ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-10873/07 от 08.04.2008 АС Республики Башкортостан

Дело № А07-10873/2007-А-БСА1158_45516

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело № А07-10873/2007-А-БСА

«15» апреля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2008 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Бобровой С.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Бобровой С.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Коркина Сергея Валентиновича

к 1. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

2. Межрайонной инспекции ФНС России № 29 по РБ

3. ГУ МЧС России по РБ

4. начальнику ГУ МЧС России по РБ Магадееву Марату Шарифовичу

5. первому заместителю начальника ГУ МЧС России по РБ Лободе Владимиру Петровичу

третье лицо: УФНС России по РБ

о признании решения и действий МЧС России по ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России без проведения расчета с кредитором, а также действий налогового органа по оформлению Свидетельства о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России незаконными

при участии в судебном заседании:

от предпринимателя Коркина С.В.: Комаров А.И. – представитель по доверенности от 25.07.2007г.;

от МЧС России: Шайдуллина А.Ф. – гл. специалист-эксперт юр. отдела по доверенности № 59-120 от 12.09.2007г.;

от МРИ ФНС РФ № 29 по РБ: Палеева Э.В. – специалист 1 разряда по доверенности № 08-04 от 14.01.2008г.;

от ГУ МЧС России по РБ: Тазетдинов И.Я. – представитель по доверенности № 3 от 29.12.2007г.;

от УФНС РФ по РБ: Мусабирова Е.А. – ст. госналогинспектор юр. отдела по доверенности № 1003 от 29.12.2007г.;

от Магадеева М.Ш. – Тазетдинов И.Я. – представитель по доверенности от 08.02.2008г.;

от Лободы В.П. – Тазетдинов И.Я. – представитель по доверенности от 18.02.2008г.

В судебном заседании 07 апреля 2008 года был объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 08 апреля 2008 года. После перерыва заседание суда продолжено с участием тех же лиц.

в Арбитражный суд Республики Башкортостан обратился индивидуальный предприниматель Коркин Сергей Валентинович с заявлением о признании решения и действий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) по ликвидации Государственного учреждения «24-й отряд Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России) без проведения расчета с кредитором – предпринимателем Коркиным С.В., а также действий Межрайонной инспекции ФНС России № 29 по Республике Башкортостан по оформлению Свидетельства о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России незаконными и отмене Свидетельства о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России серии 02 № 005111021.

Предприниматель Коркин С.В. в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просит:

1. признать незаконными действия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в связи с нарушением порядка ликвидации юридического лица ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России;

2. признать недействительной доверенность от 03.04.2006г. № 44-276-1 в части уполномочивания Магадеева Марата Шарифовича (паспорт 8004 900009, выдан Кировским РУВД г.Уфы Республики Башкортостан 12.11.2003г.) на создание ликвидационной комиссии в отношении ликвидации Государственного учреждения «24-й отряд Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

3. признать недействительным приказ ГУ МЧС России по РБ № 128п от 11.05.2006г. «О ликвидации Государственного учреждения «24-й отряд Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

4. признать незаконными действия должностного лица – начальника Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Магадеева Марата Шарифовича по передоверию поручения и полномочий, определенных доверенностью от 03.04.2006г. № 44-276-1 Лободе В.П.;

5. признать незаконными действия должностного лица – Лободы Владимира Петровича в связи с подачей им 04.10.2006г. заявления в МРИ ФНС России № 1 по РБ на ликвидацию ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России, не имея на то поручения от учредителя – МЧС России и без указания достоверных данных относительно расчетов с кредитором – ИП Коркиным С.В.; заявление от 04.10.2006г. считать недействительным;

6. признать действия должностного лица ГУ МЧС России по РБ Лободы В.П. в связи с невключением в ликвидационный баланс ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России данных о кредиторах ликвидируемого юридического лица незаконными, ликвидационный баланс считать недействительным.

7. признать незаконным решение регистрирующего органа – МРИ ФНС России № 1 по РБ о выдаче Свидетельств о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России на основании заявления неполномочного лица – Лободы В.П. и предоставления им недействительного ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения о кредиторах отряда № 24;

Свидетельство ФНС о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России серии 02 № 005111021 от 09.10.2006г. отменить и восстановить Государственное учреждение «24-й отряд Государственный противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в Государственном реестре (т.4 , л.д.109-113).

Уточнения судом приняты, дело рассмотрено с учетом уточненных требований.

