АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, 6
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Астрахань Дело № А06-7528/2006-23к
« 23 » марта 2007г.
(резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2007г.)
Арбитражный суд Астраханской области в составе:
Председательствующего судьи Цепляевой Л. Н.
судей Сериковой Г.В., Каторжевского Н.К.
при ведении протокола судебного заседания пом. судьи Коноваленко А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Астраханского областного рыболовецкого союза потребительских обществ, Потребительского общества «Восток», Потребительского общества «Юбилейный», Волжского потребительского общества
к Правительству Астраханской области, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области
Третьи лица:
Филиал ФГУП Федеральный кадастровый центр «Земля» по Южному федеральному округу, Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области
о признании недействующим постановления Правительства Астраханской области от 30.06.2005г. № 214-П «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области» в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.04.2006г. № 87-П (в части).
при участии:
от истца: ФИО1- представитель, довер. от 14.11.2006г. № 1-7/25, ФИО2 – представитель, довер. от 14.11.2006г. № 1-7/26
от ответчиков:
Правительство Астраханской области - ФИО3- гл. специалист отдела, доверенность от 22.02.2007г. П-1-295/3
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области – ФИО4 – гл. специалист отдела гос. земельного контроля, довер. от 10.01.2006г. № АЖ/02-03, ФИО5 – начальник юр. отдела, довер от 10.01.2007г. № АЖ/06-01
от третьих лиц:
Филиал ФГУП Федеральный кадастровый центр «Земля» по ЮФО – не явился,
Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области – ФИО3- гл. специалист отдела, довер. от 12.01.2007г. № П-1-22/3
Астраханский областной рыболовецкий союз потребительских обществ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании не действующим постановления Правительства Астраханской области от 30.06.2005г. № 214-П «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области» в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.04.2006г. № 87-П в части утверждения Удельных показателей кадастровой стоимости земель под объектами торговли (графа 5 таблиц удельных показателей) в отношении кадастровых кварталов №№ 03 04 96; 04 08 53; 03 01 30 и удельный показатель кадастровой стоимости земель под промышленными объектами (графа 7 таблиц удельных показателей) в отношении кадастрового квартала 01 07 02 .
В предварительном судебном заседании заявителем увеличены требования, он просит признать недействующим названное постановление в части утверждения удельного показателя кадастровой стоимости земли под объектом торговли в отношении кадастрового квартала 03 06 16. Названные земельные участки находятся в пользовании заявителя.
По заказу заявителя ООО «Эксперт- Оценка» проведена оценка рыночной стоимости земельных участков, по результатам которой установлено, что рыночная стоимость земельных участков ниже кадастровой в несколько раз. В связи с этим он считает, что государственная кадастровая оценка земельных участков проведена необъективно, экономически необоснованно, с нарушением земельного и оценочного законодательства. По мнению заявителя, кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости и не должна превышать его рыночную стоимость. Кадастровая стоимость земельного участка, согласно ст. 390 Налогового Кодекса РФ, является базовой суммой для исчисления налогов на землю, необоснованное ее увеличение незаконно возлагает на истца уплату завышенного налога на землю, что негативно сказывается на его финансовом положении. УПКСЗ служат основой для расчета кадастровой стоимости земли и расчета земельного налога.
На стадии рассмотрения заявления в предварительном судебном заседании заявление объединено в одно производство с заявлениями Потребительского общества «Юбилейный», имеющего в пользовании 12 земельных участков, Потребительского общества «Восток», имеющего в пользовании 6 земельных участков, Волжского потребительского общества, имеющего 2 земельных участка, которые обжаловали вышеназванное постановление по тем же основаниям (т. 3, т. 4, т.5).
По мнению заявителей при проведении государственной кадастровой оценки земли были нарушены пункты 5, 6, 7, 8, 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000г., ст. ст. 66, 85 Земельного Кодекса РФ, Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135 - ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Заявители просят признать недействующим оспариваемое постановление с момента издания.
