АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/
ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа Дело № А07-121/2013
30 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Сафиуллиной Р.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамсивалеевой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Администрации ГО г. Уфа РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица:
1) Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства (450091 <...>)
2) Союз предпринимателей г.Уфы (450071 <...> СССР, 48/1)
3) Компания права «Респект» (450091 <...>)
4) Башкирская выставочная компания (450080, <...> павильон)
5) Ремесленная палата Республики Башкортостан (<...> (Профессиональный лицей №10)
о признании незаконным решения от 21.09.2012г. по делу А-143/15-12,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности № 1/3662-13 от 23.10.2012г.;
от ответчика: ФИО2 по доверенности № 41 от 27.08.2012г.;
от Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства: ФИО3 – генеральный директор по распоряжению № 336/7к от 20.10.2011г.;
от Компании права «Респект»: ФИО4 по доверенности №1 от 01.08.2011г.;
от Союза предпринимателей г.Уфы: ФИО5 – директор по приказу №2 от 21.02.2011г.;
от Ремесленной палаты РБ: не явились, извещены в порядке ст.123 АПК РФ по последнему известному суду адресу;
от Башкирской выставочной компании: не явились, извещены надлежащим образом; заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилась Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее Управление) о признании незаконным решения от 21.09.2012г. по делу № А-143/15-12.
Определением от 04.02.2013г. к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спор, привлечены: Башкирская выставочная компания и Ремесленная палата.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика и третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд установил, что постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31.12.2011г. № 7613 утверждена Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2011 год (далее Программа).
Основными целями Программы являются:
- обеспечение устойчивого социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
- увеличение удельного веса малого и среднего бизнеса в экономике городского округа;
- совершенствование экономических, правовых и организационных основ развития предпринимательской деятельности в городском округе город Уфа Республики Башкортостан;
- повышение социальной ответственности бизнеса.
В соответствии с п.5 Программы механизм реализации Программы включает привлечение к выполнению мероприятий Программы отдельных исполнителей: Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства, Союз предпринимателей г.Уфы, структурные подразделения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центр занятости населения города Уфы, а также возможность привлечения на конкурсной основе финансовых институтов, научно-исследовательских организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства.
Союз предпринимателей города Уфы исполняет следующие мероприятия Программы:
подготовка научно-методических, информационно-справочных материалов по вопросам организации и повышения эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
информационная поддержка аналитических Интернет-порталов.
Уфимский городской фонд развития и поддержки малого и среднего предпринимательства и Союз предпринимателей г.Уфы осуществляют:
проведение Недель правового благоустройства по поддержке малого и среднего предпринимательства в муниципальных библиотеках города Уфы;
проведение курсов «Базовые навыки создания и управления собственным бизнесом»;
выпуск специализированного периодического издания, посвященного предпринимательству и т.д.
ООО Компания права «Респект» являлся исполнителем п.8.5.2 Программы - проведение Недель правового благоустройства по поддержке малого и среднего предпринимательства в муниципальных библиотеках города Уфы, п.8.6.12 ,п. 8.6.9- проводит открытые конкурсы «Бухгалтер-профессионал», «Юрист-профессионал».
Поскольку иные хозяйствующие субъекты к реализации направлений данной Программы не привлечены, Управлением сделан вывод о предоставлении Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан преимущества ООО Компания права «Респект» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а именно: необоснованном определении данной компании в качестве соисполнителя мероприятий по Программе, осуществляемой за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Управлением вынесено решение от 21.09.2012г. по делу А-143/15-12, которым Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан признана нарушившей требований ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан с вынесенным решением Управления не согласилась и обжаловала его в судебном порядке.
Управление требования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не признает, считает оспариваемое решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве (т.3 л.д.2-8).
Уфимский городской фонд развития и поддержки малого и среднего предпринимательства согласно представленному отзыву считает требования заявителя обоснованными, поскольку информация о возможности внесения предложений в проекты Программы ежегодно публикуется в открытом доступе, в том числе, на сайте Союза предпринимателей г.Уфы (www.spufa.ru). Любые предприятия могут направить свои предложения по проекту Программы, в том числе, предложить свои услуги в качестве соисполнителя Программы (т.2, л.д.19-20). По пояснению представителя Фонда Компания права «Респект» была включена в Программу на основании письма Компании №694 от 4 октября 2010 года
Союз предпринимателей г.Уфы поддерживает заявленные требования, указав в своем отзыве на то, что ни одному из хозяйствующих субъектов не представлялось необоснованного преимущества при определении исполнителей и соисполнителей Программы (т.1, л.д.65-66).
ООО Компания права «Респект» согласно представленному отзыву просит требования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить .
Оценив представленные документы и доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение данным действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 Федеральный закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.
