450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-10804/2022
18 мая 2022 года
Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2022 года. Решение в полном объеме изготовлено 18 мая 2022 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сагидуллиной Ю.А. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Балтачевского района Республики Башкортостан (Республика Башкортостан, <...>)
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя –ФИО2, доверенность от 28.02.2022года, удостоверение;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ;
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ без участия представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
в Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился Прокурор Балтачевского района Республики Башкортостан с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В предварительном судебном заседании установлено, что в деле имеются все необходимые для рассмотрения заявления документы.
Определением о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначению предварительного судебного заседания сторонам разъяснена возможность завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания арбитражного суда первой инстанции и рассмотрения дела по существу в тот же день в случае их неявки в предварительное судебное заседание и непредставления возражений против рассмотрения дела в их отсутствие (п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 года №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
При таких обстоятельствах, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу (статьи 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свои требования.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Балтачевского района на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», указания прокурора республики от 08.02.2022 № 14/21 р «Об организации исполнения в прокуратуре Республики Башкортостан приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», обращения от 31.03.2022 проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее -ИП ФИО1) в части исполнения требований законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья детей, их психического и нравственного развития при обороте детских игрушек, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Установлено, что ИП ФИО1 осуществляет свою деятельность по адресу: РБ, <...>.
В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 допущены к реализации детские игрушки в ассортименте в нарушение требований п. 3 ст. 3, п.п. 5, 6 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 (далее - ТР ТС 008/2011), ст.ст. 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 «О защите прав потребителей».
Так, в указанном магазине в торговом зале для реализации покупателям предлагались следующие товары:
1) Мягкая детская игрушка (пикачу) в количестве 1 упаковки по цене 600 руб., страна производитель не указана, на которой отсутствует информация, предусмотренная п. 3 ст. 3 Технического регламента: не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза; п. 5 ст. 4 Технического регламента: наименование и местонахождение изготовителя, импортера; информация для связи с ним; даты изготовления, срока службы или срока годности (при их установлении); п. 6 ст. 4 Технического регламента: маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, не выполнены на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза.
2) Мягкая детская игрушка (львенок-батон), в количестве 1 упаковки по цене 700 руб., страна производитель не указана, на которой отсутствует информация, предусмотренная п. 3 ст. 3 Технического регламента: не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза; п. 5 ст. 4 Технического регламента: наименование и местонахождение изготовителя, импортера; информация для связи с ним; даты изготовления, срока службы или срока годности (при их установлении); п. 6 ст. 4 Технического регламента: маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, не выполнены на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов продавец несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
01.04.2022 года Прокурором Балтачевского района Республики Башкортостан вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к компетенции которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд, изучив представленные доказательства и доводы сторон, выслушав представителя заявителя , приходит к следующему.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Согласно п. 1 ст. 10 Закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах,обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Целью принятия технического регламента является, в частности, защита жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Решением Комиссии таможенного союза от 23.09.2011 № 798 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (далее - Технический регламент) (ТР ТС 008/2011), который 01.07.2012 вступил в законную силу.
Настоящий технический регламент устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними. В соответствии с п. 1 ст. 1 Технического регламента его действие распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации.
Частью 3 ст. 1 Технического регламента устанавливаются обязательные требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Технического регламента игрушки, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.
Статьей 4 Технического регламента установлены обязательные требования к маркировке продукции.
Так, согласно п. 5 ст. 4 Технического регламента маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации. Маркировка наносится изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером. Место и способ нанесения маркировки определяется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером. Маркировка должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование страны, где изготовлена игрушка; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости).
В соответствии с п. 6 ст. 4 Технического регламента маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, выполняются на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.
Нарушения закона ИП ФИО1, выраженные в реализации детских игрушек без соответствующей маркировки, свидетельствуют о наличии в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ - нарушение продавцом требований технических регламентов.
Вина ИП ФИО1 выразилась в том, что он знал или должен был знать о необходимости соблюдения требований Технического регламента ТР ТС 008/2011, но не принял должных мер к их соблюдению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности заявителем соблюден. Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, по мнению суда, не допущено.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
ИП ФИО1 включена в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве микропредприятия с 10.11.2017 года.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Характер деяния и условия его совершения свидетельствуют о возможности применения такого вида наказания как предупреждение, поскольку это обеспечит достижение целей административного наказания.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Балтачевского района Республики Башкортостан (Республика Башкортостан, <...>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворить.
Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, ОГРНИП <***>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН <***>, ОГРНИП <***>) административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья К.В. Валеев