414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань
Дело №А06-8365/2020
15 января 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2021 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Сафроновой Ф.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клишиной Ю.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1
к Волжскому межрегиональному управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2020 № 003499
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от 09.08.2020,
от административного органа – не явился, извещен надлежащим образом
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, Предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Волжскому межрегиональному управлению Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ВМУГАДН, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2020 № 003499.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о движении данного дела размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя административного органа.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях суду.
Выслушав пояснение представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Согласно материалам, поступившим из ОГИБДД МВД России по г. Астрахань административным органом установлено, что 06.08.2020 в 11 часов 20 минут по адресу: <...> при контроле за дорожным движением старшим госинспектором ОГИБДД УМВД России по г.Астрахани лейтенантом полиции ФИО3 выявлено, что водитель ФИО4, управляя АТС марки 32377, государственный регистрационный знак <***>, с путевым листом № 113196 от 06.08.2020г., выданным Предпринимателем, осуществлял перевозку пассажиров по регулярному муниципальному маршруту № 17С с нарушением обязательных требований, установленных правовыми актами, а именно: при осуществлении регулярных перевозок пассажиров используется транспортное средство с иными характеристиками, чем те, которые предусмотренны картой маршрута регулярных перевозок: в карте маршрута серии ГА-30 №002469 указаны экологические характеристики транспортного средства - Евро 3, а по факту, в свидетельстве о регистрации АТС 3022 №483806 экологический класс отсутствует, что является нарушением требований ч. 3 ст. 17, п/п 10 ч. 4 ст. 28 Федерального закона РФ от 13.07.2015г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом».
21.08.2020 по данному факту административным органом в отношении Предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении № 003499 (л.д. 22), которым деяние Предпринимателя квалифицировано по части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
27.08.2020 рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо ВМУГАДН вынесло в отношении Предпринимателя постановление № 003499 (л.д. 18), согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа 20 000 руб.
Предпринимателя, не согласившись с указанным постановлением, обжаловала его в судебном порядке, указав на то, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению и руководствуется следующим.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 5 статьи 11.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Таким образом, действующее законодательство содержит императивное требование о том, что лицо может быть привлечено к административной ответственности только при условии соблюдения порядка производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также указано, что положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4).
Действующие нормы КоАП РФ предписывают административному органу четко оформлять процессуальные документы, которые являются основными доказательствами при привлечении лиц к административной ответственности (ст. ст. 26.2, 28.1, 28.2 КоАП РФ).
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Из материалов дела и пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что протокол об административном правонарушении от 21.08.2020 вынесен административным органом в присутствии представителя по доверенности ФИО5, однако, как следует из представленной копии доверенности от 02.07.2017 года (л.д.23) она выдана на срок три года и на момент составления протокола была недействительной.
Таким образом, следует признать, что при составлении протокола об административном правонарушении № 003499 от 21.08.2020 присутствовала ФИО5 которая, исходя из материалов дела, не имела полномочий на представление интересов Предпринимателя по конкретному административному делу, в связи с чем не являлась законным представителем заявителя.
Несмотря на это, ВМУГАДН Уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д.21) также вручено ФИО5, доказательств направления уведомления о времени и месте рассмотрения дела в адрес Предпринимателя административным органом не представлено.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2011 года N 71) нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП Российской Федерации, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктами 1 - 3 статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), и его виновность.
Исходя из части 2 статьи 26.2 КоАП РФ, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют: имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 29.4 КоАП РФ).
Из части 1 статьи 29.10 КоАП РФ следует, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснила, что согласно строки 13 паспорта транспортного средства 30 НР 762498 (л.д. 12) транспортному средству марки 32377 (строка 2) установлен экологический класс – Третий (строка 12), что соответствует данным, отраженным в карте маршрута серии ГА-30 №002469 АТС марки 32377, государственный регистрационный знак <***>, с путевым листом № 113196 от 06.08.2020г., выданным Предпринимателем (свидетельство о регистрации транспортного средства АТС <...>).
Также представитель заявителя пояснила суду, что Предприниматель не является собственником данного транспортного средства, и соответственно обращаться в МРО ГИБДД за внесением изменений в свидетельство о регистрации транспортного средства АТС <...> не имеет возможности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным органом в нарушение статьи 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении дела не были исследованы в полном объеме, поскольку согласно представленного Паспорта транспортного средства 30 НР 762498 Предпринимателем подтверждена обоснованность внесения в карту маршрута третьего экологического класса на данное транспортное средство.
Иных доказательств административным органом не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Волжского межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27.08.2020 № 003499 о назначении Индивидуальному предпринимателю ФИО1 административного наказания по части 5 статьи 11.33 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Судья
Ф.В. Сафронова