ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-12681/09 от 24.08.2009 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, e-mail:sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа

24 августа 2009г. Дело № А07-12681/2009 - А-АГФ

Резолютивная часть решения объявлена 24.08.2009г.

Полный текст решения изготовлен 24.08.2009г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:

судьи Ахметовой Г.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ахметовой Г.Ф.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «Уфахимпром»

к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан

третьи лица: ОАО «Уфанефтехим», Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан

о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, выразившегося в непринятии мер по своевременному возврату исполнительского сбора в сумме 11000000 руб. по заявлению ОАО «Уфахимпром» от 07 мая 2009 года, об обязании Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан принять меры по возврату ОАО «Уфахимпром» исполнительского сбора в сумме 11000000 руб., а именно направить в надлежащий территориальный орган Федерального казначейства по Республике Башкортостан соответствующий платежный документ на возврат ОАО «Уфахимпром» суммы 11000000 руб.

с участием в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 13.04.2009г. №50;

от ответчика: ФИО2, ведущий специалист – эксперт УФССП России по РБ, доверенность от 27.05.2009г. №02-58-99;

от третьего лица УФССП России по РБ: ФИО2, ведущий специалист – эксперт УФССП России по РБ, доверенность от 27.05.2009г. №02-58-99.

от ОАО «Уфанефтехим»: извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.

Информация о назначении судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан. Таким образом, все лица, участвующие в деле были извещены о дате судебного заседания публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети Интернет.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие ОАО «Уфанефтехим».

Открытое акционерное общество «Уфахимпром» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Специализированному отделу по исполнению отдельных исполнительных документов Управления ФССП России по Республике Башкортостан о признании незаконным бездействия по возврату должнику исполнительского сбора и обязании возврата исполнительского сбора в сумме 11 564 167,38 рублей, взысканного на основании постановления от 13.07.2007г. о возбуждении исполнительного производства № 68/4639/4201/7/2007.

Заявлением об уточнении заявленных требований от 17 июля 2009 года заявитель просил обязать Спецотдел по исполнению особых исполнительных документов УФССП по РБ принять меры по возврату ОАО «Уфахимпром» исполнительского сбора в сумме 11 000 000 рублей.

Заявлением об уточнении заявленных требований от 7 августа 2009 года заявитель заменил ответчика со Спецотдела по исполнению особых исполнительных документов УФССП по РБ на УФССП по РБ, уточнив заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ, просил признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по своевременному возврату исполнительского сбора в сумме 11 000 000 рублей по заявлению открытого акционерного общества «Уфахимпром» от 7 мая 2009 года, обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан принять меры по возврату открытому акционерному обществу «Уфахимпром» исполнительского сбора в сумме 11 000 000 рублей, а именно – направить в надлежащий территориальный органы Федерального казначейства по Республике Башкортостан соответствующий платежный документ на возврат открытому акционерному обществу «Уфахимпром» суммы 11 000 000 рублей.

Уточнения судом приняты. Дело рассмотрено с учетом уточненных требований.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал.

Представитель УФССП по РБ заявленные требования не признал, отзыв на уточненное заявление не представил.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 января 2006г. по делу №А07-53631/05-Г-ФЛВ по иску ОАО «Уфанефтехим» к ОАО «Уфахимпром» о взыскании денежных средств производство по делу было прекращено в связи с утверждением мирового соглашения по условиям которого ОАО «Уфахимпром» обязалось в течение двух дней погасить задолженность перед ОАО «Уфанефтехим».

По заявлению ОАО «Уфанефтехим» 1 февраля 2006 года Арбитражным судом Республики Башкортостан был выдан исполнительный лист №069152 на принудительное исполнение определения суда от 25 января 2006 года.

7 февраля 2006 года судебным приставом-исполнителем СО по ИОИД УФССП по РБ ФИО3 было возбуждено исполнительное производство по выполнению требований исполнительного листа №069152.

1 декабря 2006 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 35 622 485,37 рублей.

Заявлением от 9 июля 2007года взыскатель ОАО «Уфанефтехим» отозвало исполнительный лист №069152.

13 июля 2007г. судебный пристав-исполнитель вынес постановление о возбуждении исполнительного производства №68/4639/4201/7/2007 о взыскании с должника ОАО «Уфахимпром» исполнительского сбора в размере 35 622 485,37 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19 сентября 2007 года по делу А07-10728/2007-А-СИВ размер исполнительского сбора по исполнительному производству №68/4639/4201/7/2007, установленного в постановлении от 1 декабря 2006 года был уменьшен до 11 000 000 рублей.

Постановлением от 2 октября 2007 года о передаче арестованного по акту ареста имущества должника от 12.09.2007г. передано на реализацию недвижимое имущество ОАО «Уфахимпром» на сумму 20 166 000 рублей.

В рамках исполнительного производства по взысканию денежных средств с ОАО «Уфахимпром» в пользу ОАО «Уфанефтехим» взыскан исполнительский сбор в размере 11 000 000 рублей.

29 января 2008 года Специализированный отдел по ИОИД УФССП по РБ перечислил исполнительский сбор в размере 11 000 000 рублей в федеральный бюджет, что подтверждается соответствующими платежными поручениями (л.д. 83-94 т.1).

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2009 года по делу А07-53631/05-Г-ФЛВ определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 января 2006 года было отменено.

