414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-6308/2022 |
28 октября 2022 года |
Резолютивная часть решения вынесена 26 октября 2022 года.
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Сафроновой Ф.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарь судебного заседания Урбан Т.Э.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Регион" к Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации "Город Астрахань"
о признании незаконным бездействия по непринятию мер к опиловке деревьев, произрастающих на территории по кадастровому номеру 30:12:020309:19 расположенный около МКД по адресу: <...>;
об обязании произвести обследование, спил, опиловку и снос аварийных деревьев произрастающих на территории под кадастровым номером 30:12:020309:19 расположенный около МКД по адресу: <...>,
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования «Город Астрахань», МБУ г. Астрахани «Зеленый город».
при участии:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 01.03.2022 г. (диплом);
заинтересованные лица: не явились, извещены надлежащим образом;
Общество с ограниченной ответственностью "Регион" (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее – Управление) по непринятию мер к опиловке деревьев, произрастающих на территории по кадастровому номеру 30:12:020309:19 расположенный около МКД по адресу: <...> и обязании произвести обследование, спил, опиловку и снос аварийных деревьев произрастающих на территории под кадастровым номером 30:12:020309:19 расположенный около МКД по адресу: <...>.
Представители заинтересованных лиц не явились, извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о движении данного дела размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.
Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проводит судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования, изложенные в заявлении, поддержал и просил суд удовлетворить их полностью.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом <...>на основании договора №24 от 01.10.2020.
Обществом, в интересах собственников многоквартирного дома неоднократно направлялись обращения в Управление по вопросу опиловки деревьев по адресу: <...>. на земельном участке по кадастровому номеру 30:12:020309:19.
Письмами от 12.05.2022 № 30-11-01-2395 и от 26.05.2022 № 30-11-01-2853, рассмотрев обращения Общества о проведении работ по опиловке деревьев, произрастающих на придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, Управление сообщило, что оснований для выдачи разрешительной документации и производству работ по опиловке зеленых (сухих, аварийных) насаждений, произрастающих на придомовой территории многоквартирного жилого дома, находящейся в общедолевой собственности собственников помещений многоквартирного жилого дома отсутствуют, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок площадью 2947 кв.м по ул. 28-й Армии, д. 12 в Ленинском районе г. Астрахани (кадастровый номер 30:12:020309:19) внесен в ЕГРН 30.08.1999, с видом разрешенного использования - «для эксплуатации многоквартирного дома» и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома.
В письмах также указано, что ответственными за содержание придомовой территории многоквартирного жилого дома (в т. ч. уход за зелеными насаждениями: обрезка, снос сухих и аварийных деревьев, полив зеленых насаждений) лежит на собственниках помещений многоквартирного жилого дома или управляющей организации (если выбран такой способ управления). Выполнение работ по опиловке деревьев силами МБУ г. Астрахани «Зеленый город» в рамках муниципального задания на земельном участке, принадлежащем на праве собственности или ином вещном праве физическим и юридическим лицам, является нецелевым расходованием бюджета муниципального образования «Город Астрахань».
Полагая, что бездействие Управления нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, не соответствуют закону, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо одновременное соблюдение следующих условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьями 40, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из анализа приведенных правовых норм в их системном единстве с положениями Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 37 - 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома. К общему имуществу относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного кодексом, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержании и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случае, предусмотренных статьей 157.2 данного кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества, несет управляющая компания.
Согласно пункту 3.9.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, владельцы озелененных территорий обязаны: обеспечить сохранность насаждений; в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники; не допускать вытаптывания газонов и складирования на них строительных материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.; новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке, со строгим соблюдением агротехнических условий; во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с существующими требованиями данных правил и технологическим регламентом; при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет; организовывать разъяснительную работу среди населения о необходимости бережного отношения к зеленым насаждениям.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа, отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу положений частей 3, 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, реализуя свои права по распоряжению общим имуществом, заключили с Обществом договор управления данным домом, в соответствии с которым управляющая организация приняла на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Договором управления не определено обслуживание территорий и прочего, не входящее в общее имущество собственников. В договоре управления и в приложении к договору так же отсутствует обязанность производить опиловку деревьев, как на придомовой территории, так и на территории, принадлежащей МО «город Астрахань» надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, установленном настоящим договором.