Определением суда от 30 августа 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее – ГУ МЧС России по РБ) (т.1, л.д.81-82).

Определением суда от 17 декабря 2007 года ГУ МЧС России по РБ исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. К участию в деле в качестве ответчиков привлечены:

должностное лицо – начальник ГУ МЧС России по РБ Магадеев Марат Шарифович;

должностное лицо – первый заместитель начальника ГУ МЧС России по РБ Лобода Владимир Петрович;

ГУ МЧС России по РБ (т.5, л.д.91-93).

Предпринимателем Коркиным С.В. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование, указав на то, что о нарушении своих прав узнал лишь по приезду из командировки 19.07.2007г., а копии документов о ликвидации ГУ ОГПС-24 представлены были в суде (по делу № А07-5717/07-А-МАФ) только 04 июня 2007 года.

В соответствии с п.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть восстановлен судом.

Рассмотрев представленные доказательства, доводы заявителя и учитывая установленную ст.46 Конституции Российской Федерации и ст.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации гарантированность судебной защиты, уважительность причин, в целях необходимости обеспечения доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и соблюдения прав заинтересованных лиц на судебную защиту, суд находит, что срок на обжалование оспариваемых ненормативных актов и действий подлежит восстановлению.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что приказом МЧС России от 27.01.2006г. № 47 «Об утверждении перечней подразделений федеральной противопожарной службы и о порядке их созданий» утвержден перечень ликвидируемых подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, являющихся юридическими лицами, организационно-правовая форма которых – государственное учреждение. В указанный перечень включено ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России (т.1, л.д.102-108).

16 марта 2006 года МЧС России издан приказ № 158 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 27.01.2006г. № 47».

Во исполнение приказов МЧС России от 27.02.2006г. № 47 «Об утверждении перечней подразделений федеральной противопожарной службы и о порядке их создания», от 16.03.2006г. № 158 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 27.01.2006г. № 47» ГУ МЧС России по РБ издан приказ № 128-п от 11.05.2006г. «О ликвидации Государственного учреждения «24-й отряд Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (т.2, л.д.124-125).

09 октября 2006 года Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Республике Башкортостан (правопреемник – Межрайонная инспекция ФНС России № 29 по Республике Башкортостан) приято решение № 584А о государственной регистрации прекращения деятельности ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (т.4, л.д.52).

09 октября 2006 года Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по РБ в Государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица – ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России в связи с его ликвидацией, о чем выдано Свидетельство о государственной регистрации серии 02 № 005111021 (т.1, л.д.21).

Предприниматель Коркин С.В., считая действия МЧС России по ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России, а также действия Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Республике Башкортостан по оформлению Свидетельства о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование своих доводов предприниматель Коркин С.В. указывает на то, что ликвидация ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России произведена с нарушением его прав и законных интересов, поскольку в ликвидационный баланс не была включена задолженность перед предпринимателем Коркиным С.В. в сумме 144 600 руб.

МЧС России требования предпринимателя Коркина С.В. не признало по доводам, изложенным в отзывах (т.4, л.д.33-35, 114-119).

ГУ МЧС России по РБ требования предпринимателя Коркина С.В. также не признала по доводам, изложенным в отзывах (т.1, л.д.71-73, т.1, л.д.84-86, т.4, л.д.120-125, т.5, л.д. 109-112).

Межрайонная инспекция ФНС России № 29 по Республике Башкортостан согласно представленному отзыву просит в удовлетворении требований предпринимателя Коркина С.В. отказать, поскольку при ликвидации ГУ ОГПС-24 МЧС РБ были соблюдены все нормы гражданского законодательства о государственной регистрации ликвидации юридического лица (т.1, л.д.83, т.4, л.д.128-129).

Управление ФНС России по РБ также считает требования предпринимателя Коркина С.В. не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в отзывах (т.1, л.д. 87-88, т.4, л.д.126-127).

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 9 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в пределах своей компетенции создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учреждения, находящиеся в ведении МЧС России.

Как следует из пункта 1.2 Устава ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России, последнее входит в состав структурных подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан (т.4, л.д.55).

Таким образом, ликвидация ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России входит в компетенцию МЧС России.

В соответствии с пунктом 3 приказа МЧС России от 27.01.2006г. № 47 «Об утверждении перечней подразделений федеральной противопожарной службы и о порядке их созданий» уполномоченными лицами для ликвидации подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России являются руководители территориальных органов МЧС России - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации на основании выданной в установленном порядке доверенности.

