ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-10536/15 от 27.11.2015 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-10536/2015

21 декабря 2015

Резолютивная часть решения объявлена 27.11.2015

Полный текст решения изготовлен 21.12.2015

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Журавлевой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Неклееновой М.М., рассмотрев дело по иску

общества с ограниченной ответственностью "Николь" (ИНН: 0275028530, ОГРН: 1020202772810)

к 1) Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН 0274045532, ОГРН 1020202552920),

2) Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (ИНН 0274003437, ОГРН 1020202562621),

3) Правительству Республики Башкортостан (ИНН 0274033209, ОГРН 1020202553634)

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) ООО «Софитэль»

2)Ассоциация социальной защиты ветеранов правоохранительных органов Республики Башкортостан «Безопасность и порядок»

3) ООО «Карамболь»

4) ООО «Биль»

5) ООО «СПОРТКОМПЛЕКС-БАР

6) ООО «Риком» ИНН 0277064205

7) Министерство культуры

о признании недействительным п.3 Распоряжения Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года в части передачи нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г.Уфа, ул. Коммунистическая д.43, в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями»;

о признании недействительной сделки по закреплению за государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» на праве хозяйственного ведения нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г.Уфа, ул. Коммунистическая д.43, оформленной Распоряжением Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года;

об обязании государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» передать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по акту приема-передачи в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта нежилые строения Дома офицеров, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д.43

заявление третьего лица с самостоятельными требованиями - ООО «Дом офицеров» (ИНН 0245014699, ОГРН 1050202316856)

к 1) Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН 0274045532, ОГРН 1020202552920),

2) Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (ИНН 0274003437, ОГРН 1020202562621),

3) Правительству Республики Башкортостан (ИНН 0274033209, ОГРН 1020202553634)

о признании недействительным п. 3 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года в части передачи нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями»;

о признании недействительной сделки по закреплению за государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» на праве хозяйственного ведения нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, оформленной Распоряжением Правительства Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года;

об обязании государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» передать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по акту приема-передачи в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта нежилые строения, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43;

         о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений РБ в реализации ООО «Дом офицеров» преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений 1-го этажа, общей площадью 604,8 кв.м., литера А1, А2, расположенных в двухэтажном кирпичном здании по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, выраженного в письме от 22.07.2015 г.;

об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан совершить действия по заявлению ООО «Дом офицеров» о реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений 1-го этажа, общей площадью 604,8 кв.м., литера А1, А2, расположенных в двухэтажном кирпичном здании по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д.43, предусмотренные п. 3 ст. 9 ФЗ от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества

при участии в судебном заседании:

от истца – Михайлов О. В., доверенность от 24.06.2015, Пенышкина Н.Ю., доверенность от 24.03.2015г.

от ответчиков 1  – Багаутдинова А. Р.., доверенность от 14.08.2015г.,

2 – Газизова А.Р., доверенность от 12.01.2015г.,

3 – Калеева Н.О., доверенность от 20.12.2013г.

От третьего лица 6 – Абдулгадеева Л. М., доверенность № 7 от 01.01.2015

от третьих лиц 1,2, 3, 4, 5, – представители не явились, уведомлены надлежащим образом, по правилам ст. 123 АПК РФ,

от третьего лица 7 – Салихова Л. Г., доверенность от 26.10.2015

от третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора  ООО «Дом офицеров»  - Михайлов О. В., доверенность от 03.08.2015,

Общество с ограниченной ответственностью «Николь» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением (согласно принятому судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнению, л.д. 65-72 т. 2), к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями»:

-  о признании недействительным п.3 Распоряжения Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года в части передачи нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г.Уфа, ул. Коммунистическая д.43, в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями»;

- о признании недействительной сделки по закреплению за государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» на праве хозяйственного ведения нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г.Уфа, ул. Коммунистическая д.43, оформленной Распоряжением Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года;

- об обязании государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» передать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по акту приема-передачи в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта нежилые строения Дома офицеров, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д.43.

Определением от 25.06.2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены арендаторы помещений в спорном здании - ООО «Софитэль», ООО «Дом офицеров», Ассоциация социальной защиты ветеранов правоохранительных органов Республики Башкортостан «Безопасность и порядок», ООО «Карамболь», ООО «Биль», ООО «СПОРТКОМПЛЕКС-БАР», ООО «Риком».

