ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-7364/2021 от 25.11.2021 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-7364/2021

02 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2021 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Солодиловой П.А.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственности «Рекламно-коммерческая фирма «Камерон»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области  о признании незаконным и отмене решения №030/07/3-585/2021  от 29.04.2021;

об обязании выдать предписание об аннулировании результатов закупки, согласно протокола №1220/3 от 21.04.2021 проведения открытого аукциона

Третьи лица: Автономное учреждение Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр", ООО " Телевизионный Канал  "Астртелеком".

при участии:

до перерыва 18.11.2021:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 12.09.2019 (диплом);

от УФАС по АО: ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2021 (диплом);

от Автономного учреждения Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр": не явился, извещен;

от ООО " Телевизионный Канал  "Астртелеком": исполняющий обязанности ген. директора ФИО3 (приказ); ФИО4, представитель по доверенности от 01.09.2021 (диплом)

после перерыва 25.11.2021:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 12.09.2019 (диплом);

от УФАС по АО: ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2021 (диплом);

от Автономного учреждения Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр": не явился, извещен;

от ООО " Телевизионный Канал  "Астртелеком": ФИО4, представитель по доверенности от 01.09.2021 (диплом)

Общество с ограниченной ответственности «Рекламно-коммерческая фирма «Камерон» (далее ООО «РКФ «Камерон», Общество, заявитель)   обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене решения УФАС России по Астраханской области (далее антимонопольный орган) №030/07/3-585/2021  от 29.04.2021, об обязании выдать предписание об аннулировании результатов закупки, согласно протокола №1220/3 от 21.04.2021 проведения открытого аукциона.

В  судебное заседание представитель от Автономного учреждения Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр" не явился, извещен  надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о движении данного дела размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.

С учетом мнения сторон, суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенных в заявлении и пояснениях суду.

Представитель УФАС России по АО  с заявленными требованиями не согласен, свои доводы изложил в отзыве и пояснениях суду. Просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель ООО " Телевизионный Канал  "Астртелеком" поддержал позицию антимонопольного органа.

Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 18.11.2021 до 25.11.2021.После перерыва судебное заседание было продолжено.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, в Астраханское УФАС России 23.04.2021 поступила жалоба ООО «РКФ «Камерон» на действия закупочной комиссии Автономного учреждения Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр" при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по размещению аудиороликов в радиоэфире (реестровый номер извещения 32110146547).

Антимонопольный орган, рассмотрев заявление ООО «РКФ «Камерон»»,  вынес решение  №030/07/3-585/2021  от 29.04.2021  и  признал  жалобу необоснованной.

Не согласившись с решением УФАС по АО, Общество обратилось  в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 ГК РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).

Таким образом, порядок подготовки и проведения процедур закупок и условия их применения устанавливаются заказчиком самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом N 223-ФЗ Положения о закупке.

При этом, Закон N 223-ФЗ, Положение о закупках непосредственно не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, не устанавливают правила оценок, но определяют перечисленные выше основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.

Судом установлено, что 31.03.2021 Автономное учреждение Астраханской области "Астраханский областной инновационный центр" (далее Организатор закупки) разместил в ЕИС извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по размещению аудиороликов в радиоэфире (реестровый номер извещения 32110146547) (далее - извещение о закупке), а также документацию о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по размещению аудиороликов в радиоэфире (далее - документация о закупке).

Организатор закупки действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд автономного учреждения Астраханской области «Астраханский областной инновационный центр», утверждённого протоколом Наблюдательного совета АУ АО «АОИЦ» от 19.07. 2019 №2 (далее - Положение о закупке).

Согласно Техническому заданию документации о закупке, в ходе оказания услуг Исполнитель обеспечивает размещению аудиороликов в радиоэфире в рамках пункта «Содействие в популяризации продукции субъектов малого и среднего предпринимательства» в эфире электронного СМИ, осуществляющего вещание на территории г. Астрахани и не менее 2 районов Астраханской области.

