414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-7513/2011 |
24 февраля 2012 года |
Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2012 года.
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Мирекиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Толоконниковой Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Аэропорт Астрахань"
к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Астраханской области
о признании незаконным решения от 05.10.2011 г. № 3015/116/2011-4953 об отказе в осуществлении кадастрового учета
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «Земельный гео-информационный центр», МО «Приволжский район», Муниципальное образование «город Астрахань», Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области, Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани,
при участии:
от заявителя – представителя по доверенности ФИО1,
от заинтересованного лица – ФИО2 – представителя по доверенности от 03.08.2011 г. № 17, ФИО3 – представителя по доверенности от 12.01.2012 г. № 3,
от ООО «Земельный гео-информационный центр» - ФИО4 – директор,
от МО «Приволжский район», Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области, Муниципальное образование «город Астрахань», Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани – не явились, извещены надлежащим образом.
Открытое акционерное общество "Аэропорт Астрахань" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Астраханской области о признании незаконным решения ФБУ «Кадастровая палата» по АО от 05.10.2011 г. № 3015/116/2011-4953 об отказе в кадастровом учете образуемых земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 30:12:030190:81 по причине отсутствия ненормативного акта органа местного самоуправления о разделе земельного участка с кадастровым номером 30:12:030190:81; пересечения одной из границ земельного участка :81:ЗУ1 границы МО «Приволжский район»; выявления чересполосицы с ранее учтенным уточненным земельным участком с кадастровым номером 30:03:130101:6 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Основанием для удовлетворения заявленных требований представитель заявителя указал на те обстоятельства, что заявителю в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок для эксплуатации зданий и сооружений площадь. 235 557,0 кв.м. В отношении указанного земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 30:12:030190:81. Из указанного земельного участка обществом образованы три земельного участка меньших размеров. В целях приобретения права собственности заявителя на части рассматриваемого земельного участка на основании схемы образуемых земельных участков, утвержденной генеральным директором общества, кадастровым инженером ООО «Земельный гео-информационный центр» проведены кадастровые работы и подготовлен межевой план по образованию трех земельных участков. Заявитель обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет образованных земельных участков с приложением межевого плана. Полагает, что в постановке на кадастровый учет по причине отсутствия ненормативного акта органа местного самоуправления о разделе земельного участка отказано незаконно, поскольку принятию такого решения должна предшествовать стадия постановки земельного участка на кадастровый учет. При обращении в орган кадастрового учета заявитель не просит изменять какие-либо характеристики земельного участка. Сведения о границах МО «Приволжский район» в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, в связи с чем, необоснован отказ по причине пересечения одной из границ образуемого земельного участка. Доказательств наличия чересполосицы органом кадастрового учета не представлено. Кроме того, представитель заявителя поставил под сомнение полномочия лица, подписавшего оспариваемое решение.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признала, пояснила, что при разделе земельного участка предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, заявителем проведены работы по установлению границ образуемых земельных участков, в результате которых изменены координаты характерных точек его частей. Изменение уникальных характеристик земельных участков представляет собой распоряжение этим участком и не допускается без согласия собственника земельного участка. Постановлением Администрации г. Астрахани от 13.11.2007 г. № 4713 по обращению ОАО "Аэропорт Астрахань" площадь земельного участка предоставленного обществу была изменена на 225 504 кв.м., на оставшуюся часть право общества прекращено. Доказательств, подтверждающих переоформления права заявителем не представлено. Кроме того, граница одного из формируемых земельных участков пересекает границу земельного участка 30:09:130101:1. Также между границами земельных участков оставлен замкнутый участок шириной около 50 см., что нарушает принцип рационального использования земель.
