ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-7357/13 от 20.01.2014 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Астрахань

Дело №А06-7357/2013

20 января 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 января 2014 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе:  судьи Смирновой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сениной О.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Астрахани» (ИНН 3015054935, ОГРН 1023000845504, г. Астрахань) к индивидуальному предпринимателю Марченко Анне Николаевне (ИНН 301610909742, ОГРН 310301613800014, г. Астрахань) о взыскании суммы субсидии в размере 58 800 рублей,

при участии:

от истца: Соловьева И.В. - представитель (доверенность от 26.09.2013 года № 01-20/3457, паспорт);

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом.

Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Астрахани», в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд Астраханской области с иском к индивидуальному предпринимателю Марченко Анне Николаевне о взыскании суммы субсидии в размере 58 800 рублей.

Ответчик -  индивидуальный предприниматель Марченко Анна Николаевна, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил.

В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом мнения представителя истца, дело рассматривается по существу в отсутствие ответчика.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил иск удовлетворить. В обоснование своих требований изложил доводы, содержащиеся в исковом заявлении.

Проанализировав материалы арбитражного дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

При этом суд исходил из следующего:

В целях сдерживания кризисных явлений на рынке труда в субъектах Российской Федерации Правительством Российской Федерации определен порядок и условия предоставления в 2011 году субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

Отраслевой целевой программой «Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2011 год», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24 января 2011 года № 8-П, предусмотрено субсидирование бюджетных денежных средств на мероприятия по стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Во исполнение данной программы постановлением Правительства Астраханской области от 04.04.2011 г. № 83-П утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Астраханской области на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

В соответствии с установленным Порядком 12 декабря 2011 года между Областным государственным казенным учреждением «Центр занятости населения города Астрахани», именуемым в дальнейшем «Центр», и индивидуальным предпринимателем Марченко Анной Николаевной, именуемой в дальнейшем «Работодатель», заключен договор № 95-ДРМ о предоставлении субсидии безработному гражданину, открывшему собственное дело, на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (л.д. 9-10).

Предметом вышеуказанного договора является предоставление «Работодателю» субсидии из бюджета Астраханской области на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее - субсидия) в порядке и на условиях, определенных настоящим договором.

В соответствии с пунктом 2.1.1. договора № 95-ДРМ от 12 декабря 2011 года Работодатель обязался создать 2 рабочих места в соответствии с представленным бизнес-планом.

Согласно пункту 2.1.2. договора, для получения субсидии Работодатель обязался представить «Центру» заявление-анкету о предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников; заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; сведения о потребности в работниках, наличии свободных мест (вакантных должностей); заверенные копии приказов о приеме на работу безработных граждан, направленных центром занятости населения; копии трудовых договоров; заявление в комиссию по рассмотрению вопроса о предоставлении субсидии на мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Согласно пункту 2.2.3. договора, в случае положительного решения комиссии и после исполнения Работодателем условий пункта 2.1.2 Центр обязался издать приказ о выделении субсидии и перечислить на счет Работодателя сто семнадцать тысяч шестьсот рублей.

Индивидуальным предпринимателем Марченко Анной Николаевной 22 декабря 2011 года по направлению Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Астрахани» была трудоустроена зарегистрированная в качестве безработной гражданка Ряскова Евгения Игоревна на вакантную должность «продавец непродовольственных товаров».

Центр занятости населения города Астрахани, в свою очередь, в соответствии с условиями пункта 2.2.3. договора, после предоставления ответчиком приказа о приеме на работу и трудового договора с Рясковой Е.И., принял на себя обязательства о предоставлении индивидуальному предпринимателю Марченко Анне Николаевне финансовой помощи за созданное рабочее место, в связи с чем, был издан приказ от 22 декабря 2011 года № 702/п о выделении субсидии на создание одного рабочего места в размере 58 800 рублей.

Платежным поручением № 2028987 от 23 декабря 2011 года Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Астрахани» перечислило на расчетный счет индивидуального предпринимателя Марченко Анны Николаевны субсидию в размере 58 800 рублей.

Согласно пункту 2.1.3. договора Работодатель обязан в течение 12 месяцев со дня получения субсидии сохранять созданные рабочие места.

Как усматривается из представленных в материалы арбитражного дела документов, 25 января 2012 года трудоустроенная ответчиком Ряскова Е.И. обратилась в Центр занятости населения города Астрахани и была зарегистрирована как безработная.

