 Земельного Кодекса РФ.

В материалы дела представлен отчет от 21.10.2013г. № 108-04-13 по определению рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, у. 5-я Керченская,д.12 составленный индивидуальным предпринимателем ФИО2, являющимся членом ООО «Российское общество оценщиков».

Заключение эксперта, представленное в материалы дела, является доказательством по данному делу и подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судом установлено, что отчет составлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", государственными стандартами оценки: ГОСТ Р 51195.0.01-98 «Единая система оценки имущества. Основные положения», ГОСТ Р 51195.0002-98 «Единая система оценки имущества. Термины и определения» от 01.01.1999г., стандартами Российского общества оценщиков: СТО РОО 27-01-95 «Кодекс профессиональной этики РОО», Федеральными стандартами оценки ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3, утвержденными Министерством экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 г. № 254, 255, 256 зарегистрированными в Минюсте РФ от 23.08.2007 г. «Об утверждении методический рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков».

Ответчиком и третьими лицами представленный истцом отчет об оценке не оспорен, ходатайств о назначении экспертизы отчета и определения рыночной стоимости спорного земельного участка не поступило.

Согласно правовой позиции, закрепленной в Постановлениях Президиума ВАС РФ №913/11 от 28.06.2011г., № 10761/11 от 25.06.2013г. права землевладельца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства и предъявляются к органу кадастрового учета.

Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно явиться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, а так же нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровая стоимость земельного участка в расчете на единицу его площади).

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Астраханская объединенная техническая школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» удовлетворить.

Изменить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 8575 кв.м. с кадастровым номером 30:12:041132:74, расположенного по адресу: <...> в размере 10 850 462 руб. на его рыночную стоимость в размере 6 363 000 руб., удельный показатель стоимости земельного участка с размера 1 265,36 руб./кв.м на 742,04 руб./кв.м.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области осуществить государственный кадастровый учет изменений сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:041132:74, расположенного по адресу: <...> в размере с 10 850 462 руб. на его рыночную стоимость в размере 6 363 000 руб., об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с размера 1 265,36 руб./кв.м на 742,04 руб./кв.м.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

Л.Н. Цепляева