450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-13258/21
13 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 10.08.2021 года.
Полный текст решения изготовлен 13.08.2021 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:
судьи Азаматова А.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гумеровой Л.Ф.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Государственного казенного учреждения межрайонного центра занятости населения Зауралья (ОГРН <***>)
к ООО «Акташ» (ИНН <***>)
о взыскании суммы субсидии в размере 150 400 рублей,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 03.12.2020;
иные представители лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Государственное казенное учреждение межрайонного центра занятости населения Зауралья (далее – истец, ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ООО «Акташ» (далее – ответчик) о взыскании суммы субсидии в размере 150 400 рублей.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующее.
Согласно л. 1 ст. 13.1. Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон) в целях трудоустройства
незанятых инвалидов; обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости осуществляется сопровождение при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении. В п. 2 ст. 13.1. Закона указано, что для целей настоящего Закона под сопровождением при содействии занятости инвалида понимаются оказание индивидуальной
помощи тому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
Согласно п.7 ст. 15 Закона органы службы занятости в целях содействия занятости инвалидов осуществляют обмен сведениями с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также взаимодействие с работодателями по вопросам оборудования (оснащения) рабочих мест для работы инвалидов.
В ст. 24.1 Закона описаны особенности организации содействия занятости инвалидов:
1. При осуществлении содействия занятости инвалидов органами службы занятости совместно с работодателями обеспечиваются:
1) индивидуальный подход;
2) мониторинг трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
2. После получения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, из федерального учреждения медико-социальной экспертизы выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, содержащей рекомендации о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности инвалида, и другой необходимой информации, в том числе о наличии согласия незанятого инвалида на проведение консультаций по содействию его занятости, орган службы занятости:
1) анализирует базу вакансий и проводит необходимые консультации с работодателям и щ я подбора предложений по трудоустройству незанятого инвалида;
2) осуществляет консультации с незанятым инвалидом в целях
информирования об имеющихся возможностях по его трудоустройству;
3) организует взаимодействие незанятого инвалида с работодателем;
4) организует сопровождение при содействии занятости инвалида с учетом содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида рекомендаций о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности:
5) оказывает работодателю методическую помощь по осуществлению сопровождения при содействии занятости инвалида;
6) направляет в соответствии со статьей 23 настоящего Закона инвалида, признанного безработным, для прохождения профессионального обучения и (или) получения дополнительного профессионального образования.
ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья заключил в 2018 г. с ООО Акташ три договора о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов.
Истец указывает, что согласно договору №4 от 23.06.2018г. было организовано рабочее место механика по ремонту оборудования, принят на работу ФИО2, рабочее место сохранено, претензий по данному договору ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья не имеет.
Исковые требования мотивированы существенным нарушением ответчиком обязательств по исполнению договоров №7 от 10.10.2018 и №11 от 29.11.2018 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов, что послужило основанием для предъявления требования о возврате затрат по оборудованию рабочего места для гражданина.
10.10.2018 между ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья и ООО «Акташ» заключен Договор N 7 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов.
Предметом договора является предоставление ООО «Акташ» субсидии на возмещение затрат работодателя, связанных с применением труда инвалидов, в целях реализации работодателем следующего мероприятия: организация рабочего места на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.10.2017 N 481 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из Бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением груда инвалидов» (п. 1.1 Договора № 7 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов от 10.10.2018).
В соответствии с п. 1.1 вышеуказанного Договора ООО «Акташ» обязалось приобрести, смонтировать и установить оборудование для оснащения одного рабочего места для трудоустройства 1 незанятого инвалида, ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья (центр занятости) обязался предоставить субсидию в размере 150 400 рублей, в соответствии с п.2.1, договора.
30.10.2018 было заключено дополнительное соглашение №1 от 30.10.2018 к договору №7 от 10.10.18 об уменьшении размера субсидии до 75200,0 руб.
На основании платежного поручения № 225116 от 07.11.2018 года ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья перечислил ответчику оговоренную в договоре сумму денежных средств, которая составила 75 200,0 рублей.
Согласно пункту 3.4. договора ООО «Акташ» выражает согласие на осуществление центром занятости, Министерством семьи, труда и социальной зашиты населения РБ и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Обязанности субъектов договорных отношений регламентируются разделом 4 договора. В соответствии с Разделом 4 Договора Работодатель обязуется:
- представлять соответствии с п. 4.3.1. договора в Центр для получения субсидии документы, установленные пунктом 3.1.2. настоящего договора;
- с соответствии с п. 4.3.5. договора, в случае получения от центра занятости, Министерства требования в соответствии с 4.1.7. настоящего договора: устранять факты нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидий в сроки, определенные, в указанном требовании; возвращать в бюджет РБ субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании;
- с соответствии с п. 4.3.8. договора, в случае расторжения трудового договора с работником-инвалидом до истечения 24 месячного срока со дня получения субсидии работодатель обязан в течение 5 рабочих дней уведомить центр занятости о вакансии и принять на освободившееся рабочее место другого незанятого инвалида по направлению центра занятости.