Во исполнение данного приказа МЧС России в лице Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Шойгу С.К. выдало начальнику Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Магадееву Марату Шарифовичу доверенность № 44-276-1 от 03.04.2006г. на проведение мероприятий по ликвидации государственного учреждения ОГПС-24 РБ МЧС России с предоставлением ему полномочий на совершение всех необходимых действий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в связи с осуществлением данного поручения (т.4, л.д. 23).

В соответствии с частью 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность по своей юридической природе – односторонняя сделка, и потому для ее действительности и действия достаточно соответствующего закону волеизъявления представляемого (доверителя).

В соответствии с частью 5 статьи 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

В соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Доверенность № 44-276-1 от 03.04.2006г. от имени МЧС России выдана министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Шойгу С.К. то есть уполномоченным лицом. На доверенности также имеется печать МЧС России.

Таким образом, доверенность № 44-276-1 от 03.04.2006г. соответствует требованиям гражданского законодательства, оснований для признания указанной доверенности недействительной не имеется.

11.05.2006г. начальником ГУ МЧС России по РБ Магадеевым М.Ш. издан приказ № 128п «О ликвидации Государственного учреждения «24-й отряд Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (т.2, л.д.124-125), в соответствии с которым сформирована ликвидационная комиссия в составе председателя – первого заместителя начальника ГУ МЧС России по РБ Лободы В.П. и членов комиссии, а также комплекс мероприятий по ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России.

Полномочия начальника ГУ МЧС России по РБ Магадеева М.Ш. по изданию указанного приказа вытекают из подпункта 9 пункта 15 Приказа МЧС России от 06.08.2004г. № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекты Российской Федерации», из которого следует, что начальник Главного управления издает в пределах своей компетенции приказы по вопросам организации деятельности Главного управления МЧС России, подчиненных подразделений, а также из доверенности МЧС России № 44-276-1 от 03.04.2006г. на проведение мероприятий по ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России.

Таким образом, приказ начальника ГУ МЧС России по РБ Магадеева М.Ш. от 11.05.2006г. № 128п принят уполномоченным лицом в пределах его компетенции.

Довод предпринимателя Коркина С.В. о незаконности действий должностного лица – начальника ГУ МЧС России по РБ Магадеева М.Ш. по передоверию поручения и полномочий, определенных в доверенности от 03.04.2006г. № 44-276-1 Лободе В.П. судом отклоняется, поскольку Магадеев М.Ш. не был назначен Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ликвидатором ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России.

Доверенность МЧС России № 44-276-1 от 03.04.2006г. выдана начальнику ГУ МЧС России по РБ Магадееву М.Ш. именно на проведение мероприятий по ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России с предоставлением ему полномочий совершения всех необходимых действий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в связи с осуществлением данного поручения.

Мероприятия по ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России включают в себя, в том числе, создание ликвидационной комиссии.

На основании выданной МЧС России доверенности начальником ГУ МЧС России по РБ Магадеевым М.Ш. издан приказ от 11.05.2006г. № 128-п, которым создана ликвидационная комиссия в составе председателя – первого заместителя начальника ГУ МЧС России по РБ Лободы В.П. и членов комиссии; определен комплекс мероприятий по ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России.

Кроме того, в соответствии с приказами МЧС России № 47 от 27.01.2006г. и № 158 от 16.03.2007г. в Республике Башкортостан предстояло до 01 апреля 2006 года провести мероприятия по ликвидации десяти отрядов Государственной противопожарной службы РБ МЧС России: 6-й отряд (г.Ишимбай), 7-й отряд (Мелеуз), 17-й отряд (г.Дюртюли), 21-й отряд (г.Янаул), 23-й отряд (с.Буздяк), 24-й отряд (с.Николо-Березовка), 27-й отряд (г.Сибай), 31-й отряд (с.Бакалы), 34-й отряд (с.Чекмагуш), 38-й отряд (с.Кушнаренково) (т.1, л.д.107-108).

На проведение ликвидационных мероприятий в отношении всех вышеперечисленных отрядов Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан МЧС России в соответствии с п.3 приказа МЧС России № 47 от 27.01.2006г. руководителю ГУ МЧС России по РБ Магадееву М.Ш. были выданы соответствующие доверенности.

При таких обстоятельствах начальник ГУ МЧС России по РБ Магадеев М.Ш. не имел возможности лично произвести все мероприятия в отношении десяти отрядов Государственной противопожарной службы РБ МЧС России.