Представитель ООО «Земельный гео-информационный центр» пояснил, что при подготовке межевого плана не требуется иных документов кроме свидетельства о праве постоянного пользования и кадастровых выписок о земельных участках. Предоставление документа, подтверждающего согласие органа местного самоуправления на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления государственного кадастрового учета не требуется. Отказ по причине не соответствия площади земельного участка необоснован, поскольку расхождения составляют 0,74 кв.м. при допустимом расхождении +/-134 кв.м., такое отличие возможно в пределах допустимой погрешности определения площади земельного участка. Масштаб чертежа не позволил увидеть все существующие точки, отсутствие обозначения исходного земельного участка, а также наличие пересечения границ земельных участков может быть исправлению и в силу закона не является основанием для отказа.
МО «Приволжский район» в отзыве на заявление указало, что возражений по заявленным требованиям не имеет.
Муниципальное образование «город Астрахань» и Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани от участия в рассмотрении дела уклонились, в отзыве на заявление указали, что орган местного самоуправления не принимал участие в согласовании границ земельных участков, межевой план отклонен от согласования, оставляет рассмотрение спора на усмотрение суда.
Представители третьих лиц МО «Приволжский район», Муниципальное образование «город Астрахань», Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области, Управление земельными ресурсами администрации города Астрахани в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом, в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В порядке требований части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.
Как следует из материалов дела, ОАО "Аэропорт Астрахань" постановлениями администрации г. Астрахань от 23.12.1997 г. № 3564, от 02.03.1998 г. № 658 в постоянное бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 235 557,0 кв.м. для эксплуатации зданий и сооружений.
16.03.1998 г. ОАО "Аэропорт Астрахань" выдано свидетельство о праве постоянного пользования № 17104.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 30:12:030190:81.
В целях реализации права, предоставленного пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на приобретение земельных участков в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, у ОАО "Аэропорт Астрахань" для переоформления прав на ранее предоставленный земельный участок, возникла необходимость обращения в уполномоченный орган местного самоуправления за принятием решения об образовании из ранее предоставленного земельного участка трех земельных участков меньших размеров.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ землепользователем с привлечением ООО «Земельный геоинформационный центр» были проведены кадастровые работы и подготовлен межевой план по образованию трех земельных участков.
С целью постановки на кадастровый учет вновь образованных земельных участков, заявитель 09.09.2011 г. обратился в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением с приложением межевого плана.
Решением от 05.10.2011 г. № 3015/116/2011-4953 в постановке на кадастровый учет образованных земельных участков отказано.
Основанием для отказа послужили отсутствие ненормативного акта органа местного самоуправления о разделе земельного участка, пересечение одной из границ образуемого земельного участка :81:ЗУ1 с границей МО «Приволжский район», выявление чересполосицы с ранее учтенным земельным участком.
Не согласившись с отказом в постановке образованных земельных участков на кадастровый учет, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –Кодекса) объектами земельных отношений могут выступать только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 11.2 Кодекса предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.4 Кодекса при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 11.3 Кодекса решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (пункт 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» (далее –Закон № 221-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 221-ФЗ заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
В силу пункта 4 статьи 21 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом.
Статья 22 Закона N 221-ФЗ содержит состав необходимых для кадастрового учета документов.
Как следует из указанной нормы для кадастрового учета достаточно межевого плана, содержащего описание местоположения границ земельного участка.
Указанной нормой не предусмотрено, что в состав документов, необходимых для кадастрового учета земельных участков, образуемых из одного земельного участка входит решение о разделе земельного участка, предусмотренное пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или участках (статья 39 Закона № 221-ФЗ).
Определение границ части земельного участка посредством геодезических данных является достаточным для идентификации части земельного участка.
Согласно части 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из материалов дела заявителем кадастровые работы проведены путем заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ от 05.08.2011 г. № 181-11 с ООО «Земельный гео-информационный центр» в порядке статьи 36 Закона № 221-ФЗ.
Местоположение границ земельных участков смежных с земельным участком № 30:12:030190:81 при осуществлении кадастровых работ не уточнялось.
Межевой план от 09.09.2011 г. составлен на основе кадастрового плана территории от 29.06.2011 г. № 11-142310, кадастровой выписки о земельном участке от 29.04.2011 г. № 3012/202/11-4075, а также в соответствии со свидетельством о праве постоянного пользования земельным участком выданном "Аэропорт Астрахань".