Определением от 03.08.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Башкортостан.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.08.2015 к рассмотрению в рамках настоящего дела приняты требования третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - ООО «Дом офицеров» -  к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» и Правительству Республики Башкортостан:

-  о признании недействительным п. 3 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года в части передачи нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями»;

- о признании недействительной сделки по закреплению за государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» на праве хозяйственного ведения нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, оформленной Распоряжением Правительства Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года;

- об обязании государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» передать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по акту приема-передачи в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта нежилые строения, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43;

- о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений РБ в реализации ООО «Дом офицеров» преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений 1-го этажа, общей площадью 604,8 кв.м., литера А1, А2, расположенных в двухэтажном кирпичном здании по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, выраженного в письме от 22.07.2015 г.;

- об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан совершить действия по заявлению ООО «Дом офицеров» о реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений 1-го этажа, общей площадью 604,8 кв.м., литера А1, А2, расположенных в двухэтажном кирпичном здании по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д.43, предусмотренные п. 3 ст. 9 ФЗ от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (заявление ООО «Дом Офицеров»  о вступлении в дело, л.д. 75-83 т. 2).

Определением от 13.10.2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство культуры Республики Башкортостан.

В ходе судебного заседания истец поддержал исковые требования с учетом уточнения, требования третьего лица с самостоятельными требованиями признает, считает обоснованными. Третье лицо с самостоятельными требованиями  поддержало требования.  Также истцом и третьим лицом с самостоятельными требованиями в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявлено о восстановлении  срока на оспаривание Распоряжения  правительства Республики Башкортостан № 271-Р от 03.04.2014 г.

Ответчики иск и требования лица с самостоятельными требованиями не признали, просили в их удовлетворении отказать, считают требования истца и третьего лица с самостоятельными требованиями необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы и обстоятельства дела, заслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, 03.10.2005 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по РБ (арендодатель), ГВУК «Дом офицеров Уфимского гарнизона» (балансодержатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Николь» заключен договор аренды №4602.2ж/672а и подписан акт приема-передачи объекта недвижимости, находящегося в федеральной собственности (л.д. 63-75 т. 1).  Предметом договора  пунктом 1.1 определены нежилые помещения в здании, расположенном по адресу г. Уфа, ул. Коммунистическая, 43, общей площадью 109,10 кв.м., срок  аренды пунктом 1.2 определен с 20.12.2005 г. по 20.12.2015 г.   Договор аренды зарегистрирован в установлен порядке.

На нежилое здание, расположенное по адресу г. Уфа, ул. Коммунистическая, 43,  зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан.  Указанный объект недвижимости на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 03.04.2014 № 271-Р закреплен на праве хозяйственного ведения за ГУП РБ «Управление административными зданиями» (свидетельство о государственной регистрации права 04АЕ № 230188 от 23.07.2014 г., л.д. 78 т. 1). .

В связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  ООО «Николь» неоднократно (письма от 29.05.2014 исх. №29/05 и от 19.12.2014) обращалось в Министерство земельных  и имущественных отношений Республики Башкортостан, а также в ГУП РБ «Управление административными зданиями» (письмо от 08.09.2014 исх. №05/09) за реализацией преимущественного права на арендуемый объект недвижимости.

Письмами от 30.06.2014 №АГ-18/9621 (л.д. 83-84 т. 1) и от 13.01.2015 №АГ-18/96 (л.д. 85-86 т. 1) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан отказало ООО «Николь» в предоставлении помещения в собственность в связи с нахождением данного имущества в хозяйственном ведении ГУП РБ «Управление административными зданиями».

Письмом от 18.09.2014 №1609 ГУП РБ «Управление административными зданиями» ответило на заявление ООО «Николь» отказом в связи с тем, что выкуп арендуемых помещений считает нецелесообразным.

Не согласившись с отказом,  ООО Николь обратилось в  Арбитражный суд Республики Башкортостан  с заявлением о признании незаконным отказа в реализации ООО «Николь» преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения - встроенные нежилые помещения, расположенные на 1, 2 этажах 3-х этажного кирпичного здания по адресу: г. Уфа. ул. Коммунистическая д.43, литера А, площадью 109,10 кв.м; об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан совершить действия по заявлению ООО «Николь» о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения общей площадью 109,10 кв.м. по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Ленинский район, ул.Коммунистическая д.43, литера А, предусмотренные п.3 ст.9 ФЗ от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Указанное заявление принято к производству, делу присвоен  номер А07-3369/2015, при этом определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2015 года производство по указанному делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, которым будет завершено рассмотрение настоящего дела.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый объект недвижимости на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 03.04.2014 № 271-Р закреплен на праве хозяйственного ведения, зарегистрированном в установленном порядке, за ГУП РБ «Управление административными зданиями».