Правительство Астраханской области с заявленными требованиями не согласно, в отзыве и в судебном заседании представитель пояснил, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Работы по государственной кадастровой оценке земель Астраханской области были выполнены филиалом ФГУП «Федеральный кадастровый центр «Земля» по Южному федеральному округу. Определение же самих результатов кадастровой оценки земель, а также проверка (оценка) данных результатов не входит в компетенцию Правительства Астраханской области. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель не предусматривают право органа исполнительной власти субъекта РФ внесения изменений в результаты кадастровой оценки земель после их утверждения, если будет установлена рыночная стоимость.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской является платным. Формами платы за использование земли (до введения в действие налога на недвижимость) являются земельный налог и арендная плата. Часть 5 ст. 65 ЗК РФ указывает что, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков, согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ, проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки по муниципальному району (городскому округу). Положением об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области утв. приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.07.2006г. № П/0232 установлено, что Управление осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством РФ, а также ведение в установленном порядке фонда данных государственной кадастровой оценки земель и оценки иных объектов недвижимости, в том числе мониторинг рынков недвижимости (п.п. 6.4.5, 6.4.9). Согласно п.6.9. положения, Управление участвует в осуществлении функций государственного заказчика проектно-изыскательских работ, связанных с государственной кадастровой оценкой земель. Работы по проведению государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области выполнялись филиалом по Южному федеральному округу ФГУП ФКЦ «Земля». Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территорииРоссийской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель». Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области в установленном порядке были подвергнуты экспертизе и согласованны Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), что подтверждается письмом Роснедвижимости от 21.02.2006г. №АО/0077, в котором указано, что работы по государственной кадастровой оценке земель поселений на территории Астраханской области выполнены в соответствии с методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002г. № П/337.
Представитель Филиала ФГУП Федеральный кадастровый центр «Земля» по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, в силу п. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ извещен надлежащим образом, представил отзыв. В соответствии с требованиями п.п. 1, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в его отсутствие. Требования заявителей считает не подлежащими удовлетворению, указав, что несоответствие оспариваемого постановления Правительства Астраханской области перечисленным ими федеральным нормативным актам заявители усматривают в том, что утвержденная кадастровая стоимость земельного участка превышает рыночную стоимость, которую по заказу заявителей определил оценщик - ООО «Эксперт-Оценка». Между тем, указанные нормативные правовые акты не отождествляют кадастровую стоимость земельного участка и его рыночную стоимость. Каждая из них представляет собой самостоятельный вид стоимости.
Согласно п.1статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Согласно п. 5 статьи 65 и п. 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения определяется кадастровая стоимость земельного участка путем проведения дарственной кадастровой оценки земель в порядке, установленном Правительством РФ. Земельный кодекс различает два вида стоимости земельного участка - кадастровую и рыночную. Согласно п.1, 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель при государственной кадастровой оценке земель определяется кадастровая стоимость земельных участков различного целевого назначения для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Согласно Стандартам оценки, обязательным к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001г. № 519 (в ред. постановления от 14.12.2006г. № 767), существует рыночная стоимость объекта оценки как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден, и девять видов стоимостей, отличных от рыночной, которые перечислены в п.4 Стандартов. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ и ст. 390 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения земельного участка определяется кадастровая стоимость земельного участка. Федеральный закон «Об оценочной деятельности» (статья 3) содержит только определение понятия рыночной стоимости, а статья 7 этого закона гласит, что рыночная стоимость объекта оценки устанавливается только в том случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки. В данном случае нормативные правовые акты устанавливают, что для целей налогообложения определяется именно кадастровая стоимость. Таким образом, ни один из перечисленных нормативных правовых актов не устанавливает тождества кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости и не содержит указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью. Согласно указанным нормативным актам рыночная стоимость - наиболее вероятная цена продажи объекта оценки, которая зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения), изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения). Кадастровая стоимость - экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования. Утверждение заявителя о нормативном установлении равенства кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости не соответствует действительности и является результатом произвольного изложения заявителем норм Земельного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, что искажает волю законодателя. Ни в одном из перечисленных заявителем нормативных правовых актов не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимостей. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость и ни одна из статей ЗК РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости. Статья 85 ЗК РФ совсем не содержит норм, относящихся к принципам определения кадастровой стоимости земельного участка, поэтому её нормы не относятся к предмету разбирательства. Для определения рыночной стоимости и кадастровой стоимости земельного участка утверждены различные методики. Причем, для определения рыночной стоимости земельных участков установлена единая методика, независимо от целевого назначения и вида функционального использования земельного участка. Для установления кадастровой стоимости утверждено несколько различных методик, поскольку в основу кадастровой оценки положена классификация земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области с данным заявлением не согласно, считает его необоснованным. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. В рассматриваемой ситуации результаты государственнойкадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области,выполненные федеральным государственным унитарным предприятием «ФКЦ «Земля» по Южному федеральному округу, были утвержденыоспариваемым постановлением Правительства Астраханской области. Определение же самих результатов кадастровой оценки земель, что и оспаривает истец, а также проверка (оценка) данных результатов не входит в компетенцию Правительства Астраханской области. Оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Правительства Астраханской области в соответствии постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель».
