ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-7401/19 от 09.07.2020 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-7401/2019

14 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2020 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Плехановой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ереминой А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по  заявлению Акционерного общества "Ипотечное агентство Астраханской области"

к  Управлению федеральной антимонопольной службы по Астраханской области 

о признании недействительным и не соответствующим Федеральному закону о рекламе  решение от 06.06.2019 по делу №60-Р-05-18 и признании незаконным и отмене предписания от 06.06.2019

заинтересованные лица: Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, ИП ФИО1;  ООО «Южанка»

при участии в судебном заседании:

от заявителяФИО2, представитель по доверенности от 04.03.2019 года

от заинтересованного лица – ФИО3,  представитель по доверенности №13 от 03.02.2020,

от заинтересованных лиц – не явились, извещены надлежащим образом,

Акционерное общество "Ипотечное агентство Астраханской области" (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее – Управление, УФАС по АО) о признании недействительным и не соответствующим Федеральному закону о рекламе  решение от 06.06.2019 по делу №60-Р-05-18 и признании незаконным и отмене предписания от 06.06.2019, заинтересованные лица: Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, ИП ФИО1;  ООО «Южанка».

                Представители Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, ИП ФИО1, ООО «Южанка» в судебное заседание не явились, согласно статье 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей указанных лиц.

            В судебном заседании представитель заявителя просит суд удовлетворить заявленное требование полностью, считает оспариваемый акт Управления противоречащим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

            Представитель УФАС по АО требование не признал, считает оспариваемое решение законными и обоснованными, просил суд отказать в удовлетворении заявленного требования.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд,

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление гражданина П., содержащее сведения о распространении рекламы, следующего содержания: «6%. Ипотечное Агентство Астраханской области. Создано Правительством Астраханкой области. ИПОТЕКА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ. 64-57-57. www.astipoteka.ru», посредством рекламной конструкции, установленной по адресу: <...> (на пересечении улиц ФИО4 и Набережной 1 Мая), выполненную на белом фоне с использованием голубого цвета и выделением цифры 6 красным цветом, с признаком нарушения части 1 статьи 28, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

По данному факту Управлением 26.10.2018 быловозбуждено дело №60-Р-05-18 по признакам нарушения законодательства Российской федерации о рекламе.

            По результатам рассмотрения указанного дела УФАС по АО было принято решение от 06.06.2019 по делу №60-Р-05-18, пунктом 1 которого реклама вышеуказанного содержания признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Закона о рекламе (т. 1, л.д. 15-21).

            Пунктом 4 данного решения антимонопольного органа указано на передачу материалов дела уполномоченному   должностному   лицу Астраханского   УФАС   России для   возбуждения   дел   об   административном правонарушении, предусмотренном частью 1, частью 6статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама — информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Указанная информация является рекламой, так как предназначена для
неопределенного круга лиц - распространяется посредством рекламной конструкции, установленной по адресу: <...> (на пересечении улиц
ФИО4 и Набережной 1 мая), и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к финансовым услугам, предоставляемым Обществом.

Объектом рекламирования являются финансовые услуги, оказываемые Обществом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель
или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание
рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель -
лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с
использованием любых средств.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму

Согласно информации, представленной в материалы дела Управлением
муниципального имущества Администрации муниципального образования «Город
Астрахань» (вх.№9517 от 17.10.2018 года), разрешение на установку и эксплуатацию
рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая
73/ ФИО4 35, выдано ИП ФИО1 Вышеуказанное разрешение является
действующим.

Согласно информации, представленной ИП ФИО1 (вх.№ 10629 от
21.11.2018 года), рекламная конструкция, расположенная по адресу: <...>
 73/ ФИО4 35, передана в распоряжение ООО «Южанка» на основании
договора аренды рекламных конструкций от 01.08.2017 года № 104.

Согласно информации, предоставленной в материалы дела Обществом (вх. №10605 от 20.11.2018 года), начальник отдела андеррайтинга и развития ипотечных программ -ФИО5, без согласования с генеральным директором Общества - ФИО6 самостоятельно разместил спорную информацию, на рекламной конструкции, установленной по адресу: <...>
(на пересечении улиц ФИО4 и Набережной 1 мая).