7 мая 2009 года ОАО «Уфахимпром» обратилось в СО по ИОИД Управления ФССП по РБ с заявлением о возврате исполнительского сбора в размере 11 564 167 рублей, в обоснование заявления указав вышеназванные фактические основания.

13 мая 2009 года руководитель СО по ИОИД Управления ФССП по РБ направил служебную записку (исх. № 3670) с докладом обстоятельств заявления ОАО «Уфахимпром» от 7 мая 2009 года в адрес Управления ФССП по РБ. Управлением ФССП по РБ вышеназванная служебная записка была получена 15 мая 2009 года (вх. № 41-12915/0920).

21 мая 2009 года ОАО «Уфахимпром» обратилось в УФССП по РБ с обращением, содержащим просьбу взять на контроль исполнение заявления от 7 мая 2009 года. К указанному обращению была приложена копия заявления от 7 мая 2009 года.

Управлением Федеральной службы судебных приставов обращения ОАО «Уфахимпром» и служебная записка руководителя СО по ИОИД УФССП по РБ были оставлены без исполнения, в указанный в заявлении срок возврат исполнительского сбора совершен не был, что послужило основанием для обращения акционерного общества «Уфахимпром» в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей лиц участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для признания бездействия незаконным необходимо одновременное наличие двух составляющих: 1) бездействие противоправного характера; 2) нарушение данным бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов юридических лиц.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Одна из мер защиты прав должника - возвращение ему исполнительского сбора в полном объеме. Основанием к этому служит исчерпывающий перечень обстоятельств, установленных частью 10 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», при наступлении которых исполнительский сбор должен быть полностью возвращен должнику, а именно в случаях отмены:

- судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

- исполнительного документа;

- постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Как усматривается из материалов дела, исполнительный лист Арбитражного суда Республики Башкортостан №069152 от 1 февраля 2006 года был выдан на основании Определения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25 января 2006 года по делу А07-53631/05-Г-ФЛВ, которое в свою очередь было отменено Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2009 года.

Порядок возврата исполнительского сбора должнику установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации № 550 от 21 июля 2008 года. Указанными правилами установлено, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ. Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор. В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств. К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта, подтверждающего отмену судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ.

Исследованное судом заявление ОАО «Уфахимпром» от 7 мая 2009 года, соответствует требованиям по его оформлению, указаны реквизиты расчетного счета должника, приложена заверенная надлежащим образом копия постановления суда кассационной инстанции, подписано надлежащим лицом.

В соответствии с пунктом 5 Порядка возврата исполнительского сбора возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа Федеральной службы судебных приставов) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства.

Судом установлено, что спорный исполнительский сбор был перечислен Специализированным отделом по исполнению отдельных исполнительных документов 29 января 2008 года. Следовательно, платежный документ в органы федерального казначейства должны быть представлен администратором доходов бюджета - соответствующим территориальным органом Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии с пп.8 пункта 6 Положения «О Федеральной службе судебных приставов», утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N1316 Федеральная служба судебных приставов России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

В соответствии с Приложением № 4 к ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» администратором доходов федерального бюджета по статье "исполнительский сбор" является Федеральная служба судебных приставов.

Пунктом 4 Положения «О Федеральной службе судебных приставов», утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

Приказом Минюста РФ от 9 апреля 2007 года № 69 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов. В соответствии с п. 1 указанного Положения территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, являющееся ответчиком по настоящему делу, входит в Перечень территориальных органов ФССП России (Приложение N 2 к Положению).

В соответствии с пп. 8 п. 6 Положения территориальный орган ФССП России осуществляет функции получателя и распорядителя средств федерального бюджета, выделяемых для финансирования деятельности территориального органа ФССП России, а также на реализацию возложенных на него функций.

Следовательно, ответчиком по настоящему делу правомерно является Управление ФССП по Республике Башкортостан.

Согласно пункту 4 Правил срок возврата исполнительского сбора не может превышать 30 дней с даты принятия заявления должника.

В соответствии со статьей 15 Закона «Об исполнительном производстве» сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Если законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

В рассматриваемом случае, исчисляя срок в соответствии с требованиями статьи 15 Закона, последним днем окончания срока возврата исполнительского сбора является 23 июня 2009 года.

Вместе с тем, ответчиком не опровергнуты требования заявителя в части не возврата исполнительского сбора. На момент вынесения судебного акта исполнительский сбор заявителю возвращен не был.

Разрешая вопросы о последствиях признания незаконным бездействия УФССП по РБ и способе устранения допущенных нарушений, суд исходит из того, что в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных и иных публичных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо указание на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде возврат исполнительского сбора осуществлен не был, Управление ФССП по Республике Башкортостан обязано направить в надлежащий территориальный орган Федерального казначейства по Республике Башкортостан соответствующий платежный документ на возврат открытому акционерному обществу «Уфахимпром» 11 000 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требований ОАО «Уфахимпром» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по своевременному возврату исполнительского сбора в сумме 11 000 000 рублей по заявлению открытого акционерного общества «Уфахимпром» от 7 мая 2009 года.

Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан принять меры по возврату открытому акционерному обществу «Уфахимпром» исполнительского сбора в сумме 11 000 000 рублей, а именно – направить в надлежащий территориальный орган Федерального казначейства по Республике Башкортостан соответствующий платежный документ на возврат открытому акционерному обществу «Уфахимпром» суммы 11 000 000 рублей.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Г.Ф. Ахметова