Из анализа вышеуказанных норм следует, что принятию решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, нормами которой предусмотрено, что решение об образовании земельных участков, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательным приложением к заявлению об образовании земельных участков является, в том числе, и кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка.
Требование заинтересованного лица представить согласование местоположения границ земельных участков, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 39 закона о кадастре необоснованно, так как раздел земельного участка и образование трех земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 30:12:030190:81, произведен в границах ранее предоставленного земельного участка.
Кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 30:12:030190:81 или уточнение местоположения границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, не проводились.
Межевание проведено с извещением собственника земельного участка, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами совещаний по вопросу установления границ земельного участка для эксплуатации зданий и строений аэропорта по проезду Аэропортовский 1 в Советском районе от 10.09.2010 г. и 23.03.2011 г., проведенными в присутствии начальника Управления земельными ресурсами администрации города.
Довод ответчика о нарушении пункта 5 части 3 стать 27 Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» - пересечение одной из границ образуемого земельного участка границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, судом отклоняется как необоснованный.
Как установлено в судебном заседании сведения о границах МО «Приволжский район» в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Согласно представленного в материалы дела государственного контракта такие работы только проводятся.
Наложение одной из границ земельного участка :81:ЗУ1 на прилегающий земельный участок произошло из-за технической ошибки, поскольку в разделе «Чертеж земельных участков» при отображении земельного участка :81:ЗУ1 указаны не все существующие точки, а также части границ. Масштаб чертежа не позволил увидеть все существующие точки.
Расхождения составили 0,74 кв.м. при допустимом расхождении +/- 134 кв.м. в соответствии с письмом Минэкономразвития от 10.08.2011 № Д23-3357 такое отличие возможно в пределах допустимой погрешности определения площади земельного участка.
Пересечение границ земельных участков установлено программой для ведения кадастра в электронной форме в результате неточных сведений координат.
Согласно Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 в строке 4 таблицы реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" межевого плана указывается площадь земельного участка, вычисленная по результатам проведения кадастровых работ ("фактическая площадь"), а не площадь, указанная в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах.
Вместе с тем если площади земельного участка, вычисленные по координатам характерных точек границ земельного участка, указанных в таблице реквизита "1" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" межевого плана, кадастровым инженером и органом кадастрового учета, отличаются в связи с использованием различного программного обеспечения, то, по мнению Департамента недвижимости, такое отличие возможно в пределах допустимой погрешности определения площади земельного участка.
Такие недостатки, как указание в межевом плане при отображении земельного участка :81:ЗУ1 не всех существующих точек, а также части границ, а также отсутствие обозначения исходного земельного участка, подлежат исправлению.
В отношении выявления чересполосицы с ранее учтенным земельным участком – наличия замкнутого участка шириной 50 см., суд отмечает, что нормативного понятия чересполосицы действующее законодательство не содержит. Согласно пояснениям представителя ООО «Земельный гео-информационный центр» данные обстоятельства также подлежат исправлению.
Таким образом, указанные выше недостатки не могут служить основанием для отказа в постановке на кадастровый учет, а являются обстоятельствами, влекущими приостановление указанной процедуры, для исправления выявленных неточностей.
Статьей 27 Закона № 221-ФЗ установлены обстоятельства, при которых орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета. Перечисленных обстоятельств судом не установлено.
В ходе рассмотрения дела, заявителем были поставлены под сомнение полномочия лица, принявшего оспариваемое решение.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ - обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 05.10.2011 г. подписано лицом, уполномоченным на принятие решение – инженером ФИО5. Между тем, приказом ФГУ «Земельная кадастровая палата» Астраханской области от 05.07.2011 г. № П/40 утвержден перечень лиц с правом принятия решений о проведении кадастровых процедур. ФИО5 в указанный перечень должностных лиц не входит.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. (статья 201 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Решение Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Астраханской области № 3015/116/2011-4953 от 05.10.2011 года об отказе в осуществлении кадастрового учета признать незаконным.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья | Е.И. Мирекина |