Пунктом 15 Информационной карты документации о закупке и пунктами 8.12.3-8.12.5 Положения о закупах были установлены следующие требования к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие может предоставляться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию (составляется в произвольной форме):

1)         наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого электронного аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого электронного  аукциона (для    иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого электронного аукциона;

2)         декларацию о соответствии участника электронного аукциона следующим
требованиям (указанная декларация может предоставляться с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки):

-           не проведение ликвидации участника конкурентной закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

- не приостановление деятельности участника конкурентной закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурентной закупке;

- отсутствие у участника конкурентной закупки задолженности по начисленным налогам,  сборам  и  иным  обязательным  платежам  в  бюджеты любого  уровня  или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При наличии задолженности участник конкурентной закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в закупке не принято;

- отсутствие между участником конкурентной закупки и заказчиком конфликта интересов;

3)         документы, содержащие информацию о месте регистрации участников (для
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или документы, удостоверяющие
личность (для физических лиц).

4)         копию действующей лицензии на осуществление радиовещания, либо договора с вещателем, имеющим действующую лицензию на осуществление радиовещания радиоканала.

При этом, в силу требований пункта 8.4 документации о закупке заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией о таком электронном аукционе, в случае:

- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 8.12.3-8.12.5. Положения о закупках;

- несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным аукционной документацией о таком электронном аукционе;

- наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого электронного аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком электронном аукционе.

Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 19.04.2021 №1220, на участие в закупке было подано 6 заявок.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 21.04.2021 №1220, победителем аукциона было признано ООО «Телевизионный канал «Астртелеком», подавший заявку под номером 2757.

Данная заявка соответствует  требованиям документации о закупке и Положению о закупке.

Доводы Заявителя о том, что ООО «Телевизионный канал «Астртелеком» имеет право вещания  только на территории г.Астрахани, что не соответствует техническому заданию документации о закупке, судом отклонен как несостоятельный  по следующим основаниям.

Комиссия по закупкам, создаваемая для проведения закупки, действует в порядке и на условиях, закреплённых в документации о закупке и Положении о закупке.

Принимая решение о соответствии заявки требованиям данных документов, закупочная комиссия фактически проверяет наличие в заявке необходимых документов и соответствие их формальным требованиям, установленным в документации о закупке.

Документация о закупке содержит требование о наличии в составе заявки копии действующей лицензии на осуществление радиовещания  ( при этом какие-либо требования к территории вещания, установленной в лицензии, документация не устанавливает).

Лицензия ООО «Телевизионный канал «Астртелеком» является действующей, что подтверждено письмом Роскомнадзора по Астраханской области от 28.04.2021 №4665-03-02/30.

При таких обстоятельствах у конкурсной комиссии отсутствовали основания для признания заявки победителя закупки несоответствующей требованиям документации о закупке.

В связи с чем, антимонопольный орган   правомерно   признал жалобу заявителя по делу необоснованной.

Представитель УФАС пояснил, что  в настоящее время контракт полностью исполнен и заявителем  не представлено доказательств как   нарушаются  его законные права и интересы.

Довод заявителя о том, что антимонопольный орган обязан был при рассмотрении жалобы  дать  оценку,   в том числе и  документации  о закупке судом отклонен как несостоятельный.

Как пояснил представитель УФАС по АО   жалоба ООО РКФ «Камерон»  была подана  на неправомерный выбор Организатором закупке победителя,  документация о закупке не обжаловалась. 

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Основания для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган определены частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона о закупках и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.

Таким образом, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

Согласно пункту 25 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017, заинтересованное лицо вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона о закупках только в случаях, прямо предусмотренных частью 10 статьи 3 указанного закона.

В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции изложенной в пункте 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика подлежат рассмотрению в процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, по основаниям, которые установлены частью 10 статьи 3 Закона о закупках. При этом необходимо учитывать, что, согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Следовательно, УФАС по АО не мог  выйти за рамки довода жалобы заявителя.

Судом проверена процедура принятия данного решения, нарушений процедуры не установлено.

Судом проверены все доводы заявителя, однако они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения.

На основании изложенного, оспариваемое по делу решение соответствует закону и не нарушает материальных прав заявителя по делу.

Следовательно,  требования заявителя, подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать ООО «Рекламно-коммерческой фирме «Камерон» в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.А. Ковальчук