ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-12159/2021 от 14.06.2022 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                 Дело № А07-12159/2021

21 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2022 года

Полный текст решения изготовлен 21 июня 2022 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Проскуряковой С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каримовой Д.И., рассмотрев дело по иску

общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ИНН: 0277072661, ОГРН: 1050204518396)

к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Евросфера" (ИНН: 0268074743, ОГРН: 1150280072755)

третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, ООО «ЖКХ – Сервис» (ИНН 0268069863)

о взыскании неосновательного обогащения в виде ежемесячных платежей в счет возмещения расходов на установку общедомовых приборов учета (далее – ОДПУ), исчисленных с учетом рассрочки на 5 лет, в сумме 471 726 руб. 58 коп., процентов за предоставление рассрочки в сумме 84 291 руб. 82 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца, ответчика, третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,

Общество с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» (далее – истец, ООО «БашРТС») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Евросфера" (далее – ответчик, ООО УК "Евросфера") о неосновательного обогащения в виде ежемесячных платежей в счет возмещения расходов на установку общедомовых приборов учета (далее – ОДПУ), исчисленных с учетом рассрочки на 5 лет, в сумме 471 726 руб. 58 коп., процентов за предоставление рассрочки в сумме 84 291 руб. 82 коп.

Определением от 08.07.2021г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением от 08.09.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначил предварительное судебное заседание.

Определением от 07.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «ЖКХ – Сервис».

От ответчика в материалы дела 03.08.2021г. поступил отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

От третьего лица в материалы дела 06.12.2021г. поступил отзыв, в котором указало, что расчеты с истцом за установку приборов учета тепловой энергии в МКД по адресу: г. Стерлитамак, ул. Черняховского, 14а не производились.

Определением от 09.06.2022 г. судом был объявлен перерыв в судебном заседании до 14.06.2022 г.15-00.

Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан с учетом положений ст. 121, 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 25.12.2013 г. N 99 "О процессуальных сроках", что свидетельствует о соблюдении правил ст. ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, стороны, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства по правилам статьи 123 АПК РФ, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание после перерыва не обеспечили.

Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца, ответчика, третьего лица надлежащим образом уведомленных  о времени и месте судебного заседания.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд        

УСТАНОВИЛ:

Как указал истец, в соответствии со ст. 161,162 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО УК "Евросфера" осуществляет функции управляющей компании в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Стерлитамак, ул. Черняховского, 14а, ул. Деповская, 21, ул. Худайбердина, 101, ул. Худайбердина, 101а, ул. Элеваторная, 45. Между собственниками помещений в указанных домах и ответчиком заключены договоры управления многоквартирными домами.

Письмами от 24.04.2016г., 25.03.2016г. истцом были направлены ответчику предложения о заключении договора на установку приборов учета тепловой энергии, однако оставлены без ответа.

Ввиду неисполнения собственниками многоквартирных жилых домов обязанности по установке приборов учета тепловой энергии, истцом на основании ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности» был заключен договор подряда с ООО «УК РусьЭнергоМир» №156-584 от 31.08.2015г. для установки общедомовых приборов учета, впоследствии введенных в эксплуатацию.

Истец указал, что с учетом срока исполнения обязательств по ежемесячным платежам размер задолженности ответчика составляет 471 726 руб. 58 коп. расходов за установку прибора, 84291 руб. 82 коп. процентов за предоставление рассрочки.

Направленная претензия об оплате задолженности оставлена без удовлетворения,  в связи с чем истец обратился в суд с рассматриваемым иском.

Ответчик представил отзыв, исковые требования полагает необоснованными, указал, что управление многоквартирного дома по адресу: г. Стерлитамак, ул. Черняховского, 14а осуществляет с 01.07.2018г., сведений о том, какая организация осуществляла управление в спорный период, принимали ли собственники решение об установке общедомовых приборов учета, были ли собраны денежные средства для компенсации расходов на установку не имеет. Указал, что управляющая организация, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе чем от указанных собственников. Следовательно, управляющая организация не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.

Третье лицо в представленном отзыве указало, что расчеты с истцом за установку приборов учета тепловой энергии в МКД по адресу: г. Стерлитамак, ул. Черняховского, 14а не производились.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу статей 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В соответствии со статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных названным кодексом.

По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Таким образом, в силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ).

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 261-ФЗ) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно п. п. 1, 2 статьи 13 указанного Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. п. 6, 8, 9, 10, 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, подключенными к системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

До 1 июля 2010 года организации, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов (которыми являются лица, на которые в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (п. 11 ст. 2 Закона)) предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

До 01 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии организации осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.

Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.

Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Таким образом, положениями Закона об энергосбережении обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений; кроме того, предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе.

При этом установка индивидуального прибора учета не освобождает собственников помещений от обязанности установить общедомовой прибор учета либо возместить расходы лица, выполнившего за них данную обязанность в силу закона.

В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В данном случае собственники помещений многоквартирных жилых домов в городе Стерлитамак ул. Черняховского, 14а, ул. Деповская, 21, ул. Худайбердина, 101, ул. Худайбердина, 101а, ул. Элеваторная, 45, управляющая компания не исполнили обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в установленный законом срок, в связи с чем в силу части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении такая обязанность возникла у ресурсоснабжающей организации.

Как следует из материалов дела, истцом были установлены приборы учета тепловой энергии и ранее уже предъявлены к взысканию суммы неосновательного обогащения, состоящие из ежемесячных платежей в счет возмещения расходов на установку общедомовых приборов учета:

- прибор учета тепловой энергии по МКД ул. Деповская, 21 был введен в эксплуатацию 05.02.2016г. Стоимость установленного узла учета тепловой энергии составляет 282 241.02 руб., проценты за предоставление рассрочки 72 718,88 руб.

Расходы по установке приборов учета в виде неосновательного обогащения и проценты за предоставление рассрочки были взысканы с ООО УК "Жилкомсервис" (впоследствии переименовано в ООО УК "Евросфера") за период с февраля по июль 2016 были взысканы по делу А07- 1181/2017, за период февраль-декабрь 2017г. – по делу А07-4396/2018, за период с января 2019 по март 2020 – по делу А07-9024/2020;

- прибор учета тепловой энергии по МКД ул. Худайбердина, 101 был введен в эксплуатацию 05.02.2016г. Стоимость установленного узла учета тепловой энергии составляет 242230 руб. 28 коп., проценты за предоставление рассрочки 62 497 руб. 66 коп.

Расходы по установке приборов учета в виде неосновательного обогащения и проценты за предоставление рассрочки были взысканы с ООО УК "Жилкомсервис" (впоследствии переименовано в ООО УК "Евросфера") за период с февраля по июль 2016 были взысканы по делу А07- 1181/2017, за период февраль-декабрь 2017г. – по делу А07-4396/2018, за период с января 2019 по март 2020 – по делу А07-9022/2020;

- прибор учета тепловой энергии по МКД ул. Худайбердина, 101а был введен в эксплуатацию 05.02.2016г. Стоимость установленного узла учета тепловой энергии составляет 249 298 руб. 51 коп., проценты за предоставление рассрочки 64 233 руб. 61 коп.

Расходы по установке приборов учета в виде неосновательного обогащения и проценты за предоставление рассрочки были взысканы с ООО УК "Жилкомсервис" (впоследствии переименовано в ООО УК "Евросфера") за период с февраля по июль 2016 были взысканы по делу А07- 1181/2017, за период февраль-декабрь 2017г. – по делу А07-4396/2018, за период с января 2019 по март 2020 – по делу А07-9019/2020;

- прибор учета тепловой энергии по МКД ул. Элеваторная, 45 был введен в эксплуатацию 05.02.2016г. Стоимость установленного узла учета тепловой энергии составляет 275 153 руб. 77 коп., проценты за предоставление рассрочки 70 892 руб. 86 коп.

Расходы по установке приборов учета в виде неосновательного обогащения и проценты за предоставление рассрочки были взысканы с ООО УК "Жилкомсервис" (впоследствии переименовано в ООО УК "Евросфера") за период с февраля по июль 2016 были взысканы по делу А07- 1181/2017, за период февраль-декабрь 2017г. – по делу А07-4396/2018, за период с января 2019 по март 2020 – по делу А07-9021/2020.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом Арбитражного суда Республики Башкортостан по делам №№ А07-1181/2017, А07-4396/2018, А07-9024/2020, А07-9022/2020, А07-9019/2020 с участием тех же лиц не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела в силу ст. 69 АПК РФ и имеют преюдициальное значение при принятии решения по данному делу.

По делам №№ А07-1181/2017, А07-4396/2018, А07-9024/2020, А07-9022/2020, А07-9019/2020  судом установлен факт установки истцом приборов учета тепловой энергии по указанному выше адресу, проверен и признан верным расчет задолженности и процентов за предоставление рассрочки, установлена законность требований ООО "БашРТС" и ООО УК "Евросфера" признан надлежащим ответчиком.