Не согласившись с Распоряжением Правительства РБ от 03.04.2015 №271-Р, а также с отказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.06.2014 №АГ-18/9621 и от 13.01.2015 №АГ-18/96, полагая, что указанный ненормативный акт и действия государственного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ООО «Николь», последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.

Помимо вышеуказанного, из материалов дела следует, что 23.07.2005 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по РБ (арендодатель), ГВУК «Дом офицеров Уфимского гарнизона» (балансодержатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «Дом офицеров» заключен договор аренды №965  (л.д. 85-93 т. 2) и подписан акт приема-передачи объекта недвижимости, находящегося в федеральной собственности сроком до 01.12.2015 (с учетом дополнительного соглашения). Предметом договора в силу п. 1.1 определены нежилые помещения в здании, расположенном по адресу г. Уфа, ул. Коммунистическая, 43, общей площадью 604,80 кв.м. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом  порядке.

Как было указано выше, на нежилое здание, расположенное по адресу г. Уфа, ул. Коммунистическая, 43,  зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан.

В связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ООО «Дом офицеров» обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (письмо от 29.06.2015, л.д. 94-97 т. 2) за реализацией преимущественного права на арендуемый объект недвижимости.

Письмом от 22.07.2015 (л.д. 98-99 т. 2) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан отказало ООО «Дом офицеров» в предоставлении помещения в собственность в связи с нахождением данного имущества в хозяйственном ведении ГУП РБ «Управление административными зданиями».

Как было указано выше, испрашиваемый объект недвижимости на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 03.04.2014 № 271-Р закреплен на праве хозяйственного ведения, зарегистрированном в установленном порядке, за ГУП РБ «Управление административными зданиями».

Не согласившись с Распоряжением Правительства РБ от 03.04.2015 №271-Р, а также с отказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 22.07.2015, полагая, что указанный ненормативный акт и действия государственного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ООО «Дом офицеров», последнее обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

В судебном заседании представители истца и третьего лица с самостоятельными требованиями поддержали заявленные требования.

Ответчики требования не признали, утверждают, что   требования ООО «Николь» и ООО «Дом офицеров» не могут быть рассмотрены в одном производстве, поскольку  не носят взаимоисключающий характер, а дублируют друг друга;  срок на  подачу заявления об оспаривании Распоряжения Правительства Республики Башкортостан  № 271-р от 03.04.2014 г. заявителями пропущен, уважительности причин пропуска срока заявителями не приведено.  Также указывают, что Правительство Республики Башкортостан приняло  оспариваемое распоряжение до обращения ООО «Николь» и ООО «Дом офицеров» с заявлениями о реализации преимущественного права выкупа, кроме того, спорный объект является объектом культурного наследия.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 50 АПК РФ, правомерно реализованным ООО «Дом офицеров», третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия решения арбитражным судом первой инстанции.

Учитывая, что в п. 3 оспариваемого распоряжения Правительства РБ № 271-Р от 03.03.2014 (л.д. 76 т. 1) помещения дома № 43 по ул. Коммунистической в г. Уфа, принадлежащие на праве аренды  разным юридическим лицам, отдельно не выделены, а также учитывая однородность остальных заявленных требований, суд находит, что требования ООО «Дом офицеров» не могут быть рассмотрены отдельно от требований ООО «Николь». При этом, с учетом существенного различия других заявленных требований, ООО «Николь» и ООО «Дом офицеров» не могут быть процессуальными соучастниками на стороне истца. Соответственно, ООО «Дом офицеров» предприняты верные  предусмотренные законом процессуальные действия по подаче заявления о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

 В силу части 1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.

Как следует из материалов дела, пояснений сторон и иных лиц, участвующих в деле, в рамках настоящего дела ООО «Николь» заявлены следующие требования:

- к Правительству Республики Башкортостан: о признании недействительным п.3 Распоряжения Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года в части передачи нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г.Уфа, ул. Коммунистическая д.43, в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями»;

- к Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями»: о признании недействительной сделки по закреплению за государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» на праве хозяйственного ведения нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г.Уфа, ул. Коммунистическая д.43, оформленной Распоряжением Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года;

- к Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан: об обязании государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» передать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по акту приема-передачи в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта нежилые строения Дома офицеров, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д.43. Фактически данное требование является требованием о применении последствий недействительности сделки.

