ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-8589/2021 от 15.02.2022 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело №А06-8589/2021

22 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Егоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденко М.А.,

рассмотрев дело по исковому заявлению

администрации муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка", Икрянинский район Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, г. Астрахань (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании задолженности в размере 933294,33 руб.,

третье лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора,субъект Российской Федерации - Астраханская область в лице Министерства финансов Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>, ул. Советская, 15), администрация муниципального образования «Икрянинский район», Икрянинский район Астраханской области (ИНН: <***>),

от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 26.01.2021, диплом;

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 18.08.2021, диплом;

от третьих лиц: не явились, извещены,

у с т а н о в и л :

Администрация муниципального образования "Рабочий поселок Ильинка"обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области о взыскании задолженности в сумме 933294,33 руб.

Определением суда от 06.09.2021 исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу.

Определением от 07.10.2021 судом в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен субъект Российской Федерации – Астраханская область в лице Министерства финансов Астраханской области.

Определением от 21.12.2021 судом в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора самостоятельные требования относительно предмета спора, привлеченаАдминистрация муниципального образования «Икрянинский район».

В судебное заседание представители третьих лиц не явились, извещены надлежащим образом. Суд в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П утверждена Государственная программа "Охрана окружающей среды Астраханской области".

В соответствии с указанной программе реализация основных мероприятий по реализации регионального проекта "Оздоровление Волги (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология" и регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология" в зависимости от направлений планируется за счет средств федерального бюджета, бюджета Астраханской области, муниципальных образований и внебюджетных источников. Финансирование будет осуществляться по результатам ежегодной защиты бюджетных проектировок в профильных федеральных органах исполнительной власти на основании утвержденных перечней мероприятий о предоставлении средств федерального бюджета в виде субвенций и заключенных соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета при условии софинансирования из средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Реализация направления "Улучшение экологического состояния реки Волги, в том числе сокращение поступления загрязненных сточных вод" регионального проекта "Оздоровление Волги (Астраханская область)" осуществляется в виде субсидий согласно Порядку предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Оздоровление Волги (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология" государственной программы "Охрана окружающей среды Астраханской области" в соответствии с приложением N 9 к государственной программе и Порядку предоставления и распределения субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области на разработку проектной документации в целях реализации мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Оздоровление Волги (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Экология" государственной программы "Охрана окружающей среды Астраханской области" в соответствии с приложением N 15 к государственной программе.

В силу п. 11 Постановления Правительства Астраханской области от 12.09.2014 N 389-П "О государственной программе "Охрана окружающей среды Астраханской области" (в ред. на момент спорных правоотношений) основанием для перечисления субсидии является соглашение, заключаемое в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии между службой и муниципальным образованием по форме согласно приложению N 2 к Порядку.

Между Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее Служба), Администрацией муниципального образования «Икрянинский район» (далее Муниципалитет) и Администрацией муниципального образования «Рабочий поселок Ильинка» (далее Поселение) заключено Соглашение от 11.08.2014 о предоставлении субсидий из бюджета Астраханской области на реализацию мероприятий государственной программы «Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области в 2012 – 2020 годах».

По условиям Соглашения Служба в 2014 году направляет в бюджет Муниципалитета субсидии в размере 73 106 300 руб., из которых 61 156 300 – за счет средств федерального бюджета, 11 950 000 руб. – за счет средств областного бюджета.

Согласно п. 1.3 Соглашения получателем субсидии является муниципальное образование «Икрянинский район».

Согласно п. 1.4 Соглашения Муниципалитет направляет в 2014 году из средств Муниципалитета в бюджет Поселения 73 106 300 руб.

Пунктом 6.2 Соглашения предусмотрено, что Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств по Соглашению, но не позднее 31 декабря 2014 года.

Между Муниципальным образованием «Икрянинский район» (Район) и муниципальным образованием «Рабочий поселок Ильинка» (Поселение) заключено Соглашение № 155 от 04.12.2015 о предоставлении и расходовании иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования «Икрянинский район» муниципальному образованию «Рабочий поселок Ильинка» на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальной программой «Развитие водохозяйственного комплекса Икрянинского района в 2012 – 2020 годах».

Согласно п. 1.2 Соглашения Район в соответствии с Решением Совета МО «Икрянинский район» от 11.12.2014 № 20/4 «О бюджете МО «Икрянинский район» на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» и Порядком направляет иные межбюджетные трансферты в размере 10 500 000 руб. в бюджет Поселения в пределах доведенных финансовым управлением администрации МО «Икрянинский район» объемов бюджетных ассигнований.

В соответствии с п. 1.4 Соглашения Поселение обеспечивает софинансирование мероприятий по объекту «Укрепление береговой линии в р.п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области» из бюджета МО «Рабочий поселок Ильинка» в размере 2 696 600 руб.

В силу п. 6.2 Соглашения оно вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств сторонами, но не позднее 31 декабря 2015 года.

Между Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее Служба), Администрацией муниципального образования «Икрянинский район» (далее Муниципалитет) и Администрацией муниципального образования «Рабочий поселок Ильинка» (далее Поселение) заключено Соглашение № 82 от 09.06.2015 о предоставлении субсидий из бюджета Астраханской области на реализацию мероприятий государственной программы «Развитие водохозяйственного комплекса Астраханской области в 2012 – 2020 годах».

По условиям Соглашения Служба в 2014 году направляет в бюджет Муниципалитета субсидии в размере 22 000 000 руб. за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 1.3 Соглашения получателем субсидии является муниципальное образование «Икрянинский район».

Согласно п. 1.4 Соглашения Муниципалитет направляет в 2015 году из средств Муниципалитета в бюджет Поселения 22 000 000 руб.