Расчет предполагаемых затрат на организацию рабочего места для трудоустройства инвалида представлен в пояснительной записке к заявлению на предоставление субсидии. На основании документов, подтверждающих целевое использование субсидии, на организацию рабочего места для трудоустройства инвалида (разнорабочего) предоставлены договор поставки №3 от 10.10.2018 на приобретение станка фуговального у ФИО3 и платежное поручение №20 от 10.10.2018.
01.11.2018 между ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья и ООО «Акташ» был подписан акт о сохранении за инвалидом рабочего места №1, согласно которому нарушений условий Договора не выявлено. Работодателем ООО Акташ создано 1 оборудованное рабочее место, принят 1 незанятый инвалид - ФИО4 с 01.11.2018, трудовой договор с которым был расторгнут 17.12.2019, по инициативе работника. От заместителя директора ФИО5 получено письмо о выдаче банковских реквизитов для возврата субсидии, однако субсидия до настоящего времени не возвращена.
21.02.2020 было возбуждено уголовное дело дознавателем ОД ОМВД РФ по г. Сибаю майором полиции ФИО6 по признакам преступления, предусмотренного ст. 159.2. ч.1 УК РФ, 11.04.2020 получено постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления.
Соответственно ответчик нарушил условия договора №7 от 10.10.2018 п.4.3.8., т.к. в случае расторжения трудового договора с работником-инвалидом до истечения 24 месячного срока со дня получения субсидии работодатель обязан в течение 5 рабочих дней уведомить центр занятости о вакансии и принять на освободившееся рабочее место другого незанятого инвалида по направлению центра занятости.
На основании пункта 4.1.7. договора, в случае установления центром занятости, Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения работодателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии в соответствии с настоящим договором, недостоверных сведений, направлять работодателю (ООО «Акташ») требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет РБ в размере и в сроки, определенные в указанном требовании, а работодатель в соответствии с п. 4.3.5 2. возвращать в бюджет РБ субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Согласно п.4.1.11. договора ответчику необходимо сохранить рабочее место для инвалида в течение 24 месяцев со дня перечисления субсидии работодателю, срок организации рабочего места для инвалида оговорен так же в приложении №2 к договору о предоставлении субсидии №7 от 10 октября 2018 с 10.10.2018 по 09.10.2020.
29.11.2018 между ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья и ООО «Акташ» заключен Договор №11 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов.
Предметом договора является предоставление ООО Акташ субсидии на возмещение затрат работодателя, связанных с применением труда инвалидов, в целях реализации работодателем следующего мероприятия: организация рабочего места на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.10.2017 N 481 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из Бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов» (п. 1.1 Договора №11 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов от 29.11.2018г.).
В соответствии с п. 1.1 вышеуказанного Договора ООО «Акташ» обязалось приобрести, смонтировать и установить оборудование для оснащения одного рабочего места для трудоустройства 1 незанятого инвалида, ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья (центр занятости) обязался предоставить субсидию в размере 75 200 рублей, в соответствии с п.2.1, договора.
На основании платежного поручения № 251569 от 06.12.2018 года ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья перечислил ответчику оговоренную в договоре сумму денежных средств, которая составила 75 200,0 рублей.
Согласно пункту 3.4. договора ООО Акташ выражает согласие на осуществление центром занятости, Министерством семьи, труда и социальной защиты населения РБ и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Обязанности субъектов договорных отношений регламентируются разделом 4 договора. В соответствии с разделом 4 Договора работодатель обязуется:
- представлять в соответствии с п. 4.3.1. договора в Центр для получения субсидии документы, установленные пунктом 3.1.2. настоящего договора;
- в с соответствии с п. 4.3.5. договора, в случае получения от центра занятости. Министерства требования в соответствии с 4.1.7. настоящего договора: устранять факты нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидий в сроки, определенные в указанном требовании; возвращать в бюджет РБ субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании;
- с соответствии с п. 4.3.8. договора, в случае расторжения трудового договора с работником-инвалидом до истечения 24 месячного срока со дня получения субсидии работодатель обязан в течение 5 рабочих дней уведомить центр занятости о вакансии и принять на освободившееся рабочее место другого незанятого инвалида по направлению центра занятости.
Расчет предполагаемых затрат на организацию рабочего места для трудоустройства инвалида представлен в пояснительной записке к заявлению на предоставление субсидии. На основании документов, подтверждающих целевое использование субсидии, на организацию рабочего места для трудоустройства инвалида предоставлены документы на приобретение ответчиком компрессора, станка отрезного, станка сверлильного.
