ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-9791/17 от 09.02.2018 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело №А06-9791/2017

14 февраля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 09.02.2018 года.

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Соколовой А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джахьяевой Л.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства экономического развития Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании оказанной субъекту малого предпринимательства государственной поддержки в сумме 300 000 руб.,

при участии:

от истца – не явился, извещен;

от ответчика - не явился, извещен;

Министерство экономического развития Астраханской области обратилось в арбитражный суд с иском к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании оказанной субъекту малого предпринимательства государственной поддержки в сумме 300 000 руб.

Стороны в судебное заседание не явились в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом. Информация о движении данного дела размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.

В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствии сторон.

Исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, 29.08.2016 года Министерством экономического развития Астраханской области была оказана государственная поддержка в виде гранта в сумме 300 000 (триста тысяч) рублей индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>).

В силу части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с Законом Астраханской области от 20.02.2009 № 4/2009-03 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области» и государственной программой «Экономическое развитие Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 № 372-П, осуществлялось оказание государственной поддержки в виде гранта и в форме субсидии.

Условия и порядок оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства определены " в Положении об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса, утвержденном постановлением Правительства Астраханской области от 26.03.2009 № 123-П.

На основании протокола от 23.08.2016 № 10 заседания конкурсной комиссии по отбору бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства в целях оказания государственной поддержки в виде грантов на создание собственного бизнеса и распоряжения министерства от 29.08.2016 №1321-р «Об оказании государственной поддержки субъекту малого предпринимательства индивидуальному предпринимателю ФИО1.» был заключен договор на оказание государственной поддержки между министерством экономического развития Астраханской области и индивидуальным предпринимателем ФИО1 от 29.08.2016 №0116д/22.

Министерство экономического развития Астраханской области платежным поручением №890898 от 20.09.2016 свои обязательства по перечислению средств гранта на расчетный счет индивидуального предпринимателя ФИО1 исполнило в полном объеме.

Так, в соответствии с подпунктом 3.2.3 договора №0116д/22 определено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 как получатель гранта, обязан представлять в министерство ежегодно, в период реализации бизнес - проекта, но не менее трех лет с года, следующего за годом оказания государственной поддержки, сведения за соответствующий отчетный период (январь - декабрь) в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, по анкете получателя поддержки по форме согласно приложению №1 к договору.

В соответствии с подпунктом 3.2.4 договора №0116д/22 определено, что индивидуальный предприниматель ФИО1, как получатель гранта, обязан представлять в министерство ежегодно, в период реализации бизнес - проекта, до 01.01.2020, но не менее трех лет с года, следующего за годом оказания государственной поддержки, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации бизнес - проекта субъекта малого предпринимательства, получившего государственную поддержку, по форме согласно приложению №2 к вышеуказанному договору.

В соответствии с пунктом 3.2.8 договора №0116д/22 в случае нарушение условий, предусмотренных подпунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 договора, получатель гранта (индивидуальный предприниматель ФИО1) обязан вернуть ранее перечисленные средства гранта на счет министерства.

В нарушение указанных требований договора №0116д/22 ИП ФИО1 анкету и отчет об использовании субсидии в установленный срок в министерство не представил.

Ответчик не представил анкету и отчет за 2016 год.

Письмом от 14.04.2017 министерством в адрес ИП ФИО1 направлена претензия о предоставлении отчета или о возврате средств государственной поддержки. В установленные сроки и до настоящего момента отчет получателя гранта и сведения о возврате средств государственной поддержки в министерство не поступало.

Письмо-претензия 16.05.2017 вернулось в адрес министерства с отметкой «Истек срок хранения», что является подтверждением надлежащего уведомления.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу, имеющиеся доказательства суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

На основании части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий допускается из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

В Информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Обязанность по целевому использованию бюджетных средств их получателем установлена статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшей в период предоставления бюджетных средств, под нецелевым использованием денежных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, из анализа приведенных норм можно прийти к выводу, что под нецелевым использованием бюджетных средств понимается не только использование средств на иные цели, не соответствующие заранее определенным, но и использование средств с нарушением условий их получения.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Условия и порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства определены в Положении об оказании государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в форме бюджетных субсидий, утвержденном постановлением Правительства Астраханской области от 20.03.2007 года № 87-П.

Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.

Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, ГК РФ непосредственно не предусматривает.

Рассматриваемые правоотношения являются гражданско-правовыми. Заключая Договор, ответчик не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и должно исходить из того, что в данном случае предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей.

Между тем ответчиком не исполнены обязательства, предусмотренные условиями договора. Это влечет сначала приостановление предоставления субсидий, а затем (в случае неустранения нарушений) - наступление у ответчика обязанности возвратить в местный бюджет не освоенные средства субсидии.

Указанная правовая позиция подтверждена Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21.03.2017 г. № Ф06-19113/2017.

На основании изложенного, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Министерства экономического развития Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) сумму в размере 300 000 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

А.М. Соколова