Однако начальник ГУ МЧС России по РБ Магадеев М.Ш., издавая приказ от 11.05.2006г. № 128п и создавая ликвидационную комиссию в составе председателя – первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по РБ полковника внутренней службы Лободы В.П., действовал в рамках предоставленных ему полномочий на основании доверенности МЧС России от 03.04.2006г. № 44-276-1 от имени и в интересах МЧС России, что также было подтверждено в ходе судебного разбирательства представителем МЧС России.

Учитывая изложенное, требования предпринимателя Коркина С.В. о признании незаконным приказа ГУ МЧС России по РБ от 11.05.2006г. № 128п «О ликвидации Государственного учреждения «24-й отряд Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», а также о признании незаконными действий должностного лица – начальника Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Магадеева Марата Шарифовича по передоверию поручения и полномочий, определенных доверенностью от 03.04.2006г. № 44-276-1 Лободе В.П. удовлетворению не подлежат.

В силу п.1 ст.21 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Несоблюдение вышеназванных требований является единственным основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (ст.23 Федерального закона № 129-ФЗ).

Как следует из материалов дела, председателем ликвидационной комиссии ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России Лободой В.П. в Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Республике Башкортостан представлены следующие документы: заявление от 04.10.2006г. о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России, квитанция об уплате государственной пошлины, ликвидационный баланс.

Довод предпринимателя Коркина С.В. о том, что заявление о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России в регистрирующий орган подано неуполномоченным лицом, является необоснованным, поскольку полномочия Лободы В.П. вытекают из приказа ГУ МЧС России по РБ от 11.05.2006г. № 128п «О ликвидации Государственного учреждения «24-й отряд Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

В соответствии с пунктом 2 данного приказа первый заместитель начальника ГУ МЧС России по РБ Лобода В.П. назначен председателем ликвидационной комиссии ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России.

В силу части 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.

Учитывая изложенное, заявление от 04.10.2006г. о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России подано уполномоченным лицом, в связи с чем требования предпринимателя Коркина С.В. о признании незаконными действий должностного лица – Лободы В.П. в связи с подачей им заявления в МРИ ФНС России № 1 по РБ и признании недействительным заявления от 04.10.2006г. о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России удовлетворению не подлежат.

Предпринимателем Коркиным С.В. обжалуются также действия Лободы В.П. в связи с невключением в ликвидационный баланс ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России данных о кредиторской задолженности в сумме 144 600 руб., а также ликвидационный баланс ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Как следует из материалов дела, 31.05.2006г. в «Вестнике государственной регистрации» № 21 (72) опубликовано объявление о том, что согласно приказа МЧС России № 158 от 16.03.2006г. принято решение о ликвидации ГУ «24-й отряд Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан МЧС России» с указанием срока предъявления требований кредиторами (в течение 2-х месяцев с момента публикации) и адреса места предъявления требований (т.1, л.д.99).

Согласно п.2 ст.63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

Ликвидатором в инспекцию направлено уведомление о составлении нулевого промежуточного ликвидационного баланса и сам промежуточный ликвидационный баланс.

Инспекцией 13.09.2006г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (свидетельство серии 02 № 005194983).

По данным бухгалтерской отчетности задолженность перед предпринимателем Коркиным С.В. отсутствует. Как пояснил в судебном заседании бывший руководитель ГУ ОГПС-24 РБ Ахтямов Р.Н., он задолженность перед ИП Коркиным С.В. в бухгалтерской отчетности не показал.

В течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России и до утверждения его ликвидационного баланса, предприниматель Коркин С.В. не предъявлял ликвидатору свои требования, в связи с чем, задолженность в сумме 144 600 руб. не была включена в промежуточный ликвидационный баланс и соответственно в ликвидационный баланс.

В силу пунктов 4 и 5 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.

Кроме того, в соответствии с п.5 ст.64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Доказательств того, что ИП Коркин С.В. обращался в ликвидационную комиссию об уплате задолженности в размере 144 600 руб., а ликвидационной комиссией не удовлетворено требование Коркина С.В. как кредитора по уплате указанной суммы до составления ликвидационного баланса, предпринимателем Коркиным С.В. не представлено.

Таким образом, у ликвидатора отсутствовали основания для включения соответствующих требований предпринимателя Коркина С.В. в ликвидационный баланс ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России.

