АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-6534/2008 - 20
19 января 2009 года
Резолютивная часть решения оглашена «15» января 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено «19» января 2009 г.
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Баскаковой И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Язбарян Ю.А.
рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Федерального государственного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по республике Калмыкия и Астраханской области" (<...>,проезд, 28в)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области (<...>).
о признании права оперативного управления на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...> д.3
при участии:
от истца: ФИО1 – представитель – доверенность № 21/306/6/4/-1050 от 10.12.2008 г.
от ответчика – не явился
Федеральное государственное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по республике Калмыкия и Астраханской области" обратилось в Арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области с требованиями об обязании ответчика предоставить в оперативное управление истцу объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...>, измененных истцом на требования о признании за ФГУ «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по республике Калмыкия и Астраханской области» права оперативного управления на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...>, а именно: Административное здание, литер А, общей площадью 305,0 кв.м; Холодная пристройка, литер а, общей площадью 27,3 кв.м; Холодная пристройка, литер а1, общей площадью 10,5 кв.м; Склад, литер В, общей площадью 101,2 кв.м; Навес, литер Г; Навес, литер Г1; Уборная, литер I; Ворота, литер II; Водопровод, литер IV; Гараж, литер Б, общей площадью 64,7 кв.м.
Кроме того, истец в судебном разбирательстве уточнил требования, также просит признать соответствующую техническим регламентам перепланировку и переоборудование объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...>, а именно: Административного здания, литер А, с уменьшением общей площади на 5,4 кв.м и с увеличением основной площади на 18,9 кв.м, и Здания гаража, литер Б, с увеличением общей площади на 9,9 кв.м и основной площади на 9,9 кв.м, а построенное здание склада, литер В, расположенное по адресу: <...>, также признать соответствующим техническим регламентам.
Изменение требований принято судом к рассмотрению.
Представитель ответчика в судебное разбирательство не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, судебное заседание проводится в отсутствие надлежаще извещенного ответчика.
Представитель истца в судебном разбирательстве заявленные исковые требования поддерживает, согласно искового заявления и дополнения к исковому заявлению, и пояснил, что 18 июня 2001 года государственным учреждением «Краснознаменное Северо-Кавказское региональное пограничное управление Федеральной пограничной службы Росси» приобретено по госконтракту недвижимое имущество по адресу: <...>. Письмом от 07.12.2007 года № СС – 08/33723.дсп Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом поручило территориальным управлениям в установленном порядке принять решение о закреплении федерального имущества, на праве оперативного управления за вновь созданным пограничными управлениями ФСБ России. Письмом от 06.03.2008 года № 09-09/1-231 ТУФА по УФИ по Астраханской области сообщило о приостановлении вопроса о закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления, в связи с отсутствием регистрации государственного контракта на его приобретение. А также истец в период владения имуществом произвел перепланировку ряда объектов, технические заключения о состоянии строительных конструкций представлены суду. Истец просит признать перепланировку и переоборудование объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...>, а именно: - Административного здания, литер А, с уменьшением общей площади на 5,4 кв.м и с увеличением основной площади на 18,9 кв.м соответствующую техническим регламентам; Здания гаража, литер Б, с увеличением общей площади на 9,9 кв.м и основной площади на 9,9 кв.м соответствующую техническим регламентам. Построенное здание склада, литер В, расположенное по адресу: <...>, признать соответствующим техническим регламентам и просит признать за Федеральным государственным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Республике Калмыкия и Астраханской области» право оперативного управления на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...>: Административное здание, литер А, общей площадью 305,0 кв.м; Холодная пристройка, литер а, общей площадью 27,3 кв.м; Холодная пристройка, литер а1, общей площадью 10,5 кв.м; Склад, литер В, общей площадью 101,2 кв.м; Навес, литер Г; Навес, литер Г1 Уборная, литер I; Ворота, литер II; Водопровод, литер IV; Гараж, литер Б, общей площадью 64,7 кв.м.
Представитель ответчика не имеет возражений по исковым требованиям истца согласно представленному в суд отзыву на иск (л.д.102-103).
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя истца,
у с т а н о в и л :
Как следует из материалов дела, между Районным потребительским обществом «Харабалинское» и Краснознаменным Северо-Кавказским региональным управлением ФПС России 18.06.2001 г. заключен государственный контракт на приобретение зданий и сооружений от 18 июня 2001 года, предметом которого является передача в собственность недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>: Административное здание 691 кв.м., Склады 633,1 кв.м ( л.д. 10).
Стоимость имущества согласно контракту указана в сумме 290.000 рублей.
Согласно условиям указанного контракта объекты передаются продавцом покупателю по передаточному акту в течении трех дней после подписания сторонами настоящего контракта.