При этом, как следует из представленных суду документов Общество неоднократно обращалось в адрес Управления с просьбой организовать работы по опиловке и сносу зеленых насаждений по адресам, указанным в письмах, в том числе по адресу: <...>, организовать сбор комиссии на придомовой территории в связи с необходимостью провести опиловку деревьев и устранению неясности в определении границ придомовой территории по общедоступному кадастровому плану, что подтверждается копиями писем.
Как следует из представленных в материалов дела актов осмотра территории, деревья, подлежащие опиловке, расположены на придомовой территории жилого дома № 12 по ул. 28 Армии. Данный многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 30:12:020309:19.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости сведения о каких-либо зарегистрированных правах на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом - отсутствуют (л.д. 19-23).
Статьей 16 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в пункте 67, разъяснил следующее - если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под МКД находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Согласно представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.03.2022 (л.д. 19-23) земельный участок площадью 2947+/-19 кв.м. по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. 28 Армии, 12 (кадастровый номер 30:12:020309:19), внесен в Единый государственный реестр недвижимости с видом разрешенного использования: для эксплуатации многоквартирного дома. Особые отметки: Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В соответствии с разделом 2 «основные понятия» Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Астрахань", утвержденных решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 24 декабря 2018 года № 188 (далее – Правила благоустройства), прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, границы которой определены настоящими Правилами в соответствии с порядком, установленным законом Астраханской области.
Как установлено в судебном заседании, земельный участок под многоквартирным домом № 12 по ул. 28 Армии в г. Астрахани не сформирован, забором он не огорожен, отдельного входа и въезда на его территорию не имеет, что не позволяет сделать вывод о том, что территория, на которой произрастают спорные деревья, является прилегающей к дому (придомовой).
Правилами благоустройства территории муниципального образования «Город Астрахань», утвержденными Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 24.12.2018 № 188 (далее – Правила благоустройства), установлены единые и обязательные для исполнения нормы и правила в сфере благоустройства территории муниципального образования «Город Астрахань», в том числе перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Согласно пункту 6.8 Перечня работ по содержанию и воспроизводству зеленых насаждений санитарная обрезка, содержащихся в Правилах благоустройства (удаление сухих сучьев, поврежденных ветвей, прореживание, удаление поросли) осуществляется 1 раз в год.
Пунктом 1.6 Правил благоустройства предусмотрено, что ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе, на территориях общего пользования – муниципальные учреждения на основании муниципального задания; юридические и физические лица, в случае заключения договоров на осуществление на данных территориях работ по благоустройству и содержанию на основании договоров.
Так Верховный Суд Российской Федерации в Апелляционном Определении от 27 ноября 2019 г. № 25-АПА19-6 указал, что Правила благоустройства под объектами благоустройства понимают территории муниципального образования, на которых осуществляется деятельность по благоустройству; под территориями общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц; под прилегающей территорией - территорию общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, границы которой определены Правилами (приложение 1 к Правилам) в соответствии с порядком, установленным Законом Астраханской области от 16 июля 2018 года N 58/2018-ОЗ "О порядке определения границ прилегающей территории правилами благоустройства территории муниципального образования Астраханской области".
Абзацем третьим пункта 1.6 Правил предусмотрено, что на территориях общего пользования (за исключением перечня работ по содержанию прилегающих территорий, указанных в пункте 9 приложения 2 к Правилам) ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются муниципальные учреждения на основании муниципального задания; юридические и физические лица - в случае заключения договоров на осуществление на данных территориях работ по благоустройству и содержанию на основании договоров. При этом пункт 9 приложения 2 к Правилам включает лишь два вида работ - уборка от мусора и кошение травы, в том числе сорной растительности.