04.12.2018 между ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья и ООО Акташ был подписан акт о сохранении за инвалидом рабочего места №1, согласно которому нарушений условий Договора не выявлено. Работодателем ООО «Акташ» создано 1 оборудованное рабочее место, принят разнорабочим 1 незанятый инвалид - ФИО7 с 04.12.2018г., трудовой договор с которым был расторгнут 10.03.2020г., по инициативе работника, чем ответчик нарушил условия договора №11 от 29.11.2018г. п.4.3.8., т.к. в случае расторжения трудового договора с работником-инвалидом до истечения 24 месячного срока со дня получения субсидии работодатель обязан в течение 5 рабочих дней уведомить центр занятости о вакансии и принять на освободившееся рабочее место другого незанятого инвалида по направлению центра занятости. По результатам протокола переговоров от 30.04.2020,13.01.2021 заместитель директора ФИО5 обязался добровольно произвести возврат субсидии, однако по настоящее время возврат субсидии не осуществлен.
На основании пункта 4.1.7. договора, в случае установления центром занятости, Министерством или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте нарушения работодателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии в соответствии с настоящим договором, недостоверных сведений, направлять работодателю (ООО Акташ) требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет РБ в размере и в сроки, определенные в указанном требовании, а работодатель в соответствии с п. 4.3.5.2. возвращать в бюджет РБ субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Согласно п. 4.1.11. договора ответчику необходимо сохранить рабочее место для инвалида в течение 24 месяцев со дня перечисления субсидии работодателю, срок организации рабочего места для инвалида оговорен так же в приложении №2 к договору о предоставлении субсидии №11 от 29 ноября 2018 с 29.11.2018 по 28.11.2020 г.
Соответственно, положениями вышеуказанных договоров установлено, что работодатель обязан сохранять оснащенное место не менее 24 месяцев и обеспечивать занятость на этих местах. Таким образом, работодатель обязан обеспечить сохранение оборудованных (оснащенных) рабочих мест для таких работников на протяжении установленного договором срока, но и занятость инвалидов.
ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья направило требования в адрес ООО «Акташ» о необходимости возврата выделенных бюджетных средств от 30.03.2021, 22.04.2020.
Данные требования остались без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья в суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Отношения по предоставлению субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга регулируются указанным кодексом.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подп. 3 п. 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
В силу подп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Частью 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
На основании положений ст. 34 и 38 названного Кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств. Согласно пункту 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерация, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе, порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления субсидий из бюджета РБ юридическим лицом, индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с применением труда инвалидов утвержден постановлением Правительства РБ от 23.10.17 №481 (далее Порядок №481) устанавливает процедуру предоставления субсидий из бюджета РБ в рамках мероприятия по содействию в трудоустройстве незанятым инвалидам государственной программы "Регулирование рынка труда и содействие занятости населения в Республике Башкортостан", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 года N 677.
Пунктом 1.2 указанного Порядка №481 установлено, что субсидии предоставляются работодателям в целях возмещения затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, на:
а) организацию (оснащение или оборудование) рабочего места с учетом профессии (специальности) и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (степени инвалидности и утраты трудоспособности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса), в том числе на создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалида к рабочему месту;
б) адаптацию инвалида на рабочем месте (наставничество), которая предполагает закрепление за инвалидом наставника высококвалифицированного специалиста или опытного работника, у которого инвалид может получить совет, профессиональную консультацию и помощь.
Пунктом 2.8 Порядка №481 предусмотрено, что в случае принятия центром занятости решения о предоставлении субсидии в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения между центром занятости и работодателем заключается договор согласно Типовой форме договора, в котором предусматриваются:
а) цели, условия, размер и порядок предоставления субсидии;
б) сроки перечисления субсидии;
в) обязанность работодателя по сохранению рабочего места для инвалида не менее 2 лет со дня получения субсидии;
г) целевой показатель результативности использования субсидии, указанный по форме согласно приложению N 2 к Типовой форме договора;
д) согласие работодателя на осуществление Министерством, органами государственного финансового контроля и центром занятости проверок соблюдения работодателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, которые установлены настоящим Порядком и договором о предоставлении субсидии;
е) порядок, формы и сроки представления работодателем в центр занятости отчетности, в том числе о достижении планового значения целевого показателя результативности использования субсидии;
ж) иные положения.
Пунктом 4.3. Порядка №481 предусмотрено, что в случаях нарушений работодателем порядка, целей и условий использования субсидии, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидии, которые выявлены по результатам проверок Министерства, органов государственного финансового контроля и центров занятости (далее - нарушения), возврат субсидии осуществляется в следующем порядке.