Также согласно пункту 1.2 контракта указано, что объекты принадлежат Продавцу на праве собственности на основании регистрационных удостоверений от 26.10.1977 г. № 3407, от 16.11.1977 г. № 3424, выданных на основании решения Администрации г.Харабали от 29.08.1977 г. № 84.
Приказом № 860 от 31 декабря 2004 года № Государственное учреждение «Краснознаменное Северо-Кавказское региональное пограничное управление Федеральной пограничной службы России» 29 декабря 2005 года было реорганизовано в виде разделения, результате которого было образовано в том числе и Государственное учреждение «Каспийское пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (л.д. 38).
Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 04 марта 2006 года № 88 Государственное учреждение «Каспийское Пограничное управление Федеральной службы безопасности России» было реорганизовано в виде разделения, в результате которого образовано Пограничное управление ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области (л.д.39).
Согласно Акту приема-передачи от 17.12.2007 г. состоялась передача истцу военного городка, расположенного в <...> в составе которого указаны административное здание, склад, гараж и объекты, заявленные в настоящем иске истцом (л.д.13).
Согласно пункту 1.1 Устава Федерального Государственного учреждения «Каспийское Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации» входит в структуру органов федеральной службы безопасности и создано в соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 г. № 960.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного устава истец является юридическим лицом, организационно-правовая форма - государственное учреждение.
Согласно положений пункта 4.4 Устава истца имущество закрепляется за Пограничным управлением на праве оперативного управления и является федеральной собственностью.
Как уже установлено судом и указано выше, имущество было приобретено в результате сделки по вышеназванному госконтракту от 18 июня 2001 г. В результате реорганизации в настоящее время именно истец владеет спорным имуществом.
Постановлением Главы МО «Город Харабали» Харабалинского района Астраханской области от 18.04.2005 года № 247 ФСБ РФ Каспийскому пограничному Управлению войсковой части 2349 предоставлен в бессрочное /постоянное/ пользование земельный участок с кадастровым номером 30:10:11 03 10:00 расположенный по адресу <...> для эксплуатации административного здания (л.д.66).
Постановлением Главы МО «Город Харабали» Харабалинского района Астраханской области от 18.09.2007 года № 577 внесены изменения в Постановление № 247 от 18.04.2005 года: слова «…ФСБ РФ Каспийскому пограничному управлению войсковой части 2349» заменены словами «…государственному учреждению «Каспийскому пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации» и слова «…площадью 1613 м2» заменены на слова «…площадью 1650 м2»(л.д.67).
Письмом от 07 декабря 2007 года № СС-08/33723.дсп Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поручило территориальным управлениям в установленном порядке принять решение о закреплении федерального имущества, на праве оперативного управления за вновь созданными пограничными управлениями ФСБ России.
Письмом от 06 мая 2008 года № 09-09/1-231 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области сообщило о приостановлении вопроса закрепления недвижимого имущества на праве оперативного управления, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, рекомендовано узаконить данное имущество, что и послужило основанием обращения истца в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, имущество государственного учреждения находится соответственно в государственной собственности и принадлежит такому учреждению на праве оперативного управления.
Статьей 299 ГК РФ предусмотрено, что право оперативного управления на имущество возникает у учреждения на основании решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления и передаточного акта.
Заявитель, являясь государственным учреждением, в силу закона может владеть имуществом только на праве оперативного управления.
Материалами дела подтверждается, что истец является владельцем в настоящее время имущества, расположенного по адресу г.Харабали Астраханской области, ул.Кирова,3, приобретенного Краснознаменным Северо-Кавказским региональным управлением Федеральной пограничной службы, который являлся стороной государственного контракта от 18.06.2001 г.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что подлинник оригинала государственного контракта на приобретение зданий и сооружений от 18.06.2001 г. утрачен.
Таким образом, получить или восстановить указанный документ невозможно.
Поскольку у истца отсутствует правоустанавливающий документ, у Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Астраханской области возникли основания для приостановления вопроса о внесении имущества, приобретенного по контракту, в реестр федерального имущества и принятия решения о закреплении данного имущества на праве оперативного управления.
Предметом настоящего иска являются требования о признании права оперативного управления за истцом на следующие объекты: Административное здание, литер А, общей площадью 305,0 кв.м; Холодная пристройка, литер а, общей площадью 27,3 кв.м; Холодная пристройка, литер а1, общей площадью 10,5 кв.м; Склад, литер В, общей площадью 101,2 кв.м; Навес, литер Г; Навес, литер Г1, Уборная, литер I; Ворота, литер II; Водопровод, литер IV; Гараж, литер Б, общей площадью 64,7 кв.м. расположенные по адресу: Астраханская область, расположенные по адресу: <...>, и фактически эти объекты находятся в пользовании истца.
Названные объекты указаны в Техническом паспорте, имеющимся в деле на момент рассмотрения настоящего иска (л.д.24-37).