В судебном заседании 14 марта 2007г. был объявлен перерыв до 14 час. 30 мин. 15.03.2007г.
15 марта 2007г. судебное заседание продолжено.
Исследовав представленные документы, оценив доводы сторон, арбитражный суд
у с т а н о в и л :
Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности и создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются арбитражным судом лишь в том случае, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов (ст. ст. 191-192 АПК РФ).
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (недействующими).
Таким образом, основанием для признания нормативного акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации недействующим, является одновременно как его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96г. № 6/8).
Постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2005г. № 214-П утверждены результаты кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области. Постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2006г. № 87-П в постановление № 214-П внесены изменения, в соответствии с которыми удельные показатели кадастровой стоимости земли по видам функционального использования в городах и с. Красный Яр Астраханской области в результатах государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области, изложены в редакции согласно приложению к постановлению № 87-П.
По мнению суда, оспариваемый акт является нормативным, так как издан в установленном порядке правомочным органом государственной власти, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение. Поэтому дело об оспаривании нормативного правового акта Правительства Астраханской области с учетом правого статуса участников отношений и характера спора подведомственно арбитражному суду.
Постановлением Губернатора Астраханской области 17.02.2004г. № 54 утвержден порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых и иных правовых актов Губернатора и Правительства Астраханской области, исполнительных органов государственной власти области. Согласно п. 2.4 Порядка официальным опубликованием правовых актов признается публикация их полного текста в периодическом печатном издании - газете "Астраханские известия". Правовые акты публикуются также в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области. Постановление № 214-П опубликовано в газете «Астраханские известия» № 28 (755) от 14.07.2005г.
Постановлением от 05.07.2006г. № 296 в Порядок официального опубликования правовых актов внесены изменения, пункт 2.4 изложен в новой редакции, согласно которой официальным опубликованием правовых актов признается публикация полного текста в периодическом печатном издании - Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области.
Постановление Правительства Астраханской области № 87-П от 06.04.2006г., которым внесены изменения в постановление № 214-П, и которое обжалуют заявители, опубликовано в полном объеме в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 14 от 13.04.2006г. Поэтому суд считает доводы заявителей относительно ненадлежащего опубликования оспариваемого нормативного правового акта не состоятельными.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. При государственной кадастровой оценке земель принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Работы по проведению государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской областивыполнялись филиалом федерального государственного унитарного предприятия «ФКЦ «Земля» по Южному федеральному округу на основании договора № 2 от 03.12.2003г., заключенному Администрацией Астраханской области с ФГУП «ФКЦ «Земля» (т. 2 л.д. 170). Результаты государственной кадастровой оценки в установленном порядке были подвергнуты экспертизе и согласованы Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), что подтверждается письмом Роснедвижимости от 21.02.2006г. №АО/0077, в котором указано, что работы по государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области выполнены в соответствии с методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17 октября 2002г. № П/337 (т. 2 л.д. 108).
Материалы актуализации государственной кадастровой оценки за исключением г. Ахтубинска были согласованны на заседании комиссии по рассмотрению хода выполнения и результатов работ по государственной кадастровой оценке земель Астраханской области, при участии представителей Правительства Астраханской области и представителей территориальных органов Федеральных служб, что подтверждается протоколом от 31.05.2005г. (т. 2 л.д. 109-113).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области» утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2005г. № 214-П, постановлением от 06.04.2006г. № 87-П в постановление № 214-П внесены изменения, утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии со статьёй 65 и п. 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения дарственной кадастровой оценки земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, Земельный кодекс различает два вида стоимости земельного участка - кадастровую и рыночную.