ООО «Дом офицеров» заявлены следующие требования:

- к Правительству Республики Башкортостан: о признании недействительным п. 3 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года в части передачи нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями»;

- к Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями»: о признании недействительной сделки по закреплению за государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» на праве хозяйственного ведения нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, оформленной Распоряжением Правительства Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года;

- к Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан: об обязании государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» передать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по акту приема-передачи в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта нежилые строения, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43. Фактически данное требование является требованием о применении последствий недействительности сделки;

- к Министерству земельных и имущественных отношений РБ: о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений РБ в реализации ООО «Дом офицеров» преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений 1-го этажа, общей площадью 604,8 кв.м., литера А1, А2, расположенных в двухэтажном кирпичном здании по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, выраженного в письме от 22.07.2015 г.;

- к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан: об обязании Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан совершить действия по заявлению ООО «Дом офицеров» о реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений 1-го этажа, общей площадью 604,8 кв.м., литера А1, А2, расположенных в двухэтажном кирпичном здании по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д.43, предусмотренные п. 3 ст. 9 ФЗ от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Из существа заявленных в рамках данного спора требований следует, что заявителями оспаривается ненормативный правовой акт – Распоряжение Правительства Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014, в соответствии с которым спорный объект передается в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями». Оспариваемое распоряжение направлено в итоге на возникновение и прекращение гражданских прав в отношении помещений, расположенных в спорном здании, поскольку на основании указанного распоряжения совершена сделка по закреплению за ГУП РБ «УАЗ»  спорного здания на праве хозяйственного ведения.

С учетом вышеизложенных норм права, соединение в одном заявлении требований о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий государственного органа, понуждении к исполнению государственным органом предусмотренных законом обязательств, признанию недействительной сделки применении последствий ее недействительности, которые связаны между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам, соответствует требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Довод ответчиков о том, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий государственного органа, понуждении к исполнению государственным органом предусмотренных законом обязательств не может быть рассмотрено в порядке искового производства, отклоняется судом как основанный на неверном толковании норм АПК РФ, поскольку требования ООО «Николь» и ООО «Дом офицеров» о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий и понуждении к исполнению предусмотренных законом обязательств рассматриваются судом в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требование о признании недействительной сделки и применении последствий ее недействительности - в порядке искового производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о

признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений,

действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее

право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в

силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в

принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных

публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается

судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании (Определение

Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года N

367-О).

Федеральный законодатель на основе баланса между принципом

правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство должен обеспечить при установлении порядка признания

ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными реальную возможность заинтересованным лицам воспользоваться правом на обжалование указанных правовых актов,

решений и действий (бездействия) в тех случаях, когда заинтересованные

лица по уважительным причинам не могли в установленные законом сроки

обратиться в суд с соответствующим требованием.

Именно поэтому часть 4 статьи 198 АПК РФ предоставляет заинтересованным лицам право ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными

причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

При этом ответчики, ссылаясь на пропуск истцом установленного срока на обжалование Распоряжения  Правительства РБ №271-Р от 03.04.2014 года,  каких-либо относимых и допустимых доказательств того, что ООО «Николь», а также ООО «Дом офицеров» могли быть и были ознакомлены с текстом  обжалуемого распоряжения  до возбуждения Арбитражным судом РБ производства по настоящему делу,  не представили. 

Доказательства официального опубликования данного Распоряжения отсутствуют. Таким образом, с учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение официально опубликовано не было, о чем свидетельствуют скриншоты с интернет ресурсов (л.д. 43, 46-48 т. 9),     представленные истцом в материалы дела. При этом суд отмечает, что поскольку  Распоряжение  Правительства РБ №271-Р от 03.04.2014 года,  не является нормативным актом, на него не распространяется действие Указа Президента Республики Башкортостан от 26.09.1996 N УП-629, соответственно, обязательному опубликованию данное распоряжение не подлежит.

Также суд не может согласиться  с доводами ответчика о том, что размещение распоряжения в системе Консультант является доказательством официального опубликования, поскольку система Консультант не является официальным средством опубликования актов, в том числе по причине отсутствия общего доступа к базе системы консультант, так как доступ осуществляется на платной основе.

