450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-12017/20
23 ноября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 12.11.2020
Полный текст решения изготовлен 23.11.2020
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Хомутовой С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батршиной Р.Р., рассмотрев дело по иску публичного акционерного общества "БАШСТРОЙТРАНС" (ИНН 0277001734, ОГРН 1020203079940) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №33 по Республике Башкортостан (ИНН 0277088277, ОГРН 1070277070005) о признании незаконным действий регистрирующего органа по исключению публичного акционерного общества из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, и обязании включить публичное акционерное общество в реестр Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ,
При участии в онлайн судебном заседании:
от истца – не явились, уведомлены по правилам ст. 123 АПК РФ;
от ответчика – ФИО1 по доверенности №06-23/27101 от 24.12.2019, представлен паспорт и диплом о высшем образовании;
от третьего лица – ФИО2 по доверенности №06-23/27101 от 24.12.2019, представлен паспорт и диплом о высшем образовании;
Публичное акционерное общество "БАШСТРОЙТРАНС" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №33 по Республике Башкортостан о признании незаконным действий регистрирующего органа по исключению публичного акционерного общества из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, и обязании включить публичное акционерное общество в реестр Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Определением суда от 18.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил признать незаконными действия регистрирующего органа по исключению публичного акционерного общества "БАШСТРОЙТРАНС" из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заявление об уточнении исковых требований судом принято в порядке ст. 49 АПК РФ.
Дело подлежит рассмотрению с учетом принятых судом уточнений.
Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, заявлений и ходатайств не направил.
Ответчик в удовлетворении исковых требований просил отказать, по доводам, изложенным в отзыве.
Истец возражал доводам ответчика в представленных суду возражениях.
Исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как указал истец, 01.04.2020 ему стало известно, что по состоянию на 10.08.2019 ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" исключено из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр МСП) по критерию «Организационно-правовая форма», как не соответствующее условиям, установленным пп. «б» - «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон №209-ФЗ).
Истец полагает, что действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №33 по Республике Башкортостан по исключению общества из единого реестра МСП являются незаконными и нарушают законные интересы истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" в силу требований, установленных ч. 1.1 Закона №209-ФЗ соответствует условиям, предъявляемым к регистрации его в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства.
Так, структура уставного капитала ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" составляет не более 49% голосующих акций, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая АО «Региональный фонд» - 20% и ООО «ПромТранБанк» - 19,81%. Кроме того, среднесписочная численность работников ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" за предшествующий 2018 год составила 16 человек. Доход предприятия в указанный период соответствовал доходу малого предприятия и составил 39 719 000 руб.
Как указал истец, в целях ведения единого реестра МСП реестродержатель АО «Новый регистратор» представил в ФНС России в установленный законом срок до 05.07.2019 перечень акционерных обществ, соответствующих условиям установленных пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ.
В свою очередь ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" также представило сведения о соответствии дохода и среднесписочной численности работников общества за предшествующий календарный 2018 год.
Отсутствие ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" в едином реестре МСП не позволило обществу пользоваться льготами, получать финансовую поддержку в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Полагая, что по состоянию на 10.08.2019 ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" отвечало критериям, позволяющим включению его в единый реестр МСП, однако было неправомерно исключено Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №33 по Республике Башкортостан из названного реестра истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик в представленном суду отзыве указал, что ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" было исключено из единого реестра МСП в связи с отсутствием в едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 05.07.2019 сведений о держателе реестра акционеров ПАО "БАШСТРОЙТРАНС".
Кроме того, ответчик полагает надлежащим ответчиком в рамках рассматриваемого спора ФНС России, поскольку ведение единого государственного реестра в соответствии с ч.2 ст. 4.1 Закона №209-ФЗ возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Третье лицо в представленных суду пояснениях указало, что с 10.08.2020 ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" включено в единый реестр МСП в связи с чем отсутствует предмет спора.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований по настоящему делу, исходя из следующего.
Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) которым установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (п. 1 ст. 4 Закона № 129-ФЗ).
В едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения и документы о юридическом лице сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (подп. «д» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).
Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209- ФЗ) регулируются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведение реестра МСП осуществляется ФНС России (ч. 1,2 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).
Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в реестр и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также представленных в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в налоговый орган в соответствии с ч. 5 - 6.4 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ (ч. 4 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).
Сведения о наименовании юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), ИНН, месте нахождения (месте жительства), дате внесения в реестр, категории субъекта, сведения о видах деятельности и лицензиях, а также среднесписочной численности вносятся в единый реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в ч. 4 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ сведений, имеющихся у налогового органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года. О вновь созданных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях сведения вносятся 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений о создании в ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно (п. 1, 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ).
Таким образом, реестр МСП формируется на основании сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и поступающих в рамках представления налоговой отчетности, что обеспечивает автоматическое присвоение статуса субъекта малого предпринимательства хозяйствующим субъектам (письмо Минэкономразвития России от 23.12.2016 № Д28и-3430).
Установленный порядок формирования Реестра МСП свидетельствует о том, что реестр МСП формируется уполномоченным органом на основании представленных в его распоряжение сведений, а сами субъекты малого предпринимательства не обращаются в данный орган с целью внесения сведений о них в данный реестр, статус субъекта малого предпринимательства присваивается автоматически и не носит заявительный характер.
Приказом ФНС России от 19.08.2016 № СА-7-6/442@ утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения единого реестра и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее про тексту – Регламент).
