ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-12612/2015
03 сентября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.08.2015 г.
Полный текст решения изготовлен 03.09.2015 г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Асадуллиной С.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Султанбековой Э.А., рассмотрев заявление
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0276097173, ОГРН 1050204343474)
о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, выраженный в сообщении от 05.03.2015 г. № 04\301\034\2015-1018,1020;
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявительницы ФИО1, а именно: произвести государственную регистрацию права собственности ФИО1 на комнату 14,4 кв.м в двухкомнатной квартире общей площадью 40,9 кв.м, этаж 3, расположенной по адресу: <...>, и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в установленный законом срок.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
Третье лицо – Муниципальное образование городской округ город Уфа Республики Башкортостан
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, по доверенности от 19.11.204 г., паспорт
от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности № 261 от 16.12.2014 г.
третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, выраженный в сообщении от 05.03.2015 г. № 04\301\034\2015-1018,1020; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявительницы ФИО1, а именно: произвести государственную регистрацию права собственности ФИО1 на комнату 14,4 кв.м в двухкомнатной квартире общей площадью 40,9 кв.м, этаж 3, расположенной по адресу: <...>, и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости в установленный законом срок.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образование городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Представители третьего лица в судебное заседание не явились.
Определения суда, направленные третьему лицу ими получены, о чем в материалах дела имеются уведомления.
Согласно ч. 4 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещения направляются арбитражным судом по месту нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Так же лица, участвующие в деле, извещены публично, - в определениях суда содержится ссылка на официальный сайт Арбитражного суда Республики Башкортостан, где размещается информация о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей третьего лица.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд
УСТАНОВИЛ:
В целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов муниципальными образованиями Республики Башкортостан, выполнившими установленные Федеральным законом от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства» условия представления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 136 от 28.03.0214 г. была утверждена Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы (далее - Программа).
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее Администрация ГО г. Уфа РБ) вышеуказанным Постановлением определена исполнителем Программы, а выполнение работ по переселению граждан поручено Муниципальному бюджетному учреждению «Служба сноса и расселения» городского округа г. Уфа РБ. Программа разработана в рамках исполнения - реализации Указов Президента Российской Федерации ФИО4 (Указ Президента РФ №600 от 07.2012 года).
В Республике Башкортостан силами Администрации ГО г. Уфа РБ и Государственного комитета по строительству и архитектуре по Республике Башкортостан в ходе проводимого мониторинга и аналитики по исполнению Адресной программы выявляются причины, могущие негативно повлиять на сроки исполнения и принимаются меры по их своевременному устранению.
В настоящее время переселение собственников жилых помещений из аварийных домов производится также и путем заключения договоров мены, по условиям которого, граждане передают в собственность Муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан, подлежащие расселению принадлежащие им жилые помещения, а Муниципальное образование городской округ город Уфа Республики Башкортостан передает в собственность граждан жилые помещения для переселения, приобретенные в целях реализации указанной Адресной программы.
С учетом требований Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» №185-ФЗ от 21.07.2007 года расселение производится по принципу предоставления равнозначного жилья. Граждане, занимающие комнаты в коммунальных квартирах, переезжают в аналогичные жилые помещения.
Физическому лицу - гражданке ФИО1 принадлежит на праве собственности комната, площадью 11,9 кв.м., расположенная по адресу: <...>, 33-33а, к. 21, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АГ № 152360 от 29.04.2011 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» № 136 от 28.03.2014 г. (в ред. утв. Постановлением Правительства РБ № 53 от 27.02.2015 года) указанный выше жилой дом включен в перечень домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
В связи с расселением по программе сноса ветхого и аварийного жилья Администрацией ГО г. Уфа РБ 30.12.2014г. между ФИО1 и Муниципальным образованием ГО г. Уфа РБ в лице директора МБУ «Служба сноса и расселения» был заключен договор мены, по условиям которого ФИО1 приобретает 63\100 доли в праве долевой собственности на квартиру, общей площадью 40,9 кв.м., находящуюся на третьем этаже жилого дома, расположенной по адресу: <...>.
27.01.2015г. ФИО1 и ФИО5, действующая от имени МБУ «Служба сноса и расселения» обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на объекты, расположенные по адресам: <...>; <...>, 33-33а, ком. 21.
05.02.2015 государственная регистрация приостановлена на основании п.1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации).
05.03.2015г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан было вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации по делу правоустанавливающих документов со ссылкой на отсутствие письменных согласий собственников остальных комнат, расположенных по адресу: <...>, 33-33а (со ссылкой на п. 2 ст. 567 ГК РФ, ч. 6 ст. 42 ЖК РФ, ст. 250 ГК РФ).
Полагая отказ необоснованным, заявитель обратился с заявлением об обжаловании действий Управления Росреестра по Республике Башкортостан.
Исследовав материалы дела, суд на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему.
В части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания недействительными действий государственного органа необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя (пункт 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Согласно части 6 статьи 42 Жилищного кодекса Российской Федерации при продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из пунктов 1, 2 статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов (пункт 1); продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее (пункт 2).Правила настоящей статьи применяются также при отчуждении доли по договору мены (пункт 5).
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В пунктах 1, 2 статьи 17 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав (пункт 1); не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений (пункт 1). В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи (пункт 2).
При продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу к заявлению о государственной регистрации прилагаются документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продает ее (пункт 1 статьи 24 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).
Таким образом, исходя из положений ст. 250 ГК РФ, ч. 6 ст. 42 ЖК РФ, п.1 ст. 24 Закона о регистрации, для проведения государственной регистрации перехода права по указанному договору мены с соблюдением императивного правила о преимущественной покупке, необходимо представление на государственную регистрацию документов, подтверждающих, что продавец известил в письменной форме правообладателей остальных комнат о намерении продать свою комнату с указанием цены и других условий, на которых продает ее (документы, подтверждающие отказ остальных собственников комнат от покупки отчуждаемой комнаты и оформленные в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, или нотариально заверенные).
Материалами дела подтверждено, что ФИО1 и ФИО5, действующая от имени МБУ «Служба сноса и расселения», обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на объекты, расположенные по адресам: <...>; <...>, 33-33а, ком. 21. Между тем в материалах дела отсутствуют как доказательства того, что к указанному заявлению приложены документы, подтверждающие соблюдение заявителем требований, предусмотренных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации при возмездном отчуждении доли, так и доказательства того, что такие документы представлены Управлению Россреестра до истечения срока, указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации.
Доводы заявителя об отсутствии необходимости в предоставлении согласия остальных собственников квартиры при переселении граждан из аварийного жилья суд находит необоснованными.
Представителем заявителя не представлено в суд доказательств, что все сособственники передали Муниципальному образованию ГО г. Уфа РБ право долевой собственности в расселяемом жилом помещении, расположенном по адресу: <...>, и тем самом отсутствии необходимости в извещении продавцом ФИО1 в письменной форме правообладателей остальных комнат о намерении продать свою комнату с указанием цены и других условий, на которых продает ее.
Ссылка заявителя на Постановление Президиума Верховного суда РФ от Иг.И.2004 № 19 пв-04 несостоятельна, поскольку оно было принято до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года), установившего частью 6 статьи 42 право преимущественной покупки отчуждаемой комнаты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
Поскольку в удовлетворении требований истца отказано, то государственная пошлина подлежит отнесению на истца по правилам части 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако, поскольку истец в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлины взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья С.Х.Асадуллина