При этом суд находит обоснованным доводы истца и третьего лица о том, что официальным средством размещения является интернет портал www.npa.bashkortostan.ru, в силу следующего.                                                                                                                                                                                        

В соответствии  с Указом Президента Республики Башкортостан от 21 октября 2011 года № УП-534 «О совершенствовании порядка официального опубликования правовых актов Республики Башкортостан» Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru)  является сетевым изданием, функционирование которого обеспечивает Аппарат Правительства Республики Башкортостан.

На портале осуществляется официальное размещение (опубликование) законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, указов и распоряжений Главы Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан, решений Конституционного Суда Республики Башкортостан, а также прошедших государственную регистрацию и подлежащих официальному опубликованию нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти.

Статус портала в качестве источника официального размещения (опубликования) определен, в том числе Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2011 года № 495 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 июня 1998 года № 111 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации"», Законом Республики Башкортостан от 30 января 2012 года № 493-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в связи с совершенствованием правового регулирования порядка опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан»; Законом Республики Башкортостан от 27 октября 1992 года № ВС-13/7 «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» (в редакции Закона Республики Башкортостан от 8 декабря 2003 года N 50-з); Указом Президента Республики Башкортостан от 21 октября 2011 года № УП-534 «О совершенствовании порядка официального опубликования правовых актов Республики Башкортостан».

Также суд находит обоснованным довод истца и третьего лица с самостоятельными требованиями о том, что в рассматриваемом  случае волеизъявление ответчика на закрепление имущества на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями,  оформленное в распоряжении от 03.04.2014 года №271-Р, в соответствии со  ст. 8 ГК РФ является сделкой, поскольку направлено на установление и прекращение прав и обязанностей в отношении передаваемого имущества, а, следовательно, сделка  должна отвечать требованиям законов и других нормативных актов.

Как следует из материалов дела, право хозяйственного ведения за ГУП РБ «Управление административными зданиями» на спорный объект зарегистрировано 23.07.2014 г.  на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 03.04.2014 № 271-Р, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права 04АЕ № 230188 от 23.07.2014 г.  (л.д. 78 т. 1).

ООО «Николь»  обратилось в Министерство земельных  и имущественных отношений Республики Башкортостан за реализацией преимущественного права на арендуемый объект недвижимости  письмом от 29.05.2014 исх. №29/05  (л.д. 82 т. 1).

В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

В пункте 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

В рассматриваемом случае, право хозяйственного ведения возникло у  МУП РБ «УАЗ» 23.07.2014 г.,  то есть после обращения общества «Николь»  с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.

В силу абзаца 2 пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе признать наличие у арендатора права на приобретение в том случае, если после опубликования Закона N 159-ФЗ субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).

В данном случае, после принятия Закона N 159-ФЗ и обращения заявителя собственник совершил действия, препятствующие реализации субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Исходя из изложенного, суд считает, что оспариваемая сделка в части передачи спорного имущества в хозяйственное ведение ГУП РБ «УАЗ» совершена в нарушение ст. 3 Закона № 159-ФЗ и ст.10 Гражданского кодекса  РФ, поскольку направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООО «Николь» и ООО «Дом Офицеров», в реализации предоставленного им Законом №159-ФЗ преимущественного права на выкуп арендуемого имущества.

Учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010 N 22-П "По делу о проверке конституционности части 8 статьи 4 и частей 2 - 4 статьи 9 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой администрации г. Благовещенска", суд, кроме того, принимает во внимание, что из материалов настоящего дела, доводов участников спора не усматривается, что реализация преимущественного права в данном случае противоречит целям мер поддержки малого и среднего предпринимательства и приведет к неоправданному сокращению имущественной основы деятельности муниципального образования, в том числе к необоснованному или неэквивалентному лишению его объектов публичной собственности, необходимых для выполнения его функций и полномочий и соответствующих требованиям законодательства о составе объектов собственности муниципального образования.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее обстоятельство.

Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1162 от 14.07.2011 г. (л.д. 11 т. 2) прекращено право оперативного управления федерального государственного учреждения культуры и искусства «Дом офицеров Уфимского гарнизона» Министерства обороны РФ объектом недвижимого имущества – нежилым строением Дома офицеров, расположенным по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. 43; начальнику ФГУ культуры и искусства «Дом офицеров» приказано обеспечить в установленном законом порядке передачу имущества в собственность Республики Башкортостан.

Во исполнение названного приказа помещение было передано в собственность Республики Башкортостан по акту приема-передачи от 03.03.3014 г. (л.д. 13-14 т. 2). 