Согласно п.1, 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель при государственной кадастровой оценке земель определяется кадастровая стоимость земельных участков различного целевого назначения для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Согласно Стандартам оценки, обязательным к применению субъектами оценочной деятельности, существует рыночная стоимость объекта оценки как наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден, и перечисленные в п. 4 Стандартов девять видов стоимостей, отличных от рыночной. В том числе в подпункте «е» п.4 Стандартов указывается стоимость объекта для целей налогообложения: стоимость объекта оценки для целей налогообложения - это стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов. В соответствии с положениями ст. 65 Земельного кодекса РФ и ст. 390 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения земельного участка определяется кадастровая стоимость земельного участка.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности» содержит только определение понятия рыночной стоимости (статья 3). А статья 7 этого закона гласит, что рыночная стоимость объекта оценки устанавливается только в том случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки. В рассматриваемом случае нормативные правовые акты (п.5 статьи 65 ЗК РФ, п.1ст 390 НК РФ) устанавливают, что для целей налогообложения определяется именно кадастровая стоимость.
Перечисленные нормативные правовые акты не устанавливают тождества кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости и не содержат указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью. Согласно указанным нормативным актам рыночная стоимость - наиболее вероятная цена продажи объекта оценки, которая зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения), изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения).
Кадастровая стоимость - экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования.
Утверждение заявителя о нормативном установлении равенства кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости не соответствует действительности и является результатом произвольного изложения заявителем норм Земельного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, что искажает волю законодателя. Ни в одном из перечисленных заявителем нормативных правовых актов не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимостей. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость, и ни одна из статей Земельного кодекса РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости. Статья 85 ЗК РФ не содержит норм, относящихся к принципам определения кадастровой стоимости земельного участка, поэтому непонятна её относимость к предмету разбирательства.
Для определения рыночной стоимости и кадастровой стоимости земельного участка утверждены различные методики.
Рыночная стоимость земельных участков рассчитывается в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества РФ от 6 марта 2002г. № 568-р, и определяется независимо от целевого назначения и вида функционального использования земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости утверждено несколько различных методик, поскольку в основу кадастровой оценки положена классификация земель по целевому назначению и виду функционального использования:
1. Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждена приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. № П/307,
2. Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда РФ, утверждена приказом Росземкадастра от 17 октября 2002г. № П/336,
3. Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утверждена приказом Росземкадастра от 17 октября 2002г. № П/337,
4. Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утверждена приказом Росземкадастра от 20 марта 2003г. № П/49,
5. Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель водного фонда, утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 14 мая 2005г. № 99,
6. Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов, утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 июня 2005г. № 138,
7. Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 4 июля 2005г. Ш 145,
8. Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006г. № 222.
Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость. Однако дословно пункт 3 статьи 66 ЗК РФ звучит иначе: в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Случаи, когда кадастровая стоимость определяется в процентах от рыночной стоимости, а также размер этих процентов ни одним из указанных заявителем нормативных правовых актов не установлены. Эти случаи указаны в некоторых из методик государственной кадастровой оценки земель. Из утвержденных восьми методик кадастровой оценки только четыре содержат ссылки на необходимость определения рыночной стоимости земельного участка для установления его кадастровой стоимости и лишь для отдельных видов функционального использования земельных участков:
при государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов, для кластеров земельных участков;
при определении кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к землям первой группы земель водного фонда;
при определении кадастровой стоимости земель первой, второй, третьей групп земель промышленности и иного специального назначения;
при определении кадастровой стоимости эталонного земельного участка в составе объединения.
В рассматриваемом случае применялась Методика П/З37, которая по заключению Минюста РФ от 25 ноября 2003г. № 07/11041 -ЮД не нуждается в государственной регистрации, так как носит организационно-технический характер и не содержит новых правовых норм.