Министерство или центр занятости в течение 7 рабочих дней со дня выявления нарушений направляет работодателю письменное требование о необходимости возврата выделенных бюджетных средств (с указанием суммы средств, подлежащих возврату, основания возврата и реквизитов счета, на который необходимо перечислить средства: возврат субсидии прошлых лет осуществляется на лицевой счет Министерства, возврат субсидии текущего финансового года - на лицевой счет центра занятости). Получатель субсидии в течение 14 календарных дней со дня получения письменного требования обязан перечислить на соответствующий лицевой счет Министерства или центра занятости указанную сумму средств.
При отказе от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Пунктом 4.6. Порядка №481 предусмотрено, что контроль за сохранением рабочего места для инвалида осуществляет центр занятости в течение 24 месяцев со дня перечисления центром занятости работодателю субсидии на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка, на расчетный счет работодателя, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации. Центр занятости ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в течение календарного года проводит осмотр рабочего места с опросом трудоустроенного инвалида и составляет акт о сохранении за инвалидом его рабочего места.
В пункте 4.7 Порядка №481 прописано, что в случае расторжения трудового договора с работником-инвалидом до истечения 24-месячного срока со дня получения субсидии работодатель обязан в течение 5 рабочих дней уведомить центр занятости о вакансии и принять на освободившееся рабочее место другого незанятого инвалида по направлению центра занятости.
Вместе с тем, предоставление в органы службы занятости населения сведений о потребности в работниках, в том числе и на созданные за счет средств субсидии дополнительные рабочие места, не является подтверждением целевого использования субсидии. Целью предоставления рассматриваемой субсидии является создание лицом, дополнительных рабочих мест для трудоустройства граждан (инвалидов), признанных в установленном порядке безработными, и обеспечение их работой в течение не менее 24 месяцев. Таким образом, само по себе обеспечение ответчиком потенциальной возможности трудоустройства безработных граждан на созданные рабочие места не является результатом, на достижение которого направлена государственная поддержка.
Соответственно, положениями вышеуказанных договоров установлено, что работодатель обязан сохранять оснащенное место не менее 24 месяцев и обеспечивать занятость на этих местах. Таким образом, работодатель обязан обеспечить сохранение оборудованных (оснащенных) рабочих мест для таких работников на протяжении установленного договором срока, но и занятость инвалидов.
С целью подтверждения факта отсутствия трудоустройства инвалидов на два субсидированных рабочих места в ООО Акташ, был направлен запрос в ПФР о предоставлении сведений, на каких застрахованных лиц были предоставлены сведения ООО Акташ (ИНН <***>) в ПРФ по форме СЗВ-М (ежемесячно) в период с 01.11.2018г. по 28.11.2020г. и СЗВ-стаж за 2018-2020г. Ответ от ПФР не получен.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По правилам части 1 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Договора № 7 от 10.10.2018 и №11 от 29.11.2018 о предоставлении субсидии, заключенные сторонами, являются по своей правовой природе гражданско-правовой сделкой, заключенной в рамках бюджетного законодательства.
Согласно п. 4. 1.11 договоров ответчику необходимо сохранить рабочее вместо для инвалида в течение 24 месяцев со дня перечисления субсидии работодателю, срок организации рабочего места для инвалида оговорен так же в приложении №2 к договору о предоставлении субсидии №7 от 10 октября 2018 с 10.10.2018 по 09.10.2020 г., приложении №2 к договору о предоставлении субсидии №11 от 29 ноября 2018 с 29.11.2018 по 28.11.2020.
Соответственно, положениями вышеуказанных договоров установлено, что работодатель обязан сохранять оснащенное место не менее 24 месяцев и обеспечивать занятость на этих местах. Таким образом, работодатель обязан обеспечить сохранение оборудованных (оснащенных) рабочих мест для таких работников на протяжении установленного договором срока, но и занятость инвалидов.
При отказе от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Согласно приказу о прекращении (расторжении) трудового договора от 17.12.2019 с ФИО4 расторгнут трудовой договор. С 10.03.2020 расторгнут трудовой договор с ФИО7
Таким образом, ООО «Акташ» созданные рабочие места для инвалидов не были сохранены в течение 24 месяцев, после расторжения трудовых договоров с ФИО4, ФИО7 не были приняты другие незанятые инвалиды.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере 150400 руб.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л :
Требования Государственного казенного учреждения межрайонного центра занятости населения Зауралья (ОГРН <***>) удовлетворить.
Взыскать с ООО «Акташ» (ИНН <***>) в пользу Государственного казенного учреждения межрайонного центра занятости населения Зауралья (ОГРН <***>) сумму субсидий в размере 150 400 руб.
Взыскать с ООО «Акташ» (ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 512 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru .
Судья А.Д. Азаматов