Таким образом, юридические лица осуществляют работы по благоустройству и содержанию объектов благоустройства на территориях общего пользования, за исключением уборки от мусора и кошения травы, только на основании соответствующего договора, то есть на добровольных началах.
Действительно, абзацем десятым пункта 1.6 Правил благоустройства определено, что ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства - на прилегающих территориях являются юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности, ином вещном либо обязательственном праве принадлежат здания, строения, сооружения и (или) земельный участок, к которым прилегает указанная территория. Вместе с тем в силу абзаца одиннадцатого этого же пункта физические лица и юридические лица, независимо от организационно-правовых форм, осуществляют содержание и уборку территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности, ином вещном либо обязательственном праве, и прилегающей к нему территории в объеме, предусмотренном действующим законодательством, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств с учетом перечня работ, установленного пунктом 9 приложения 2 к Правилам (уборка от мусора и кошение травы, в том числе сорной растительности).
Из системного и буквального толкования приведенных норм Правил следует, что ими предусмотрено участие юридических лиц - собственников и (или) иных законных владельцев земельных участков в содержании прилегающих территорий к данным земельным участкам только в виде выполнения таких работ, как уборка от мусора и кошение травы. Тогда как остальной комплекс работ по содержанию прилегающей территории выполняется муниципалитетом и составляет более 40 видов работ согласно приложению 2 к Правилам.
Суд отмечает, что в соответствии Правилами благоустройства работы по благоустройству территории МО «Город Астрахань», в том числе, санитарная обрезка (удаление сухих сучьев, поврежденных ветвей, прореживание, удаление поросли) возложены на Управление.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Астрахань» на территории муниципального образования «Город Астрахань» запрещены - снос, вырубка деревьев, кустарников и обнажение корней без разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений на территории муниципального образования "Город Астрахань", выдаваемого в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации муниципального образования "Город Астрахань", за исключением зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или ином вещном праве физическим или юридическим лицам.
Постановлением администрации города Астрахани от 13 августа 2013 г. № 7177 утвержден административный Регламент администрации города Астрахани по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос, обрезку, пересадку зеленых насаждений на территории МО «Город Астрахань». Из приложения 3 к Регламенту следует, что в разрешении должна быть указана информация о количестве и породах деревьев, подлежащих сносу и/или обрезке.
В соответствии с пунктом 2.1.8 Положения об управлении Управление организует работы по благоустройству территории МО «Город Астрахань», включая освещение улиц, озеленение и уборку территории, охрану, защиту воспроизводство городских лесов, расположенных в границах МО «Город Астрахань».
В соответствии с п. 2.1.12 Положения управление организует и обеспечивает предоставление муниципальных услуг в соответствии с административным регламентом по вопросам, отнесенным к компетенции управления в части выдачи разрешения на снос, обрезку, посадку зеленых насаждений на территории МО «Город Астрахань».
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку, земельный участок по адресу: Астраханская область, г. Астрахань, Ленинский район, ул. 28 Армии, 12 (кадастровый номер 30:12:020309:19), не сформирован и находится на территории, собственность которой не разграничена, следовательно, данная территория находится в ведении МО «Город Астрахань».
Следовательно, контроль за зелеными насаждениями на данном земельном участке, должно осуществлять Управление.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Управления коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации МО «Город Астрахань» по неприятию мер к опиловке деревьев, произрастающих на территории по кадастровому номер 30:12:020309:19 и расположенных около МКД по адресу <...>.
Обязать Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации МО «Город Астрахань» в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу провести мероприятия по обследованию и опиловке деревьев, произрастающих на территории по кадастровому номеру 30:12:020309:19 и расположенных около МКД по адресу <...>
Взыскать с Управления коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации МО «Город Астрахань» в пользу ООО «Регион» судебные расходы в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья | Ф.В. Сафронова |