Пунктом 6.2 Соглашения предусмотрено, что Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств по Соглашению, но не позднее 31 декабря 2015 года.

Между Обществом с ограниченной ответственностью «Волжская Ремонтная строительная компания» (Генеральный подрядчик) и Администрацией МО «Рабочий поселок Ильинка» (Заказчик) заключен муниципальный контракт от 25.05.2015
№ 0325300056914000021, согласно которому Генеральный подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: «Укрепление береговой линии в р.п. Ильинка, Икрянинского района Астраханской области» и ввод объекта в эксплуатацию совместно с Государственным заказчиком, в соответствии с технической документацией, техническим заданием, календарным графиком выполнения работ, разработанным Генеральным подрядчиком после заключения контракта, в соответствии с директивным графиком строительства Объекта и согласованного с Государственным заказчиком, а также условиями контракта и действующими на территории РФ строительными нормами и правилами (пункт 1.1 контракта).

В рамках данного контракта Администрацией МО «Рабочий поселок Ильинка» на расчетный счет истца были перечислены денежные средства в размере 90 976007,69 рублей.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.05.2016 по делу
№ А06-4830/2015 сделка – муниципальный контракт от 25.03.2015 № 0325300056914000021, заключенный между администрацией муниципального района «Рабочий поселок Ильинка» и обществом с ограниченной ответственностью «Волжская Ремонтная Строительная Компания» признан недействительным.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 31.01.2018 по делу № А06-8213/2016 в иске Администрация МО «Рабочий поселок Ильинка» к ООО «Волжская Ремонтная строительная компания» о взыскании неосновательного обогащения в сумме 8 089 790 руб. отказано. Отказывая в иске, суд пришел к выводу, что на стороне подрядчика отсутствует неосновательное обогащение, так как стоимость фактически выполненных работ составляет 91 909 302,02 руб., ответчиком же оплачено 90 976 007,69 руб.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.03.2019 по делу № А06-11909/2018 с Муниципального образования «Рабочий поселок Ильинка» в пользу ООО «Волжская Ремонтная Строительная Компания» взыскано неосновательное обогащение в сумме 933 294,33 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 200 108,50 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 24 334 руб.

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.03.2019 по делу № А06-11909/2018 фактически исполнено, указанные в решении суммы уплачены взыскателю.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Истец, полагая, что данные расходные обязательства подлежат возмещению Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области на основании Соглашений от 11.08.2014 б/н, от 09.06.2015 № 82 и от 04.12.2015 № 155, обратился Службу с соответствующей претензией.

Поскольку претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Службой не в полном объеме исполнены обязательства по перечислению денежных средств, предусмотренные указанными соглашениями, в связи с чем бюджет Администрации МО «Рабочий поселок Ильинка» понес убытки в сумме 933 294,33 руб.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик заявил об истечении срока исковой давности.

Досудебный порядок урегулирования спора в соответствии со ст. 4 АПК РФ при обращении в арбитражный суд с настоящим иском соблюден, что подтверждается претензией (т. 1 л.д. 11) и распечаткой из электронной почты об отправке претензии (т. 1 л.д. 10).

Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление не подлежащими удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.

Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 192 ГК РФ срок, исчисляемые годами истекает в соответствующие число, месяц последнего года срока.

На основании норм статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

При этом, исходя из конституционно-правового смысла рассматриваемых норм (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 576-О, от 20 ноября 2008 года N 823-О-О, от 25 февраля 2010 года N 266-О-О), установление сроков исковой давности (то есть срока для защиты интересов лица, права которого нарушены), а также последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота, и не может рассматриваться, как нарушающее конституционные права заявителя.

Истец, возражая против применения срока исковой давности, ссылается на то, что срок исковой давности для предъявления требований о взыскании субсидии, в соответствии с положениями ст. 195 ГК РФ, Администрацией не пропущен, поскольку о нарушении прав ему стало известно только после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Астраханской области от 22.03.2019 по делу № А06-11909/2018 о взыскании 933 294,33 руб., то есть 23.04.2019.

Указанные доводы Администрации МО «Рабочий поселок Ильинка» судом не принимаются ввиду следующего.

По условиям Соглашения от 11.08.2014 оно вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств сторонами, но не позднее 31 декабря 2014 года. При этом предметом соглашения является направление Службой в 2014 году в бюджет Муниципалитета субсидии.

Из буквального толкования условий Соглашения следует, что субсидии в рамках данного соглашения подлежали перечислению ответчиком не позднее 31.12.2014. То есть, о нарушении своих прав, выраженном в неперечислении в полном объеме предусмотренной Соглашением от 11.08.2014 субсидии, истец должен был узнать 01.01.2015.

Аналогично по условиям Соглашения от 09.06.2015 данное Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения обязательств сторонами, но не позднее 31 декабря 2015 года. Предметом Соглашения является направление Службой в 2015 году в бюджет Муниципалитета субсидии. Следовательно, о неперечислении в полном объеме предусмотренной данным Соглашением субсидии истец должен был узнать 01.01.2016.

Таким образом, срок исковой давности по обязательствам ответчика о перечислении субсидии по Соглашению от 11.08.2014 истек 01.01.2018, а по Соглашению от 09.06.2015 – 01.01.2019.

При этом суд учитывает, что предусмотренные соглашениями сроки исполнения обязательств совпадают с окончанием финансовых периодов, в связи с чем сроки исковой давности при их исчислении в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации истекли в те же даты.

Настоящее исковое заявление подано Администрацией МО «Рабочий поселок Ильинка» направлено в суд по почте 27.08.2021, то есть за переделами предусмотренного действующим законодательством трехлетнего срока исковой давности.

Срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (пункты 12, 15 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с истечением срока исковой давности.

В соответствии с ч. 2 ст. 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

Т.В. Егорова