Однако, в материалы дела предоставлен договор оказания услуг №79 от 22.05.2019
года, заключенный между Обществом и ООО «Южанка», подписанный генеральным директором Общества ФИО6 и директором ООО «Южанка» - ФИО7

Согласно пункта 1.1. вышеуказанного договора, ООО «Южанка» обязуется оказать
услуги по изготовлению, размещению и демонстрации информационных материалов ОАО
«Ипотечное агентство Астраханской области».

Согласно приложению №1 к договору №79 от 22.05.2019 года ООО «Южанка»
обязуется изготовить информационные материалы в соответствии с предоставленным
Обществу оригинал-макетом, с последующим их размещением на рекламной конструкции, установленной по адресу: <...> с 01.06.2018 года по 31.06.2018 года.

Вышеуказанный договор пролонгировался сроком до 30.06.2019 года (вх.№726
от 29.01.2019 года).

Согласно приложению №2 к договору №79 от 22.05.2018 года текст оригинал-макета
идентичен тексту Рекламы.

На основании вышеизложенного, Управление, верно, пришло к выводу, что в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем Рекламы является Общество.

По состоянию на дату принятия оспариваемого решения у Управления отсутствовали
сведения о прекращении распространения Рекламы.

Таким образом, Реклама размещалась в период с 01.06.2018 года по 06.06.2019 год.

Общие требования к рекламе установлены ст. 5 Закона о рекламе, требования к
рекламе финансовых услуг установлены ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 1 ст.28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных
финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти
услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя -
фамилию, имя, отчество).

Как следует из п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» финансовой услугой признается банковская услуга, страховая услуга,
услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов
осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми
организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий
финансовые услуги, -кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Исходя из приведенных выше норм и текста Рекламы следует, что объектом
рекламирования является оказание Обществом финансовых услуг.

Как следует из анализа норм ч.1 ст. 28 Закона о рекламе и п.6 ст.4 Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в рекламе банковских, страховых
и финансовых услуг необходимо указывать лицо, которое оказывает такие услуги. Если
такие услуги предоставляет физическое лицо - индивидуальный предприниматель, то необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, а также статус индивидуального предпринимателя. В случае предоставления таких услуг юридическими лицами  - организациями, необходимо указывать на организационно-правовую форму таких
организаций (например, закрытые или открытые акционерные общества, кооперативы), а также указывать непосредственное наименование организации.

Однако Реклама, распространенная посредством рекламной конструкции,
установленной по адресу: <...> (на пересечении улиц ФИО4 и Набережной 1 мая), не содержит указания на организационно-правовую форму лица, оказывающего финансовые услуги, а именно ОАО «Ипотечное агентство
Астраханской области».

            Таким образом, Реклама не соответствует требованиям ч. 1 ст.28 Закона о рекламе.

            Согласно ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с
предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашение кредита или займа,
содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите), для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Закона о потребительском кредите.

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5
Закона о потребительском кредите.

К условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Согласно материалам дела (вх. №11292 от 07.12.2018 года), Общество предоставляет займы на различных условиях.

Суммы потребительских займов, предоставляемых Общества, сроки их возврата и процентные ставки различные.

Так, Обществом предоставляет займы по следующим программам:

«Перекредитование» (полное погашение задолженности по действующему ипотечному кредиту и капитальный ремонт либо иные неотделимые улучшения предмета ипотеки) на следующих условиях: сумма займа от 500 000 рублей до 15 000 000 рублей, процентная ставка от 9,9% в год, срок займа от 3-х до 30 лет,

«Приобретение готовой квартиры» (приобретение готовой квартиры в многоквартирном доме у физического или юридического лица путем заключения договора купли-продажи) на следующих условиях: сумма займа от 500 000 рублей до 15 000 000 рублей, процентная ставка от 10,25% в год, срок займа от 3-х до 30 лет, «Приобретение квартиры на этапе строительства» (приобретение квартиры в строящихся многоквартирных жилых домах) на следующих условиях: сумма займа от 500 000 до 15 000 000 рублей, процентная ставка от 9,65 % в год, срок займа от 3-х до 30 лет,