Оспариваемое Распоряжение   Правительства Республики Башкортостан № 271-Р  о принятии спорного имущества в государственную собственность Республики Башкортостан и передаче его в хозяйственное ведение ГУП РФ «УАЗ» издается по истечении месяца с момента подписания акта приема-передачи - 03.04.2014 (л.д. 15 т. 1). 

Материалами дела не подтверждается, что спорное имущество было фактически передано ГУП РБ «УАЗ». Напротив,  сторонами не оспаривается, что арендуемые обществами «Николь» и «Дом офицеров» в спорном здании помещения с момента заключения договоров аренды  никогда не выбывали из их владения.

Таким образом, сделка по передаче спорного имущества в хозяйственное ведение ГУП РБ «УАЗ» является недействительной в силу ст.168 Гражданского кодекса  РФ, что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.10.2010 № 5153/10, содержащееся в тексте которого толкование норм права является общеобязательным и подлежащим применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса  РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

Согласно абзацу второму п. 1 ст.2 ФЗ от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Поскольку в ГК РФ, в Законе о регистрации, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права, то оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

Как разъяснено в абзаце 2 п.52 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В рассматриваемом случае путем признания недействительной сделки по передаче спорного имущества в хозяйственное ведение ответчика, ООО «Николь» оспаривает те основания, по которым возникло вещное право на спорное недвижимое имущество, зарегистрированное в дальнейшем за унитарным предприятием в ЕГРП. Поэтому данные требования по существу направлены на восстановление прежнего состояния, существовавшего до совершения оспариваемых сделок,  в связи с чем требование об оспаривании зарегистрированного права хозяйственного ведения является требованием, имеющее цель погасить запись в ЕГРП и признать зарегистрированное право недействительным в качестве последствий недействительности сделки, оформленной распоряжением от 03.04.2014 года №271-Р.

В соответствии со ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Пунктом 2 ст.166 ГК РФ предусмотрено, что требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.  Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

В силу положений  ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки  (п. 1 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ).

Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Таким образом, учитывая,  что истец оспаривает распоряжение, как сделку, а также учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд полагает, что истцом не пропущен срок исковой давности.

Более того, с учетом отсутствия официального опубликования распоряжения, причина пропуска трехмесячного срока, на который указывают ответчики, также является не обоснованной.

Как следует из материалов дела и не оспорено сторонами, спорное распоряжение было получено представителем  ООО «Николь» в судебном заседании 31.03.2015 года по делу №А07-3369/2015.  Из содержания оспариваемого распоряжения истец узнал, что данным распоряжением имущество – нежилые строения Дома офицеров, расположенное по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д.43 - закреплено на праве хозяйственного ведения ГУП РБ «УАЗ».

ООО «Николь» было заявлено о восстановлении срока исковой давности.  Со ссылкой на вышеизложенные обстоятельства, суд находит данные обстоятельства уважительными и полагает возможным восстановить срок.

Также ответчиком в качестве доводов в обоснование своей  позиции указано об отнесении спорного объекта к объектам культурного наследия, что,  по мнению ответчика, является самостоятельным основанием для отказа к удовлетворении требований.

Суд не может согласится с данным доводом, и полагает его несостоятельным ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию. Пунктом 2 статьи 1 Закона № 73-ФЗ определено, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, как особым видом недвижимого имущества. Указанные объекты независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (часть 1 статья 48 Закона № 73-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 50 Закона № 73-ФЗ отчуждению из государственной собственности не подлежат только объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия. Частью 4 статьи 50 Закона № 73-ФЗ установлено, что при отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со статьей 48 названного Федерального закона. Указанные нормы права, устанавливающие порядок и условия приватизации объектов культурного наследия, не содержат каких-либо ограничений относительно приватизации частей объектов культурного наследия.

Также суд принимает во внимание, отсутствие  указания в договорах аренды, об отнесении объекта к объектам культурного наследия.

Из представленного в дело письма Министерства культуры Республики Башкортостан № 02-15/3179 от 03.11.2015 г. (л.д. 45 т. 9) следует,  что объект не относится к особо охраняемым объектам культурного наследия.

Таким образом, ссылка ответчика, на то обстоятельство, что спорный объект относится к особо охраняемым объектам культурного наследия, что по мнению ответчика,  является самостоятельным отказом к исковому заявлению, суд находит не состоятельным.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8  (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Частью 2 статьи 1 данного закона установлены ограничения действия настоящего Федерального закона, в частности, его действие не распространяется на 1) отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации",  2) отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий; 3) недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления; 4) недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего 6 предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Согласно п.2 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного 7 права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п.3 ст. 9 Закона при получении заявления уполномоченные органы обязаны:1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Пунктом 4 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ установлено, что в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.