Согласно п.5 Правил проведения государственной кадастровой оценки
земель и п. 1.2. Методики П/З37 государственная кадастровая оценка земель поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Определение рыночной стоимости объектов оценки для исчисления кадастровой стоимости земель поселений указанной Методикой не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.20200г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения об экономических характеристиках земельных участков (а кадастровая стоимость является экономической характеристикой) вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Законодательством не предусмотрена возможность утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ отчетов о рыночной оценке земель и возможность внесения таких сведений в Государственный земельный кадастр.
Вывод заявителей о необъективности и экономической необоснованности государственной кадастровой оценки земельных участков и некорректности факторного анализа при её производстве основан на неравенстве рыночной и кадастровой стоимости. Однако, как было указано выше, нормативными правовыми актами презумпция такого равенства не установлена. Следовательно, само по себе несоответствие показателей кадастровой стоимости, утвержденных оспариваемым постановлением, рыночным ценам, не является доказательством не соответствия постановления федеральным нормативным правовым актам.
Государственная кадастровая оценка земель поселений осуществлялась на основании статистического анализа рыночных цен (что не является аналогом определения рыночной стоимости), информации об объектах недвижимости и инфраструктуре населенного пункта, полученных из официальных источников (Статистическая служба, Управление архитектуры и градостроительства, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, центр Госсанэпиднадзора и т.д.) с применением методов массовой оценки недвижимости. Исходные данные для расчета УПКС земельных участков предоставлялись федеральными, областными и муниципальными службами. Оценка проводилась в разрезе видов функционального использования земли по кадастровым кварталам в границах городской черты. В соответствии с Приложением 1 к Методике П/337 все земли поселений поделены на 14 видов функционального использования. В процессе выполнения работ учитывалось множество различных, предусмотренных Методикой П/337 оценочных факторов, таких как: доступность населения к различным центрам тяготения (объектам); уровень развития транспортной инфраструктуры; уровень развития инженерной и производственной инфраструктуры; уровень развития социально-бытового обслуживания населения; состояние окружающей среды; инженерно-геологические условия строительства и подверженность территории разрушительным природным и техногенным воздействиям и т.д. Всего, согласно Приложениям 2, 3 к Методике П/337, установлен 101 оценочный фактор, подлежащий применению при государственной кадастровой оценке земель поселений.
Заложенный в Методике П/337 механизм определения кадастровой стоимости земель поселений реализуется с помощью единого специального сертифицированного программного обеспечения (СПО), являющегося приложением к Методике. Использование СПО предусмотрено Методикой. Сертифицированное программное обеспечение реализует математический аппарат, лежащий в основе Методики, служащий для построения моделей рынка недвижимости с применением механизма множественного регрессионного анализа и производит расчет с использованием базы графических и семантических данных геоинформационной системы, содержащей информацию о ценообразующих факторах.
Правительством Астраханской области представлены Материалы выполнения работ по теме: «Актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель города Астрахани», утвержденные директором ЮРКЦ «Земля» (т. 6 л.д. 24 -146).
Согласно Материалам, в соответствии с Методикой и Техническими указаниями, разработанными в целях реализации постановления Правительства РФ от 25.08.1999г. № 495 «О государственной кадастровой оценке земель», в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», были проведены следующие работы: сбор и анализ информации по показателям, характеризующим функционально-планировочную структуру населенного пункта, местоположение потенциалов влияния и объектов оценки; сбор информации по объектам влияния составляющим инфраструктуру населенного пункта, включая реестры инфраструктуры, в соответствии с ТУ; формирование слоев электронной карты населенного пункта в ГИС ObjectLand; конвертация имеющейся картографической информации из ГИС ObjectLand в требуемую СПО ГИС Mapinfo, в соответствии с требованиями ТУ; сбор информации о сделках купли-продажи недвижимости в населенном пункте; ввод рыночной информации в подсистему «Сделки»; нанесение объектов рыночных сделок на электронную карту с точной адресной «привязкой». Для проведения расчетов по экспертно-аналитической составляющей сформирован экспертный совет и проведено анкетирование экспертов (т. 6 л.д. 31). Какие факторы были положены ООО «Эксперт-Оценка» в основу определения рыночной стоимости земельного участка, неизвестно, поскольку объем используемой при оценке информации, выбор источников информации и порядок использования информации определяются оценщиком. Однако, установленная методика по определению рыночной стоимости земельных участков несопоставима с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений.