В рассматриваемом деле истцом предъявлена к взысканию сумма неосновательного обогащения, состоящая из ежемесячных платежей в счет возмещения расходов на установку общедомовых приборов учета, исчисленных с учетом рассрочки на 5 лет и проценты за предоставление рассрочки:

- по МКД ул. Деповская, 21: за период с апреля 2020г. по февраль 2021 неосновательное обогащение и проценты за предоставление рассрочки в сумме 54 383,66 руб., из них расходы за установку прибора учета 51 744,19 руб. и проценты за предоставление рассрочки 2 636,48 руб.

- по МКД ул. Худайбердина, 101: за период с апреля 2020г. по май 2021г. неосновательное обогащение и проценты за предоставление рассрочки в сумме 60 116,85 руб., из них расходы за установку прибора учета 56520,40 руб. и проценты за предоставление рассрочки 3 596,45 руб.;

- по МКД ул. Худайбердина, 101а: за период с апреля 2020г. по май 2021г. неосновательное обогащение и проценты за предоставление рассрочки в сумме 63 837 руб. 73 коп., из них расходы за установку прибора учета 58 169,65 руб. и проценты за предоставление рассрочки 5 668,08 руб.;

- по МКД ул. Элеваторная, 45: за период с сентября 2020г. по февраль 2021г. неосновательное обогащение и проценты за предоставление рассрочки в сумме 28 334 руб. 47 коп., из них расходы за установку прибора учета 27 515,38 руб. и проценты за предоставление рассрочки 819,09 руб.

Кроме того предъявлена к взысканию сумма неосновательного обогащения, состоящая из ежемесячных платежей в счет возмещения расходов на установку общедомовых приборов учета в МКД N 45 ул. Черняховского, 14А  за период с марта 2016г. по февраль 2021г., исчисленных с учетом рассрочки на 5 лет в сумме 277 776 руб. 96 коп.  и проценты за предоставление рассрочки в размере 71 568 руб. 72 коп. Так, по указанному адресу прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию 05.02.2016г. Стоимость установленного узла учета тепловой энергии составляет 277 776,96 руб., проценты за предоставление рассрочки 71 568,72руб. Ранее взыскание не производилось.

Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце 2 данного пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

В соответствии с абзацем 2 пункта 38 (1) Правил N 491 счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета.

Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета, вправе взыскать напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома денежные средства в возмещение своих расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов, в случае, если данные расходы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт общего имущества.

Вместе с тем, как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 16 Правил N 491, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно подпунктам "б", "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении.

Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пункты 24, 26 Правил N 491).

Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет прийти к выводу о том, что управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, также может являться надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.

Таким образом, предъявление иска к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Евросфера" соответствует положениям вышеуказанных норм права.

При этом, исходя из положений статей 44, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона об энергосбережении, пунктов 5, 11, 38 Правил N 491, наличие у управляющей организации обязанности по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного ресурсоснабжающей организацией в жилом доме, не является нарушением прав управляющей организации, поскольку последняя не лишена возможности возместить понесенные расходы за счет собственников помещений.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки).

По общему правилу при предоставлении рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.

Управляющая организация, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, лишено возможности получать денежные средства на эти цели законным путем иначе, чем от указанных собственников.

Следовательно, управляющая организация не должна отвечать перед ресурсоснабжающей организацией в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.

Из материалов дела следует, что пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомовых прибора учета не истек. Вместе с тем законодателем предусмотрена возможность предоставления рассрочки по оплате расходов, связанных с установкой общедомовых приборов учета, только в отношении граждан - собственников помещений в многоквартирных домах, что обусловлено мерами социальной поддержки населения со стороны государства.

В данном случае в отношении ресурсоснабжающей организации управляющая организация обязана оплатить соответствующие расходы единовременно, что не противоречит части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении с последующим возмещением этих расходов за счет собственников.

Содержание части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от единовременной оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.

В рассматриваемом случае факт установки истцом общедомовых приборов учета тепловой энергии, принятие и допущение их в эксплуатацию, не оспаривается, что свидетельствует об исполнении истцом обязанности, возложенной на собственников помещений частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении.

Действия истца по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии соответствуют требованиям названного законодательства, не противоречат воле собственников, следовательно, имеет место встречное обязательство по компенсации ресурсоснабжающей организации затрат, предъявленное к управляющей организации, так как собственниками жилых домов избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом. В свою очередь управляющая организация вправе требовать от собственников помещений возмещения своих затрат в виде сумм, уплаченных в пользу ресурсоснабжающей организации.

Указанная правовая позиция приведена в определении Верховного суда Российской Федерации N 310-ЭС15-912, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015.