В пунктах 1, 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено: при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает преимущественным правом на приобретение арендованного имущества, определен в Федеральном законе от 22.07.2008 N 159- ФЗ исчерпывающим образом. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать каких-либо иных ограничений либо дополнительных условий реализации права на приобретение недвижимости. Суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).

Как следует из материалов дела, основанием отказа в предоставлении ООО «Николь» и ООО «Дом офицеров» преимущественного права на основании заявления  явилось  предусмотренное п. 3 ч.2 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ основание - недвижимое имущество, принадлежит государственному учреждению на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения на нежилое помещение, в свою очередь, закреплено за ГУП РБ «Управление административными зданиями» на основании Распоряжения №271-Р от 03.04.2014, которое зарегистрировано в ЕГРП 23.07.2014.

Согласно п.1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу абз.2 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В п.5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2012г. №10/22 разъяснено, что поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Таким образом, право хозяйственного ведения на спорное нежилое помещение у ГУП «Управление административными зданиями» возникло с момента государственной регистрации – с  23.07.2014.

Из материалов дела следует, что до возникновения у ГУП «Управления административными зданиями» права хозяйственного ведения ООО «Николь» обращалось к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением от 29.05.2014 о предоставлении преимущественного права на спорное нежилое помещение, что свидетельствует о намерении общества реализовать возникшее преимущественное право. Таким образом, на момент регистрации права хозяйственного ведения Министерство знало о намерениях общества реализовать преимущественное право выкупа арендуемого помещения.

Кроме того из материалов дела (договора и платежные поручения, связанные с бременем несения расходов на обслуживание и содержание помещений по адресу г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. 43, тома 3-7) следует, что фактическая передача имущества ГУП «Управление административными зданиями» не произошла, спорные нежилые помещения для достижения целей деятельности ГУП не использовались, поскольку эти помещения с 2005 года и по настоящее время находились в аренде и фактически использовались ООО «Николь», ООО «Дом офицеров», а также другими арендаторами.

Таким образом, судом установлено, что Распоряжение Правительства РБ №271-Р издано 03.04.2014, а право хозяйственного ведения ГУП «Управление административными зданиями» возникло 23.07.2014, то есть после опубликования Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

При таких обстоятельствах, учитывая положения п.п. 1, 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134, суд приходит к выводу о том, что Постановление Правительства РБ №271-Р от 03.04.2014 в части передачи спорного имущества в хозяйственное ведение не соответствует положениям Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ.

Действия по передаче арендуемых обществами помещений после вступления Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ в законную силу в хозяйственное ведение ГУП «Управление административными зданиями» свидетельствует о цели исключения из сферы действия данного Федерального закона, арендованного имущества, а также о злоупотреблении правом.

Судом установлено, что ООО «Николь» и ООО «Дом офицеров» относятся к субъектам малого предпринимательства и отвечают всем условиям, перечисленным в статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Указанное не оспаривается ответчиками.

При этом суд руководствуется, в том числе, п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что Распоряжение Правительства РБ от 03.04.2014 в части передачи нежилых строений, расположенных по адресу г. Уфа, ул. Коммунистическая, 43 в хозяйственное ведение ГУП «Управление административными зданиями»,  противоречит положениям Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускающей злоупотребления правом в любых формах, и направлено на воспрепятствование субъектам малого предпринимательства в реализации их преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, в связи с чем, является недействительным в силу ничтожности.

В связи с чем, недействительной в силу ничтожности, как основанная на недействительном ненормативном правовом акте, является также сделка по передаче спорных нежилых объектов в хозяйственное ведение ГУП «Управление административными зданиями», оформленная актом приема-передачи №117 от 04.07.2014.

Согласно ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Соответственно, учитывая недействительность в силу ничтожности акта приема-передачи спорных нежилых объектов, судом установлены основания для применения последствий недействительности сделки, в связи с чем, на ГУП «Управление административными зданиями» должна быть возложена обязанность по передаче спорных нежилых строений, находящихся по адресу г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. 43 по акту приема-передачи Министерству земельных и имущественных отношений РБ, а на Министерство земельных и имущественных отношений РБ - обязанность по принятию указанных объектов.