Ссылка заявителя на Акт ревизии от 30.10.2005г., в котором отражена задолженность ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России перед предпринимателем Коркиным С.В. в сумме 144 600 руб. судом отклоняется, поскольку ревизия проводилась в период с 26 по 30 октября 2005 году ревизионной комиссией, то есть до создания ликвидационной комиссии. Результаты ревизионной комиссии в ликвидационную комиссию не передавались. В бухгалтерской отчетности задолженность перед предпринимателем Коркиным С.В. отсутствовала.

В соответствии с ч.1 ст.27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч.2 ст.29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ликвидационный баланс не является ненормативным актом, поскольку не содержит обязательных предписаний или распоряжений, влекущих такие юридические последствия, как возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников гражданских правоотношений. Федеральным законом от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность оспаривания в публичном порядке такого документа.

Поскольку оспариваемый ликвидационный баланс не отвечает признакам ненормативного акта, не ограничивает права заявителя и не возлагает на него дополнительные обязанности, требования предпринимателя Коркина С.В. в этой части в соответствии со статьями 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, производство по делу в этой части в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ подлежит прекращению.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закона № 129-ФЗ) регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию в срок не более пяти рабочих дней с момента представления ему соответствующих документов.

В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.

Согласно п.1 ст.21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины.

Поскольку материалами дела подтверждается, что все перечисленные в ст.21 Федерального закона № 129-ФЗ документы, представленные в МРИ ФНС России № 1 по РБ, оформлены надлежащим образом, у регистрирующего органа не было оснований, предусмотренных ст.23 Федерального закона № 129-ФЗ, для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

В силу п.1 ст.25 Федерального закона № 129-ФЗ ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за представление в регистрирующий орган недостоверных сведений, несут заявитель, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. Обязанность регистрирующего органа по проверке представляемых ему сведений законодательством не предусмотрена, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания считать, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения.

09 октября 2006 года Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Республике Башкортостан приято решение № 584А о государственной регистрации прекращения деятельности ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (т.4, л.д.52).

09 октября 2006 года Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по РБ в Государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица – ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России в связи с его ликвидацией, о чем выдано Свидетельство о государственной регистрации серии 02 № 005111021 (т.1, л.д.21).

При изложенных обстоятельствах требования предпринимателя Коркина С.В. о признании незаконным решения МРИ ФНС России № 1 по РБ о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России, Свидетельства о государственной регистрации серии 02 № 005111021 от 09.10.2006г., а также требования об отмене Свидетельства о государственной регистрации серии 02 № 005111021 от 09.10.2006г. и восстановлении в государственном реестре юридического лица – ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Коркина Сергея Валентиновича о признании незаконными действий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в связи с нарушением порядка ликвидации юридического лица ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России;

о признании недействительной доверенности от 03.04.2006г. № 44-276-1 в части уполномочивания Магадеева Марата Шарифовича на создание ликвидационной комиссии в отношении ликвидации Государственного учреждения «24-й отряд Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

о признании недействительным приказа ГУ МЧС России по РБ № 128п от 11.05.2006г. «О ликвидации Государственного учреждения «24-й отряд Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

о признании незаконными действий должностного лица – начальника Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан Магадеева Марата Шарифовича по передоверию поручения и полномочий, определенных доверенностью от 03.04.2006г. № 44-276-1 Лободе В.П.;

о признании незаконными действий должностного лица – Лободы Владимира Петровича в связи с подачей им 04.10.2006г. заявления в МРИ ФНС России № 1 по РБ на ликвидацию ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России, не имея на то поручения от учредителя – МЧС России и без указания достоверных данных относительно расчетов с кредитором – предпринимателем Коркиным С.В.; о признании недействительным заявления от 04.10.2006г.;

о признании действий должностного лица ГУ МЧС России по РБ Лободы В.П. в связи с невключением в ликвидационный баланс ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России данных о кредиторах ликвидируемого юридического лица незаконными;

о признании незаконным решения МРИ ФНС России № 1 по РБ о выдаче Свидетельств о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России на основании заявления неполномочного лица – Лободы В.П. и предоставления им недействительного ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения о кредиторах ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России; об отмене Свидетельства ФНС о ликвидации ГУ ОГПС-24 РБ МЧС России серии 02 № 005111021 от 09.10.2006г. и восстановлении Государственного учреждения «24-й отряд Государственный противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в Государственном реестре – отказать.

Производство по делу в части признания ликвидационного баланса недействительным прекратить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья С.А.Боброва

1158_45516