По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, в силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства.

При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.

Расчет расходов на установку общедомовых приборов учета, исчисленных с учетом рассрочки на 5 лети процентов за предоставление рассрочки, произведенный истцом судом проверен, признан верным.

Ответчиком контррасчет процентов, доказательства оплаты в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представил, оспорил требование о взыскании неосновательного обогащения и процентов за предоставление рассрочки за установку общедомового прибора учета в многоквартирном доме по адресу: г. Стерлитамак, ул. Черняховского, 14а по мотиву того, что осуществляет управление домом с 01.07.2018г.. информацией о том, какая организация осуществляла управление в спорный период, было ли принято собственники решение об установке общедомовых приборов учета, были ли собраны денежные средства для компенсации расходов на установку не обладает.

Для проверки указанных доводов определением суда от 07.10.2021г. к участию в деле было привлечено общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ –Сервис», осуществлявшее управление многоквартирным домом по адресу: г. Стерлитамак, ул. Черняховского, 14а в период с 2015 года до введения в отношении него процедуры банкротства.

Третье лицо в представленном отзыве указало, что расчеты с истцом за установку приборов учета тепловой энергии в МКД по адресу: г. Стерлитамак, ул. Черняховского, 14а не производились.

Довод ответчика судом отклоняется в силу следующего.

Возможностью по включению расходов по оплате установки приборов учета в состав обязательных платежей обладает только ответчик, который оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества домов, предоставляет коммунальные услуги, а также осуществляет иную, направленную на достижение целей управления домами деятельность. В рамках этой деятельности ответчик осуществляет сбор денежных средств с собственников помещений в многоквартирных домах. При этом только ответчик как управляющая компания в силу своего статуса, а не ресурсоснабжающая организация, располагает сведениями о размере доли каждого собственника в имуществе и соответственно может распределить подлежащие взысканию, в том числе с учетом рассрочки, расходы истца.

Законодательство не предусматривает специальных правил реализации ресурсоснабжающей организации права на получение компенсации расходов на установку ОДПУ на случай смены собственниками формы управления домом либо смены управляющей компании.

Учитывая установленный законодательством источник и механизм возмещения затрат (за счет собственников путем включения соответствующих платежей в платежные документы; пункт 38.1 Правил N 491), а также особый статус управляющей организации, которая является исключительно лицом, опосредующим отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, суд приходит к выводу о том, что по смыслу пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении смена управляющей организации не может повлиять на право ресурсоснабжающей организации на возмещение затрат за счет средств собственников помещений, в связи с чем в удовлетворении иска к вновь выбранной управляющей организации (независимо от конкретных обстоятельств, повлекших смену управляющей организации) не может быть отказано.

Иное толкование Закона приводило бы к тому, что собственники помещений в случае смены управляющей организации неосновательно обогащались бы за счет ресурсоснабжающей организации, на которую Законом об энергосбережении императивно возложена обязанность несения спорных затрат при условии неисполнения собственниками их обязанности по обеспечению учета коммунальных ресурсов.

Таким образом, иск по настоящему делу предъявлен к надлежащему ответчику, поскольку в настоящее время дом №14а по ул. Черняховского г. Стерлитамак находится в управлении данной организации, что подтверждается материалами дела. Иного ответчиком в дело не представлено.

При  этом,   суд  считает  необходимым  указать, что спорные отношения по своему характеру не соответствуют   квалификации  по  ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве   неосновательного  обогащения, а также   с  учетом сложившейся судебной практики и "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 (ред. от 26.04.2017) .

В  рамках  рассматриваемого  спора     требования  истца  возникают  в силу прямого  указания   Закона   №  261 –ФЗ   и,  соответственно, подлежат  квалификации как  требование о возмещении расходов  по оплате  стоимости общедомового прибора учета тепловой энергии и расходов по его установке.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при заявленной сумме иска размер государственной пошлины составляет 14120 руб.

При подаче иска обществом «БашРТС» было заявлено ходатайство о зачете госпошлины в сумме 14120 руб. по платежному поручению №2494 от 16.02.2021г., судом удовлетворено.

Поскольку исковые требования удовлетворены, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы по оплате госпошлины в размере 14120 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияОбщества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные тепловые сети» (ИНН 0277072661, ОГРН 1050204518396) удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Евросфера" (ИНН: 0268074743, ОГРН: 1150280072755) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (ИНН 0277072661, ОГРН 1050204518396) сумму 471 726 руб. 58 коп., проценты в сумме 84 291 руб. 82 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 14120 руб.00коп.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                              С.В. Проскурякова