Согласно абз. 2 п. 52 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №10/22, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Учитывая изложенные обстоятельства, запись о регистрации права хозяйственного ведения на нежилые строения, расположенные по адресу г. Уфа, ул. Коммунистическая, д. 43 за ГУП РБ «Управление административными зданиями» в ЕГРП должна быть погашена.

Соответственно, незаконными являются и отказы Министерства земельных и имущественных отношений РБ в реализации ООО «Николь» и ООО «Дом офицеров» преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений, выраженные в письмах от 30.06.2014, от 13.01.2015, от 22.07.2015, поскольку данные отказы основаны на недействительном ненормативном правовом акте и недействительной сделке, не отвечают целям и задачам Закона от 22.07.2008 №159-ФЗ, одной из которых является оказание адресной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимости и нарушают права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2,4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Учитывая требования вышеизложенных правовых норм, с целью устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд считает необходимым возложить на Министерство земельных и имущественных отношений РБ обязанность по совершению действий по заявлению ООО «Дом офицеров» о реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений 1-го этажа, общей площадью 604,8 кв.м., литера А1, А2, расположенных в двухэтажном кирпичном здании по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д.43, предусмотренных п. 3 ст. 9 ФЗ от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно:

1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчиков в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.В соответствии с названными положениями закона с Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» в пользу ООО «Николь» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9 000 руб., по 3 000 руб. с каждого ответчика; также с Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» в пользу ООО «Дом офицеров» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 24 000 руб., по 8 000 руб. с каждого ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ООО "Николь" (ИНН: 0275028530, ОГРН: 1020202772810) и заявление ООО «Дом офицеров» (ИНН 0245014699, ОГРН 1050202316856) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН 0274045532, ОГРН 1020202552920), Государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (ИНН 0274003437, ОГРН 1020202562621), Правительству Республики Башкортостан (ИНН 0274033209, ОГРН 1020202553634) удовлетворить.

Признать недействительным п. 3 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 года в части передачи нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, в хозяйственное ведение государственному унитарному предприятию Республики Башкортостан «Управление административными зданиями».

Признать недействительной сделку по закреплению за государственным унитарным предприятием Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (ИНН 0274003437, ОГРН 1020202562621)  на праве хозяйственного ведения нежилых строений Дома офицеров, расположенных по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, оформленную распоряжением Правительства Республики Башкортостан №271-Р от 03.04.2014 г.

Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (ИНН 0274003437, ОГРН 1020202562621)  передать Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН 0274045532, ОГРН 1020202552920) по акту приема-передачи в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного акта нежилые строения Дома офицеров, расположенные по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43.

Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений РБ (ИНН 0274045532, ОГРН 1020202552920) в реализации ООО «Дом офицеров» (ИНН 0245014699, ОГРН 1050202316856) преимущественного права на приобретение в собственность арендуемых нежилых помещений 1-го этажа, общей площадью 604,8 кв.м., литера А1, А2, расположенных в двухэтажном кирпичном здании по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д. 43, выраженного в письме от 22.07.2015.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН 0274045532, ОГРН 1020202552920)  совершить действия по заявлению ООО «Дом офицеров» (ИНН 0245014699, ОГРН 1050202316856) о реализации преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений 1-го этажа, общей площадью 604,8 кв.м., литера А1, А2, расположенных в двухэтажном кирпичном здании по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая д.43, предусмотренные п. 3 ст. 9 ФЗ от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества

Взыскать с Правительства Республики Башкортостан (ИНН 0274033209, ОГРН 1020202553634) в пользу ООО "Николь" (ИНН: 0275028530, ОГРН: 1020202772810) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН 0274045532, ОГРН 1020202552920) в пользу ООО "Николь" (ИНН: 0275028530, ОГРН: 1020202772810) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (ИНН 0274003437, ОГРН 1020202562621) в пользу ООО "Николь" (ИНН: 0275028530, ОГРН: 1020202772810) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

 Взыскать с Правительства Республики Башкортостан (ИНН 0274033209, ОГРН 1020202553634) в пользу ООО «Дом офицеров» (ИНН 0245014699, ОГРН 1050202316856) расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 000 руб.

Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (ИНН 0274045532, ОГРН 1020202552920) в пользу ООО «Дом офицеров» (ИНН 0245014699, ОГРН 1050202316856) расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 000 руб.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан «Управление административными зданиями» (ИНН 0274003437, ОГРН 1020202562621) в пользу ООО «Дом офицеров» (ИНН 0245014699, ОГРН 1050202316856) расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 000 руб.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                 М.В.Журавлева