«Семейная ипотека с государственной поддержкой» (приобретение квартиры по договору купли-продажи у юридического лица, приобретение квартиры путем заключения договора участия в долевом строительстве у юридического лица, полное погашение задолженности по действующему ипотечному кредиту, ранее выданному на приобретение квартиры по договору купли-продажи или на этапе строительства (рефинансирование/ перекредитование)) на следующих условиях: сумма займа от 500 000 рублей до 6 000 000 рублей, процентная ставка 6%в год, срок займа от 3-х до 30 лет,

«Легкая ипотека» (приобретение квартиры на вторичном рынке
жилья, приобретение квартиры на этапе строительства, погашение имеющегося кредита)
на следующих условиях: сумма займа от 500 000 рублей до 15 000 000 рублей, процентная
ставка от
10,4% в год, срок займа от 3-х до 30 лет,

«Военная ипотека» ( приобретение квартиры на вторичном рынке жилья, приобретение квартиры в многоквартирном дома на этапе строительства у юридического лица путем заключения договора участия в долевом строительстве) на следующих условиях: максимальная сумма займа 2 318 290 рублей, процентная ставка 10 % в год, срок займа от 3-х лет (не более срока целевого жилищного займа),

«Целевой кредит под залог имеющейся квартиры» (приобретение заемщиком жилья на первичном или вторичном рынке) на следующих условиях: сумма займа от 500 000 рублей до 15 000 000 рублей, процентная ставка 11%в год, срок займа от 3-х до 30 лет,

«Материнский капитал-срочный» (приобретение жилого помещения) на следующих условиях: от 100 000 рублей до 437 318 рублей, процентная ставка 19 % в год,
срок займа 70 календарных дней (вх. №11292 от 07Л2.2018 года).

Таким образом, по предоставляемому заявителем финансовому продукту «Семейная ипотека с государственной поддержкой» действуют следующие условия: сумма займа от 500 000 рублей до 6 000 000 рублей, процентная ставка 6% в год, срок займа от 3-х до 30 лет.

В рекламе указано условие, влияющее на стоимость займа: «6%. Ипотечное
Агентство Астраханской области. Создано Правительством Астраханской области.
ИПОТЕКА, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ. 64-57-57.
www.astipoteka.ru», но не указаны сумма
потребительского займа, срок действия договора займа и срок возврата потребительского
потребительского займа, валюта, в которой предоставляется заем, срок в течение которого
начисляется процент за пользование заемными средствами — 6% в день, неделю, месяц и
т. п., что так же влияет на стоимость потребительского займа (кредита).

Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального Закона от 13.03.2006 года №38-Ф3 «О рекламе» не
допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о
рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом
искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, отсутствие в рекламе части существенной информации продукта, по
условиям которого действует процентная ставка указанная в Рекламе (6%), об иных
условиях действующих в данном финансовом продукте, способно ввести потребителей
рекламы в заблуждение относительно порядка его предоставления и, как следствие,
воспрепятствовать осознанному выбору потребителем рекламируемых услуг.

Следовательно, вышеуказанная реклама нарушает ч. 7 ст. 5, ч. 1,3 ст. 28 Закона о
рекламе.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации,
признается ненадлежащей и не допускается законом согласно ст. 3 Закона о рекламе.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что УФАС по АО правомерно признал спорную рекламу ненадлежащей, как нарушающей требования части 7 статьи 5, частей 1, 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

В связи с чем, в оспариваемом по делу решении также правомерно указано на  передачу материалов дела для возбуждения дел об административном правонарушении.

Поскольку суд считает обжалуемое решение обоснованным и законным, вынесенное на его основании предписание также не подлежит отмене.

            На основании изложенного, заявленные требования Общества не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

            В удовлетворении заявленных требований Акционерного общества "Ипотечное агентство Астраханской области" – отказать.

 Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Г.А. Плеханова