Указанное опровергает доводы заявителей о том, что при проведении государственной кадастровой оценке земли использована недостоверная информация, поскольку не проведены указанные выше работы. По этим же основаниям судом отклонено ходатайство заявителей о проведении методической и вычислительной экспертизы.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в отношении объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами. Согласно представленным документам заявители являются пользователями, но не собственниками указанных земельных участков. В заявлении отсутствуют сведения о предоставлении собственником полномочий на заключение заявителями договоров на проведение оценки земельных участков, то есть договоры на проведение оценки заключены неуполномоченным лицом. Договоры с оценщиком на проведение оценки заключены с нарушением ст. 10 ФЗ «Об оценочной деятельности». В соответствии со ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, полученные в порядке, предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами. Сведения о рыночной стоимости земельных участков получены с нарушением федеральных законов и не соответствуют требованиям допустимости доказательства (ст. 68 АПК РФ).
Суд не может согласиться с доводами заявителей о нарушении их прав оспариваемым постановлением. Как следует из содержания заявления, нарушение прав заявитель усматривает в том, что повышение кадастровой стоимости по сравнению с её нормативной стоимостью, применявшейся в предшествующие годы, незаконно возлагает на истца уплату завышенного налога на землю. Незаконным возложением обязанностей является возложение обязанностей, не предусмотренных законом. Обязанность платить земельный налог установлена Налоговым кодексом РФ, то есть это обязанность, предусмотренная законом. Налоговый кодекс РФ не содержит положений, что размер налогов должен иметь тенденцию только к уменьшению и что увеличение налога противоречит закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно части 2 статьи 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Из представленных заявителями документов следует, что земельные участки, используемые ими, переданы им в пользование на основании договоров аренды (т. 1 л.д. 57-58, т. 2 л.д. 1-2,32-33, т.3 л.д. 50-67, т. 4 л.д. 50-53, 112-116, 147-148, т. 5 л.д. 51-105, т. 6 л.д. 20). Потребительским обществом «Юбилейный» представлены постановления мэра города Астрахани от 05.07.2006г. № 1170, от 22.09.2006г. № 1861, согласно которым разрешено передать ПО «Юбилейный» за плату земельные участки, находящиеся по ул. Свердлова/Красная Набережная и ул. Свердлова/Победы. Однако, право собственности на земельные участки в установленном порядке не зарегистрировано, доказательств выкупа земельных участков не представлено. На обозрение суда Потребительское общество «Юбилейный» представило заявление от 28.02.2007г. на имя мэра города Астрахани с просьбой разрешить выкуп земельных участков, используемых на условиях аренды, но заявление не рассмотрено, вопрос о выкупе не решен, согласие не получено.
Кадастровая стоимость земли не является налогом и сама по себе не возлагает на налогоплательщика обязанность уплачивать налог определенного размера. Земельный налог, согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ, устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Согласно статье 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативнымиправовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ. Таким образом, фактическая налоговая нагрузка на налогоплательщика устанавливается в результате принимаемых представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о налоговых ставках. Именно при их установлении и должна учитываться экономическая обоснованность налога и фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Экономическая обоснованность взимаемого налога состоит не в искусственном занижении стоимости налогооблагаемого имущества в соответствии с пожеланиями налогоплательщика, а в экономически обоснованных налоговых ставках.
С учетом изложенного, суд считает требования заявителей не подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда. Поэтому требования заявителей о признании не действующим оспариваемого постановления с момента издания не основаны на законодательстве.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании 15 марта 2007г. оглашена резолютивная часть решения, решение в полном объеме изготовлено 23 марта 2007г. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Астраханского областного рыболовецкого союза потребительских обществ, Потребительского общества «Восток», Потребительского общества «Юбилейный», Волжского потребительского общества о признании постановления Правительства Астраханской области от 30.06.2005г. № 214-П «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений на территории Астраханской области» в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.04.2006г. № 87-П (в части) не соответствующим Земельному кодексу РФ, Постановлению Правительства РФ № 316 от 08.04.2000г. «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и недействующим отказать.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в установленном законом порядке.
Председательствующий судья Л. Н. Цепляева
Судьи Г.В. Серикова
Н.К. Каторжевский