В соответствии с п.3.2 данного Регламента при поступлении сообщения налоговым органом с использованием соответствующего режима информационно-аналитической подсистемы выявляется фактическая причина, по которой сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе отражены некорректно либо не внесены в Реестр МСП, и осуществляется проверка правомерности отсутствия таких сведений в Реестре МСП по сведениям, содержащимся в налоговой отчетности.
Таким образом можно сделать вывод, что обработка сведений по вопросам ведения единого Реестра МСП осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика на основании налоговой отчетности и информации, представленной реестродержателем общества.
Учитывая, что истцом в уточненном виде заявлено требование о признании именно действий Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы №33 по Республике Башкортостан, незаконными, предъявление иска к данному ответчику, суд находит верным.
Кроме того, судом установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.07.2007 за государственным регистрационным номером ГРН <***>.
Учредителем общества является Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан, ОАО «Урало-Сибирский Банк», ОАО «Фонд Берлек» и ООО «Башкирские инвестиции».
Заявитель указывает на то, что ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" отвечает критериям, указанным в ст. 4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно структура уставного капитала ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" составляет не более 49% голосующих акций, принадлежащих юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, включая АО «Региональный фонд» - 20% и ООО «ПромТранБанк» - 19,81%. Кроме того, среднесписочная численность работников ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" за предшествующий 2018 год составила 16 человек. Доход предприятия в указанный период соответствовал доходу малого предприятия и составил 39 719 000 руб.
Между тем, письмами №б/н от 18.03.2020, №13-31/1/03969 от 01.04.2020 и №13-31/1/05564@ от 15.05.2020 (л.д.8-10) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №33 по Республике Башкортостан сообщила ПАО "БАШСТРОЙТРАНС" что последнее исключено из реестра МСП в связи с несоответствием установленным условиям пп. «б» - «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4.1 Закона №209-ФЗ, а именно в связи с отсутствием в едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 05.07.2019 сведений о держателе реестра акционеров ПАО "БАШСТРОЙТРАНС".
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Закона №209-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Закона №209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
В силу ст. 4 Закона №209-ФЗ акционерные общества, помимо соответствия условиям по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и по доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующих календарный год (пп. 2, 3 ст. 4 Закона №209-ФЗ) должны соответствовать одному из требований, установленных пп. «б» - «е» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ.
При этом сведения об акционерных обществах, соответствующих одному из требований, установленных вышеуказанными подпунктами представляются в Федеральную налоговую службу биржами, Минобрнауки России, Фондом «Сколково», Минэкономразвития России и держателями реестра владельцев ценных бумаг во исполнение пунктов 1-4 ч. 6 и ч. 6.1 ст. 4 Закона №209-ФЗ ежегодно в период с 1 по 5 июля по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Иных сроков для представления вышеназванных сведений законодательство не предусматривает.
В силу ч. 6.1 ст. 4.1 Закона №209-ФЗ (в редакции ФЗ от 03.08.2018 №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») в целях ведения Единого реестра МСП предпринимательства держатели реестров акционеров акционерных обществ, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и в составе сведений о которых в ЕГРЮЛ содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ, ежегодно до 5 июля представляют в уполномоченный орган перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным подпунктом "а" пункта 1 части 1.1 статьи 4 указанного Федерального закона (за исключением условий, установленных абзацем третьим указанного подпункта).
Учитывая вышеизложенное, сведения об акционерных обществах (за исключением вновь созданных), отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Закона №209-ФЗ, могут быть внесены в Единый реестр МСП только в случае, если в составе сведений о них в ЕГРЮЛ содержатся сведения о соответствующем держателе реестра акционеров акционерных обществ.
Поскольку данные изменения вступили в силу с 01.12.2018, то и исключение ПАО «Башстройтранс» из реестра МСП было произведено в 2019 году. До внесения 03.08.2018 изменений в Закон № 209-ФЗ содержание сведений о держателе реестра акционеров не являлось обязательным условием для внесения организаций в реестр МСП.
Кроме того, отсутствие в ЕГРЮЛ данных о держателе реестра акционеров ПАО «Башстройтранс» противоречит прописанному в п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации принципу публичной достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений (лицо, добросовестно полагающееся на информацию из ЕГРЮЛ, вправе рассчитывать на то, что внесенные в государственный реестр данные соответствуют действительным обстоятельствам, а юридическое лицо не вправе ссылаться на не включенные в ЕГРЮЛ данные).
Исходя из вышеизложенного, исключение ПАО «Башстройтранс» из реестра МСП в указанный период времени являлось правомерным и обоснованным. Таким образом, доводы истца, положенные в основу заявленных им требований о том, что отсутствие сведений о держателе реестра акционеров акционерного общества в ЕГРЮЛ не является основанием для исключения его из реестра МСП и что в предыдущие периоды для включения его в реестр МСП, указанные требования были препятствием для ежегодного включения истца в реестр МСП, ошибочны и подлежат отклонению.
Судом установлено, что на момент рассмотрения спора ПАО «Башстройтранс» устранены недостатки и предоставлены сведения о держателе реестра акционеров акционерных обществ, которым является АО «Новый регистратор» (ИНН <***>). Данные сведения внесены в ЕГРЮЛ 21.07.2020, следовательно, 10 августа 2020 года, при ежегодном формировании реестра, ПАО «Башстройтранс» включено в Единый реестр МСП с итоговым признаком «микропредприятие».
На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований публичного акционерного общества "БАШСТРОЙТРАНС" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №33 по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным действий регистрирующего органа по исключению публичного акционерного общества «Башстройтранс» из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019 году, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья С.И. Хомутова