В карточке обратившегося за государственной услугой датой увольнения с последнего места работы, работодателем которого являлся индивидуальный предприниматель Марченко Анна Николаевна, значится 22 января 2012 года.

Пунктом 2.1.4. договора предусмотрено, что в случае увольнения работника с созданного рабочего места, Работодатель обязан в течение 3-х рабочих дней представить в центр занятости заверенную копию приказа об увольнении работника; сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и трудоустроить на вакантное рабочее место безработного гражданина, направленного Центром.

В нарушение пункта 2.1.4. договора, ответчик указанные документы истцу не представил.

Пунктом 3.3. договора № 95-ДРМ от 12 декабря 2011 года предусмотрено, что в случае невыполнения условий пунктов 2.1.3. - 2.1.5. субсидия подлежит возврату добровольно, в течение 30 дней с момента образования вакансии на дополнительно созданном рабочем месте, либо она взыскивается в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Письмом от 02.10.2012 года за исх. № 01-18/3621 истцом в адрес ответчика была направлена претензия с предложением в срок до 06 ноября 2012 года добровольно возвратить субсидию в сумме 58 800 рублей (л.д. 8).

Поскольку ответчик в добровольном порядке не произвел возврат субсидии, истец обратился с настоящим иском в суд.

Из анализа обстоятельств дела суд приходит к выводу, что отношения сторон регулируются положениями бюджетного законодательства, определяющими порядок предоставления и возврата бюджетных средств.

Согласно статье 69 Бюджетного Кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, помимо прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статья 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что к нарушителям бюджетного законодательства может быть применена мера ответственности как изъятие бюджетных средств.

Договором № 95-ДРМ от 12 декабря 2011 года предусмотрено условие, при котором предоставленные безвозмездно бюджетные средства, должны быть возвращены (изъяты) получателем.

Так пунктом 3.3. договора № 95-ДРМ от 12 декабря 2011 года предусмотрено, что в случае невыполнения условий пунктов 2.1.3. - 2.1.5. субсидия подлежит возврату добровольно, в течение 30 дней с момента образования вакансии на дополнительно созданном рабочем месте, либо она взыскивается в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 2.1.3. договора предусматривает обязанность Работодателя в течение 12 месяцев со дня получения субсидии сохранять созданные рабочие места; пункт 2.1.4. договора - обязанность в случае увольнения работника с созданного рабочего места в течение 3-х рабочих дней представить в центр занятости заверенную копию приказа об увольнении работника; сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и трудоустроить на вакантное рабочее место безработного гражданина, направленного Центром.

Судом установлено, что получателем субсидии - индивидуальным предпринимателем Марченко Анной Николаевной, нарушены условия договора № 95-ДРМ от 12 декабря 2011 года, в установленный договором срок в центр занятости не представлены заверенная копия приказа об увольнении работника, сведения о потребности в работниках и наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей).

Ответчик не воспользовался процессуальными правами, предоставленными ему Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление и доказательства возврата денежных средств не представил.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Установив факт нарушения ответчиком обязательств, суд считает требования истца о взыскании с ответчика суммы предоставленной ему субсидии в размере 58 800 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истцом заявлено о возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины за получение выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ответчика в размере 200 рублей и государственной пошлины, уплаченной при подаче иска в размере 2 352 рублей.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в состав судебных расходов входят как государственная пошлина, так и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде.

По смыслу статьи 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в связи с получением им выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, относятся к судебным издержкам и подлежат распределению в составе судебных расходов.

Доказательства, подтверждающие фактические затраты и разумность расходов, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункты 20 и 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 года № 82).

В материалы дела истцом представлена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащая сведения об ответчике (л.д. 15-17), платежное поручение № 4335879 от 16.08.2013 года об оплате государственной пошлины за получение выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и платежное поручение № 4350848 от 21.08.2013 года об оплате государственной пошлины за рассмотрение иска.

С учетом приведенных выше норм, а также положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает правомерным взыскать с ответчика в пользу истца понесенные им расходы по уплате государственной пошлины за получение выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и подачу иска.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с индивидуального предпринимателя Марченко Анны Николаевны (ИНН 301610909742, ОГРН 310301613800014) в пользу Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Астрахани» (ИНН 3015054935, ОГРН 1023000845504) сумму субсидии в размере 58 800 рублей, а также 2 552 рублей в счет возмещения судебных расходов.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

Н.В. Смирнова