Согласно п.7 ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
Понятие государственных или муниципальных преференций дано в пункте 20 статьи 4 Закона о Защите конкуренции, а именно - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В силу ч.1 ст.19 Федерального закона «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации.
В соответствии с ч.3 ст.19 и ч.1 ст.20 Федерального закона «О защите конкуренции» государственная или муниципальная преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя только с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как следует из материалов дела, Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2011 год утверждена постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31.12.2011г. № 7613.
Заявитель в возражениях по доводам дополнительного пояснения Управления пояснил, что при формировании Программы были использованы предложения, поступившие от структурных подразделений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, администраций районов по запросам Управления экономики, а также предложения от других организаций, в том числе, хозяйствующих субъектов, обращавшихся в Союз предпринимателей г.Уфы в связи с объявлением, размещаемым в сети Интернет, в том числе от Компании права «Респект».
Уфимский городской фонд развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, Союз предпринимателей г.Уфы, ООО Компания права «Респект» включены в Реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан.
ООО Компания права «Респект» была включена в Программу по предложению Союза предпринимателей г.Уфы, а также на основании самого обращения самого ООО Компания права « Респект « от 4.10.2010 года № 694.
По пояснению представителя заявителя и ООО Компания права «Респект». судом было установлено, что ООО Компания права «Респект» были бесплатно установлены в опорных библиотеках г.Уфы информационно-правовые системы «Консультант плюс», включающие в себя федеральное и региональное законодательство, материалы судебной и арбитражной практики, комментарии к правовым вопросам, типовые формы документов, законопроекты. Всего по г.Уфа действует 12 информационно-консультационных бюро, на базе которых проводятся Недели правового устройства. В рамках Недель правового благоустройства для субъектов малого и среднего предпринимательства были организованы семинары и круглые столы с участием представителей прокуратуры, пенсионного фонда, налогового органа, отделов труда и занятости и др.
ООО Компания права «Респект» при проведении конкурсов «Бухгалтер-профессионал» и «Юрист-профессионал» разрабатывало положения о проведении указанных конкурсов, участвовало в формировании экспертных комиссий, сборе конкурсных работ, организации их оценки экспертами и проведении торжественной церемонии награждения победителей.
Указанная деятельность осуществлялась ООО Компания права «Респект» на безвозмездной основе. Доказательств обратного в нарушение ст.65 АПК РФ антимонопольным органом не представлено.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что при реализации мероприятий Программы Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан каких-либо договоров с хозяйствующими субъектами не заключала. Все хозяйственные договора были заключены с Уфимским городским фондом развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Информация о возможности внесения предложений в проекты Программы ежегодно публикуется в открытом доступе, в том числе, на сайте Союза предпринимателей г.Уфы (www.spufa.ru) (т.1, л.д.68-71). Программа также была размещена на сайте Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Данные обстоятельства также не оспариваются антимонопольным органом.
В данном случае суд находит правомерным довод заявителя, том, что любые хозяйствующие субъекты могли направить свои предложения по проекту Программы, в том числе, предложить свои услуги в качестве соисполнителя Программы. По пояснению представителей заявителя и третьих лиц, участвующих при рассмотрении дела, каких-либо предложений по внесению изменений, дополнений от иных хозяйствующих субъектов, в том числе, по вопросу участия в Программе в качестве соисполнителя не поступало. Антимонопольным органом в нарушение ст.65 АПК РФ обратного не доказано.
Как следует из материалов дела, условия Программы предусматривают возможность привлечения на конкурсной основе финансовых институтов , научно- исследовательских организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства.
Однако, исходя из норм положения Закона « О защите конкуренции» можно сделать вывод о том, что проведение конкурса подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, возможность выявления потенциальных участников получить товары, услуги , доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. В нарушение ст.65 АПК РФ антимонопольным органом не представлены безусловные доказательства подтверждающие факт создания заявителем приоритетных условий для ООО Компания «Респект» на определенном товарном рынке. По мнению суда лишь констатация тех или иных действий органов местного самоуправления , препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания соответствующих органов нарушившими ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции. В данном случае по мнению суда антимонопольный орган не представил суду доказательств наличия фактических обстоятельств , подтверждающих действительные, либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции на рынке, где осуществляет свою деятельность ООО Компания Респект.
В соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Управлением в нарушение требований ст.65, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств предоставления Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан преференции Обществу с ограниченной ответственностью Компания права «Респект».
Материалы дела также не содержат таких доказательств.
С учетом изложенного, в действиях Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отсутствуют нарушения требований ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции». В связи с чем, решение Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Башкортостан от 21.09.2012г. по делу № А-143/15-12 подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) – удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 21.09.2012г. по делу А-143/15-12 в отношении Администрации ГО г.Уфа РБ.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной можно получить соответственно на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru .
Судья Р.Н.Сафиуллина