Земельный участок по указанному адресу предоставлен истцу Администрацией Муниципального образования «Город Харабали» в постоянное (бессрочное) пользование.
Материалами дела подтверждается, что ответчик на обращение истца приостановил решение вопроса о закреплении спорного имущества по адресу: <...>, указав в своем письме от 06.05.2008 г. № 09-09/1-231 об отсутствии государственная регистрация государственного контракта на приобретение зданий и сооружений от 18.06.2001 г.
Имуществом, на которое истец просит признать право оперативного управления, ни на каком ином, кроме права оперативного управления, истец владеть не может, поскольку является государственным учреждением.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судом установлено, что истец произвел перепланировку помещений литеров «А» и «Б», а также перестроил здание литер «В» под склад. Давая оценку данным обстоятельствам, суд отмечает следующее.
Истец фактически с момента приобретения спорного недвижимого имущества по госконтракту от 18 июня 2001 года несет бремя содержания имущества, реконструировал его и произвел неотделимые улучшения, при этом финансирование истца производится только из средств федерального бюджета, земельный участок по адресу:<...>, на котором расположены заявленные в иске объекты, передан истцу для эксплуатации административных зданий на условиях постоянного (бессрочного) пользования. В результате перепланировки не изменилось как таковое целевое назначение зданий, они так и остались по своему принципу административными.
Кроме того, истцом представлены в материалы дела технические заключения, из которых усматривается соответствие основных строительных конструкций объектов литеров «А», «Б» и «В» строительным нормам и правилам СНиП 3.03.01-87, СНиП 21.01-97*, ГОСТу 27751-88.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить исковые требования и признать перепланировку и переоборудование объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...>, а именно: Административного здания, литер А, с уменьшением общей площади на 5,4 кв.м и с увеличением основной площади на 18,9 кв.м соответствующую техническим регламентам; Здания гаража, литер Б, с увеличением общей площади на 9,9 кв.м и основной площади на 9,9 кв.м соответствующую техническим регламентам, а построенное здание склада, литер В, также признать соответствующим техническим регламентам.
То обстоятельство, что ответчиком не решен окончательно вопрос о внесении спорных объектов в реестр федерального имущества, как раз и свидетельствует о том, что истец только в судебном порядке может осуществить защиту своих прав, иным способом, кроме обращения в арбитражный суд с иском о признании за ним права оперативного управления на имущество, истец не имеет возможности защитить свои интересы.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Астраханской области не имеет возражений по поводу признания за истцом права оперативного управления, суд считает возможным удовлетворить исковые требования и признать за Федеральным государственным учреждением "Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по республике Калмыкия и Астраханской области" право оперативного управления на следующие объекты: Административное здание, литер А, общей площадью 305,0 кв.м; Холодная пристройка, литер а, общей площадью 27,3 кв.м; Холодная пристройка, литер а1, общей площадью 10,5 кв.м; Склад, литер В, общей площадью 101,2 кв.м; Навес, литер Г; Навес, литер Г1, Уборная, литер I; Ворота, литер II; Водопровод, литер IV; Гараж, литер Б, общей площадью 64,7 кв.м. расположенные по адресу: Астраханская область, расположенные по адресу: <...>.
Учитывая, что исковые требования заявлены фактически в отношении трех главных объекта недвижимости – административного здания литер «А», гараж литер «Б» и склад литер «В», а остальное имущество является вспомогательным поскольку относится к сооружениям и ограждениям согласно Техпаспорту, то размер госпошлины, подлежащий уплате по настоящему иску, составляет 6.000 рублей согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса РФ. Однако, учитывая, что истец является Федеральным государственным учреждением, суд считает возможным снизить размер подлежащей уплате госпошлины до фактически уплаченного истцом размера 3.000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать перепланировку и переоборудование помещений следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...>, а именно:
- Административного здания, литер А, с уменьшением общей площади на 5,4 кв.м и с увеличением основной площади на 18,9 кв.м соответствующую техническим регламентам;
- Здания гаража, литер Б, с увеличением общей площади на 9,9 кв.м и основной площади на 9,9 кв.м соответствующую техническим регламентам.
Построенное здание склада, литер В, расположенное по адресу: <...>, признать соответствующим техническим регламентам.
Признать за Федеральным государственным учреждением «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Республике Калмыкия и Астраханской области» право оперативного управления на объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...>:
Административное здание, литер А, общей площадью 305,0 кв.м;
Холодная пристройка, литер а, общей площадью 27,3 кв.м;
Холодная пристройка, литер а1, общей площадью 10,5 кв.м;
Склад, литер В, общей площадью 101,2 кв.м;
Навес, литер Г;
Навес, литер Г1
Уборная, литер I;
Ворота, литер II;
Водопровод, литер IV;
Гараж, литер Б, общей площадью 64,7 кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
Судья
И.Ю. Баскакова